Исследовательская работа "Как социальные сети влияют на язык"
проект по русскому языку

Исследовательская работа "Как социальные сети влияют на язык"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ...122.96 КБ

Предварительный просмотр:

государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение

Ростовской области

«Волгодонский педагогический колледж»

(ГБПОУ РО ВПК)

Исследовательская работа

На тему:

«Как социальные сети влияют на язык»

Выполнила:

Студентка ГБПОУ РО «ВПК»

Чижова Виктория Александровна

Преподаватель:

Крючко Ольга Викторовна

Волгодонск 2023

Оглавление

I. ВВЕДЕНИЕ        3

1. Актуальность проблемы        3

2. Объект исследования: речь учащихся 1 кура ГБПОУ РО «ВПК»        4

3. Предмет исследования: сленговые слова        4

7.Важность работы заключается в том, что результаты этого исследования будут полезны как студентам, так и преподавателям для сохранения нашего родного языка.        5

8.Гипотеза: употребление слов из Интернет-пространства может привести к потере родного языка и приведет к снижению языковой культуры населения.        5

II. ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ        5

1. Что такое социальные сети?        5

2.Популярные социальные сети        6

3. Влияние социальных сетей на русский язык        7

4.Причины использования ошибок:        9

5. Рекомендации по предотвращению негативного воздействия на язык социальных сетей        9

III. ЗАКЛЮЧЕНИЕ        10

Список используемой литературы и Интернет-ресурсов        11

Приложение №1.        12

Молодежный сленг        12

Приложение №2.        18

Уважаемы студенты и преподаватели. Меня зовут Чижова Виктория, я студентка группы ПНК – 2.1.

Сегодня я хочу представить вашему вниманию свою исследовательскую работу в рамках проекта «Живое слово». В него включены студенты 1-3 курсов «ВПК».

Я хотела бы познакомить вас с особенностями работы в рамках данного проекта.

Каждое выступление мы начинали с показа интервью, но в связи с ограниченностью во времени моего выступления я покажу только его фрагмент.

I. ВВЕДЕНИЕ

Появление Интернета и, как следствие, множества социальных сетей радикально изменило нашу повседневную жизнь и то, как мы общаемся. Всё молодое поколение переместилось в Интернет-пространство. Теперь мы чаще проводим время в Интернет-чатах, ведём аккаунты, играем в компьютерные игры; чем  проводим время на природе, дома, общаясь с друзьями, родными, близкими.  Казалось, что они значительно упростили нашу жизнь, но и также "привязали" нас к себе.

1. Актуальность проблемы

Интернет для многих людей стал средством общения. Эта новая технология имеет большое значение, как для студентов, так и для преподавателей.

Посещая различные сайты, каналы в YouTube, RuTube  и Telegram, общаясь в других мессенджерах, я обнаружила, что в виртуальном пространстве многие стали употреблять слова  не по грамматическим правилам русского языка, или, вообще,  дали им другое значение.

Например, несколько лет назад, если бы кто-то сказал слово “стена”, Вы сразу подумали  о том, что это ограждающий элемент в строительстве; однако сейчас это оно  приобрело ещё одно значение. Теперь «стена» это и страница вашего профиля в социальных сетях, где вы можете поделиться информацией о себе.

 И таких слов достаточно много.

Актуальность моей работы заключается:

- во-первых, в том, что использование специальных форм общения в Интернет-сообществах могут негативно влиять на языковую культуру студентов;

- во-вторых, общение на упрощенном языке может  привести к проблеме развития и сохранения родного языка для молодого поколения.

Иногда люди специально искажают слова, и этот поток бессвязных и непонятных выражений становится просто невыносимым для понимания. Нужно несколько раз прочитать сообщение, чтобы понять, что хотел донести человек. Это наблюдение подняло вопрос: "Как Интернет влияет на язык и речь?" Результатом является моя исследовательская работа «Как социальные сети влияют на язык?"

2. Объект исследования: речь учащихся 1 кура ГБПОУ РО «ВПК»

3. Предмет исследования: сленговые слова

4.Цель исследования:

1) изучить роль Интернета в изменении русского языка;

2)выяснить, каково влияние на грамотность, речь и язык студентов ГБПОУ РО «ВПК»;

3) провести опрос об использовании социальных сетей среди студентов ГБПОУ РО «ВПК»;

4) проанализировать полученные результаты;

5) сделать вывод о влиянии социальных сетей на современный русский язык;

6) выпустить буклет  "Грамматические ошибки в Интернет-переписке".

5.Методы исследования:

- наблюдение;

- анкетирование;

- сравнение.

6.Важность работы заключается в том, что результаты этого исследования будут полезны как студентам, так и преподавателям для сохранения нашего родного языка.

