Конспект урока русского языка по теме: «Правописание безударной гласной в корне слова»
план-конспект урока по русскому языку

конспект

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_2.docx31.16 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ  БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ   УЧРЕЖДЕНИЕ

«СРЕДНЯЯ  (ПОЛНАЯ) ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 4»

г. Рославля Смоленской области

 

 

 

 

 

Урок русского языка в 3 классе

Тема: «Правописание безударной гласной в корне слова»

 

Урок – путешествие «Океан Грамоты»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Провела учитель начальных классов

Хорт Валентина Григорьевна

 

 

 

Тема урока: «Правописание безударной гласной в корне слова»

Тема урока«Правописание безударной гласной в корне слова»

Класс: 3, программа «Школа России»

Предмет: русский язык

Тип урока: урок закрепления пройденного материала

Форма урока: путешествие

 Цель: развитие орфографической зоркости при работе над орфограммой безударная гласная в корне слова.

Задачи:

1.     Образовательная: коррекция и тренинг изученных понятий, алгоритмов. (закрепить знания обучающихся о безударных гласных и о способах их проверки)

2.     Развивающая:  развитие у обучающихся способностей к рефлексии

формирование (фиксирование собственных затруднений в деятельности, выявление их причин, построение и реализация проекта выхода из затруднений)

3.     Воспитательная: воспитание доброжелательного отношения к друг другу, взаимопомощи.

Формирование УУД:

Личностные: Формирование уважительного отношения к иному мнению, принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения

Регулятивные:  определять цель деятельности на уроке с помощью учителя и самостоятельно, планировать учебное сотрудничество, формировать у детей умение анализировать, обобщать, оценивать результат своей деятельности, умение сверять свои действия с целью и исправлять ошибки, учить взаимодействовать со сверстниками в учебной деятельности, умение адекватно воспринимать оценки и отметки.

Познавательные: формировать умение ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного, создавать алгоритм деятельности, развивать знаково-символические действия, структурировать знания, анализировать объекты с целью выделения признаков,  доказывать  правильность выполнения заданий, осознанно и произвольно строить речевые высказывания.

Коммуникативные: использовать речь для регуляции своего действия, планировать учебное сотрудничество, воспитывать культуру диалогового общения, умение слушать собеседника, формулировать собственное мнение и позицию.

Планируемые результаты: демонстрировать понимание звуко- буквенных соотношений, устанавливать характер затруднений правописания гласной проверяемой и непроверяемой, выбирать адекватный орфограмме и учебной ситуации способ проверки написания, находить корень в однокоренных словах, осуществлять взаимопроверку выполненной работы, полно  и точно  выражать свои мысли, чувства, познакомить с эстетическими ценностями.

Формы и методы обучения: фронтальная, парная; объяснительно – иллюстративный.

Применяемые технологии: игровая, дифференцированное обучение

Основные содержания темы, понятия и термины: морская лексика, правило проверки безударных гласных.

Межпредметные связи:   окружающий мир, литературное чтение.

Ход урока

I.                   Организационный  момент.

Друзья мои! Я очень рада войти в приветливый ваш класс.

И для меня уже награда вниманье ваших умных глаз.

Я знаю: каждый в классе гений.

Но без труда талант не впрок.

Скрепите шпаги ваших мнений – мы вместе сочиним урок!

- Добрый день, ребята!

Звучит музыка (на экране кораблик,  путешествующий по морю)

- Сегодня мы отправляемся на этом корабле в путешествие по островам Океана Грамоты. Во время нашего путешествия мы встретимся с правилами орфографии, постараемся точно применять эти правила и будем развивать орфографическую зоркость. Запишем дату отправления в путешествие в своих тетрадях.

(в тетрадях записывают число классная работа)

–Все вы ребята, будете штурманами.

Словарь урокаштурман – человек, прокладывающий путь в океане Грамоты.

Каждому штурману, за хороший ответ я буду давать якорь

Словарь урокаякорь – устройство для удержания судна и других плавучих средств при стоянке на открытой воде

 Нас ждёт увлекательное путешествие. Во время нашего путешествия вам необходимо соблюдать следующие условия:

1.Быть очень внимательными

2.Правильно выполнять задания.

3. Не допускать ошибок,

4. Отвечать на мои вопросы , поднимая руку.

Если мы не будем выполнять эти условия, то  можем потерпеть крушение.

Учитель бьёт в колокол. (рында)

Словарь урока: склянки – их моряки называют часы. Поскольку служба и жизнь на корабле регламентируются промежутками времени, называющимися вахтами, моряки, не глядя на часы, а только по числу склянок могут определить, который получас пошел с момента их заступления на вахту.

Повернём наш штурвал.

Словарь урокаштурвал - рулевое колесо. Наше путешествие начинается.

