Конспект урока по русскому языку + презентация Презентация Значение суффиксов 2 класс УМК Начальная школа «XXI век». Тема урока:Значения суффиксов.
план-конспект урока по русскому языку (2 класс)
познакомить учащихся с группой суффиксов ,упражнять в нахождении суффикса в слове, составлении слов из заданных морфем,закрепить знания детей о корне слова и окончании, отрабатывать алгоритм нахождения суффикса в слове.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
конспект урока Значение суффиксов 2 класс | 30.91 КБ |
Презентация Значение суффиксов 2 класс | 1.12 МБ |
Предварительный просмотр:
Открытый урок по русскому языку учителя начальных классов
2 класс. УМК Начальная школа «XXI век».
Тема урока:Значения суффиксов.
Цель урока:
-познакомить учащихся с группой суффиксов ,упражнять в нахождении суффикса в слове, составлении слов из заданных морфем,закрепить знания детей о корне слова и окончании, отрабатывать алгоритм нахождения суффикса в слове.
Задачи урока:
предметные
-формировать у учащихся умения образовывать слова с помощью суффиксов;
- учить распознавать суффиксы в словах.
-углублять представления о значении суффикса в слове;
-обогащать словарный запас учащихся
метапредметные
-способствовать формированию умения работать в паре, воспитывать чувство товарищества и взаимопомощи;
-побудить учащихся к ведению диалога, изложения своего мнения, аргументации своей точки зрения;
-акцентировать внимание учащихся на контроле и самоконтроле.
Оборудование:
- Карточки для работы в группах
- Карточки для дифференцированной работы
- «Волшебная палочка»
- Проектор, компьютер
-Презентация MicrosoftPowerPoint
-учебник для 2 класса четырехлетней нач.школы по русскому языку (1 часть, автор С.В.Иванов, А.О.Евдокимова и др.);
-таблицы с суффиксами и значениями суффиксов.
Целепологание Актуализация знаний Осмысление (получение новых знаний, соотнесение старой и новой информации) Закрепление Создание условий: - для развития умения делать выводы;. -для актуализации полученных знаний Рефлексия Создание условий: -для анализа успешности овладения ЗУН и способами деятельности | Организационный момент. Прежде, чем начать урок, создадим себе хорошее настроение. А хорошее настроение начинается с улыбки. Улыбнитесь, подарите частичку добра друг другу, гостям. -Откройте тетради и запишите сегодняшнее число, классную работу. (Тетрадь с наклоном положу, ручку правильно возьму.) Словарная работа. Урок начнем со словарной работы. -Берёза, деревенька, лопата, тетрадочка, дорога, корзинка. Проверяем по эталону. Слайд №1 -О чём мы говорили на предыдущих уроках? (О составе слова.) -Как называется общая, значимая часть слова? Что необходимо сделать, чтобы найти в слове корень? (Корень.Подобрать родственные слова). - Как называется изменяемая часть слова? Что необходимо сделать, чтобы найти окончание? ( Окончание.Служит для связи слов в предложении, помогает изменить форму слова). - Что такое основа слова? (Основа - часть слова, без окончания). -Какая часть слова находится между корнем и окончанием? Слайд №2 (Суффикс) -Посмотрите пожалуйста на слайд. Сточки зрения состава слова, разделите данные слова на две группы. ( 1 гр.- слова без суффикса Слайд №3,4 2гр.- слова с суффиксом). -Догадались о чём будем говорить на уроке? -Что бы вы бы хотели узнать про суффикс? Слайд №5 -Вопросы детей: Для чего нужны суффиксы? Для чего используем суффиксы в нашей речи? - Сообщение темы урока. У. Сегодня на уроке русского языка мы продолжим изучение суффикса и попробуем найти ответы на ваши вопросы. Послушайте сказку о суффиксах.