Урок русского языка в 3 классе по теме "Изменение имён существительных по падежам"
план-конспект урока по русскому языку (3 класс)

Мушкет Ирина Владимировна

Урок открытия нового знания

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tehnologicheskaya_karta_uroka_russkogo_3_klass.docx41.26 КБ

Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока русского языка 3 класс.

Учитель Мушкет И.В.

Тема: Изменение имён существительных по падежам.

Тип: Открытие нового знания

Задачи: Совершенствовать знания об особенностях имени существительного; распознавать и правильно употреблять имена существительные  в речи; изменять имена существительные по падежам, запоминать названия падежей; определять падеж имён существительных; анализировать таблицу «Склонение имён существительных» по вопросам учебника; работать с памяткой «Как определить падеж имени существительного».

ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

Предметные:

- развитие орфографической зоркости;

- обогащение словарного запаса  учащихся  путём использования в речи пословиц;

-развитие речи, умения сравнивать и анализировать.

Метапредметные:

Регулятивные УУД: определять и формулировать цель деятельности на уроке; формулировать учебные задачи; учить планировать свою деятельность на уроке; высказывать свое предположение на основе учебного материала; отличать верно выполненное задание от неверного; осуществлять самоконтроль; совместно с учителем и одноклассниками давать оценку своей деятельности на уроке.

Познавательные УУД: ориентироваться в учебнике, тетради; находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях, используя свой жизненный опыт; развивать умение самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель; строить речевое высказывание в устной форме; выдвигать гипотезу; проводить сравнение и классификацию слов; устанавливать причинно-следственные связи; делать обобщение; искать и выделять необходимую информацию;  моделировать информацию; уметь определять уровень усвоения учебного материала.

 

Коммуникативные УУД: слушать и понимать речь других; формировать умения договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности; учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве; уметь с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли; владеть  диалогической формой речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка.

Личностные УУД:

формировать внутреннюю позицию школьника на уровне положительного отношения к учебе; устанавливать связь между целью учебной деятельности и ее мотивом; оценивать  усваиваемое содержание учебного материала (исходя из личностных ценностей); определять общие для всех правила поведения; определять правила работы в парах, в группах; устанавливать связь между целью деятельности и ее результатом.

Метапредметные связи: литературное чтение

Ресурсы урока: презентация на доске

ХОД УРОКА

Содержание деятельности учителя

Содержание деятельности обучающихся

АКТУАЛИЗАЦИЯ НЕОБХОДИМЫХ ЗНАНИЙ

Учитель  задает вопросы, предлагает задания (для минутки чистописания)

На доске слова:

 отбойный, фонтан, привезти, тема, лето

-Прочитайте слова. Определите букву, которую мы будем писать на минутке чистописания. Она обозначает парный глухой твёрдый согласный звук, встречающийся в данных словах один раз. Какая это буква? В каком слове находится?

- Согласную ф мы напишем с двумя гласными. Первую гласную букву вы найдёте в приставке имени прилагательного. Какая это буква?

- Вторая буква является безударной гласной в корне глагола. Какая это буква?

- Объясните орфограмму.

- Определите порядок следования букв в этом ряду:

фое фоое фооее фоооее фоооеее …

- Напишите этот ряд букв, в предложенной последовательности, до конца строки.

Учащиеся читают слова.

Отвечают на поставленные вопросы.

-

 Сегодня мы будем писать букву ф. Она обозначает парный глухой твёрдый согласный звук [ ф ], встречающийся в данных словах один раз. Звук находится в слове фонтан.

- Это буква о. Она находится в приставке от- прилагательного отбойный.

- Это буква е. Она является безударной гласной в корне - вез- глагола привезти.

Записывают в тетради соединения букв, объясняют соединения.

Учитель предлагает составить новое словарное слово. (телефон)

-Соедините первые слоги имён существительных, использованных на минутке чистописания, в следующем порядке: существительное женского рода, существительное среднего рода, существительное мужского рода. Запишите получившееся слово.

- Объясните значение данного слова.

Учитель выясняет, что известно детям о создании телефона,  и подводит итог.

(Американскому учёному Александру Беллу удалось сделать устройство для разговора на расстоянии. В 1876 году он изобрёл первый телефон для практического использования.)

Учитель предлагает составить  и записать словосочетание со словом телефон,  предложение.

Предлагает назвать грамматические признаки существительного телефон.

Записывают в тетради слово телефон, отмечают орфограмму.

Отмечают особенность написания.

 -Телефон – аппарат , который используется для разговора людей на расстоянии.

Ученики читают получившиеся словосочетания и предложения.

Ученики отвечают на поставленный вопрос.

- Существительное нарицательное, неодушевлённое, мужского рода, единственного числа.

 

МОТИВАЦИЯ К ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Учитель предлагает сформулировать тему урока.

Учитель предлагает прочитать предложения, записанные на доске.

Друг - это человек, который всегда придёт на помощь  .

Друга  я никогда не забуду.  Другу   доверю любую тайну. Я уважаю своего друга.   Своим другом   я горжусь.   Многие  ребята  мечтают   о  таком  друге.

Учитель предлагает выписать из каждого предложения слово «друг» с вопросом , на который оно отвечает, выделить окончание.

 Учитель предлагает  определить, что менялось в существительном друг.  

 - Почему менялись окончания в существительном? 