7.Гипотеза: употребление слов из Интернет-пространства может привести к потере родного языка и приведет к снижению языковой культуры населения.                                                                                                                                                                                                      

II. ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ

1. Что такое социальные сети?

Очевидно, что социальные сети - это богатая площадка, которая позволяет общаться на расстоянии. Они открыли для людей много возможностей. Но так как не все они придерживаются правил русского языка, то большинство электронных писем стали выглядеть однотипно: без использования знаков препинания, часто без заглавных букв, с многочисленными аббревиатурами и опечатками. К сожалению, всё это ведёт к нарушению норм русского языка.

Социальная сеть, также известная как виртуальное сообщество, представляет собой веб-сайт, который объединяет людей, чтобы общаться, делиться идеями и интересами или заводить новых друзей. В отличие от традиционных медиа, которые создаются не более чем десятью людьми, сайты социальных сетей содержат контент, созданный сотнями или даже миллионами разных людей.

Социальные сети формируются по интересам, потребностям, ресурсам и сферам влияния, социальным статусам и позициям. Различают такие их виды, как политические, экономические, коммерческие, финансовые, культурные, досуговые  сети общения.

Формирование социальных сетей начинается с небольших сообществ. Личное доверие между хорошо знакомыми друг другу людьми служит естественным началом их формирования. Взаимоотношения с другими сообществами завязываются путём перекидывания «мостиков» к государственным структурам, политическим организациям, финансовым институтам, профсоюзам, прессой, религиозными организациями и другими группами граждан, создающие условия для регулярных контактов, установления доверия, взаимовыгодной дискуссии и взаимного влияния.

2.Популярные социальные сети

Сегодня существует множество сайтов с разными типами контента. Но на данный момент самыми популярными среди студентов являются следующие социальные сети:

«ВКонтакте» -  российская социальная сеть, созданная для того, чтобы делиться какой-либо информацией, как с большим количеством незнакомых пользователей, так и со своими близкими. По итогам 2021 года в данной сети зарегистрировано 72,5 миллионов пользователей. Сайт доступен на 86 языках; особенно популярен среди русскоязычных пользователей. «ВКонтакте» позволяет пользователям отправлять друг другу сообщения, создавать собственные страницы и сообщества, обмениваться изображениями, аудио- и видеозаписями, переводить деньги, играть в игры.

«YouTube» - самый популярный сервис в мире по размещению и просмотру видеороликов. Многие молодые люди используют YouTube для просмотра музыкальных клипов, комедийных шоу, лайфхаков и многого другого. Подростки также используют сервис обмена видео, чтобы следить за своими любимыми блогерами, подписываться на других ютуберов и знаменитостей, которые им интересны.

«What Sapp» -  американский бесплатный сервис обмена мгновенными сообщениями и голосовой связи по IP, принадлежащий компании Meta. Она позволяет пользователям отправлять текстовые и голосовые сообщения, совершать видео звонки, обмениваться изображениями, документами, местоположением пользователя и другим контентом.

3. Влияние социальных сетей на русский язык

Слова, которые окружают нас каждый день, влияют на нашу повседневную  речь, поскольку большая часть письменного языка, которую  мы видим, теперь находится на экранах наших компьютеров, планшетов и смартфонов. Язык  развивается благодаря нашему взаимодействию с современными технологиями. И поскольку  мы используем его для общения друг с другом, то язык имеет тенденцию быть более гибким, чем официальное письмо, сочетание неформального, личного общения и массовой аудитории, предоставляемой социальными сетями, является рецептом для быстрых изменений.

Целый ряд слов, пришедших из Интернета,  стали настолько обычными, что теперь их широко используют, даже не осознавая это.

Одним из таких является сленг (Приложение №1.), который, кажется, вводит многих людей в заблуждение, используя неправильное правописание, грамматику и неформальный язык. Популярность сленга выросла до такой степени, что некоторые слова стали частью регулярного общения на русском языке.  Объясняя это, указывают на то, что большая часть общения в социальных сетях связана с прагматизмом и  высшими приоритетами являются доступность и взаимопонимание. Неправильное использование языка может быть понятно только подросткам и молодым людям, у пожилых людей иногда возникают проблемы с пониманием современного неформального языка. Тем не менее, для многих людей использование такого языка под влиянием социальных сетей, кажется, сделало его проще, но способность выражать глубокие мысли, возможно, ухудшилась.

Также в сети распространены сокращения слов, которые теперь заменяют целые предложения. Например «LOL» означает «громко смеюсь», «OMG» - «Боже мой», «TTYL»- «Поговорим с вами позже».

Не менее распространённым стало употребление смайликов в переписке. Их используют для передачи чувств и эмоций. Некоторые могут возразить, что это ленивая форма письма, но ведь социальные сети – это процесс не творческий, а быстрый и удобный способ взаимодействия с аудиторией.

