урок в 4 класс Русский язык . Закрепление о обобщение темы "Состав Слова"
план-конспект урока по русскому языку (4 класс)

Гусёнок Ольга Михайловна

Урок повторения, закрепления и обобщения. Проверка ЗУН по разделу "Состав слова" УМК "Школа России"

"Путешествие по городу "Состав слова"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл sostav_slova_._4_klass.docx27.03 КБ

Предварительный просмотр:

 Русский язык 4 класс.  Конспект урока

Автор УМК: Русский язык 4 класс «Школа России» В. П. Канакина, В. Г. Горецкий.

Тема урока:   Путешествие в город «Состав слова».

Тип урока: обобщение полученных знаний.

Цель: Закрепление полученных знаний учащихся о морфемном составе слова и роли каждой значимой части слова.

Задачи:

Предметные:
1. Умения выделять в слове приставку, корень, суффикс, окончание и основу, определять их роль в слове;
2.Развивать речь, мышление, внимание, применять знания в нестандартных ситуациях.

Познавательные: 
1.Развивать умения работать со словами: наблюдать, сравнивать, анализировать, обобщать и делать выводы в соответствии с поставленной целью.

Коммуникативные:
1.Учить сформировывать собственное мнение и позицию.
2. Развивать умение взаимодействовать друг с другом для решения проблемного вопроса.

Регулятивные:
1.Формировать умения планировать, моделировать, контролировать учебные действия в ходе учебного процесса.

Оборудование для индивидуальной и фронтальной работы: персональный компьютер, интерактивная доска, программное обеспечение для интерактивной доски,  рабочая тетрадь, наглядные пособия.

Средства (оборудование):
карточки в виде айфонов (телефонов);
наклейки;
картинки на доску (приставка, корень, суффикс, окончание, основа, смайл).

Ход урока

Этап

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Результаты: формируемые УУД

1.Организационный момент. Мотивация к учебной деятельности.

Приветствие и проверка готовности к уроку. Положительный настрой на урок.

- Ребята, я предлагаю вам встать и взяться за руки.

-Что вы ощущаете?

-Это поддержка ваших товарищей сегодня на уроке.

- Ведь сегодня необходимо понять, как мы умеем активно и дружно работать.
Проверка готовности.
- Сегодня на уроке нам понадобится: тетрадь, дневник  пенал. Будем пользоваться дополнительным материалом, он лежит на краю парты.

- Сегодня будет необычный урок,  мы совершим путешествие.
- Мотивация:
Так же на уроке будет разрешено пользоваться айфонами (телефонами). И первое что я сделаю, я отправлю большой веселый смайл вам на телефоны, поддержу вас, подниму вам настроение. Возьмите каждый свой айфон (телефон) и поддержите, соседа по парте отправив ему смс поддержку в виде смайла. В течение урока активные учащиеся будут получать смс наклейки на айфон. 

Дети встают, взявшись

за руки.

Ответы детей:

-Тепло, поддержку и тд.

Проверяют свое готовность.

Дети берут айфоны, наклеивают на экран соседа смайл.

Личностные:
формирование положительного отношения к процессу;

Коммуникативные: 
слушать, отвечать, реагировать на реплики учителя.
Регулятивные:
настроиться на работу, нацеливание на успешную деятельность.

2.Актуализация знаний

а) сказка о частях слово

б) сформировать тему и цель урока

Чтение сказки.

- Однажды веселый паровозик в очередной раз ехал мимо города «Состав слова». В городе было темно. Всех жителей городка не было на месте. Приставка ускакала в лес, корень спрятался под лавку. Окончание шло и плакало по дороге. И паровозик решил разобраться во всем. Но одному ему не справится, он обратился за помощью в 4 «Г» класс школы № 168.

Диалог, основанный на предположении детей.
- Ребята
, о какой городе идет речь?
- Как помочь жителям города?
- Сформулируйте тему и цель урока
?

- Готовы помочь паровозику и посетить город «Состав слова»? Поехали.

Учащиеся слушают сказку.

Ответы детей:
да. Состав слова.

Отправиться в этот город и расставить всех по местам.
Да.
 Закрепление полученных знаний учащихся о морфемном составе слова и роли каждой значимой части слова.

