Конспект урока по русскому языку по теме Мягкий знак на конце имен существительных после шипящих
план-конспект урока по русскому языку (3 класс)

Пономарева Ирина Павловна

Конспект урока по русскому языку по теме "Мягкий знак на конце имен существительных после шипящих" (3 класс)

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл myagkiy_znak_v_kontse_imen_sushchestvitelnyh.docx170.48 КБ

Предварительный просмотр:

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА

ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ

Тема: Мягкий знак на конце имен существительных после шипящих

                                        Класс: 3 «д»

    Разработала Пономарева Ирина Павловна

Учитель начальных классов

Санкт-Петербург

2021

Эскиз оформления доски:

Тридцатое января

Классная работа

ъ ь ъ ь

Ружьё, морковь, помощь, рожь.

Ж.р

Мышь

Ночь

Вещь

Рожь

Дочь

М.р

Ёж

Кирпич

Плащ

Нож

Врач

Ковш

Товарищ

Ложь человека не красит.

Эскиз оформления тетради

Тридцатое января

Классная работа

ъ ь ъ ь ъ ь ъ ь ъ ь ъ ь ъ ь ъ ь ъ ь ъ ь ъ ь ъ ь

Ружье, морковь, помощь, рожь.

Ж.р

Мышь

Ночь

Вещь

Рожь

Дочь

М.р

Ёж

Кирпич

Плащ

Нож

Врач

Ковш

Товарищ

Упражнение 52

Речь, рожь, товарищ, ложь, вещь.

Мою речь слушал мой товарищ.

Ложь человека не красит.

Упражнение 53

Весёлая молодежь, колючий ёж,  скорая помощь, тёплый плащ, хорошая речь, серая мышь, лесная глушь, ночная тишь, солнечный луч, русская печь, чудесный пейзаж, спелая рожь, второй этаж, ловкий циркач, морской пляж.  


Ф.И.О.  Пономарева Ирина Павловна

Предмет: русский язык

Класс: 3

Тип урока: Изучение нового  материала

Технологическая карта изучения темы

Тема

Мягкий знак на конце имени существительного после шипящих

Цель урока

Создание условий для знакомства с новой ролью мягкого знака как показателя женского рода имен существительных

Планируемые результаты

Предметные:

Знать различия существительных мужского рода оканчивающихся на шипящую от существительных женского рода

Уметь различать роль мягкого знака

Применять полученные знания на практике, использовать правило

Анализировать проделанную работу

Синтезировать: самостоятельное составление предложений.

Оценивать содержание правила для применения в практике

Личностные:
формирование устойчивых учебных мотивов, интереса к изучению русского языка через открытие новых знаний, развитие доброжелательности, готовности к сотрудничеству с учителем, учащимися.

Метапредметные:

УУД:

Познавательные:

развивать умение выделять и формулировать проблемы, выдвигать гипотезы, выстраивать алгоритм по решению выделенной проблемы.

Регулятивные:

формировать способность формулировать и удерживать учебную задачу, установку на поиск способов разрешения проблемного вопроса, умение контролировать и оценивать свою деятельность и деятельность партнёра.

Коммуникативные:

развивать умение работать в парах, группах, внимательно слушать и слышать друг друга, договариваться между собой, умение выражать свои мысли.

Основные понятия

Часть речи, имя существительное

Межпредметные связи

Литературное чтение

Ресурсы (оборудование):

- дополнительные

Карточки для детей. Учебник по русскому языку 3 класс 2 часть В.П. Канакина, В.Г. Горецкий

Организация пространства

Фронтальная работа, групповая, индивидуальная работа

Ход урока:

Технология проведения

Деятельность

учителя

Деятельность

учеников

  1. Организационный момент

Здравствуйте, ребята. Меня зовут Ирина Павловна. Сегодня я проведу у вас урок русского языка.

Проверка готовности к уроку.

Все ли лежит на парте: дневник, учебник, тетрадь, пенал.

Приветствуют учителя. Готовятся к уроку.

  1. Минутка чистописания

Учитель читает слова:

ружьё морковь помощь рожь

-Что общего в написании этих слов?

- Какая это буква?

Откройте тетрадь, напишите число, классная работа.

Напишите до конца строки, соблюдая последовательность:

ъ ь ъ ь ъ ь ..

Прописывают строчку мягкого и твердого знаков.

Мягкий знак.

  1. Актуализация знаний

На следующей строке напишите слова. (один ученик у доски, остальные работают в тетради) Учитель диктует слова.

Слова какой части речи вы написали?

В каком числе стоят имена существительные?

Как вы считаете, во всех данных словах мягкий знак играет одинаковую роль или нет?

Почему в словах помощь, рожь написан мягкий знак?

Может он обозначает мягкость предыдущего согласного звука?

 Сегодня на уроке вы узнаете, почему в словах помощь, рожь пишется мягкий знак.

Записывают слова под диктовку учителя.

Мы написали  имена существительные.

Имена существительные стоят в единственном числе.

Нет т.к.

В слове ружьё - разделительный мягкий знак. В слове морковь - мягкий знак - показатель мягкости предыдущего согласного звука.

Нет, так как звук щ - всегда мягкий, звук ж - всегда твердый.

  1. Формулирование темы урока, постановка цели

Предлагаю вам поработать в парах. Внимательно читайте задания и “шаг за шагом” выполняйте работу.

           Карточка №1

ёж, мышь, кирпич, ночь, плащ, вещь

1. Прочитайте слова.

2. Определите, какие это части речи.

3. Какие звуки слышатся на конце слов?

4. Определите род.

5. Запишите слова в два столбика по родам.

