Конспект урока по русскому языку в 3 классе
план-конспект урока по русскому языку (3 класс)

Шункевич Алла Вацлавовна

Конспект урока по теме: "Виды предложений по цели высказывания"

Скачать:


Предварительный просмотр:

Тема: Виды предложений по цели высказывания.

Цель: познакомить с видами предложений по цели высказывания.

Ход урока

I. Организационный момент

II. Проверка домашнего задания

(Учащиеся зачитывают свои тексты на тему «Летним днём в лесу».)

-  Чьи рассказы вам понравились больше всего? Почему?

III. Актуализация знаний

(Работа в парах.)

-  Выберите из данных записей предложения и спишите их. Обоснуйте свой выбор.

Наступила золотая осень.

Туча на появилась небе.

Петух клюёт зерно.

Корабль стоит у.

Яркое солнце светит на небе и греет землю.

Зелёная трава.

IV. Самоопределение к деятельности

(На доске карточки с закрытыми буквами.)

п

р

Е

Д

л

о

ж

Е

Н

И

Е

—  Чтобы узнать тему урока, нужно правильно ответить на вопросы.

(Учащиеся отвечают на вопросы. Учитель за каждый правильный ответ открывает одну букву.)

—  Из чего состоит текст? (Из предложений.)

—  Что такое предложение? (Это слово или несколько слов, которые связаны по смыслу и выражают законченную мысль.)

—  Что такое текст? (Это предложения, связанные по смыслу общей темой.)

—  Что такое имена существительные? (Слова, которые отвечают на вопросы кто? что? и называют предметы.)

—  Что такое имена прилагательные? (Слова, которые отвечают на вопросы какой? какая? какое? какие? и называют признаки предметов.)

—  Что такое глаголы? (Слова, которые отвечают на вопросы что делать? что сделать? и называют действия предметов.)

—  Какие слова пишутся с большой буквы? (Фамилии, имена, отчества людей, клички животных, названия стран, городов, сёл, улиц, озёр, рек, морей.)

—  Какие слова называются однокоренными? (Слова, которые имеют что-то общее по смыслу и одинаковый корень.)

—  Чем отличается звук от буквы? (Звук мы произносим и слышим. Букву пишем, видим, называем.)

—  Чем отличается гласный звук от согласного? (При произношении гласного звука воздух проходит свободно, слышится голос.)

—  Как узнать, сколько в слове слогов? (Сколько в слове гласных, столько и слогов.)

Вы хорошо выучили правила и поэтому легко справились с вопросами.

—  Прочитайте слово, которое получилось.

—  Сформулируйте тему урока.

V. Работа по теме урока

1. Беседа

—  Сегодня в гости к нам пришли три знака. Догадайтесь, что это за знаки. 

Бурным чувствам

Нет конца:

Пылкий нрав

У молодца. (Восклицательный знак.)

Вечно думая

Над смыслом,

Изогнулся

Коромыслом. (Вопросительный знак.)

Загораживает Путь,

Предлагает Отдохнуть. (Точка.)

  1. Работа по учебнику

Упр. 20 (с. 17).

—  Прочитайте текст. Что нового вы узнали?

—  Какие знаки стоят в конце предложений?

—  Найдите вопросительные предложения. Прочитайте. Почему автор употребил эти предложения?

—  На какие слова в этих предложениях падает логическое ударение?

—  Прочитайте остальные предложения. С какой целью они употреблены в тексте?

—  Прочитайте ниже сведения о языке.

—  Как различаются предложения? (По цели высказывания.)

—  Какое предложение называют повествовательным? (Предложение, в котором о чём-либо сообщают (повествуют).)

—  Какое предложение называют вопросительным? (Предложение, которое содержит вопрос.)

Поупражняемся в распознавании вопросительных и повествовательных предложений.

 Упр. 21 (с. 17). (Самостоятельное выполнение. Взаимопроверка.)

3. Работа со словом из словаря

—  Отгадайте загадку.

В поле — метёлкой,

В мешке — золотом. (Овёс.)

—  Найдите слово овёс в орфографическом словаре.

—  Запишите его в тетрадь. Обозначьте орфограмму.

—  Составьте предложение со словом овёс, запишите.

—  Запомните, как пишется это слово.

  1. Работа по учебнику

Упр. 22 (с. 18).

—  Прочитайте предложения.

—  Чем они похожи?

—  С какой интонацией они произносятся?

—  Выполните письменное задание к упражнению.

—  Прочитайте ниже сведения о языке.

—  Какое предложение называют побудительным? (Предложение, в котором советуют что-либо сделать, побуждают к действию.)

—  Какие знаки ставятся в конце побудительных предложений? (Точка или восклицательный знак.)

4. Распознавание предложений по цели высказывания

—  Послушайте отрывки из стихотворений.

У меня зазвонил телефон.

— Кто говорит?

— Слон.

— Откуда?

— От верблюда.

— Что вам надо?

— Шоколада.

К. Чуковский

—  Какие по цели высказывания предложения встречаются в этом тексте?

— Беда! Беда! Бегите скорее сюда!

— В чём дело?

— Спасите!

— Кого?

— Бегемота!

Наш бегемот провалился

В болото...

К. Чуковский

—  Из какого произведения эти строки? Кто автор этого произведения? («Телефон», К.И. Чуковский.)

—  Какие по цели высказывания предложения встречаются в этом тексте?

VI. Физкультминутка

VII. Закрепление изученного материала

1. Работа по учебнику

Упр. 23 (с. 18).

—  Прочитайте выразительно побудительные предложения.