Познавательные: формировать умения выстраивать понятия по заданной теме в единую систему, устанавливать связи между ними.
Коммуникативные:

формировать умения слушать и слышать, ясно и четко излагать сове мнение, выстраивать речевые конструкции.

Регулятивные: формировать тему урока, принимать и сохранять учебную цель и задачу. Дополнять, уточнять высказанные мнения по существу полученного задания.

3. Работа по теме урока

а) работа с ЭОР


б) работа в группах


б) работа в парах

в) игра «Девочки, мальчики»

Работа с ЭОР.
- Работает активно, так чтобы суффикс захотел вернуться домой.

Повторение знаний о суффиксе 
- Какую роль играет суффикс в слове?

Учитель дает  установку. Задача учеников: образовать с помощью подходящих суффиксов новые однокоренные слова, приставив соответствующий суффикс после корня перед окончанием.
- Ребята, вы справились с заданием, суффикс вернулся домой (учитель на доску прикрепляет домик суффикса).
Оценивание: кто активно и хорошо работал, получают наклейки.
- Со своего айфона я отправляю смс ребятам, которые активно и хорошо работали.
- Учитель раздает карточки со словами и ножницы.
Задача учеников: отрезать в словах лишние части и оставить только корень. Слова: морозный, переехал, заезд, слон, молочный, березонька.
- Теперь нам нужно постараться вернуть корень, а вернем мы его, сделав правильно задание.
Проверка. По очереди каждая группа встает и называет слово, остальные поднимаю корни, сравнивают и тд.
Повторение знаний о корне
.
- Скажите, а корень для чего нужен слову?
- У нас получилось вернуть корень домой (учитель на доску прикрепляет домик корня). 

Оценивание: кто активно и хорошо работал, получают наклейки.
- Со своего айфона я отправляю смс ребятам, которые активно и хорошо работали.

- Учитель раздает карточки с картинками и словами. Задача учеников: подобрать к слову нужно окончание и составить словосочетание.
- Ребята вам нужно быть внимательными, и выполнить задание очень хорошо.

Картинки             Слова
кукла                    красивый
мальчик                умно
книга                     интересные
воробей                 шустрые    
- А почему словах красивая и интересная окончание –ая-. А в словах умный и шустрый окончание –ый-?
Проверка. Повторение знаний об окончание
.
- Какую роль играет окончание в словах?
- (учитель на доску прикрепляет домик окончания).

Оценивание: кто активно и хорошо работал, получают наклейки.
- Со своего айфона я отправляю смс ребятам, которые активно и хорошо работали.
-Учитель называет слова.
Задача учеников: хлопать мальчикам, если в слове есть приставка, хлопать девочкам, если в слове нет приставки. Слова: окно, балкон, переезд, девочка, звонок, обвал, переходит, зайчик, сгорел,  сверху.
- Очень интересное задание приготовила приставка.
Повторение знаний о приставки (учитель на доску прикрепляет домик приставки).
- Роль приставки в слове?

Оценивание: кто активно и хорошо работал, получают наклейки.

- Город расцвел, оживился, и возле трех домиков расцвела травка. А как вы думаете почему?

Суффикс — это значимая и изменяемая часть слова, которая находится после корня  и обычно служит для образования слов.

Ученики выходят по очереди к доске и выполняют задание.

Учащиеся взаимодействуют в группах, отмечают верные утверждения, осуществляют самопроверку.

Ответы детей: корни: мороз, ех, езд, слон, молоч, берез.

Корень
— это главная значимая часть слова, которая выражает  
основное значение данного слова и общее лексическое значение всех  
однокоренных слов

Учащиеся взаимодействуют друг с другом в парах, отмечают верные утверждения, осуществляют самопроверку.

Ответы детей: красивая кукла, умный мальчик, интересная книга, прекрасная картинка.

Слова красивая и интересная ж.р. А слова умный и шустрый м.р.


Окончание – это
– изменяемая часть слова, которая служит для образования разных форм одного и того же слова, а также для связи слов в словосочетании и предложении.

Мальчики и девочки внимательно слушают и хлопают в нужный момент.

