Сочинение по теме: «Полюбуйся, весна наступает…»
план-конспект урока по русскому языку (4 класс)

Урок с применением технологии смешанного обучения, где были созданы условия для активной деятельности ученика, стимулировалась привычка к самообучению, появлялись навыки поиска информации.           Выбранные учителем методы, способствовали формированию у учащихся потребностей  в развитии речи, мышления. С целью творческой переработки учебной информации, учитель создал оптимальные условия для активной мыслительной деятельности каждого ребёнка. Ученики работали в группах и выполняли разные задания. Выход в Интернет позволил выполнить задание самостоятельно группе учащихся. На уроке учитывались индивидуальные психологические особенности учащихся, поскольку сочетание разнообразных форм работы предоставляет возможности проявить себя с разными темпераментами и разной скоростью усвоения материала.

    Урок был  направлен на развитие логического и критического мышления, воображения, самостоятельности. Дети были заинтересованы, приобщены к творческому поиску, активизирована мыслительная деятельность каждого. Процесс становился не скучным, однообразным, а творческим. А эмоциональный фон урока - более благоприятным, что очень важно для учебной деятельности ребёнка.

    На этапе закрепления полученных данных  каждая группа защищала перед классом проект групповой работы: презентация, выразительное чтение стихотворений, таблицы. Итогом работы в группах стало написание мини-сочинения по теме: «Полюбуйся, весна наступает…»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok.docx42.58 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное общеобразовательное учреждение

 «Железногорская средняя общеобразовательная школа № 3»

Урок развития речи по теме:

«Полюбуйся, весна наступает…»

4 класс

Разработала:

Ревенкова Т.А.,

учитель начальных классов

г.Железногорск-Илимский

2022 г.

Ревенкова Татьяна Анатольевна, учитель начальных классов МОУ «Железногорская СОШ №3»

Технологическая карта урока по теме « «Полюбуйся, весна наступает…»

№ п/п

Этапы урока

Содержание деятельности учителя (с указанием действий с оборудованием, программным обеспечением, интернет - ресурсами)

Содержание деятельности обучающегося (с указанием действий с оборудованием, программным обеспечением, интернет-ресурсами)

Планируемые результаты

1.

Организационный этап урока

Приветствие. Презентация (слайд 2).

Прозвенел  и  смолк  звонок

Начинается  урок

Вы  за  парты  тихо  сели

На  меня  все  посмотрели.

- Сегодня  урок русского языка необычный, творческий.

На  уроке  нас  ждет  важная  работа,  с  которой  мы  обязательно должны справиться.

Психологически настраиваются на урок. Показывают готовность к уроку. Приветствуют учителя.

Регулятивные:

-обеспечение организации учебной деятельности.

Личностные:

Принятие и освоение социальной роли обучающего, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения.

2.

Рефлексивно – мотивационный момент:

а) Введение в тему.

Звучит музыка П.И.Чайковского «Времена года».

Есть просто храм

Есть храм науки.

А есть еще природы храм –

С лесами, тянущими руки

Навстречу солнцу и ветрам.

Он свят в любое время суток,

Открыт для нас в жару и стынь,

Входи сюда,

Будь сердцем чуток.

Не оскверняй его святынь.

-Какое настроение вызвали у вас музыка и эти картины?

-Хочется грустить или радоваться? Почему?

-Так о чём же мы сегодня будем с вами говорить? Отгадайте загадку.

Она приходит с ласкою

И со своею сказкою.

Волшебной палочкой вздохнёт.

В лесу подснежник расцветёт.  (Весна)

- Почему весна – является одним из самых любимых времен года?

Действительно, весна – это символ пробуждения новой жизни. Много радости и веселья приносит людям  эта чудесная пора.

https://stand.hitplayer.ru/?s=чайковский%20времена%20года%20март%20песня%20жаворонка

Дети отвечают на вопросы, делятся своими впечатлениями об услышанном, выражают свои эмоции и чувства.

Личностные УУД:

умение выказывать своё отношение к услышанному, выражать свои эмоции;

мотивации к обучению и целенаправленной познавательной деятельности;

Регулятивные:

Принятие учебной цели задачи, составление плана работы, проговаривание действий на уроке.

Коммуникативные:

умение слушать в соответствии с целевой установкой, дополнять, уточнять высказанные мнения, вступать в учебное сотрудничество с учителем.