—  Чем похожи все предложения? Какой бы темой вы их объединили?

—  Какие знаки стоят в конце предложений? 

Какие предложения называются побудительными?

Упр. 24 (с. 19).

Прочитайте предложения. Из какой они сказки? Кто автор этой сказки? («Золотой ключик, или Приключения Буратино», А.Н. Толстой.)

—  Определите вид предложений по цели высказывания. Обоснуйте свой ответ.

—  Выполните письменные задания к упражнению.

—  Прочитайте предложения, которые вы выписали.

—  Назовите имена собственные. Как пишутся имена собственные?

Упр. 25 (с. 19).

—  Прочитайте задание.

—  Как нужно прочитать предложения?

—  Прочитайте предложения выразительно.

—  Что вы заметили? Изменился ли смысл предложения?

—  Выполните письменные задания к упражнению. (Взаимопроверка.)

2. Лексическая работа

—  Вам приходилось слышать выражение крокодиловы слёзы! Что оно означает? В каких ситуациях употребляется?

—  Познакомьтесь с шутливой версией Джанни Родари.

Для чего нужны слёзы?

Я постараюсь ответить тебе в двух словах. Немножко слёз нужно каждому. Слёзы промывают наши глаза, унося прочь крохотные пылинки, попадающие в них из воздуха.

Ну а разным плаксам слёзы нужны в очень большом количестве, чтобы без конца реветь по пустякам.

Самые же знаменитые слёзы на свете — это крокодиловы слёзы. Ты, наверное, уже кое-что слышал о них — они ведь как-никак вошли в пословицу. А если ты о них ещё ничего не слышал, то прочти эти стихи. И тогда ты сам поймёшь, стоит ли лить слёзы или не стоит. И можно им верить или нельзя!

Текла река с названьем — Нил,

И в ней плескался крокодил,

А крокодил был тот престранный,

Он был и хищный, и гуманный.

Любого друга и соседа

Он не чинясь тащил к обеду.

Бывало, кончится обед,

А гостя почему-то нет.

Хозяин ел кого попало —

Гиену, волка и шакала,

Зато, когда обед кончался,

Хозяин в слёзы ударялся.

Его слезам почти поверя,

Издалека кричали звери:

— Эй, дядя, полно убиваться!

Ты камышом начни питаться!

Обжора отвечал уныло:

— Ох, доброта меня сгубила!

Я всех позвал бы на обед,

Но аппетита больше нет...

Я ваши семьи разлучил! —

И разрыдался крокодил.

Перевод Ю. Ильина

—  Какое толкование выражения крокодиловы слёзы следует из стихотворения?

VIII. Рефлексия

—  Прочитайте текст. Какие предложения в нём есть?

—  Спишите, поставьте знаки препинания.

В городе был зоологический сад. Хозяин показал мне маленького слонёнка.

— Это не слонёнок. Это почти взрослый слон

— Почему же он такой маленький

— Потому что это слон-карлик

— А разве такие бывают

— Как видите

— За малый рост дали слону кличку Бэби

По В. Дурову

—  Какие бывают предложения по цели высказывания? (Повествовательные, вопросительные, побудительные.)

—  Оцените свою работу на уроке.

IX. Подведение итогов урока

—  С какой целью употребляются предложения в речи? (Чтобы узнать о чём-то, спросить, сообщить о чём-то, побудить к действию.)

Домашнее задание

Упр. 26 (с. 20).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

конспект урока по русскому языку 4 класс " Имя прилагательное", конспект урока по математике 4 класс "Деление многозначного числа на однозначное"

Конспект урока по русскому языку ( 4 класс). Автор учебника - Рамзаева. Тема урока - " Имя прилагательное". Тип урока - открытие новых знаний.   Конспект урока по математике ( 4 класс). Автор -...

Конспект урока по русскому языку в классе комплекте (1-2 класс) Тема урока: 1 класс Прописная буква З. 2 класс Проверяемые и не проверяемые гласные в корне слова

Конспект урока по русскому языку в классе комплекте (1-2 класс). По теме: 1 класс Правописание буквы З. 2 класс Проверяемые и непроверяемые гласные в корне слова. Поможет учителю при работе с двумя кл...

Конспект урока по русскому языку 3 класс "Слова с удвоенной буквой согласного, пришедшее из других языков"

Предмет: русский языкКласс: 3-2Тема урока: Слова с удвоенной буквой согласного, пришедшее из других языковЦель урока: правильного употребления и написания изученных словарных слов; формировать орфогра...

Конспект урока по русскому языку 1 класс "Русский алфавит, или Азбука" (2 урок)

Конспект урока по русскому языку 1 класс "Русский алфавит, или Азбука" (2 урок)...

Русский язык Конспект урока по русскому языку (3 класс) "Правописание слов с безударными гласными в корне слова"

Методическая разработка открытого урока по русскому языку для 3 класса, к учебнику Канакиной В.П., УМК «Школа России», с применением приёма технологии динамического оценивания.Тема: «...

Конспект урока по предмету: Конспект урока по русскому языку (4 класс) «Слова, обозначающие действие предмета»

Конспекты уроков были составлен для детей, обучающихся по1 и по 2 варианту адаптированной основной общеобразовательной программы.Для учащихся характерна повышенная утомляемость. Нарушено переключение ...

План - конспект урока по русскому языку (3 класс) . Открытый урок по русскому языку по теме "Двойные согласные"

Авторская разработка урока русского языка в 3 классе на тему "Двойные согласные" по учебнику С.В. Ивановой....