Конспект урока "Удвоенные согласные в корне слова" для 3 класса
план-конспект урока по русскому языку (3 класс)

Урок  открытия новых знаний  направлен  на формирование  умения  обозначать  на  письме  удвоенные

согласные звуки буквами и  уметь  их  переносить.  В сотрудничестве с учителем  ученики  строят  новые 

учебные  задачи,  развиваются их  коммуникативные навыки  через  работу  в парах,  группах.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon lyakisheva_urok_na_attestatsiyu.doc60 КБ

Предварительный просмотр:

                              Конспект урока по русскому  языку  в 3  классе.

                      Учебник Л.Ф. Климанова, Т.В. Бабушкина « Русский язык» 3 класс,  часть 1.

                                                                                                     Учитель Лякишева Татьяна Ивановна

                                                                                      МБОУ СОШ №12 им.Героя Советского Союза

                                                                                                    И.Н.Машкарина г.Орла                                                                                                                                    

Тема урока:   Удвоенные  согласные  в корне слова.

Тип урока: открытие новых знаний

Цель урока: формирование умения обозначать на письме удвоенные  согласные звуки буквами, переносить слова с удвоенными согласными.

Задачи: 

  • Образовательные:
  • познакомить учащихся с произношением и написанием наиболее часто употребляемых слов с удвоенными буквами; познакомить с происхождением слов;
  • способствовать развитию фонематического слуха (умению выделять слова с двойными согласными в корне  в тексте), обогащению словарного запаса детей словами с удвоенными согласными, учить точному употреблению слов в зависимости от их лексического значения.
  • Развивающие:
  • развивать память, внимание, мышление, наблюдательность, умение делать выводы и обобщать;
  • развивать коммуникативные навыки через работу в парах и  группах, оценку и самооценку деятельности.
  • Воспитательные:
  • воспитывать интерес к русскому языку, потребность пользоваться языковым богатством;
  • совершенствовать умение слушать и слышать, работая в группах, воспитывать взаимопонимание и взаимопомощь.

     Оборудование: интерактивная доска, компьютер, презентация, электронное приложение к учебнику    «Русский язык».

Планируемые результаты (предметные)

Проявляют позитивное отношение к правильной устной и письменной речи как показателю общей культуры; знают признаки орфограммы «Удвоенные согласные в корне».

Личностные результаты        

Имеют целостный, социально ориентированный взгляд на мир в его органичном единстве и разнообразии природы; проявляют интерес к познанию русского языка.

Универсальные учебные действия (метапредметные)      

Познавательные: находят языковые примеры для иллюстрации изучаемых языковых понятий; осуществляют анализ, сопоставление, классификацию, обобщение языкового материала по самостоятельно выделенным основаниям; строят несложные рассуждения, устанавливают причинно-следственные связи, делают выводы, формулируют их, самостоятельно находят в учебнике необходимую информацию и используют ее для выполнения учебных заданий.

Регулятивные: принимают и сохраняют цель и учебную задачу, в сотрудничестве с учителем строят новые учебные задачи; планируют, контролируют и оценивают учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации; определяют наиболее эффективные способы достижения результата.

Коммуникативные: участвуют в диалоге, общей беседе; ориентируются на позицию партнера в общении и взаимодействии.

                                                                       ХОД УРОКА

1. Организационный момент.  Эмоциональный настрой на урок.  (Слайд )

Проверь, дружок,  Готов ли ты начать урок?

Все на месте, все в порядке:   Книжки, ручки и тетрадки?

2.Актуализация знаний.

Найдите слова с орфограммой-буквой согласного в корне слова.                                                                            ( книжки, тетрадки)                                                                                                                                                     Можно проверить написание этих букв? ( подобрать проверочные слова)                                                      

3.Изучение нового материала                                                                                                                             

 Я загадаю вам загадки, а вы напишите на листочках те буквы, которые надо запомнить в словах-отгадках.

          1. Где доска и парты есть,

              Чтоб всем детям сразу сесть?

              Это в школе есть у нас,

              Это наш просторный...(класс)

           2.Простудился я вчера,

              Голова болит с утра,

              Я закашлялся, охрип.                                                                                                                                

              У меня, наверно,...(грипп)

           3.Вдоль дороги по бокам

              Липы, клены тут и там.

              Всем идти здесь веселее.