Познавательные:

умение устанавливать причинно-следственнные связи,

находить ответы на вопросы, осуществлять логические действия.

Личностные:

Способствовать осмыслению учебной деятельности на основе познавательных интересов.

3.

Постановка учебной задачи:

а) Составление плана урока.

б) Выяснение главного вопроса урока.

в) Постановка цели урока.

- Эпиграфом к нашему уроку я взяла слова А.Толстого: «Всё весны дыханием согрето, всё вокруг и любит и поёт…»

А тема нашего урока: «Полюбуйся, весна наступает…»

- Как вы думаете, о чём можно говорить по этой теме?

- Результатом нашей деятельности будет сочинение-миниатюра, которое каждой группе придётся написать.

Дети отвечают на вопросы, рассуждают, делают выводы.

Деление обучающихся на группы.

4.

 Способы решения учебной задачи

Фронтальная работа с учителем.

Цель станции работы с учителем — дать возможность каждому ученику эффективно использовать обратную связь с учителем.

 - А для начала составим синквейн.

Напоминаю, синквейн это в переводе с французского 5 строк, написанное по определённым правилам.

- Весна – это необыкновенное время года, когда в природе всё просыпается, оживает, обновляется. Её красота вдохновляет поэтов, композиторов, художников.

Дети составляют синквейн, подбирая прилагательные, глаголы, составляю предложения. Весна

2 прил :  чудесная, долгожданная

3 глаг: явилась, повеяла, наступила

Предл: Весна – символ пробуждения новой жизни.

Синоним: Весна – жизнь, чудо.

Коммуникативные:

-умение слушать в соответствии с целевой установкой, дополнять, уточнять высказанные мнения, вступать в учебное сотрудничество с учителем.

5.

Работа на станциях.

Смена зон (группа переходит из зоны в зону и выполняет в них разные задания)

1 группа(сильные учащиеся)

Цель станции онлайн - работы — способствовать развитию навыка самостоятельной работы, личную ответственность и научиться учиться.

Задание: Пользуясь ресурсами Интернета найти картины русских художников, , которые восхищались красотой весны, воспевали её (4-5 произведений)

Ответить на вопросы:

- С помощью чего передают красоту природы весной художники? (разнообразие красок)

- По каким признакам можно судить о приближении весны? (тёплое ласковое солнце, свежий прозрачный воздух, голубое небо)

- Какой изображена природа весной в произведениях художников? (спокойной, таинственной)

- Какое настроение создают картины? (радостное, весеннее)

2 группа (средние учащиеся)

Задание: Пользуясь ресурсами Интернета найти стихотворения русских поэтов, которые восхищались красотой весны, воспевали её (4-5 произведений)

Ответить на вопросы:

- С помощью чего воспевают весну поэты? (с помощью слов, стихов)

- По каким признакам можно судить о приближении весны?

- Какой изображена природа весной в произведениях поэтов? (спокойной, таинственной)

- Какое настроение создают стихи  у зрителей? (радостное, весеннее)

3 группа.  (слабые учащиеся)

Цель станции работы с учителем — дать возможность каждому ученику эффективно использовать обратную связь с учителем. Особое влияние на качество полученных знаний оказывает обратная связь со стороны учителя, поэтому повышение качества обратной связи и предоставление достаточного количества времени контакту учителя и ученика отражаются на его успешности в обучении. На данной станции у учителя есть возможность учесть индивидуальные особенности группы детей, с которыми он работает.

Задание: Подобрать красочные прилагательные к данным существительным, используя свой жизненный опыт, своё воображение.

Ответить на вопросы:

- Назовите изменения в живой и неживой природе  весной (по ходу ответов детей на доску вывешиваются рисунки деревьев, снега, реки, птичек, неба)

- Что получилось у нас? (Весенний пейзаж)

- Говорят, что весна, это утро года. Почему? (пробуждение природы)

- Вспомните: отчего вы сами просыпаетесь утром? (будильник зазвенел, мама разбудила, солнце в окно заглянуло...) А как вас мама будит? (дотрагивается до плеча, целует...)

-  С помощью, какой части речи можно описать движение? (глагол) Подберите глаголы к словосочетаниям (вернуться к таблице)

https://astori-18.livejournal.com/2173060.html

https://sibmama.ru/20-kartin-vesna.htm

https://www.culture.ru/materials/95469/vesna-idet

Итог: Презентация.

http://naymenok.ru/stixi-russkix-poetov-o-vesne/

https://rustih.ru/stixi-o-vesne/

Итог: подборка стихотворений, выразительное чтение 2-3 стихотворений.