6. Понаблюдайте, где пишется мягкий знак, где не пишется.

На доске два столбика (женский и мужской род) вставьте эти слова в столбик.

Сделайте вывод.

Какая тема нашего сегодняшнего урока?

Выполняют задания в парах.

Мягкий знак на конце имен существительных после шипящих

  1. Изучение нового

Откройте учебник на странице 31 и посмотрите упражнение 51.

Прочитайте задание.

Прочитайте слова. На какие согласные звуки они заканчиваются?

Найдите имена существительные мужского рода и запишите в первый столбик.

Найдите имена существительные женского рода и запишите во второй столбик.

Придумайте предложение в котором будет использовано не меньше двух слов из этого списка. (С начала устно, затем один записывает предложение на доске остальные в тетради)

Сделай разбор этого предложения.

Сравните существительные с шипящими на конце женского и мужского рода. Что вы заметили? Сформулируйте правило, когда в именах существительных с шипящими на конце пишется мягкий знак.

Прочитайте правило на странице 31 и 32.

На конце существительных какого рода после букв, обозначающих шипящие звуки, пишется мягкий знак?

На что указывает мягкий знак на конце существительных после букв, обозначающих шипящие звуки?

Что можно сказать о существительных мужского рода с шипящими на конце?

Приведите примеры.

Закройте учебник и расскажите правило соседу по парте.

Упр. 52 на странице 31

Прочитайте пословицы. Объясните их смысл.

Найдите выделенные слова. Объясните их написание.

Выпишите выделенные слова и определите род.

Выпишите любую понравившуюся пословицу, разберите ее.

Существительные мужского рода пишутся без мягкого знака, а женского рода- с мягким знаком.

Шипящие

Записывают слова.

Придумывают предложение и делают его разбор.

Пытаются сформулировать правило опираясь на свои наблюдения.

Читают правила.

Выполняют упражнение из учебника.

  1. Закрепление  нового (Первичное закрепление)

Прочитайте упражнение 53 на странице 32.

Учащиеся по цепочке читают слова с орфограммами объясняют их, а затем записывают.

Учащиеся по цепочке читают слова с орфограммами объясняют их, а затем записывают.

  1. Физминутка

Я буду называть имена существительные мужского и женского рода с шипящим звуком на конце. Если я назову существительное ж.р., в котором пишется мягкий знак- хлопайте в ладоши над головой, м.р. без мягкого знака– приседаете.

Слова: ёж, морж, печь, мышь, кирпич, речь, борщ, ералаш, ландыш, ночь, дочь, багаж, ключ, вещь.

Выполняют упражнения.

  1. Контролирующее задание

Упр. 54 на странице 32

Прочитайте и спишите слова.

Назовите лишнее слово. Обоснуйте свой выбор.

Выполняют упражнения на местах.

  1. Рефлексия учебной деятельности на уроке

Сейчас мы с вами составим синквейн.

Синквейн — слово французское, в переводе означает «стихотворение из пяти строк». Оно составляется по определённым правилам.

1-я строка – одно ключевое слово, определяющее содержание синквейна;

2-я строка – два прилагательных, характеризующих данное понятие;

3-я строка – три глагола, обозначающих действие в рамках заданной темы;

4-я строка – короткое предложение, раскрывающее суть темы или отношение к ней;

5-я строка – синоним ключевого слова (существительное).

Составляют с учителем синквейн.


  1. Подведение итогов. Домашнее задание.

Какова была цель нашего урока?

Достигли ли мы цель?

Когда на конце существительных пишется мягкий знак, а когда не пишется?

Оцените свою деятельность на уроке.

Домашнее задание: выучить правило на странице 31 и 32 и выполнить упражнение 55.

Мягкий знак.

Хитрый, опасный.

Смягчает, разделяет, указывает на род.

Мягкий знак пишется после шипящих на конце существительных женского рода.

Орфограмма.


https://rabochaya-tetrad-uchebnik.com/russkiy_yazyk/russkiy_yazyk_3_klass_uchebnik_kanakina_goreckiy_chastj_2/33.jpg

https://rabochaya-tetrad-uchebnik.com/russkiy_yazyk/russkiy_yazyk_3_klass_uchebnik_kanakina_goreckiy_chastj_2/34.jpg


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка урока русского языка по теме: «Мягкий знак на конце имен существительных после букв, обозначающих шипящие звуки»

Цель: познакомить учащихся с правилом написания мягкого знака на конце существительных женского рода после букв, обозначающих шипящие звуки.Задачи:Расширять знания учащихся о функциях мягкого зн...

Урок русского языка по теме "Мягкий знак на конце имён существительных после шипящих"

Урок русского языка по теме "Мягкий знак на конце имён существительных после шипящих"...

Конспект урока по русскому языку на тему "Мягкий знак на конце имен существительных после шипящих" 3 класс

Конспект урока по русскому языку на тему "Мягкий знак на конце имен существительных после шипящих" 3 класс...

Урок русского языка на тему "Мягкий знак на конце имён существительных после шипящих "

Тема:  Мягкий знак на конце имён существительных после шипящихЦель: формировать умение писать имена существительные с шипящим звуком на конце мужского и женского рода....

Урок русского языка по теме "Мягкий знак на конце имён существительных после шипящих". 2 класс. УМК "Школа России"

Тема: Мягкий знак на конце имён существительных после шипящихТип урока: открытие новых знаний Цель урока: познакомить учащихся с новой ролью мягкого знака как показателя женского рода имён сущест...

Карточка по русскому языку на тему "Мягкий знак на конце имен существительных после шипящих"

Учащимя предлагается вставить пропущенные буквы, пользуясь правилом....