Конспект урока по русскому языку во 2 классе "Что такое часть речи?".
план-конспект урока по русскому языку (2 класс)

Лещенко Наталья Владимировна

Конспект урока по русскому языку во 2 классе "Что такое часть речи?".

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_uroka_po_russkomu_yazyku.docx20.95 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: «Что такое часть речи?»

Тип урока: открытие нового знания.

Цель: дать понятие о трёх самостоятельных частях речи: имени существительном, имени прилагательном, глаголе; развивать умения наблюдать, строить монологические высказывания.          

Планируемые результаты

предметные: учащиеся научатся определять начальную форму существительных, прилагательных, глаголов; изменять слова-названия предметов по команде вопросов; формирование общего представления о частях речи; расширение словарного запаса учащихся;

личностные: осознание языка как основного средства человеческого общения; восприятие русского языка как явление национальной культуры; выраженной устойчивой учебно-познавательной мотивации учения; формирование мотивации к изучению предмета.

Оборудование: Русский язык: 2 класс: 2 часть.

Этап урока

Метод и приемы

Хро-нометраж

Содержание урока. Деятельность учителя.

Деятельность ученика

УУД

1.

Организационный момент.

Словесный: беседа

Практический: работать в тетради.

2 мин

Учитель проверяет готовность к уроку: внешний вид, порядок на рабочем столе, наличие тетрадей, правила посадки

- Записываем число, классную работу.

        

Организуют рабочий стол, проверяют внешний вид, вспоминают правила посадки, записывают число.

Р: учитывать выделенные учителем ориентиры действия.

Л: способность к самооценке.

2.

Актуализация знаний.

Словесный:

беседа

Практический: работа по словарю. Прописывать сочетания букв.

4 мин

Прописываем сочетание букв аккуратно. (л,м)

Ниже то сочетание, что получилось лучше всех, подчеркните.

Сейчас открываем учебник на стр. 134, Орфографический словарь.

Записываем слова на букву «Л»

Подчеркните орфограмму, поставьте ударение.

- Какую большую тему мы изучили? (Изучили тему «Звуки и буквы»)

- Что мы изучали в этой теме? (Изучали орфограммы русского языка).

- Какие? (Дети перечисляют изученные орфограммы).

- Чему учились? (Учились писать слова в соответствии правил русского языка).

-  Что вы делали на прошлом уроке? (Повторяли разделительный ь знак)

- Открываем учебник на странице 39, прочитайте какой большой раздел, мы будем с вами изучать? (Часть речи)

Работать по словарю.

Слушать учителя.

П: осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы.

Р: принимать и сохранять учебную задачу.

3.

Целепологание по новой теме.

Практический:

Выполнять упражнение, рассматривать схему.

Словесный: Ответы на вопросы учителя.

10

- Какая будет тема нашего урока? (Что такое часть речи)

- Какие вы поставите перед собой цели?

- Откройте учебник на стр.40, упражнение 68

- Что нам  нужно сделать в этом упражнений?

(Рассмотреть рисунок, назвать тему рисунка, назвать слова- предметы, слова- признаки, на какой вопрос отвечает каждое слово, составить предложение. Слова-названия: белочкая какая? Серая, дерево какое? Коричневое и т.д слова- действий: девочка что делает? Кормит, мальчик что делает? Кормит и т.д )

- Составите предложение по рисунку и запишите его.

- Как вы думаете, у каждой части речи есть названия?

- Вы знаете какие? Хорошо, предлагаю вам познакомится с ними и узнать, как их зовут. Прочитайте правило, которое находится под упражнением.

- Как называются части речи? (имя прилагательное, глагол и существительное)

- Теперь давайте узнать получше о частях речи. Для этого предлагаю открыть страницу 41. Рассмотрите схему.

- Итак, слово это не только набор звуков и букв, но и название предмета. признака предмета, действия предмета. Повторим, на какие вопросы отвечают слова каждой группы. 1 ряд - вопросы названий предметов, 2 ряд- вопросы названий признаков предмета, 3 ряд назовет мне вопросы действия предметов.

Изучая слова нашего языка, ученые заметили, что названия предметов, признаков и действий отвечают на разные вопросы и разное обозначают. Тогда ученые по этим двум особенностям слов

1. на какой вопрос отвечают

2. что обозначают – объединили их в большие группы, которые называются частями речи. Но встал вопрос. Как эти группы назвать?