- И мы с вами входим в реку Чистописания. В этой реке чистая, прозрачная вода. Я попрошу вас открыть тетрадки и красиво, аккуратно написать на строчке строчную букву м. Посмотрите, как это сделаю я.

(пишем 3 раза).

На этой же строчке давайте напишем соединение буквы м с буквой о: мо (музыка)

На другой строчке запишем слова: моряк, морской, приморский.

Какая орфограмма объединяет эти слова?

(Безударная гласная в корне слова)

- Молодцы, вы смогли сами сформулировать тему урока. «Безударная гласная в корне слова проверяемая ударением». Это основная орфограмма, с которой мы будем работать на уроке.

А ещё, что объединяет эти слова? (общее лексическое значение)

Назовите общую часть этих слов. Кто знает, как называется общая часть родственных слов? Выделите корень?

- Молодцы. Повернём наш штурвал.

В море плавала волна,

 И шумела: Я вольна!

 И свободна, и бурлива!

И мы с вами вплываем в море словарных слов.

Словарная работа.

Отправляясь в плавание, моряки запасаются овощами. А какие овощи мы возьмём с собой, вы узнаете, отгадав загадки.

(Слова, которые обозначают названия этих предметов, запишите в тетрадь и подчеркните букву, которую надо запомнить )

Задание классу.

Зеленая толстуха

 Надела уйму юбок,

 Стоит теперь на грядке

 Как балерина в пачке (капуста)

 

Как на грядке под листок

 Закатился чурбачок –

 Зеленец удаленький,

 Вкусный овощ маленький(огурец)

 

Раскололся тесный домик

На две половинки,

И посыпались в ладони

Бусинки-дробинки. (горох)

 

Что копали из земли,

Жарили, варили?

Что в золе мы испекли,

Ели да хвалили (картофель)

 

Красная девица

Росла в темнице,

Люди в руки брали,

Косы обрывали.(морковь)

Записывая слова, учащиеся обозначают в них ударение, подчеркивают буквы, написание которых надо запомнить: помидор, капуста, огурец, горох, картофель, морковь.

- Почему написание подчеркнутых букв в данных словах надо запомнить?

 (В русском языке есть слова, в которых безударную гласную нельзя проверить ударение, поэтому их надо запомнить)

III. ВВЕДЕНИЕ НОВОГО СЛОВА. (учитель крутит  штурвал)

- Итак, мы в пути. Хорошо бы нам сопутствовали солнечные безветренные дни. А такие дни называли, словом погода. И мы с вами подплываем к проливу Погодный.

- А сейчас  придумайте предложение со словом погода

(На улице стоит тёплая погода)

-. Давайте запишем предложение про непогоду в тетрадь и подчеркнём главные члены.(дать якорь)

Разгулялась в море непогода.

IV. Вплываем в океан Грамоты

 - Но, что я вижу

Водная большая гладь,

Берегов не отыскать.

То не речка и не море,

В нем в сотни раз воды поболе. (Океан)

-  Правильно. Мы с вами в Океане Грамоты.

Учитель поворачивает штурвал

Долго ли коротко мы плыли и видим долгожданную землю. Это остров. Что такое, ничего не понимаю, кто убрал буквы из названия острова, и мы не можем узнать, к какому острову подплываем.

- Ребята, как нам быть, как узнать к какому острову мы приближаемся.

(на карте остров БЗДРНХ ГЛСНХ)

- Так, главное без паники.  Мы с вами проделали большую работу, устали, отдохнём и продолжим наше путешествие.

(физминутка)

- Я надеюсь, что ваши глазки отдохнули. Посмотрите внимательно на буквы, и попробуйте догадаться, к какому острову мы приближаемся.

(Остров Безударных гласных) (кто отгадает тому якорь)

- Но вот беда! Некоторых жителей этого острова медузы Буквоедки захватили в плен. Освободить же их нам поможет только Ударение.

- Как вы думаете, почему?

(Ученики догадываются, что безударные гласные можно проверитьударением)

- Ребята, какие гласные чаще всего у нас вызывают сомнение в безударном положении? (а,о,и,е)

- Какое правило проверки безударных гласных мы знаем.

Если гласный звук вызвал вдруг сомнение,

 Ты его немедленно поставь под УДАРЕНИЕ (дать якорь)

- Давайте составим алгоритм проверки безударной гласной?

1. Поставь ударение.

2. Если безударная гласная – проверь.(Подбери однокоренное слово, в котором безударная гласная станет ударной))

3. Напиши правильную букву по звуку, который слышишь.

( На доске дети видят остров, под островом сочетание слов, вкоторых безударные гласные закрыты).

Учитель предлагает детям освободить жителей острова от злыхмедуз в данных сочетаниях слов.