Мы живем в период, когда люди делают все быстро. Мало у кого есть время вспомнить правило для правильного написания слов.

Для того чтобы приступить к изучению проблемы исследования, я провела опрос среди студентов 1-го курса «ГБПОУ РО ВПК». (Приложение № 2.)

Результаты следующие:

1) среднее время, которое студенты проводят в социальных сетях, составляет 4-5 часов;

2) 69 %  опрошенных студентов  не соблюдают правила русского языка, аргументируя,  что это отнимает время;

3)  большинство студентов не считают, что употребление сленга плохо сказывается на их грамотности.

Следовательно, анализируя ответы, можно сделать вывод, что студенты, которые постоянно проводят время в социальных сетях, переносят этот способ общения в реальную жизнь.

4.Причины использования ошибок:

  1. Желание ускорить написание сообщения. Конечно, проще и  быстрее напечатать сообщение в сокращенном виде, чем полностью вводить весь текст.
  2. Лень.  Преднамеренные ошибки из-за банальной лени.
  3. Сленг. Когда мы проводим много времени в социальных сетях, мы часто  сталкиваемся с Интернет-сленгом, следовательно, изучаем новые слова и не замечаем, как начинаем их использовать в устной речи.
  4. Нехватка словарного запаса пользователей. Часто пользователи не хватает словарного запаса и поэтому они не могут выразить свои мысли с помощью нормативной лексики.

5. Рекомендации по предотвращению негативного воздействия на язык социальных сетей

Теперь, когда я изучила основные аспекты влияния социальных сетей на язык их пользователей,  хотела бы дать вам несколько советов по предотвращению негативного воздействия на русский язык:

1. отрегулируйте время, необходимое для посещения социальных сетей;

2. читайте как можно больше книг, найдите интересный жанр литературы, это поможет вам лучше выразить свои мысли;

3. избавьтесь от привычки постоянно выходить в Интернет и проверять свою электронную почту, это поможет вам повысить производительность вашей деятельности;

4. поймите, что  в Интернете и социальных сетях есть информация абсолютно бесполезная и непроверенная;

5. больше общайтесь с друзьями и сверстниками в реальном, а не в виртуальном мире.

III. ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В заключении  можно сказать, что, к сожалению, социальные сети скорее отрицательно, чем положительно влияют на язык.

Требования более быстрого и удобного общения увеличили склонность к орфографическим ошибкам, использованию сокращений и употреблению языка не по правилам. Придуманная новая лексика стала использоваться в устной речи, а это негативно сказывается на формировании речи будущих педагогов.

Своей исследовательской работой  хочу привлечь внимание студентов к такой немаловажной и актуальной проблеме.

Я считаю, что неграмотность не должна быть нормой в современном информационном обществе.

Работа над проектом помогла мне по-новому взглянуть на сегодняшнюю устную и письменную речь молодого поколения, которое практически перестало говорить на своем родном языке. Это может привести к его потере в ближайшем будущем. Неудивительно, что современные учителя пытаются решить эту проблему на уроках родного языка и литературы.

Список используемой литературы и Интернет-ресурсов

1. О.М. Александрова, О.В. Загоровская «Русский родной язык» учебник 9 класса.

2. https://vc.ru/flood/288649-okey-bumer-20-slengovyh-slov-kotorye-pomogut-ponyat-podrostk 

3.https://ru.m.wikipedia.org/wiki/%D0%92%D0%9A%D0%BE%D0%BD%D1%82%D0%B0%D0%BA%D1%82%D0%B5 

4. https://multiurok.ru/files/issledovatelskaia-rabota-kak-vliiaiut-sotsseti-na.html 

5. https://dankonoy.com/ege/ege15/2022/05/07/prezentaciya-proekt-vliyanie-socialnyx-setej-na-russkij-yazyk 

6. https://nauchkor.ru/pubs/neonominatsii-v-sovremennom-mass-mediynom-diskurse-5b887ed37966e1073081b56f

7. https://school-science.ru/6/10/36079


Приложение №1

Словарь

«Молодежный сленг»

А

Аппарат – бытовая техника, машина

Б

Бабки (бабло) - деньги

Базар – разговор

Балдеж – нечто приятное.

Бесить - нервировать

Ботан, ботаник – отличник

Бред - вранье, что-то бессмысленное

Бубнишь - тихо, неразборчиво разговариваешь

В

В натуре – на самом деле, действительно.

Вали отсюда ( чухай , чеши, ломи ноги) – уйди

врубаться - понимать

В кайф - мне нравится

Влипнуть - попасть в неприятную ситуацию

Влом( впадлу) - лень

Глючить – испытывать трудности.

