Конспект урока русского языка в 4 классе по теме: «Страна ГЛАГОЛИЯ»
план-конспект урока по русскому языку (3 класс)

конспект

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_1.docx32.31 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ  БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ   УЧРЕЖДЕНИЕ

«СРЕДНЯЯ ШКОЛА № 4»

г. Рославля Смоленской области

 

 

 

 

 

 

 

Урок  по русскому языку

для учащихся 3 - х  классов

 

 

«Страна ГЛАГОЛИЯ»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Василюженкова Людмила Викторовна,

учитель начальных классов

 

 

 

 

 

 

 

 

2021 год

 

Цель урока: продолжить формировать знания о глаголе как части речи

 

Задачи урока:

        Выявить уровень знаний детей по данной теме.

        Развивать устную и письменную речь учащихся, выразительность, творческие способности, орфографическую зоркость, обогащать словарный запас учащихся.

        Формировать навыки самостоятельной работы.

        Воспитывать интерес к уроку русского языка, активность, самостоятельность, умение работать в паре.

 

Ход урока

І. Психологический настрой:

Сегодня у нас много гостей. Давайте поприветствуем.

 Добрый день и добрый час!

 На уроке второй класс.

 Пожелаем всем удачи

 И пятерок нам в придачу.

 За работу, нам пора,

 Ну, ни пуха, ни пера!

Тихо сели, спинки прямо.
Вижу, класс наш хоть куда.

Мы начнём урок, друзья.

-Пусть урок принесёт вам радость общения. Пусть вам помогут сообразительность, смекалка и те знания, которые вы уже приобрели. Желаю вам интересных открытий, а  я с удовольствием буду вам помогать, когда это будет необходимо.

Сегодня я желаю вам достичь маленькую, но важную вершину на пути к грамотности.

1. «Мозговой штурм»

 

— Закройте глаза и скажите слово «журнал» …

 

— Какие ассоциации возникают у вас? (события, мир, обложка, кроссворды, анекдоты, )

 

— Названия каких журналов вы знаете, читали дома?

 

(показ журналов)

 

2. Сообщение темы урока

 

— Сегодня у нас необычный урок. К нам обратились сотрудники одной редакции с просьбой собрать необходимый материал для нового журнала. Каждому из вас предстоит стать сотрудником этого журнала. А в конце урока мы с вами посмотрим. Какой журнал у нас получился.

(на протяжении всего урока на доску вывешиваются страницы журнала(по одной) без рисунков)

А для этого вы должны пройти собеседование, ведь люди, работающие в журнале должны быть грамотными, сообразительными, много знать и уметь.

ІІІ. Работа по теме

 

Первая страница «Это нужно знать на пять» (вывесить станицу журнала)

 

1. Ответственный момент Приём на работу — редакция возложила на меня.

 

Сообщение темы, постановка целей урока. Введение в игровой сюжет

- Я буду называть слова, а вы попробуйте догадаться, о чём я говорю?

Спинки, ручки, парты, улыбку.

-Ребята я вижу вам трудно меня понять?

А если я скажу: Выпрямили спинки, приготовили ручки, сядьте ровно за партами, подарите мне улыбку.

Слова, которые вам помогли меня понять, что называют?

(предмет, признак предмета или действие предмета?)

Слова какой части речи  называют  – действие предмета ? (глагол)

- Кто догадался, какую часть речи мы будем закреплять на уроке? (Глагол.)

 - Кто назовет тему сегодняшнего урока?

- Вы правильно догадались,  что сегодня будет в центре нашего внимания  часть речи  – ГЛАГОЛ.

- И наш журнал называется «Страна Глаголия»  (выставить титульник на доску «Наши проекты»)

2. Работа в тетради

 

Все вы приняты на работу. Наш класс на целый урок превратится в редакцию, а в любой редакции люди работают по группам, в отделах.

 

Откроем наши тетради и запишем. Когда мы были приняты на работу: число и месяц. А работа, какая у нас будет? (классная, отличная)

 

Вторая страница  «Наука и глагол»

 

Отдел науки. Мы сейчас поработаем в отделе науки. Серьёзный отдел.

 

Возьмите на парте желтый конверт (он один на двоих) достаньте всё из него и соберите солнышко с лучиками из слов, которые относятся к части речи - глагол.

И тогда, вы узнаете, какие умения нам понадобятся на уроке. А лишние слова – (слова которые не являются глаголами) отложите.

( РАССУЖДАТЬ,  ДУМАТЬ,  НАБЛЮДАТЬ,  СЛУШАТЬ,  ДОКАЗЫВАТЬ)

(С..бака.  В..р..бей. В..рона.  С..рока.  К..рова. В..сна ) – лишние слова

Кто готов? поднимите руку.

Проверка: РАССУЖДАТЬ, ДУМАТЬ, НАБЛЮДАТЬ, СЛУШАТЬ, ДОКАЗЫВАТЬ.

Верно!!! Такие умения пригодятся нам на уроке.