Сказка о суффиксах. Давным - давно жили на свете слова. Они были совсем не такие, как теперь. Эти слова отличались твёрдостью, решительностью и не позволяли себе никаких нежностей. Это были слова: солнце, заяц, стол, огурец и другие. Но вот появились суффиксы. Они были такие ласковые и добрые, что все слова, к которым они подходили, превращались в таких же добрых и ласковых, как и сами суффиксы. Заяц становился зайчонком, солнце — солнышком, стол — столиком, огурец — огурчиком. Прошли десятки лет, и, например суффикс — чик приобрёл большой опыт. Он стал не только уменьшать слова и делать их ласковыми и нежными, но и образовывать слова, обозначающие профессии. Из корня —лёт- -чик образовал слово летчик, груз — грузчик. Сейчас суффиксы уже немолодые. Но они по-прежнему хорошо работают и служат людям, делая нашу речь красивой, образной. Человеку без них не обойтись, вот какие труженики, эти суффиксы. Чтобы речь была богатой, нужно умело использовать суффиксы. -Вывод:Услышали,для чего служат суффиксы в нашей речи? (Делают нашу речь красивой, образной.Уменьшают слова и делают их ласковыми и нежными, образовывать слова, обозначающие профессии). 6. Сейчас вы поработаете в группах и сами увидите, как с помощью суффикса образуются новые слова. Для работы возьмите конверты с заданиями. Образуйте слова с заданными суффиксами. Запишите их в листочки с заданиями. - Работа в группах. 1 группа Задание. Образуйте слова с помощью суффиксов-тель-, -ник-, ист-, -чик- строи _____плот ______, связ ______ груз_______, Подумайте, какое значение имеют эти суффиксы. -(Суффиксы -тель-, -ник-, -ист-, -чик- употребляются в словах, называющих профессии или род занятия людей). 2 группа Задание. Образуйте слова с помощью суффиксов - очк-, -ечк-, -оньк-, -еньк- . Коля - ...________________ Лиза - ..._________________________ Света - ..._______________ Аня- ...___________________________ Подумайте, какое значение имеют эти суффиксы. (Суффиксы -очк-, -ечк-, -оньк-, -еньк- имеют уменьшительно-ласкательное значение). 3 группа Задание. Образуйте слова с помощью суффиксов - ан-, -ян-, -анин-, -янин-. Если ты живёшь в России, то ты россиянин, а мы россияне. А если в Париже, то ты _____________ , а мы ____________ , на Земле, то ты ______________ , а мы _________________. Подумайте, какое значение имеют эти суффиксы. (Суффиксы -ан-, -ян, -анин-, -янин- обозначают место жительства). Проверка по эталону Слайд №6 Физ.минутка(на внимание)Игра “Наоборот” Я говорю и показываю движение, а вы должны сделать то движение ,о котором я говорю, а не показываю.. Например, я опускаю руки, а вы поднимаешь. - А сейчас давай проверим ваше внимание... - Тихо сели, вновь за дело. Парная работа. -Какой праздник мы отмечали на прошлой неделе? (День матери). -Вы принимали активное участие в оформлении выставки к этому празднику.Помогите пожалуйста детёнышам соединиться с их мамами. Упражнения в образовании слов с помощью суффиксов. Игра «Составь пары» На карточках напечатаны слова: медведица, медвежонок, лосиха, лосёнок .Слайд №7 Какие суффиксы помогли образовать названия детёнышей? Слайд №8 Физминутка (для глаз) Двигать глазами вверх-вниз, влево-вправо. Зажмурившись, снять напряжение, считая до десяти. 1. Круг. Представить себе большой круг. Обводить его глазами сначала по часовой стрелке, потом против часовой стрелки Игра «Побудь волшебником». (Фронтальная работа) -Чтобы познакомиться с новым суффиксом, давайте поиграем в игру «Побудь волшебником» Вот у меня «волшебная» палочка .Кому я дам свою палочку, тот становится волшебником и превращает слова (кот, слон, дом ) в очень большие предметы. - С помощью какого суффикса образовали новые слова?Слайд №8 Индивидуальная работа.
