Конспект урока по русскому языку «Век живи, век учись. Как образуется слог?»
план-конспект урока по русскому языку (1 класс)

Наместникова Дарина Игоревна

Цели: развивать умение отличать гласные звуки от согласных; уметь слышать слияние согласного звука с гласным; развивать логическое мышление; умение делить слова на слоги.

Ход урока

Итак, друзья, внимание –

Ведь прозвенел звонок.

Садитесь поудобнее –

Начнем сейчас урок!

Давайте с вами вспомним, о чем мы говорили на прошлом уроке. Что мы используем для общения? (речь) Какая она бывает? (устная и письменная). Из чего состоит речь? Из предложений. А предложения? (из слов). А слова в свою очередь из звуков. Все что мы слышим это звуки. На какие две группы они делятся? Не помните, давайте я вам подскажу. Воздух свободно идет через рот, нет препятствий разных. Голос зовёт. Звук получается  … (гласный). А как называются звуки, которые не тянутся, не поют, произносятся с препятствием? (Согласные) Язык поднимается вверх к небу и образует преграду. Рот не открыт, а больше закрыт. Согласные звуки в речи всегда идут рядом с гласными, поэтому их так и называют согласные. Я сейчас раздам вам карточки, а вы по очереди выйдите к доске и расскажите, где согласные, а где гласные звуки. Кто правильно назовет получит круг, а в конце урока мы с вами посмотрим, у кого их будет больше.  Молодцы ребята.

Скажите, где мы с вами сейчас находимся? (в школе, на уроке, в классе).Ребята, а зачем вы ходите в школу? (Чтобы получать знания, научится писать, считать, читать, клеить и так далее). А какие вы знаете пословицы про занятия и учебу? (Пословица – изречение в виде грамматически законченного предложения, в котором выражена народная мудрость в поучительной форме.) «Учиться всегда пригодится». «Ученье свет – а не ученье тьма». «Век живи – век учись». Дети. А век это сколько лет? Кто знает? 100. Сколько живет, столько и учится человек. В настоящее время стремительно меняется наука и техника. Чтобы не отстать в своем развитии, надо постоянно учиться, пополнять свои знания. Какая книга нам помогает сегодня на уроке? Азбука. Откройте её на страницах 16-17. Что мы видим на иллюстрации? Какую сказку ? (Волк и семеро козлят).  Мы видим беспорядок в комнате. Скамья перевернута, кошка – копилка разбилась. Упал кувшин с молоком, молоко вылилось на пол. Вошла коза. Принесла молоко. Пришел волк и съел козлят. Коза открыла дверь. Из шкафа вышел козленок. Картина на стене висит криво. Скатерть сдернута со стола, стул перевернут. Кто поглядывает в окно?  (Волк). Всех ли козлят съел волк? (Нет).

Как закончилась сказка ? (Хорошо).

А теперь немного отдохнем.

Физкультминутка.

Утром бабочка проснулась,

Улыбнулась, потянулась!

Раз – росой она умылась,

Два – изящно покружилась,

Три – нагнулась и присела,

На четыре – улетела.    (2 раза).

Что мы видим внизу на странице 16? Первое слово это ваза.

Как произносим по одному звуку или сразу? (По одному)

Произнесите это слово по одному звуку ( В – А – З – А) . Мы так говорим? (Нет). А может быть мы говорим все звуки сразу? Попробуйте сказать всё слово сразу, но рот откройте один раз. Мы видим, что открыв рот один раз всё слово сказать нельзя. А что же вы сказали открыв рот один раз? (ВА). Это целое слово или часть? (Часть). А что надо ещё добавить, чтобы получилась ВАЗА? (Ещё 2 часть – ЗА). Как же мы говорим слово ВАЗА, все слово сразу или по частям? ( по частям).

Скажем слово ваза по частям (ВА-ЗА). Сколько частей в слове? 2. Какая первая? (ВА) Вторая? (ЗА).

Можно ли назвать часть ВА словом? (нет). А звуком (нет, 2 звука). Значит, ни словом, ни звуком часть слова назвать нельзя. Как же называются такие части, из которых состоят слова? Слоги.  Ини состоят из согласного и гласного звуков. В слоге ВА два звука связаны между собой, они слились и произносятся за один раз, без остановок, неразрывно друг от друга. Такое звучание называется слиянием. Обозначать слияние гласного и согласного мы будем не двумя клеточками, а так: гласный красный или розовый.

