Знаки препинания в сложном предложении.4 класс. УМК "Начальная школа 21 века"
план-конспект урока по русскому языку (4 класс)

Колпакова Светлана Дмитриевна

На уроке ученики повторяют все о предложении и учатся ставить знаки предложения в сложных предложениях

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_russkogo_yazyka.docx19.94 КБ

Предварительный просмотр:

Урок русского языка в 4 классе

Тема: Учимся ставить запятые между частями сложного предложения

Цель. Сформировать умение ставить знаки препинания между частями сложного предложения.

Задачи. 

  1. Обобщать и систематизировать знания о предложении
  2. Наблюдать за предложениями с несколькими грамматическими основами.
  3. Графически обозначать грамматическую основу.
  4. Находить в тексте сложные предложения.
  5. Различать сложносочиненные и сложноподчиненные предложения.
  6. Отрабатывать постановку знаков между частями сложного предложения и между однородными членами предложения.
  7. Учить соотносить предложения и их схемы.
  8. Проводить орфографический тренинг.

Планируемый результат.

  1. Личностные умения:

- проявление позитивного отношения к учебному процессу.

  1. Метапредметные умения:
  1. познавательные:

- умение строить сложносочинённые и сложноподчинённые предложения;

- умение орфографической зоркости;

2) регулятивные:

- умение выполнять учебное задание в соответствии с целью;

- умение выполнять учебные действия в соответствии с планом;

3) коммуникативные:

- умение формулировать высказывание;

- умение согласовывать позиции и находить общее решение;

- умение адекватно использовать речевые средства для представления результата.

  1. Предметные умения:

- умение объяснять различия между сложным и простым предложением, осложнённым однородными членами;

- умение ставить знаки препинания в сложных предложениях;

- умение соотносить предложение со схемами.

Тип урока: применение знаний и способов действий/ решение частной задачи

                                         Ход урока

  1. Орг. момент. Мотивирование к учебной деятельности.

Начинается урок,
Он пойдёт ребятам впрок,
Мыслить будем, наблюдать,
Трудиться - знания добывать!

                  Итак, урок русского языка.

Откройте тетрадь. Записываем число, классная работа

Слайд 2       Правила работы на уроке

  1. Актуализация знаний учащихся.

Над какой темой мы работаем ? (предложения сложные)

2) Сейчас мы повторим, что же вы знаете о предложении. Итак, «Блиц - турнир»

-Что такое предложение? это группа слов, выражающих законченную мысль.

- Какие предложения бывают по цели высказывания?

- По интонации?

- Что такое грамматическая основа предложения?

- Что такое подлежащее?

- Что вы знаете о сказуемом?

- Какие вы знаете второстепенные члены предложения?

- Какое предложение называется распространенным? А нераспространенным?

-По наличию грамматической основы предложения делятся на….

- Какое предложение называется сложным? Простым?

- Какие вы знаете виды сложных предложений?

- Что связывает части сложного предложения? А если союза нет, как называется такое предложение? (бессоюзное)

3. Постановка учебной задачи

-Молодцы. Вы многое знаете о предложении. А как вы думаете, чем мы будем заниматься сегодня на уроке?

Вывод: на уроке мы будем продолжать учиться определять типы сложных предложений, расставлять знаки препинания, строить их схемы. Слайд 3

Слайд 4 - 5

Алгоритм «Знаки препинания в сложном предложении».

1. Найти и подчеркнуть основу предложения.

2. Подсчитать, сколько основ в предложении.

3. Если основ две и более – это сложное предложение.

4. Найти границы частей сложного предложения.

5. Выделить союзы, если они есть.

6. Поставить запятую между частями сложного предложения

4. Организация познавательной деятельности

  1. Рубрика «Давайте порассуждаем»

Книга с. 161

Разбор предложений с. 161 – с записью

Книга с.161 – правило, заучивание правила.

2)Диктант. Учащийся пишет на доске, а остальные в тетрадях, составляются схемы предложений – 3 детям раздаются карточки)

Подснежники.