Голяк – бесполезное дело, попытка

Д

Дерьмо - неприятная ситуация

Дико (интересно) – очень интересно

Шеф – директор

Дискач – дискотека

дикий - ужасный

Домашка – домашнее задание

Е

ежу понятно - весьма очевидно

Ж

Жесткий – очень хороший

Жмот, жлоб – жадина

З

Забить на кого-то - быть равнодушным

запаpивать - надоедать

заценить - оценить

Загнуть - сильно преувеличить

Зажигать - веселиться

Замутить - придумать

Запороть – испортить начатое дело

Зацени - посмотри

Зашибись - очень хорошо

Л

Лупы, шары, фары – глаза

И

Инглиш – урок английского языка

Историчка – учитель истории

К

Каркать – предсказывать

кайф ловить - наслаждаться

классный - хоpоший, отличный

Классуха - классный руководитель

Клеиться (к кому-то) - искать знакомства

Комп – компьютер

Крыса – человек, способный на подлость, предательство.

Л

Лафа - хорошо

Лимон – миллион рублей

Липа - фальшивая вещь

Лох – невезучий человек

Лохануться - промахнуться, обмануться

М

Маешься - занимаешься

Мобила– мобильный телефон

Мощно – хорошо

Музон - музыка

Н

Накосячить - совершить неверный поступок

Напряг – трудиться

Ни фига себе - ничего себе

Ништяк - хорошо

Ништяк - хорошо, замечательно

НЭТ – интернет

О

О кей - хорошо

Обалдеть (очуметь) - удивиться

Облом – несбывшиеся планы

оторваться - развлечься

Отрубиться - быстро заснуть

Отрываться – получать удовольствие

Отсекайся - отстань

Отстойно – плохо

Офигеть - очень удивиться

П

Параллельно - безразлично

Понт - превосходство

Понтоваться ( понты гонять) – показывать превосходство

Пофигу - все равно

Прикалываться - шутить

Прикид - внешний вид

Прикол – шутка

Провалить ( засыпаться, завалить) – не сдать экзамен

Р

Реально - нормально

Редиска – плохой человек

Родаки ( предки, шнурки) - родители

Рубль, косарь- тысяча рублей

С

Свалить - уйти

Свистеть - обманывать, лгать

Сдуться – быть неспособным на поступок.

Словил - понял

Стремно - некрасиво

Т

Точняк - точно

Тащиться (торчать) - восторгаться

Треп - ложь

Тусоваться - веселиться, вместе проводить время

Тусовка - встреча, молодежная вечеринка.

Ты гонишь - говоришь неправду

У

Угнать - украсть

Угорать - смеяться

Училка – учительница

Ф

Фейс - лицо

Фингал - синяк

Фишка – что – то приятное, яркое, необычное

Фуфло – некачественная вещь

Х

Хавать - кушать

Халява (халявный) – легкая добыча, удача

Ц

Цивильный – модный

Ч

Чайник - человек, в чем-либо неосведомленный

Чувак - парень

Ш

Шмотки ( барахло) - одежда

Шпора – шпаргалка

Шухер ( атас!) - внимание, опасность!

Э

Экстрим - риск

Я

Ящик - телевизор

Приложение №2.

Анкетирование учеников

Число опрошенных: 37 человек

Вопросы

Результаты

1.Сколько времени в день Вы тратите на социальные сети и Интернет?

7ч – 6 человек

4ч – 31 человек

2.Соблюдаете ли Вы правила русского языка при общении в социальных сетях?

20 человек – «Да»

17 человек – «Нет»

3.Используете ли Вы Интернет-сленг в повседневной жизни?

19 человек – «Да»

18 человек – «Нет»

4.Как Вы думаете, влияет ли общение в социальных сетях на Вашу грамотность?

14 человек – «Да»

23 человек – «Нет»

Результаты опроса:


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Исследовательская работа "Как наушники влияют на слух человека" 3 класс

В материалах представлены описание исследовательской работы по теме и презентация к ней....

Исследовательский проект на тему: «Влияет ли зубная паста на прочность зубов?»

Презентация. Чистим зубы дважды в сутки, Чистим долго: три минутки, Щеткой чистой, не лохматой, Пастой вкусной, ароматной. Чистим щеткой вверх и вниз – Ну, микробы, берег...

Мастер класс «Безопасность ребёнка в социальных сетях и сети Интернет»

Мастер класс «Безопасность ребёнка в социальных сетях и сети Интернет»Выполнил: учитель начальных классов МБОУ «Нижнесаянтуйская СОШ» Зарубина А.МЦели и задачи:актуализировать ...

Научно-исследовательская работа на тему "Социальные сети: за и против"

Исследовательская работа учащихся начальной школы рассматривает значение социальных сетей и интернета в жизни человека...

Научно-исследовательская работа: Как влияют социальные сети на знание русского языка школьника.

Научно-исследовательская работа на конкурс "Школьники города науке 21 века" тема: Как влияют социальные сети на знание русского языка школьника...