Второе наше слово кот. Сколько звуков в слове Кот? (3 звука). Произнесите эти звуки ? К О Т .

Сколько слогов в слове кот? (один). Какие звуки образуют слияние? (звук к – согласный и о –гласный). А каким звуком заканчивается слово кот? Т он согласный. Какой вывод мы можем сделать? Слово кот состоит из одного слога, в нём три звука: два первых звука к – согласный и о – гласный образуют слияние ко, третий звук находится вне слияния. Может  ли образовать слог один гласный звук? (да)

Физкультминутка.

Топай, мишка, (топаем ногами)

Хлопай, мишка (хлопаем в ладоши)

Приседай со мной, братишка, (приседаем)

Лапы вверх, вперед и вниз (движения руками)

Улыбайся и садись.  (2 раза)

На странице 17 мы видим внизу предметы? И их семы. Что можно заметить? (что схемы одинаковые) Как можно назвать эти предметы одним словом ? (мебель).

А сейчас  1 класс проверим, справитесь ли вы с заданием. Нужно по очереди составить схемы слов, которые изображены на карточке, а я к каждому подойду и проверю. Одно сделали показываем мне , и делаем следующее слово. Кто правильно сделает получит круг.  Наш урок подошел к концу. Подводим итог. Считаем кружки. Ребята, с какой  мы темой сегодня познакомились на уроке? Как образуется слог.  А теперь оценим наш урок с помощью смайлов.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zhivi.docx20.58 КБ

Предварительный просмотр:

МКОУ «Миролюбовская основная общеобразовательная школа»

        

Конспект урока по русскому языку «Век живи, век учись. Как образуется слог?»

     

 Подготовила: учитель начальных классов

   Наместникова Д. И.  

                                                 2021 год

Цели: развивать умение отличать гласные звуки от согласных; уметь слышать слияние согласного звука с гласным; развивать логическое мышление; умение делить слова на слоги.

Ход урока

Итак, друзья, внимание –

Ведь прозвенел звонок.

Садитесь поудобнее –

Начнем сейчас урок!

Давайте с вами вспомним, о чем мы говорили на прошлом уроке. Что мы используем для общения? (речь) Какая она бывает? (устная и письменная). Из чего состоит речь? Из предложений. А предложения? (из слов). А слова в свою очередь из звуков. Все что мы слышим это звуки. На какие две группы они делятся? Не помните, давайте я вам подскажу. Воздух свободно идет через рот, нет препятствий разных. Голос зовёт. Звук получается  … (гласный). А как называются звуки, которые не тянутся, не поют, произносятся с препятствием? (Согласные) Язык поднимается вверх к небу и образует преграду. Рот не открыт, а больше закрыт. Согласные звуки в речи всегда идут рядом с гласными, поэтому их так и называют согласные. Я сейчас раздам вам карточки, а вы по очереди выйдите к доске и расскажите, где согласные, а где гласные звуки. Кто правильно назовет получит круг, а в конце урока мы с вами посмотрим, у кого их будет больше.  Молодцы ребята.

Скажите, где мы с вами сейчас находимся? (в школе, на уроке, в классе).Ребята, а зачем вы ходите в школу? (Чтобы получать знания, научится писать, считать, читать, клеить и так далее). А какие вы знаете пословицы про занятия и учебу? (Пословица – изречение в виде грамматически законченного предложения, в котором выражена народная мудрость в поучительной форме.) «Учиться всегда пригодится». «Ученье свет – а не ученье тьма». «Век живи – век учись». Дети. А век это сколько лет? Кто знает? 100. Сколько живет, столько и учится человек. В настоящее время стремительно меняется наука и техника. Чтобы не отстать в своем развитии, надо постоянно учиться, пополнять свои знания. Какая книга нам помогает сегодня на уроке? Азбука. Откройте её на страницах 16-17. Что мы видим на иллюстрации? Какую сказку ? (Волк и семеро козлят).  Мы видим беспорядок в комнате. Скамья перевернута, кошка – копилка разбилась. Упал кувшин с молоком, молоко вылилось на пол. Вошла коза. Принесла молоко. Пришел волк и съел козлят. Коза открыла дверь. Из шкафа вышел козленок. Картина на стене висит криво. Скатерть сдернута со стола, стул перевернут. Кто поглядывает в окно?  (Волк). Всех ли козлят съел волк? (Нет).

