Конспект урока по русскому языку + презентация Презентация Значение суффиксов 2 класс УМК Начальная школа «XXI век». Тема урока:Значения суффиксов.
план-конспект урока по русскому языку (2 класс)

Папян Эличка Эдуардовна

познакомить учащихся с группой суффиксов ,упражнять в нахождении суффикса в слове, составлении слов из заданных морфем,закрепить знания детей о корне слова и окончании, отрабатывать алгоритм нахождения суффикса в слове.
 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Открытый урок по русскому языку учителя начальных классов

2 класс. УМК Начальная  школа «XXI век».

Тема урока:Значения суффиксов.
Цель  урока:
-познакомить учащихся с группой суффиксов ,упражнять в нахождении суффикса в слове, составлении слов из заданных морфем,закрепить знания детей о корне слова и окончании, отрабатывать алгоритм нахождения суффикса в слове.
Задачи  урока:

предметные
-формировать у учащихся умения образовывать слова с помощью суффиксов;

- учить распознавать суффиксы в словах.
-углублять представления о значении суффикса в слове;
-обогащать словарный запас учащихся

метапредметные
-способствовать формированию умения работать в паре, воспитывать чувство товарищества и взаимопомощи;
-побудить учащихся к ведению диалога, изложения своего мнения, аргументации своей точки зрения;
-акцентировать внимание учащихся на контроле и самоконтроле.

Оборудование:

  • Карточки для работы в группах
  • Карточки для дифференцированной работы
  • «Волшебная палочка»

- Проектор, компьютер

-Презентация MicrosoftPowerPoint

-учебник для 2 класса четырехлетней нач.школы по русскому языку (1 часть, автор С.В.Иванов, А.О.Евдокимова и др.);
-таблицы с суффиксами и значениями суффиксов.

  1. Орг. момент

Целепологание

Актуализация знаний

Осмысление

(получение новых знаний, соотнесение старой и новой информации)

Закрепление

Создание условий:

- для развития умения делать выводы;.

-для актуализации  полученных знаний

Рефлексия

Создание условий:

-для анализа успешности овладения ЗУН и способами деятельности

Организационный момент.

Прежде, чем начать урок, создадим себе  хорошее

 настроение. А хорошее настроение начинается с

 улыбки. Улыбнитесь, подарите частичку добра

 друг другу, гостям.

-Откройте тетради и запишите сегодняшнее число, классную работу.

(Тетрадь с наклоном положу, ручку правильно возьму.)

Словарная работа.

Урок начнем со словарной работы.

-Берёза, деревенька, лопата, тетрадочка, дорога, корзинка.

Проверяем  по эталону. Слайд №1

-О чём мы говорили на предыдущих уроках?

(О составе слова.)

-Как называется общая, значимая часть слова? Что необходимо сделать, чтобы найти в слове корень?

(Корень.Подобрать родственные слова).

- Как называется изменяемая  часть слова? Что необходимо сделать, чтобы найти окончание?

( Окончание.Служит для связи слов в предложении, помогает изменить форму слова).

- Что такое основа слова?

(Основа - часть слова, без окончания).

-Какая часть слова находится между корнем и окончанием? Слайд №2

(Суффикс)

-Посмотрите пожалуйста на слайд. Сточки зрения  состава слова, разделите данные слова на две группы.

( 1 гр.- слова без суффикса             Слайд №3,4

2гр.- слова с суффиксом).

-Догадались о чём будем говорить на уроке?

-Что бы  вы бы хотели узнать про суффикс?  Слайд №5

-Вопросы детей:

Для чего нужны суффиксы?

Для чего используем суффиксы в нашей речи?

- Сообщение темы урока.

У. Сегодня на уроке русского языка мы продолжим изучение суффикса и попробуем найти ответы на ваши вопросы.

 Послушайте сказку о суффиксах.Сказка о суффиксах.