Приставка – изменяемая часть слова, служит для образования новых слов.

Дети получают и приклеивают наклейки на айфоны.

Познавательные: актуализировать ранее полученные знания.

Коммуникативные: совершенствовать умения слушать и вступать в диалог, развивать  умение внимательно слушать учителя  и адекватно отвечать  на его вопросы, умение взаимодействовать со сверстниками в парах и группах; формировать доброжелательность, открытость, готовность к сотрудничеству и дружбе, оказанию помощи тем, кто в ней нуждается.

Регулятивные: использовать речевые, опорные и наглядные средства для выполнения задания; уметь выделять определенную информацию, согласно данной установке. Уметь действовать согласно поставленной задачи, осуществлять контроль работы.

Личностные: совершенствовать умение выделять только нужную информацию. Формировать самооценку на основе успешно выполняемых учебных действий, развить умение быстро реагировать на вопросы учителя, формировать доброжелательность, открытость, готовность к сотрудничеству и дружбе, оказанию помощи тем, кто в ней нуждается.

4.Обобщение знаний

а) самостоятельная работа с самопроверкой

Учитель называет слово. Задача учеников самостоятельно составить и этого слова новые однокоренные слова.
- Веселый паровозик не хочет от вас уезжать. Он приготовил последнее для вас задание. Вам нужно из слова сад. Образовать новое однокоренное слово.
- Разберите по составу.

- Свои листочки положите в мультифоры. Проверив пришлю вам смс.

Учащиеся работаю самостоятельно.

Разбирают слова

Познавательные: актуализировать ранее полученные знания; развитие операций мышления.
Коммуникативные:
формирование умения слушать и слышать, умение взаимодействовать друг с другом.
Личностные:
Формировать самооценку на основе успешно выполняемых учебных действий, развить умение быстро реагировать на вопросы учителя, формировать доброжелательность, открытость, готовность к сотрудничеству и дружбе, оказанию помощи тем, кто в ней нуждается.

5. Итог урока
а) рефлексия учебной деятельности

- Учитель интересуется, понравилось детям путешествие. Напоминает цель урока.

- Ваши впечатления о нашем путешествии? – Что особенно понравилось вам на уроке?
- Вспомните, какую цель мы ставили в начале урока? Мы ее достигли? Оценивание.
Учитель подсчитывает количество наклеек, выставляет оценки.
- Давайте подсчитаем ваши наклейки.
- Оцените свою работу на уроке.
- Спасибо вам за урок. До свидания.

Учащиеся отвечают на вопросы учителя. Делают выводы. 

Учащиеся подсчитывают наклейки.

Познавательные: 
оценить процесс и результат деятельности.

Коммуникативные: выражать собственные выводы.

Личностные:
понимать значение знаний. Уметь оценивать личные достижения на сравнении с другими.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок-игра по русскому языку "Имя существительное"(обобщение)

Урок на основе  олимпийских зимних видов спорта....

урок-презентация по русскому языку по теме: "Обобщение знаний об имени прилагательном"

Достучаться до каждого сердца   Достучаться до каждого сердца Тех, кого ты решился учить, И откроется тайная дверца К душам тех, кого смог полюбить! И какой-то прос...

урок-презентация по русскому языку по теме: "Обобщение знаний об имени прилагательном"

Достучаться до каждого сердца   Достучаться до каждого сердца Тех, кого ты решился учить, И откроется тайная дверца К душам тех, кого смог полюбить! И какой-то прос...

Конспект урока 2 класс русский язык Тема: Имя существительное. Закрепление.

Конспект урока, проведенного во втором классе по теме:  Имя существительное. Закрепление....

Слова, названия предметов, признаков предметов, действий предметов. Конспект урока 1 класс Русский язык. УМК "Школа России".

Критериальное оценивание на уроках русского языка.Конспект урока. Русский язык. 1 класс. Тема: "Слова, названия предметов ,признаков предметов, действий предметов"....

урок в 4 класс Русский язык . Закрепление о обобщение темы "Состав Слова"

Урок повторения, закрепления и обобщения. Проверка ЗУН по разделу "Состав слова" УМК "Школа России""Путешествие по городу "Состав слова"...