Учитель предлагает открыть учебник на стр. 36 и прочитав правило, продолжить предложение, записанное на доске:

Изменение существительных по вопросам называется …

Учитель предлагает просклонять существительное ТЕЛЕФОН ( запись осуществляется справа от склоняемого слова ДРУГ)

Учащиеся предполагают, что тема урока связана с именем существительным и его грамматическими признаками.

Учащиеся читают предложения.

Ученики выполняют упражнение с   комментированием.

Определяют, что изменялось окончание.

- В существительном друг менялись окончания, так как менялись вопросы, которые мы к нему задавали.

Ответы учеников.

ФИЗМИНУТКА

ОРГАНИЗАЦИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Учитель:

-  В русском языке шесть падежей.  Каждый падеж имеет своё название и вопросы. Сейчас я буду называть падежи, а вы – вопросы к ним (учитель произносит и пишет название падежей, дети устно называют вопросы к ним)  

Учитель сообщает стихотворения- запоминалки. (Имя родители дали,  Винни  топтыжку прозвали).

Учитель предлагает рассмотреть таблицу на стр. 37 учебника и

 ответить на вопросы.

Ответы учащихся на поставленные вопросы.

Учитель предлагает прочитать предложения, записанные на карточках, вставить пропущенные буквы.

Пронумеровать их в порядке следования падежей при склонении, ориентируясь на слово вода

М…рская в…да моет бере….

За в…дой мы х…дили всей сем...ёй.

У   в…ды    росла ива.

Леб…д…  …пустился на  воду.

К    в…де    б…жали      утята.

К…р…си   пл…скалис…   в   в…де.

Синтаксический разбор первого предложения.

Ученики читают предложения, вставляют пропущенные орфограммы, распределяют предложения в порядке следования падежей.

Ответы учеников, объяснение орфограмм по цепочке.

Запись предложения  в тетрадь, один ученик работает на доске.

Учитель предлагает посмотреть на экран и, прочитав словосочетания, исключить в каждой строке лишнее, ответ обосновать.

Плывут      по    небу,    гуляли   в   роще,    кр…снели   в     тр…ве;

вып…лзли из ул…я,    вырос под б…рёзой,    с…ёж…лся от страха;

налил ч…ю,    принёс к…тёнка, л…жал на печке.

Перед записью учитель предлагает обосновать выбор орфограммы. Устно сгруппировать слова с пропущенными буквами по орфограммам.

Учащиеся смотрят на экран, читают словосочетания,  определяют общий грамматический признак, исключают лишнее.

Запись словосочетаний в тетрадь.

.

Учитель предлагает выполнить задание на карточках: прочитать задание и записать предложения, ориентируясь на таблицу, вставив нужные буквы.

Солью зап(а, о)сались на случай бедствий и ею расплачивались вместо денег.

Многие века соль была источником обогащения т(а,о)рговцев и предпринимателей.

Отсюда н(а,о)родная примета – ра(сс, с)ыпал соль – к ссоре.

К соли всегда отн(а,о)сились уважительно, экономно.

Существительное СОЛЬ

И.п.

Д.п.

В.п.

Т.п.

1

+

2

+

3

+

4

+

_ Что получили? Докажите, что это текст. Тип текста. Придумайте заголовок.

Запись текста в тетрадь.

Проверка.

Ответы учеников.

ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ

Учитель, задает вопросы и предлагает подвести итоги урока.

Учащиеся подводят итоги работы на уроке.

ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ

Учитель задает домашнее задание по выбору упр. 67 стр. 38 или составить предложения с одним существительным, используя все падежи.

Учащиеся записывают домашнее задание в дневник.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок русского языка на тему: «Первое склонение имён существительных. Именительный и винительный падежи», 3 класс

Работа на уроке проводилась в группах.Основные цели урока:1) формировать умение определять именительный и винительный падежи по окончаниям и предлогам.2) тренировать умения определять падеж и склонени...

Тест по русскому языку 4 класс тема: "Изменение имён существительных по падежам"

Вспомогательный материал для закрепления темы "Изменение имён существительных по падежам"...

Технологическая карта урока русского языка 4 класс. Падежные окончания имён существительных 1 склонения.

Предлагаю Вам технологическую карту урока русского языка по теме "Падежные окончания имён существительных 1 склонения"....

Урок русского языка ,3 класс Тема: Правописание имён существительных с шипящими на конце.

Совершенствовать умение различать род имён существительных. Формировать навык правописания существительных с шипящими на  конце,подбирать проверочные слова.Развивать мышление и диалогическую речь...

Разработка урока по русскому языку 4 класс " Правописание окончаний имён существительных в творительном падеже"

Урок изучения нового материала. Он знакомет учащихся с правописанием безударных падежных окончаний имен существительных в творительном падеже, способствует развитию умения применять правило при написа...

Технологическая карта открытого урока русского языка 4 класс. Тема "Склонение имён существительных множественного числа"

Окрытый урок по русскому языку 4 класс УМК "Школа России" Тема урока: "Склонение имён существительных множественного числа"Технологическая карта урокаПриложение к уроку...

Презентация- нетрадиционная форма контроля. К уроку русского языка 4 класс. Тема: "Склонение имён существительных"

Одним из важнейших элементов занятия является контроль знаний, умений и навыков. С его помощью устанавливается обратная связь, с легкостью можно пронаблюдать за уровнем усвоения материала.Следует отме...