Давным - давно жили на свете слова. Они были совсем не такие, как теперь. Эти слова отличались твёрдостью, решительностью и не позволяли себе никаких нежностей. Это были слова: солнце, заяц, стол, огурец и другие. Но вот появились суффиксы. Они были такие ласковые и добрые, что все слова, к которым они подходили, превращались в таких же добрых и ласковых, как и сами суффиксы. Заяц становился зайчонком, солнце — солнышком, стол — столиком, огурец — огурчиком. Прошли десятки лет, и, например суффикс — чик приобрёл большой опыт. Он стал не только уменьшать слова и делать их ласковыми и нежными, но и образовывать слова, обозначающие профессии. Из корня —лёт- -чик образовал слово летчик, груз — грузчик. Сейчас суффиксы уже немолодые. Но они по-прежнему хорошо работают и служат людям, делая нашу речь красивой, образной. Человеку без них не обойтись, вот какие труженики, эти суффиксы. Чтобы речь была богатой, нужно умело использовать суффиксы.

-Вывод:Услышали,для чего служат суффиксы в нашей речи?

(Делают нашу речь красивой, образной.Уменьшают  слова и делают их ласковыми и нежными, образовывать слова, обозначающие профессии).

6. Сейчас вы поработаете в группах и сами увидите, как с помощью суффикса образуются новые слова. Для работы возьмите  конверты с заданиями. Образуйте слова с заданными суффиксами. Запишите их в листочки с заданиями.

- Работа в группах.

1 группа

Задание.

Образуйте слова с помощью суффиксов-тель-, -ник-, ист-, -чик-

строи _____плот ______,

связ ______                       груз_______,

Подумайте, какое значение имеют эти суффиксы.

-(Суффиксы -тель-, -ник-, -ист-, -чик- употребляются в словах, называющих профессии или род занятия людей).

2 группа

Задание.

Образуйте слова с помощью суффиксов - очк-, -ечк-, -оньк-, -еньк- .

Коля - ...________________ Лиза - ..._________________________

Света - ..._______________ Аня- ...___________________________

Подумайте, какое значение имеют эти суффиксы.

(Суффиксы -очк-, -ечк-, -оньк-, -еньк- имеют уменьшительно-ласкательное значение).

3 группа

Задание.

Образуйте слова с помощью суффиксов

- ан-, -ян-, -анин-, -янин-.

Если ты живёшь в России, то ты россиянин, а мы россияне.

А если в Париже, то ты _____________ , а мы ____________ ,

на Земле, то ты ______________                     , а мы _________________.

Подумайте, какое значение имеют эти суффиксы.

(Суффиксы -ан-, -ян, -анин-, -янин- обозначают место жительства).

Проверка по эталону            Слайд №6

Физ.минутка(на внимание)Игра “Наоборот”

Я говорю и показываю движение, а вы должны сделать то движение ,о котором я говорю, а не показываю.. Например, я опускаю руки, а вы поднимаешь.

- А сейчас давай проверим ваше внимание...

 - Тихо сели, вновь за дело.

Парная работа.

-Какой праздник мы отмечали на прошлой неделе?

(День матери).

-Вы принимали активное участие в оформлении выставки к этому празднику.Помогите пожалуйста детёнышам соединиться с их мамами.

Упражнения в образовании слов с помощью суффиксов.

Игра «Составь пары»

На  карточках напечатаны слова:  медведица, медвежонок, лосиха, лосёнок .Слайд №7
Стрелочкой соедините детёныша с мамой.

Какие суффиксы помогли  образовать названия  детёнышей?   Слайд №8

Физминутка (для глаз)

Двигать глазами вверх-вниз, влево-вправо. Зажмурившись, снять напряжение, считая до десяти.

1. Круг.

Представить себе большой круг.

Обводить его глазами сначала по часовой стрелке, потом против часовой стрелки

Игра «Побудь волшебником».

(Фронтальная работа)

-Чтобы познакомиться с новым суффиксом, давайте поиграем в игру «Побудь волшебником»

Вот у меня «волшебная» палочка .Кому я дам свою палочку, тот становится волшебником и превращает слова (кот, слон, дом ) в очень большие предметы.

- С помощью какого суффикса образовали новые слова?Слайд №8

Индивидуальная  работа.  

       

1. Задание.

Образуйте слова с помощью суффиксов - очк-, -ечк-, -оньк-, -еньк- , запишите их в тетрадь, обозначь суффикс  .

Таня - ...________________ Настя - ..._________________________

Полина - ..._______________ Петя - ...___________________________

2. Образуйте слова с помощью суффиксов-тель-, -ник-, ист- , запишите их в тетрадь, обозначь суффикс .

учи _____ ,сапож ______, лес ______   гитар_______, школь _____________

Итог урока.