              Этот путь зовут...(аллея)

           4.Как называется шестой день недели?   ( суббота)

           5.Как называется результат при сложении?  ( сумма)

            Какие буквы вы записали? Поднимите ваши листочки.  ( сс, пп, лл, бб, мм)

           - Можно ли сказать, что это слоги? ( нет)

           - Запишите эти буквосочетания в алфавитном порядке, соблюдая высоту букв и наклон.                          ( бб,  лл,  мм,  пп,  сс )      (слайд)

         -Что объединяет эти слова- отгадки?       (Удвоенные согласные)

         -Сформулируйте тему нашего урока. О каких орфограммах мы будем говорить на уроке? (слайд)

( О правописании слов с удвоенными согласными)

     Что значит, удвоенные? ( две буквы рядом)

Постановка учебной задачи.

    -Какую поставим цель урока?

  • Научиться грамотно писать слова с удвоенными согласными.

    На доске появляется тема урока   (слайд)

-   А для достижения цели, какие задачи поставим?

  • Можно ли проверить написание удвоенных согласных в слове.
  • Как переносить слова с удвоенной согласной.

  • Прочитайте слова. Спишите. Подчеркните удвоенные согласные.

Класс,

ванна,

аллея,

  • Анна, ссора, Инна, сумма, шоссе, Филипп, Алла, касса, группа, телеграмма
  • Какие слова написали с заглавной буквы? Почему?

  • Вспомните, какие орфограммы корня мы знаем.  ( безударная гласная, парная согласная,
  • непроизносимая согласная).
  • Есть ли правило правописания безударной гласной в корне слова? ( Нужно изменить слово так, чтобы она была под ударением). Например,..
  • О правописании парной согласной? ( изменить слово так, чтобы за ней был гласный звук). Например,...
  • О непроизносимой согласной? ( изменить слово так, чтобы непроизносимый согласный слышался отчетливо). Например,...

            Проблемный вопрос:

  • В какой части слова находится удвоенная согласная? ( мнения детей)

Давай те проверим. К словам  класс, ванна, аллея подберите родственные слова и допишите на первых трех строчках в тетради

Класс,  классный,   ванна,  ванная аллея,  аллейка    

Разберите по составу родственные слова. Какой вывод сделаем?

(Удвоенная  согласная пишется в корне слова)         ( слайд))

Мы должны решить еще одну учебную задачу: (  Можно ли проверить написание удвоенной согласной в корне слова?)

-(Варианты  ответов: 1. Можно. Согласные произносятся долго. 2. Нельзя. Их нужно запомнить  или  посмотреть в словарике).

Давайте проверим ваше мнение с мнением автора нашего учебника.

Сформулируйте вывод:

( Написание слова с удвоенной согласной надо запомнить или посмотреть в словарь).

Это — орфограмма, ее надо запомнить.

   Классификация слов

– Распредели слова по группам  (CЛАЙД )

– На какие группы мы можем классифицировать слова с удвоенными согласными? (CЛАЙД ) (Варианты ответов детей)

Колонна                                                 теннис
Касса                                                       класс
Телеграмма                                             килограмм

Сделайте вывод. первой группе можно отнести слова, в которых произносится долгий согласный звук, а ко второй  — слова, в которых не произносится долгий согласный звук,  т.  е.  он произносится быстро и без затруднений,.

– А какие цели мы должны перед собой поставить? (Учиться писать слова с двойными согласными в корне слова, учиться видеть их в тексте).

 4. Физминутка.

 5.  Происхождение слов (Слайд)

    Действительно, не все слова захотели быть с долгими согласными. Поэтому таких слов не так уж много в русском языке и большинство из них  пришли  из других языков.

– А знаете ли вы, что почти все слова с удвоенными согласными — это ИНОСТРАНЦЫ? У себя на родине они писались с двойными согласными, наверное, поэтому им и оставили двойные согласные, как связь с родиной. В результате общения народов мира, люди делятся не только достижениями науки, культуры, но и заимствуют слова.

     Из английского языка большое количество слов, связанных с развитием общественной жизни, техники, спорта и т.д., вошло в XX в..  Например:

     хоккей, тоннель, кроссворд, кросс, экспресс, троллейбус, триллер и др.

          Из  французского языка пришли слова из военной лексики, искусства и т.д.: артиллерия, режиссер, массаж, миллион, миллионер,  аккордеон, пассажир.

     Слова итальянского происхождения: граффити, пицца, каравелла.

     Слова  из греческого языка начали проникать научные термины: грамматика, программа. Некоторые греческие слова попали в русский язык через другие языки (например, французский).