Под густыми елями лежит глубокий снег, а на лесной поляне он почти растаял. Из-под снега показалась прошлогодняя трава, и в этой траве загорелись маленькие голубые звёздочки. Это зацвели подснежники. Поселились они на опушках в лесах, где весной снег рано тает.

5.Закрепление и включение в систему знаний.

Слайд 6

Тест (Взаимопроверка по образцу) слайд 6

1. Сложными называются предложения, в которых:

а) одна грамматическая основа;

б) две и более грамматических основ;

в) две грамматические основы;

2. Простые предложения могут соединяться в сложные при помощи:

а) союзов;

б) интонации;

в) союзов и интонации;

3.Перед одиночным союзом и ставится запятая:

а) в предложении с однородными членами.

б) в сложном предложении.

в) никогда.

4.Перед союзами а, но запятая ставится:

а) никогда.

б) в предложении с однородными членами.

в) всегда.

5. Обведите цифру, обозначающую запятую между частями сложносочиненного предложения.

Лена вышла в сад, (1) посмотрела на берёзки, (2) а там на ветках ветерок качается и листочки срывает.

6. Обведите цифру, обозначающую запятую между частями сложноподчиненного предложения.

Мама обрадовалась (1), похвалила Лену, (2) что она ей такой веселый букет подарила.

6.Рефлексия учебной деятельности.

Подведем итоги урока

Над какой темой работали на уроке? (Сложные предложения)

Какова была цель работы? (Научиться ставить запятые в сложных предложениях)

 Слайд 7

- Придумайте предложение на тему: «Что может происходить в душе человека, когда его хвалят и говорят ему приятные слова». Ваши предложения должны быть сложными. Начать их можно так:

Когда человека хвалят, …

Человека похвалили, и …

Сегодня я вас хвалю, потому что…

7.Домашнее задание :

 Слайд 8

Книга с.161 –правило,    ТПО – с.46 №1, №2

Слайд 9  

Спасибо за работу!

Приложение

  1. Карточки для учеников

  1. Подчеркни главные члены, укажи части речи

Под густыми елями лежит глубокий снег, а на лесной поляне он почти растаял.

  1. Подчеркни главные члены, укажи части речи

Из-под снега показалась прошлогодняя трава, и в этой траве загорелись маленькие голубые звёздочки.

  1. Подчеркни главные члены, укажи части речи

Это зацвели подснежники. Поселились они на опушках в лесах, где весной снег рано тает.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока русского языка, 4 класс, тема "Знаки препинания в сложном предложении"

Конспект урока Русского языка для 4 класса, тема "Знаки препинания в сложном предложении", разработан по УМК "Начальная школа 21 века"...

Урок русского языка 3 класс Тема:Знаки препинания в сложном предложении"

Тип урока: изучение нового материала на основе проблемно-диалогической технологии.Цель: учить различать предложения с однородными членами и сложные предложения, совершенствовать навыки постановки запя...

Технологическая карта урока русского языка в 4 классе по теме: "Сложные предложения. Постановка знаков препинания в сложных предложениях"

Материал содержит методические рекомендации для проведения урока русского языка в 4 классе по теме: "Сложные предложения. Постановка знаков препинания в сложных предложениях"...

Самоанализ урока русского языка в 3 классе « Создание таблиц-памяток с алгоритмами действий по расстановке знаков препинания в сложном предложении и предложениях с однородными членами».

Материал содержит самоанализ урока-проектной задачи по русскому языку "Создание алгоритма действий по расстановке знаков препинания в сложном предложении"....

Знаки препинания в сложном предложении. 4-й класс

Конспект урока в 4 классе по теме Знаки препинания в сложном предложении....

Технологическая карта урока русского языка «Знаки препинания в сложном предложении» (УМК «Начальная школа XXI века», 4 класс)

Тип урока: урок общеметодологической направленностиЦель урока: обобщение знаний обучающихся о знаках препинания в сложном предложении.Задачи урокаДидактические:обобщить знания, умения по постановке зн...