-Какой части слова был посвящён сегодняшний урок?          Слайд №9

-На какие вопросы нашли ответ?

- Что каждый из вас понял, проанализируйте  и поставьте +и -

Поставьте  + или - в высказываниях.

     Понимаю, что такое суффикс.

   Умею находить суффиксы  в словах.

  Знаю три значения, которые может иметь суффикс.

Умею образовывать новые слова с помощью суффиков.

-Хотите узнать моё мнение о вашей  работе   на уроке? У меня для вас зашифрованное послание. Слушайте задание: у слова молодой возьмите корень и запишите его.

У слова храбрец возьмите суффикс, запишите его. Прочитайте послание.

                                       МОЛОДЕЦ !             Слайд №10,11.

Вы сегодня действительно молодцы!

Д/З индивидуальные дифференцированные карточки

.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Б е рёза, д е р е венька, л о пата, т е традочка, д о рога, к о рзинка.

Слайд 2

Изменяемая часть слова. Служит для связи слов в предложении, помогает изменить форму слова Часть слова, которая стоит после корня Значимая часть слова Основа - часть слова, без окончания приставка

Слайд 3

Б е рёза, д е р е венька, л о пата, т е традочка, д о рога, к о рзинка.

Слайд 4

берёза лопата дорога деревенька тетрадочка корзинка

Слайд 5

Состав слова СУФФИКС

Слайд 6

Строи тель , плот ник , связ ист , груз чик . Свет очк а, Ан еч ка, Кол еньк а, Лиз оньк а. Париж ан е,париж анин ,земл ян е,земл янин .

Слайд 7

медведица лосиха лосёнок медвежонок

Слайд 8

медвед и Ц а лос их а лос ёнок медвеж онок

Слайд 9

КОТ ИЩ Е КОТ ИЩ Е КОТ ИЩ Е КОТ ИЩ Е КОТ ИЩ Е СЛОН ИЩ Е ДОМ ИЩ Е

Слайд 10

Суффиксы служат для образования новых слов -тель-, -ник-, -ист-, -чик- употребляются в словах, называющих профессии или род занятия людей -очк-, -ечк-, -оньк-, -еньк- имеют уменьшительно-ласкательное значение -ан-, -ян, -анин-, -янин- обозначают место жительства -онок-, -ёнок-,-их-, -иц- называют детёныша и его маму -ищ- имеет увеличительное значение

Слайд 11

Молодой возьмите корень и запишите его Храбрец возьмите суффикс, запишите его

Слайд 12

МОЛОД ЕЦ МОЛОДЦЫ !


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по русскому языку для 2 класса "Суффиксы. Значение суффиксов"

Урок предназначен для детей 2 класса, которые учатся по ОС "Начальная школа XXI века.". Урок построен на основе деятельностного подхода к обучению....

Конспект урока по русскому языку на тему " Правописание суффиксов -онок-, -ёнок-"

Конспект урока русского языка во 2 классе по учебно-методическому комплекту "Начальная школа ХХI века . При разработке данного урока учитывались возрастные особенности детей младших классов, реал...

Конспект урока по русскому языку 2 класс по программе 21 век "Роль суффикса в слове. Определение суффикса"

Открытый урок по данной теме имел хорошие отзывы методистов. Пусть им воспользуются в своей практике другие учителя....

Конспект урока по русскому языку на тему «Значение слова и его написание» 2 класс. Гармония

Конспект урока по русскому языку на тему «Значение слова и его написание» 2 класс. Гармония...

Конспект урока по русскому языку с презентацией во 2 классе по теме "Развитие умения находить в словах суффиксы." по программе "Школа 2100". Соответствует требованиям ФГОС. Данная разработка поможет учителю провести урок по данной теме.

Работа на уроке направлена на развитие умений находить суффиксы в словах. Наблюдая за изменением суффикса и изменением его значения, составляются группы суффиксов по их значениям. Структура урока позв...

Конспект урока по русскому языку "Суффикс" + презентация к конспекту

1. Тема урока: Суффикс.2. Тип урока: Урок открытия нового знания.3. Цель:  актуализировать знания о части слова, которая стоит после корня и служит для образования новых слов. Ввести понятие &laq...

Конспект урока по русскому языку на тему "Значение наречий" (4 класс)

Конспект урока к учебнику русского языка Полякова А. В. 4 класс...