К..менистое дно

П..тнистый осьминог

М..рской к..нек

М..л..дая чайка

П..л..сатый краб

З..л..неют водоросли

К..лючий ерш

Ск..листый берег

С..леные брызги

К..товая акула

Уд..вительная рыба

В..лнуется море

Д…лёкий  остров

Пос..лился рак

 Рыбы – прил..палы

Первый ряд проверят

второй

Второй ряд проверяет

третий

Третий ряд проверяет первый

 

- Давайте проверим, какие буквы вы вставили? Проверять будем, подбирая проверочные слова.

- Слова, в которых были допущены ошибки, запишем в тетрадь, и не забывайте, пожалуйста, подчёркивать безударную гласную простым карандашом.

- Ну, что ж вы молодцы.

Учитель поворачивает штурвал.

Какие два правила, мы сегодня повторили на нашем уроке?

(написание слов с непроверяемыми буквами, безударные гласные проверяемые ударением)

Дети вспоминают еще раз правила

Перед вами на партах лежат кружки красного цвета, жёлтого и зелёного. Вы внимательно прочитайте задание и если вы сами сможете выполнить это задание, то поднимете, пожалуйста, карточку зеленого цвета, что означает«Я могу сделать сам», карточка  красного цвета означает«Я затрудняюсь. Мне нужна помощь». Сигналы желтого цвета говорят об окончании работы.

Исправьте ошибки (положите в тетрадь)

1 уровень. Выберите правильную букву.

Ма/орскиежы/ители-известные хи/етрицы. А/Они всегда ловко прячутся от сва/оихвра/огов.На неба/ольшой глубине можно увидеть целые подводные леса. Это ма/орскаяка/опуста и водоросли. Вот у камня ма/орской еж. Кача/яется на тро/авинкема/орской ка/онек. Кро/асив подводный мир!

2 уровень.Исправьте ошибки. Озаглавьте текст.

Марские жытели – известные хетрецы. Они всегда ловко прячутся от сваих врогов.На небальшой глубине можно увидеть целые подводные леса. Это марская копуста и водоросли. Вот у камня марской ёж. Качается на тровинке марской канек. Кросив подводный мир!

Проверка:

1.Прочитайте слова в которых вы написали безударную гласную О, (Морские,Они, своих)

2. Прочитайте слова в которых вы написали безударную гласную И (жители,хитрецы)

3. Прочитайте слова в которых вы написали безударную гласнуюА(врагов)

Подведение итога урока.

- Наше путешествие подошло к концу.(ударить в колокол)

- Ребята, вам понравилось наше путешествие?

- Чем понравилось путешествие?

- Я попрошу вас продолжить предложение

Сегодня на уроке я…

- А вот варианты продолжения этого предложения.

(слайд)

1.     Узнал новые слова.

2.     Повторил орфограмму разделительный Ь.

3.     Развивал свою речь.

4.     Повторил орфограмму безударная гласная в корне слова, проверяемая ударением

5.     Выполнил звуко – буквенный разбор.

- Молодцы.

- Большое спасибо вам за урок, за ваши знания. Поднимите вверх якоря. Вам ребята, за хорошую работу я ставлю отметку 5.

- А теперь я попрошу вас оценить нашу с вами работу на уроке. Если вы считаете, что  мы вместе работали хорошо, поднимите зелёный кружок, если вы считаете. Что работали мы не достаточно хорошо,  поднимите  жёлтый кружок, ну а если вы считаете, что мы работали плохо, поднимите красный кружок.

На память о нашем уроке я приготовила для вас небольшие подарки. У меня в руках волшебный сундучок. А в нём лежат красивые ракушки, но это не простые, а с пожеланиями. Вы сейчас опустите свою ручку в сундучок,  достаете по одной ракушке и прочитаете пожелание.

 

 

 

 

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок русского языка по теме «Правописание безударных гласных в корне слова»

Цели: расширить знания  о безударных гласных в корне слова; учиться видеть орфограмму, сравнивать, группировать, развивать память, логическое мышление, связную речь учащихся....

Конспект урока русского языка 3 класс "Правописание безударных гласных в корне слова"

Представляю вашему вниманию конспект урока русского языка в 3 классе на тему "Правописание безударных глассных в корне слове". УМК "Школа России"...

Конспект урока русского языка по теме: "Правописание безударных гласных в корне слова"

Данный урок - урок русскгого языка во 2 классе, система развивающего обучения Л.В. Занкова. При проведении урока была использована авторская мультимедийная презентация с триггерами....

Конспект урока русского языка на тему "Правописание безударных гласных в корне слова." 3 класс

Педагогическая цель: Создать условия для актуализации знаний учащихся о способах проверки безударной гласной в корне  слова;Методы урока: наглядно-индивидуальный, словесно-дедуктивный,, практичес...

Конспект урока русского языка 3 класс "Правописание безударных гласных в корне слова"

Конспект урока русского языка "Правописание безударных гласных в корне слова" 3 класс...