- А сейчас давайте вспомним всё, что мы знаем о глаголе?

(составляется кластер)

https://documents.infourok.ru/69b14626-4c91-44f0-a278-f429f94a259e/0/image001.pnghttps://documents.infourok.ru/69b14626-4c91-44f0-a278-f429f94a259e/0/image002.pnghttps://documents.infourok.ru/69b14626-4c91-44f0-a278-f429f94a259e/0/image003.pnghttps://documents.infourok.ru/69b14626-4c91-44f0-a278-f429f94a259e/0/image004.pngГЛАГОЛ                                       изменяется по числам

                                                                                     часть речи

                            Отвечает на вопросы

действие

Применим свои научные знания о глаголе в работе.

(вывесить станицу журнала)

 

Третья страничка «Юный сыщик»

 

Отдел расследований

 

Нам поручили расследовать важное дело: вернуть на место буквы, которые сбежали из слов.

Помните вы отложили лучики с лишними словами ( прочитайте их)

- Догадались, какой вид работы мы сейчас будем выполнять?

(Работа со словарными словами)

 

С..бака.  В..р..бей. В..рона.  С..рока.  К..рова. В..сна

— Скажите, все ли слова мы будем записывать. Какое слово лишнее ?(весна)

- Почему?( оно не словарное)

- Какая орфограмма встретилась в этом слове? (безударная гласная проверяемая ударением)

— Какое проверочное слово?

- Давайте вспомним правило проверки безударных гласных.

(Если буква гласная вызвала сомнение.

 Ты её немедленно ставь под ударение)

 

–Запишите слова в тетради, вставляя пропущенную букву зелёной ручкой.

- Кто записал, поднимите руку!

- Обменяйтесь с соседом по парте своими тетрадями и проверьте,  правильно ли вы записали словарные слова.

- Поднимите вверх зелёный кружок если ваши товарищи написали словарные слова правильно, если они допустили одну ошибку поднимите жёлтый кружок, а если 3 и более поднимите красный кружок.

— Давайте не будем обижать весну. Составим чистоговорки.

 

Работа в парах. Составление чистоговорок.

 

 На, на, на – наступила солнечная весна.

Ну, ну, ну – мы встречаем весну.

Не,  не, не – не будем плохо говорить о весне.

 

— Ребята, назовите, пожалуйста, весенние месяцы.

 

А какие ассоциации у вас возникают со словом весна.

Ассоциации «Весна»

(тепло, солнце, листья, первые цветы…)

— Какие первые цветы появляются весной? Правильно, подснежники.

— Подснежники называют «разведчиками весны». Почему?

 

Прием «Эмпатия» (звучит тихая музыка)

 

Представим себя цветком. Чтобы вы сказали человеку, который хочет сорвать этот цветок?

— Давайте и мы не будем срывать цветы.

 

Я должен над цветами наклониться

 Не для того, чтоб рвать или срезать,

 А чтоб увидеть добрые их лица

 И доброе лицо им показать

 

— Покажите свои добрые лица. Добрый человек не сделает больно цветку, который радуется жизни. Как хорошо ему на лугу среди друзей. Давайте сохраним эту красоту.

 

Сделаем так, чтобы и у нас в классе расцвели подснежники.

(Каждой паре дается подснежник, на обратной стороне задание)

 

Работа в парах.

 

Весна (что сделала?)…, ручьи (что делают?)…., солнце

 (что делает?)…., трава (что делает?), птицы (что делают?) …, подснежники (что сделали?)….

 

- Запишите в тетради сочетания слов, которые у вас получились, вопросы тоже пишите в скобках. Если у кого то не получается, то на помощь может прийти сосед по парте.

- Посмотрите внимательно на глаголы, которые вы записали. На какие две группы их можно разделить?

(единственное число, множественное число)

 

(вывесить станицу журнала)

 

Физминутка

 

Как живешь?  -  Вот  так !

Как идешь!

Как бежишь?

Как шалишь?

Как даёшь?

А берёшь?

Как грозишь?

Как ты спишь?

А сидишь? Сели за парты.

 

Руки? – НА МЕСТЕ

Ноги? – НА МЕСТЕ

Локти? – У  КРАЯ

Спина? – ПРЯМАЯ.

- Молодцы.

Четвертая страница «Новость дня»

 

Отдел новостей.

 

Какой же журнал без новостей? Давайте их узнаем. Я предлагаю вам поработать парами.

- Перед вами лежат листики с текстом. Я вам предлагаю поработать в группе.

(дети делятся на группы)

 Посмотрите внимательно на текст и скажите, чего в нём не хватает?

(В тексте нет точек)

- Я вам предлагаю разбить текст на предложения и обозначить конец каждого предложения.  Точки можете ставить на листочках.

 

Работа с деформированным текстом.

 

Ранняя весна

 

Наступила ранняя весна звонкая капель стучит по земле в лесу пахнет душистыми почками с берёзки течёт сладкий сок ожил лес.