Итог: таблица

Предметы

 прил

  гл

небо

солнце

река

деревья

день

снег

первые цветы

Коммуникативные:

-умение слушать в соответствии с целевой установкой, дополнять, уточнять высказанные мнения, вступать в учебное сотрудничество с учителем. 

Познавательные:

-преобразовывать информацию из одной формы в другую;

-делать выводы в результате совместной работы;

-ориентироваться в своей системе знаний;

-осуществлять актуализацию личного жизненного опыта.

Коммуникативные:

-участие в учебном диалоге;

-выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью;

-аргументация своего мнения и позиции.

Регулятивные:

-совместно с учителем обнаруживать и формулировать учебную проблему.

5.

 Физминутка

Физкультминутка

Руки подняли и покачали. Это деревья в лесу.

Руки согнули, кисти стряхнули. Ветер сбивает росу.

В стороны руки, плавно помашем. Это к нам птицы летят.

Как они сядут, мы тоже покажем. Руки сложили назад.

Выполнение физических упражнений.

6.

Закрепление и осмысление полученных знаний.

Цель станции проектной работы — предоставить возможность применить полученные знания и навыки в новых учебных ситуациях. Данный этап урока позволяет развить коммуникативные компетенции и получить эффект обратной связи от одноклассников, а это является одним из факторов, которые оказывают влияние на рост предметных знаний обучающихся. 

Учитель контролирует выступления обучающихся, предоставляет возможность ребятам из других групп задавать вопросы, комментировать работу своих одноклассников. В процессе выступлений происходит предварительная оценка знаний каждого обучающегося по изучаемой теме.

Представление и защита мини-проектов.

Представляют выполненную работу. Оценивают работы своих одноклассников.

Личностные:

-осмысление учебной деятельности на основе познавательных интересов;

-осознать практическую значимость материала.

Познавательные:

-умение строить логическую цепь рассуждений;

-делать обобщение, искать и выделять необходимую информацию.

Коммуникативные:

-умение доносить свою позицию до других;

-оформлять свои мысли в устной речи, высказывать свою точку зрения и пытаться её обосновать, приведя аргументы;

-слушать других, пытаться принимать другую точку зрения.

7.

 Письменная работа (мини-сочинение) по группам (учитывая индивидуальные способности)

Стаи птиц под облаками кружат в синей вышине.                                                                                               Вся природа пишет с нами сочинение о весне.

- Итак, цель нашего сегодняшнего урока – написать мини - сочинение.

- Перед тем, как вы начнете работать, я хотела бы, чтобы вы послушали стих великого мастера слова Ф.Тютчева.

Полюбуйся, весна наступает,

Журавли караваном летят,

В ярком золоте день утопает,

И ручьи по оврагам шумят.

Белоснежные тучи толпами

В синеве на просторе плывут.

По груди у тебя полосами

Друг за дружкою тени бегут.

Скоро гости к тебе соберутся,

Сколько гнезд понавьют-посмотри!

Что за звуки, за песни польются

День-деньской от зари до зари.

- А как мы с вами можем описать красоту весенней природы?

- Урок наш мы попытались сделать сказочным, волшебным.

- Хотели бы вы стать волшебником? - Правда, здорово быть волшебником! Но для этого нам необходимо что? Правильно, волшебная палочка. Волшебной палочкой сегодня у нас будет обычная авторучка. Вы до сих пор и не подозревали, что это самая настоящая волшебная палочка, способная творить чудеса.

- Мы знакомились с содержанием картин художников, поэтов,  но все это писали мастера. Они настоящие волшебники. Однако волшебниками не рождаются, ими становятся. Давайте и мы с вами попробуем написать красивое сочинение. Для этого нужно лишь только очень постараться.

1 группа (самостоятельное написание сочинения), пользуясь планом.

- Начните со слов…

- Весна – удивительное время года!

План сочинения.

1. Весна-какая она?  Что она сделала?

2. Облик солнца, неба, снега, ручейка, воздуха весной.

3. Пробуждение птиц и животных.

4. Первые весенние цветы.

5. Ваше отношение к приходу весны. (Мне нравится или меня радует или я считаю, что…)  

2 группа (самостоятельное написание сочинения), пользуясь подсказками.