1. Задание. Образуйте слова с помощью суффиксов - очк-, -ечк-, -оньк-, -еньк- , запишите их в тетрадь, обозначь суффикс . Таня - ...________________ Настя - ..._________________________ Полина - ..._______________ Петя - ...___________________________ 2. Образуйте слова с помощью суффиксов-тель-, -ник-, ист- , запишите их в тетрадь, обозначь суффикс . учи _____ ,сапож ______, лес ______ гитар_______, школь _____________ Итог урока. -Какой части слова был посвящён сегодняшний урок? Слайд №9 -На какие вопросы нашли ответ? - Что каждый из вас понял, проанализируйте и поставьте +и - Поставьте + или - в высказываниях. Понимаю, что такое суффикс. Умею находить суффиксы в словах. Знаю три значения, которые может иметь суффикс. Умею образовывать новые слова с помощью суффиков. -Хотите узнать моё мнение о вашей работе на уроке? У меня для вас зашифрованное послание. Слушайте задание: у слова молодой возьмите корень и запишите его. У слова храбрец возьмите суффикс, запишите его. Прочитайте послание. МОЛОДЕЦ ! Слайд №10,11. Вы сегодня действительно молодцы! Д/З индивидуальные дифференцированные карточки | . |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Изменяемая часть слова. Служит для связи слов в предложении, помогает изменить форму слова Часть слова, которая стоит после корня Значимая часть слова Основа - часть слова, без окончания приставка
Б е рёза, д е р е венька, л о пата, т е традочка, д о рога, к о рзинка.
берёза лопата дорога деревенька тетрадочка корзинка
Состав слова СУФФИКС
Строи тель , плот ник , связ ист , груз чик . Свет очк а, Ан еч ка, Кол еньк а, Лиз оньк а. Париж ан е,париж анин ,земл ян е,земл янин .
медведица лосиха лосёнок медвежонок
медвед и Ц а лос их а лос ёнок медвеж онок
КОТ ИЩ Е КОТ ИЩ Е КОТ ИЩ Е КОТ ИЩ Е КОТ ИЩ Е СЛОН ИЩ Е ДОМ ИЩ Е
Суффиксы служат для образования новых слов -тель-, -ник-, -ист-, -чик- употребляются в словах, называющих профессии или род занятия людей -очк-, -ечк-, -оньк-, -еньк- имеют уменьшительно-ласкательное значение -ан-, -ян, -анин-, -янин- обозначают место жительства -онок-, -ёнок-,-их-, -иц- называют детёныша и его маму -ищ- имеет увеличительное значение
Молодой возьмите корень и запишите его Храбрец возьмите суффикс, запишите его
МОЛОД ЕЦ МОЛОДЦЫ !
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока по русскому языку для 2 класса "Суффиксы. Значение суффиксов"
Урок предназначен для детей 2 класса, которые учатся по ОС "Начальная школа XXI века.". Урок построен на основе деятельностного подхода к обучению....
Конспект урока по русскому языку на тему " Правописание суффиксов -онок-, -ёнок-"
Конспект урока русского языка во 2 классе по учебно-методическому комплекту "Начальная школа ХХI века . При разработке данного урока учитывались возрастные особенности детей младших классов, реал...
Конспект урока по русскому языку 2 класс по программе 21 век "Роль суффикса в слове. Определение суффикса"
Открытый урок по данной теме имел хорошие отзывы методистов. Пусть им воспользуются в своей практике другие учителя....
Конспект урока по русскому языку на тему «Значение слова и его написание» 2 класс. Гармония
Конспект урока по русскому языку на тему «Значение слова и его написание» 2 класс. Гармония...
Конспект урока по русскому языку с презентацией во 2 классе по теме "Развитие умения находить в словах суффиксы." по программе "Школа 2100". Соответствует требованиям ФГОС. Данная разработка поможет учителю провести урок по данной теме.
Работа на уроке направлена на развитие умений находить суффиксы в словах. Наблюдая за изменением суффикса и изменением его значения, составляются группы суффиксов по их значениям. Структура урока позв...
Конспект урока по русскому языку "Суффикс" + презентация к конспекту
1. Тема урока: Суффикс.2. Тип урока: Урок открытия нового знания.3. Цель: актуализировать знания о части слова, которая стоит после корня и служит для образования новых слов. Ввести понятие &laq...
Конспект урока по русскому языку на тему "Значение наречий" (4 класс)
Конспект урока к учебнику русского языка Полякова А. В. 4 класс...