 

ПРОВЕРКА

(Наступила ранняя весна. Звонкая капель стучит по земле. В лесу пахнет душистыми почками. С берёзки течёт сладкий сок. Ожил лес.)

 

 - Сколько предложений вы насчитали в тексте? (5)

- Прочитайте их.

- Молодцы.

- Что нужно знать, чтобы правильно записать предложения?

(первое слово пишется с большой буквы, в конце предложения ставится точка)

- Молодцы.

- О какой новости идёт речь в тексте?

(Лес ожил)

- Как вы понимаете смысл этого предложения ЛЕС ОЖИЛ?

(Над головой слышится звонкая трель. За стволами деревьев мелькают стайки птиц. Весной много хлопот и забот у пернатого царства)

 

ЕСЛИ ЕСТЬ ВРЕМЯ.

- Спишите предложения и подчеркните глаголы. (можно по рядам)

 

 ЕСЛИ МАЛО ВРЕМЕНИ

— Запишите второе  предложение. Подчеркните глагол или разберите предложение, по членам предложения выписывая словосочетания.

 

(вывесить станицу журнала)

 

7. Выставление оценок

 

- 45 минут вы трудились над составлением журнала. Вы являлись сотрудниками редакции, поэтому я сейчас буду вам выплачивать зарплату (выставление оценок)

- Но перед тем, как я выставлю вам оценки, попрошу вас заполнить лист самооценки. Если  вы согласны с высказываниями, записанными на листе, то в пустом прямоугольнике поставьте плюс, если не согласны, поставьте минус. Посмотрите в свои листы самооценки, посчитайте, сколько «+» вы заработали?

Встаньте, кто набрал 5 или больше «+»? Вы получаете отметку «5».

Встаньте, у кого 4 «+»?. Вы получаете отметку «4».

Посмотрите на свои листы самооценки, где не стоят «+»? Какие задания у вас вызвали затруднения? Какие знания и умения вам пригодились на уроке?

Лист самооценки

Я могу объяснить, какая часть речи называется глаголом

 

Я понял, что глагол может изменяться по числам

 

Я знаю словарные слова

 

Я знал правило проверки безударных гласных

 

Я без ошибок определил границу предложений

 

В группе помогал выполнить задание

 

Внимательно слушал учителя и одноклассников

 

Активно работал на уроке и правильно отвечал на вопросы

 

 

8. Планёрка

– А сейчас у нас планёрка.

На планерке собираются все сотрудники журнала и подводят итоги.

— Посмотрите (учитель обращает внимание детей на листы журнала ) интересным, познавательным получился у нас журнал«Страна Глаголия»?

— Понравится ли этот журнал второклассникам других школ?

-  (Нет, не очень)  

- Почему?

(На нём нет рисунков)

- Правильно, для того, чтобы журнал хотели читать надо его сделать красочным и тогда его захотят и прочитать, и посмотреть, и купить.

- Я вам предлагаю побыть в роли художников. Мы с вами разделимся на 5 групп (по количеству страниц журнала) и каждая группа придумает и нарисует иллюстрацию к своей странице.

9Домашнее задание

Придумать и нарисовать иллюстрацию к своей странице.

Спасибо за урок!!!

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока русский язык 4 класс ПНШ Тема: «Спряжение глагола»

Конспект урока русский язык 4 класс ПНШТема: «Спряжение глагола»...

Конспект урока русского языка 4 класс на тему: «Изменение глаголов по временам». УМК "Школа России"

Конспект урока русского языка 4 класс на тему: «Изменение глаголов по временам»....

Конспект урока русского языка 3 класс на тему "Число глаголов" ( УМК "Школа России")

КОНСПЕКТ УРОКА ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУТема: «Число глаголов»Цели деятельности учителя: формирование умения изменять  глаголы по числам; формирование умения определять число глаголаПлан...

Конспект урока русского языка 3 класс на тему "Времена глаголов" ( УМК "Школа России")

КОНСПЕКТ УРОКА ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУТема: «Времена глаголов» Цели деятельности учителя: формирование представлений о временах глаголов.Планируемые результатыПредметные: - знать ...

Конспект урока русского языка 3 класс на тему "Изменение глагола по временам" ( УМК "Школа России")

КОНСПЕКТ УРОКА ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУТема: «Изменение глаголов по временам» Цели деятельности учителя: формирование умения изменять глаголы по временам.Планируемые результатыПредметны...

Конспект урока русского языка 3 класс на тему "Род глагола в прошедшем времени" ( УМК "Школа России")

КОНСПЕКТ УРОКА ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУТема: «Род глаголов в прошедшем времени» Цели деятельности учителя: формирование у учащихся представлений о глаголах в прошедшем времени с суффикс...

Конспект урока русского языка 3 класс на тему: «Род глаголов в прошедшем времени»

КОНСПЕКТ УРОКА РУССКОГО ЯЗЫКАТема: «Род глаголов в прошедшем времени» Цели деятельности учителя:ознакомление с изменением глаголов прошедшего времени единственного числа по род...