          К  немецким относятся  слова:  труппа, группа.

    Узнать о происхождении слов можно, обратившись к специальному словарю, который так и называется «Словарь иностранных слов» (показать).

VI. «Выведение правила переноса слов»

– Мы записываем слова, но у некоторых они могут не уместиться на одной строчке. Надо знать правило переноса слов с двойными согласными.

– Давайте в группах попробуем сами вынести правило переноса слов с удвоенными согласными с одной строки на другую  

При переносе двойные согласные разделяй!          

При переносе слов с двойными согласными одну букву оставляют на строке, а другую переносят (шос-се).  (Слайд)

VII. Работа по учебнику.    Упражнение

5. Игра « Назови слова».

  Класс делится на 3 команды. 1 команда получает задание: назвать литературных героев, в именах которых есть удвоенная согласная буква.

Уч-ся. Муми - тролль (Туве Янссон), хоббит Бильбо Беггинс ( Дж.Р.Р. Толкин), Гулливер (Джонатан Свифт), Рикки-Тикки-Тави (Редьярд Киплинг), Пеппи Длинныйчулок (Астрид Линдгрен), Гарри Поттер (Дж.К. Ролинг), Вини-Пух, Чиполлино.

Учитель. Спишите и запомните 3-4 имени любимых вами героев и авторов произведений о них. Подчеркните орфограмму "Удвоенную согласную в корне слова".

Учитель. Какая ещё орфограмма есть во всех этих словах?

Уч-ся. Большая буква в именах собственных.

2 команда получает задание: назвать женские и мужские имена с удвоенными согласными.

Уч-ся. Женские: Анна, Алла, Инна, Римма, Эмма, Жанна и мужские: Кирилл, Филипп.

3 команда получает задание: географические названия, которые пишутся с удвоенной согласной в корне. Дети работают с картой.

Уч-ся. Россия, Одесса, Марокко, Оттава, Коралловое море, реки Миссисипи, Миссури, Маккензи (в Северной Америке), река Муррей (Австралия), Магелланов пролив (на севере Южной Америки).

(Учитель, дополняет в случае необходимости и показывает на физической карте полушарий).

VIII. Итог урока

К концу подходит наш урок
Пора нам подвести итог.

– С какой новой орфограммой мы сегодня познакомились?
– Какой новый секрет русского языка вы узнали?
– Были ли решены задачи, которые мы поставили в начале урока?
– Как проверить написание удвоенных согласных?
(Нельзя, их нужно запомнить)

– Чему учились на уроке? (Правильно писать и переносить слова с удвоенными согласными, познакомились с новыми словами)    

– Что нужно делать, чтобы правильно писать слова с удвоенными согласными? (Нужно знать, как они пишутся)
– Как нужно переносить слова с двойными согласными?

Учиться – всегда пригодится. Если когда-то в жизни вы окажетесь в сложной ситуации, то будучи грамотным человеком, выпутаетесь из неё гораздо легче и с наименьшими потерями.

Для того, чтобы найти интересную работу, приносить пользу обществу и самому себе, надо не просто учиться, а учиться на совесть.

IV. Рефлексия 

– Оцени свою работу на уроке.  Дерево настроения на слайде. Дети оценивают свою работу с помощью цветных листочков


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по русскому языку по теме "Правописание слов с проверяемыми безударными гласными, парными согласными, непроизносимыми согласными в корне слова". 3 класс

Конспект урока по русскому языку в 3 классе.Тема: Правописание слов с проверяемыми безударными гласными, парными согласными, непроизносимыми согласными в корне слова.Тип урока: обобщение знаний....

Интегрированный урок русского языка и коррекционно-развивающего занятия по логопедии по теме «Правописание слов с парной согласной в корне» 2 класс

Урок предназначен для детей 2 класса. Первый урок по теме «Парные согласные в корне слова». Урок построен  с использованием технологии «Творческая мастерская», которая на...

Конспект урока "Согласная буква К", 1 класс, Школа России + презентация

Согласная буква К строчная, звук [К]Ход урока1. Организационный момент2. Включение в учебную деятельность. Повторение изученногоСлайд 1. Что мы знаем о речи? (Она бывает устная, письменная и мысленная...

Правописание слов с парными по глухости –звонкости согласными на конце слов и перед согласными в корне. 3 класс

Правописание слов с парными по глухости –звонкости согласными на конце слов и перед согласными в корне. Педагогические цели: создать условия для актуализации знаний учащихся об обозначении ...