Правописание гласных и согласных в корне слова.
план-конспект урока по русскому языку (4 класс)

Сырьева Ирина Александровна

Отработка правописания орфограмм корня (безударный гласный, парный согласный, непроизносимый согласный).

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_russkogo_yazyka.docx23.48 КБ

Предварительный просмотр:

Открытый урок  русского языка в 4 классе.

Тема: Правописание гласных и согласных в корне слова.

Обучающая цель:

Отработка правописания орфограмм корня (безударный гласный, парный согласный, непроизносимый согласный).

Развивающая цель:  

развитие логического мышления;

развитие умения формулировать и проговаривать свои мысли.

Воспитательная цель:

воспитание любви и интереса к родному языку.

УУД:

Познавательные:

показать как выбор безударного гласного в корне может повлиять на значение слова;

отрабатывать навык постановки знаков препинания в предложениях;

отрабатывать навык выделения словосочетания из предложений.

Регулятивные:

находить в словах орфограммы и объяснять их, применять нужный алгоритм для  проверки;

выдвигать гипотезы и их обосновывать.

Коммуникативные:

учиться критично относиться к собственному мнению;

уметь слушать и слышать, извлекать пользу из опыта одноклассников;

сотрудничать при работе в паре, группе;

проявлять интерес и уважение к разным точкам зрения.

Личностные:

осознавать роль языка в речи и жизни людей;

владеть способами самоопределения в ситуациях выбора на основе собственных позиций.

Оборудование: карточки, презентация, елочка, шарики, плакат

Ход урока:

  1. Мотивация к учебной деятельности.

Все начинается со школьного звонка

В далекий путь отчаливают парты

Там впереди покруче будут страны

И посерьезней будут, а пока

Нас ждет урок- русского языка

Давайте прочитаем на доске девиз нашего урока

«Скорей за работу,

Возьмёмся мы дружно.

И будьте внимательны

Это вам нужно!»

- Я надеюсь, что сегодня на уроке вы будете все активны и внимательны.

2. Запись числа, классная работа.

 Какое у вас настроение, если хорошее, то на полях нарисуем солнышко, а если плохое, то тучку, в конце урока посмотрим, какое будет у вас настроение. Я думаю, что на протяжении всего урока у вас будет хорошее настроение

3. Чистописание

1.Прочитайте слова с доски: друзья, веселье, елочка, юла, Какая орфограмма встретилась в словах?

Что обозначают интересные гласные буквы в словах?

Пишем сочетания яя, ье, юя

4.Словарная работа

Запись слов под диктовку(1 человек у доски)

Легкий, легко, командовать, команда, командир, волноваться, тревога, тревожиться, горизонт, заря.

5.Актуализация знаний.

Ребята, я предлагаю вам сейчас выполнить письмо с комментированием.

- как вы думаете, какая будет ваша задача? (увидеть и объяснить орфограммы).

- Прочитайте словосочетания.

Поздний гость, ровная дорожка, лесистая местность, степное животное..

4. Самоопределение к деятельности,

- Как вы думаете, что объединяет данные орфограммы?                 (они в корне)

- Кто может назвать тему урока?

- Значит,  сегодня мы будем работать с корневыми орфограммами.

- Тема урока «Правописание гласных и согласных в корне» .

- Скажите,  эти слова можно разделить на группы? На какие группы мы разделили данные корневые орфограммы?

(Бездарные гласный,

непроизносимый согласный,

парный сомнительный согласный).

- Именно с этими орфограммами мы будем работать на уроке.

 - Выпишите слова в 3 столбика по орфограммам

5.Работа по теме урока.

- Я вам предлагаю выполнить первое задание.

- Объясните правописание безударных гласных в корне в предложении.

Задремали звезды золотые, задрожало зеркало затона.

-Что такое затон?

-объяснение по толковому словарю.

-Разобрать предложение по членам предложения

- Объясните  орфограммы, которые вы увидели в словах.

-

  1. Работа с парными согласными       

- Я предлагаю вам выписать слова с парными согласными и написать проверочные

- Сделайте вывод

- Чтение вывода

Физминутка. 

Засиделись мы, друзья!

Уж подвигаться пора.

Влево- вправо наклонились

И на месте покрутились.

Сели – встали, прыг на месте

И похлопали все вместе.

На места свои присели.

Каждый будет здесь при деле.

- 7. Следующая орфограмма непроизносимый согласный в корне слова

Задание

-Замените слова с непроизносимыми согласными синонимами

-Что такое синонимы?

      8.   ПРОВЕРКА

9. Развитие речи. Составить рассказ по картинке

10.Работа по учебнику упр.182  Самостоятельная работа в тетради.

Самостоятельно спишите текст, подчеркните орфограммы.

11.Продолжение работы по теме урока.

1.Выполнить тестовую работу.

1)Какое слово пишется не так, как произносится?

А) винт

Б) весы

В) курс

2) В каком ряду в обоих словах в корне пропущена безударная проверяемая гласная?

А) в…сна, м…тель

Б) к…тёнок, заб…жал

В) г…мнаст, к…рмить

3) В каком ряду в обоих словах пропущена одна и та же буква?

А) матро…, зале…ть

Б) вокру…, во…зал

В) оши…ка, ро…кий.

4) В каком слове нет непроизносимой согласной в корне?

А) праз…ник

Б) опас…ный

В) мес…ный

5) Найди и подчеркни «третье лишнее» слово в каждом ряду.

А) уд…вление, по…вление, пл…сать

Б) к…рмить, н…чной, б…жать

В) ж…знь, ж…ри, ж…вотное

( Взаимопроверка)

2.Игра «Маячок»

(у каждого учащегося по три флажка – «маячка», в соответствии с правилом дети поднимают вверх «маячок»).

Заискрились огоньками,

Засверкали маячки.

Если красный загорится –

Безударная позиция.

Загорится жёлтый цвет –

Парный шлёт тебе привет.

Ну, а если привидение-

То зелёный без сомнения.

Маячки на партах есть?

Поиграем с ними здесь.

Красный: печник, разумный, ленивый, тяжёлый, ледник.

Жёлтый: блюдце, этаж, книжка, плутовка, друг.

Зелёный: поздно, праздник, радостный, лестница, частное.

12.Домашнее задание:         упр.181.

13.Рефлексия.

Нарисуйте в тетради свое настроение в конце урока

Вам понравилось, ребята?

Здорово, прекрасно, дети!

Расскажу теперь я в свете,

Что есть такие удальцы,

В 4 классе. Молодцы!

Что за правила учили?

Я, надеюсь, не забыли?

Напоследок повторим,

Знания наши закрепим.

Накануне новогоднего праздника  украсим елочку шариками

 Красный - все было понятно,

Синий - затруднялся

Желтый - ничего не запомнил.

Выставление оценок.

Молодцы! Спасибо за урок.  


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Правописание гласных и согласных в корне слова.

Материал презентации способствует закреплению навыка правописания детьми  гласных и согласных в корне слова, спосбствует развитию познавательного интереса   к русскому языку и бережного отно...

Cостав слова.Правописание гласных и согласных в корне слова

Урок по русскому языку для 4 класса по теме "Состав слова.Правописание гласных и согласных в корне слова...

Тема: Правописание гласных и согласных в корне слова.

Цель: Способствовать умению проверять парные по звонкости-глухости и безударные гласные в корне словаЗадачи: 1) содействие  формированию прочных знаний, самостоятельно добытых учащимися...