Как закончилась сказка ? (Хорошо).

А теперь немного отдохнем.

Физкультминутка.

Утром бабочка проснулась,

Улыбнулась, потянулась!

Раз – росой она умылась,

Два – изящно покружилась,

Три – нагнулась и присела,

На четыре – улетела.    (2 раза).

Что мы видим внизу на странице 16? Первое слово это ваза.

Как произносим по одному звуку или сразу? (По одному)

Произнесите это слово по одному звуку ( В – А – З – А) . Мы так говорим? (Нет). А может быть мы говорим все звуки сразу? Попробуйте сказать всё слово сразу, но рот откройте один раз. Мы видим, что открыв рот один раз всё слово сказать нельзя. А что же вы сказали открыв рот один раз? (ВА). Это целое слово или часть? (Часть). А что надо ещё добавить, чтобы получилась ВАЗА? (Ещё 2 часть – ЗА). Как же мы говорим слово ВАЗА, все слово сразу или по частям? ( по частям).

Скажем слово ваза по частям (ВА-ЗА). Сколько частей в слове? 2. Какая первая? (ВА) Вторая? (ЗА).

Можно ли назвать часть ВА словом? (нет). А звуком (нет, 2 звука). Значит, ни словом, ни звуком часть слова назвать нельзя. Как же называются такие части, из которых состоят слова? Слоги.  Ини состоят из согласного и гласного звуков. В слоге ВА два звука связаны между собой, они слились и произносятся за один раз, без остановок, неразрывно друг от друга. Такое звучание называется слиянием. Обозначать слияние гласного и согласного мы будем не двумя клеточками, а так: гласный красный или розовый.

Второе наше слово кот. Сколько звуков в слове Кот? (3 звука). Произнесите эти звуки ? К О Т .

Сколько слогов в слове кот? (один). Какие звуки образуют слияние? (звук к – согласный и о –гласный). А каким звуком заканчивается слово кот? Т он согласный. Какой вывод мы можем сделать? Слово кот состоит из одного слога, в нём три звука: два первых звука к – согласный и о – гласный образуют слияние ко, третий звук находится вне слияния. Может  ли образовать слог один гласный звук? (да)

Физкультминутка.

Топай, мишка, (топаем ногами)

Хлопай, мишка (хлопаем в ладоши)

Приседай со мной, братишка, (приседаем)

Лапы вверх, вперед и вниз (движения руками)

Улыбайся и садись.  (2 раза)

На странице 17 мы видим внизу предметы? И их семы. Что можно заметить? (что схемы одинаковые) Как можно назвать эти предметы одним словом ? (мебель).

А сейчас  1 класс проверим, справитесь ли вы с заданием. Нужно по очереди составить схемы слов, которые изображены на карточке, а я к каждому подойду и проверю. Одно сделали показываем мне , и делаем следующее слово. Кто правильно сделает получит круг.  Наш урок подошел к концу. Подводим итог. Считаем кружки. Ребята, с какой  мы темой сегодня познакомились на уроке? Как образуется слог.  А теперь оценим наш урок с помощью смайлов.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План -конспект урока по русскому языку для 2 класса "Учимся писать буквы гласных и согласных в корне слова"

План -конспект урока по русскому языку для 2 класса. Урок посвящен юбилею М.В. Ломоносова. Задачи урока:Образовательные:-    определять наличие в корне слова изучаемых орфограмм (б...

Конспект урока по русскому языку (Развитие речи)Тема «Учимся писать письма»

На уроке дети получают элементарные представления о письме как тексте, его разновидностях, структуре.Дети учатся при написании письма учитывать цель....

Конспект урока по русскому языку в 1 классе УМК "Гармония" с презентацией. Тема урока "Учимся писать записки" (ФГОС НОО)

Урок разработан в соответствии с ФГОС НОО. Материалы для презентации взяла из электронного приложения УМК "Гармония"....

Конспект урока по русскому языку "Живая шляпа"

Конспект урока по русскому языку на тему "Живая шляпа". Развитие речи. УМК "Начальная школа ХХI века"...

Конспект урока по русскому языку. 1 класс. Урок "Учимся составлять текст-описание". "Школа России".

В помощь учителю начальных классов. Конспект урока  по русскому языку в 1 классе. Тема "Учимся составлять текст-описание". Программа "Школа России"....