Слова помощники:

Удивительное, замечательная, долгожданная, неповторимая, синее, высокое, ласковое, весеннее, последний, озорной, зелёная, клейкие, пушистые, весенние, свежий, чистый, весёлое.

Наступила, пришла, повеяло, согревает, сияет, плывут, шумит, бурлит, сошёл, бежит, булькает, показалась, строят, поют, пробирается, распускаются, дышит, восхищаюсь.

3 группа (клише)

Клише

(фраза, выражение, воспроизводимое по образцу)

1. С земли еще не сошел снег, а в душу уже___________________ (проситься, стучаться, заглядывать) весна. Земля  мерзлая, грязь со снегом хлюпает под ногами, но как кругом всё   чудесно!

2. Воздух прозрачен и свеж. Солнце____________ (светить, сиять, сверкать), и лучи его, играя и улыбаясь,________________ (купаться, переливаться, играть) в лужах вместе с воробьями.

3. Река  уже проснулась и не сегодня – завтра_______________ (зареветь, зашуметь, забурлить, тронуться).

4. Деревья еще не распустились, но уже живут и _______________ (дышать, качаться, проснуться).

5. Восхищайтесь этим временем  года, если вы____________ (ценить, любить, уважать) природу.

- А теперь  прочитаем ваши сочинения.

- Вот какие замечательные сочинения у нас получились! Нелегкое это дело — быть волшебником, но если постараться, то у нас все получится. Понравилось вам держать в руках волшебную палочку?

Домашнее задание одного учащегося (выучить наизусть)

Составляют предложения по плану, рисункам, таблицам, схемам, по своим впечатлениям. Оформляют мини-сочинение. 

Составляют предложения по рисункам, используя слова-помощники, по своим впечатлениям. Оформляют мини-сочинение. 

- Записывают предложения, используя слова в скобках, заполняют  пропуски.

Заслушивание работ.

Регулятивные:

-владение навыками самостоятельной работы

Коммуникативные:

-умение доносить свою позицию до других;

-оформлять свои мысли в устной речи, высказывать свою точку зрения и пытаться её обосновать, приведя аргументы;

-слушать других, пытаться принимать другую точку зрения.

8.

Рефлексия

а) Организация самооценки полученных знаний и умений обучающимися.

б) Выполнение творческого задания.

Мне понравилось....

Мне запомнилось...

Это мне пригодится...

Кого из группы могу похвалить…

- Нарисуйте весну. (Звучит увертюра П.Чайковского. «Времена года. Апрель» )

 - Спасибо за урок! Молодцы!

Заполнение листов самооценки. Оценивается результат выполненных заданий.

Осуществляют самоанализ учебной деятельности.

https://stand.hitplayer.ru/?s=п.и.чайковский.%20времена%20года.%20апрель

Дети под музыку рисуют.

На доску в конце урока вывешиваются рисунки ребят.

Регулятивные:

-контроль и оценка своих действий,

 -владение навыками самоанализа

Личностные УУД:

-смыслообразование.

Коммуникативные:

-умение выражать мысли.

Познавательные:

-рефлексия.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок русского языка. Сочинение на тему "Весна".

Конспект урока русского языка  3 классе. Сочинение на тему "Весна"...

Урок развития связной речи в 3 классе. Устное сочинение на тему "Приход весны".

Урок развития связной речи в 3 классе. Устное сочинение на тему "Приход весны"....

Полюбуйся ,весна наступает!-праздник

Праздник.посвящен весне...

Туристическая прогулка «Полюбуйся, лето наступило!»

Место проведения туристической прогулки: парк в шаговой доступности от детского сада. Перед прогулкой - предварительная работа: дети знакомятся с основами туризма, играют в игры "Что возмешь с собой в...

"Весна наступает! Стихотворение А.Майкова "Ласточка"

Весна наступает! "Ласточка" Это урок по методу рисования стихотворения и заучивания по опорным рисункам....

Презентация "Весна наступает!" А.Майков "Ласточка"

Перзентация к уроку чтения "Весна наступает!" по стихотворению А.Майкова "Ласточка". Используется метод рисования стихотворения....

Конкурс чтецов "Полюбуйся, весна наступает!"

Сценарий конкурса составлен для младших школьников с ОВЗ и, помимо литературного материала, включает интерактивные моменты, направленные на расширение и систематизацию представлений детей о времени го...