Всему название дано –

И зверю и предмету

Вещей вокруг полным-полно.

А безымянных нету.

Физминтка

- Слова. Которые обозначают то, что можно потрогать, увидеть, услышать и даже подумать, как о чем-то существующем, и обозначающем предмет. Ученые договорились назвать их именами существительными.

- На какой вопрос отвечают имена существительные?

- Слова, которые можно «приложить», присоединить к существительному и которые обозначают  признак предмета называют именами прилагательными.

- На какой вопрос отвечают имена прилагательные?

- Слова, которые любят рассказывать о действии предмета, или как в старину говорили «разглагольствовать», о том, что любят делать имена существительные ученые назвали глаголами.

- На какие вопросы отвечает глагол?

- Сегодня вы узнали только о трех частях речи, но на самом деле их гораздо больше.

- Как вы думаете, можно ли на письме сокращать имена частей речи?

- Существительное – сущ.

Прилагательное – прил.

Глагол – гл.

Определять тему и цель урока.

Выполнять задание из учебника.

Читать правило.

Рассматривать схему.

Слушать учителя.

Отвечать на вопросы учителя.

Выполнять физические упражнения.

Слушать учителя, отвечать на вопросы.

Отвечать на вопросы

П: осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы.

Р: принимать и сохранять учебную задачу.

П: осознанное построение речевого высказывания.

К: использование критериев для обоснования своего суждения.

Р: принимать и сохранять учебную задачу.

4.

Первичное закрепление.

Практический: работа с дополнительными заданиями, с упражнением в учебнике.

Словесный: ответы на вопросы учителя

20

Сейчас поиграем в игру «Немой диктант»

-Посмотрим как вы это усвоили.

-Что я держу в руке? (карандаш)

-На какой вопрос отвечает это слово? (что)

-Что обозначает? (названий- предметов)

-Как называется эта часть речи, которая обозначает предмет? (имя существительное)

-Подберите к этому существительному прилагательное. (простой)

-На какой вопрос отвечает прилагательное? (какое ,какая ,какие ,какое)

-Теперь подберите к нему глагол? (карандаш какой? Простой что делает? Пишет)

Молодцы. Сейчас открываем учебник на стр 42, упражнение 70.

- Что нужно сделать? (назвать сказку, рассказать начало, разбить слова на 3 группы и определить признаки, составить предложение. Старик закинул невод в синее море)

- Подсказка у вас на стр 41.

Играть в игру, отвечать на вопрос.

Работать по учебнику.

Выполнять упражнение.

П: проводить сравнение, сериацию и классификацию по заданным критериям.

Р: осуществлять итоговый и пошаговый контроль.

Л: способность к самооценке.

5.

Итог урока.

Словесный: беседа

5

- Какой раздел начали изучать?

- Как называются части речи которые вы изучили?
- Какая была тема урока?

- Вы достигли цель урока?

Записываем домашнее задание:

Страница 42, упр 71.

Спасибо за урок!

Слушать учителя, отвечать на вопросы.

Р: осуществлять итоговый и пошаговый контроль.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по русскому языку в 3 классе «Части слова. Понятие об окончании и основе»

Цели:Дать понятие об окончании как части слова и его своеобразии по сравнению с приставкой и суффиксом; познакомить с понятием «основа слова»; учить выделять окончания в словах;Способствовать ра...

Конспект урока по русскому языку "Определение глагола как части речи".3 класс УМК "ШКОЛА 2100"

Урок повторения и закрепление изученногоЦель урока: сформировать грамматическое понятие «глагол»,развитие  умений определять значение глаголов, задавать к ним вопросы, познакомить с основны...

Конспект урока по русскому языку "Путешествие по Океану Частей речи. Обобщение знаний о частях речи"

Цели: обобщить знания учащихся о частях речи, развивать сообразительность, логическоемышление, обогащать словарный запас, воспитывать чувство взаимовыручки...

Конспект урока по русскому языку. Тема: «Что такое главные члены предложения?»

Тема: «Что такое главные члены предложения?» Цель:  формирование   понятия   «главные члены » предложения и  «основа» предложения...

Конспект урока по русскому языку. Тема: «Что такое местоимение?» 2 класс, УМК Школа России

Конспект урока по русскому языкуТема: «Что такое местоимение?»...