«Повторение изученного по теме «Имя существительное»
план-конспект урока по русскому языку

Сафронова Елена Игоревна

Цель урока: повторение  и обобщение  знаний об имени существительном.

Задачи урока:

1.Образовательные: обобщить и систематизировать знания детей по теме «Имя существительное» его постоянных и непостоянных признаках,

2.Развивающие: способствовать развитию орфографической зоркости, навыков грамотного письма, развивать память, внимание, смекалку, речевую культуру, воображение, обогащать словарный запас учащихся , развивать устойчивую мотивацию к процессу обучения

3.Воспитательные: прививать умение слушать учителя и своих одноклассников, уважение друг к другу необходимое для работы в группе и команде, воспитание гигиенических правил письма; повышение уровня познавательного интереса к предмету «Русский язык».

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл imya_sushch._21_yanvarya.docx707.57 КБ

Предварительный просмотр:

Тема урока: «Повторение изученного по теме «Имя существительное»

Цель урока: повторение  и обобщение  знаний об имени существительном.

Задачи урока:

1.Образовательные: обобщить и систематизировать знания детей по теме «Имя существительное» его постоянных и непостоянных признаках,

2.Развивающие: способствовать развитию орфографической зоркости, навыков грамотного письма, развивать память, внимание, смекалку, речевую культуру, воображение, обогащать словарный запас учащихся , развивать устойчивую мотивацию к процессу обучения

 3.Воспитательные: прививать умение слушать учителя и своих одноклассников, уважение друг к другу необходимое для работы в группе и команде, воспитание гигиенических правил письма; повышение уровня познавательного интереса к предмету «Русский язык».

Познавательные УУД:

– использовать знаково-символические средства, в том числе модели и схемы, для решения учебных задач;

– уметь осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков;

– устанавливать причинно-следственные связи;

– уметь строить рассуждение в форме связи простых суждений об объекте, его строении, свойствах и связях

Регулятивные УУД:

– ставить цели, ориентированные на понимание учащимися содержания направления учебной работы на уроке и ожидаемых результатов;

– уметь оценивать выполнение действий по заданным внешним и внутренним критериям и вносить необходимые коррективы, уточнения (уметь использовать сведения о языке как внешний критерий правильности сделанных выводов по результатам наблюдений и анализа языкового материала урока;

– выполнять учебные действия в материализованной речевой и мыслительной форме.

Коммуникативные УУД:

– работа в группах и парах

– активно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач, слушать и слышать других; строить монологические высказывания; умение оформлять свои мысли в устной и письменной форме

Личностные УУД:

- формирование учебной мотивации; адекватной самооценки;

- осознание смысла учения и личной ответственности за будущий результат.

Планируемые результаты:

Ученики научатся:

- выделять имена существительные в тексте, различать одушевлённые и неодушевлённые, собственные и нарицательные имена существительные, определять число, род и падеж имён существительных.

Тип урока: урок обобщения, систематизации знаний, умений и навыков.

Методы: словесные, наглядные, практические, частично-поисковый, стимулирования и мотивации учения.

Форма организации учебной деятельности: фронтальная, индивидуальная, групповая.

Форма проведения: урок-путешествие  с применением ИКТ

Оборудование: компьютер, презентация, учебники, тетради, оценочные листы.

                                                      Ход урока

  1. Мотивация к учебной деятельности.

https://ds04.infourok.ru/uploads/ex/0efe/0002a70d-b20f1e71/img1.jpg

Психологический настрой на урок.

  •    Ребята, чтобы нам эффективно потрудиться на данном уроке, необходимо настроиться на работу.
  •    Перед вами на столах лежат цветные смайлики: краснаый, зелёный, синий.

   Посмотрите внимательно и выберите тот, который  соответствует вашему эмоциональному  настроению сейчас.

  • Красный - вы полны энергии, готовы активно работать. Зелёный – вы

спокойны. Синий – вы испытываете чувство тревоги, беспокойство.

  • Перед началом  работы ,вспомним наши правила поведения на уроке.
  1. Постановка темы урока.         

У вас на партах лежат листочки с таблицей. Вам нужно составить  из данной таблицы   слова о зиме. (работа в паре)

Мороз, снежинка, коньки, вьюга, метель, снег, иней, декабрь, лыжи.

  • Какой частью речи являются  эти слова?  (сущ)
  • Что могут обозначать имена существительные?

ВЫВОД

Возьмите оценочные листы и отметьте как вы поняли   эту тему

Все ли признаки имён существительных перечислили? (нет)

Сформулируйте  цель нашего урока?

III.Минутка чистописания.

- Откройте тетради, запишите сегодняшнее число

Тринадцатое февраля.

Классная работа.

пу   пу  пу

путь

- Мы с вами отправляемся в путь.

( значание слова «путешествие»)- рассказывает ученик

Загадка

У него 15 братьев,

Все они любят вместе кататься.

Самый старший из них с трубой (поезд)

IV.  Станция «Словарная « «Какое слово лишнее?»

Слайд №4

п.льто, праз.ник , п.суда, берёза, п.завтр.кать, п.сок

-Выписать только имена существительные, вставить пропущенные буквы.

 -Какое слово лишнее? Почему?

Слайд №5

-А теперь проведём взаимопроверку, сверяя ответы соседа по парте с записями  на экране.

  V. Станция «Сказочная»

Вспомним сказку А.С. Пушкина, где один из богатырей обращался к неизвестному гостю

Коль ты старый человек,
Дядей будешь нам навек. 
Коли парень ты румяный, 
Братец будешь нам названый.
Коль старушка, будь нам мать, 
Так и станем величать. 
Коли красная девица, 
Будь нам милая сестрица.

  • Из какой сказки этот отрывок?

«Сказка о мёртвой царевне и семи богатырях»

  • Вам нужно назвать одушевленные имена существительные.  Что мы должны знать, чтобы выполнить это задание?

(Что такое одушевлённые и неодушевлённые имена существительные)

  • Вспомните, какие имена существительные относятся к одушевлённым, а какие к неодушевлённым.

Дети. Имена существительные, которые называют людей, животных и отвечают на вопрос кто? – одушевлённые имена существительные. Имена существительные, которые называют неживые предметы, растения, явления окружающего мира и отвечают на вопрос что? – неодушевлённые имена существительные.

  •  В данном отрывке  назовите одушевленные имена существительные.  

ВЫВОД

Возьмите оценочные листы и отметьте как вы поняли   эту тему

VI. Станция «Грамматические признаки имён существительных».

- Для того, чтобы вспомнить что мы знаем об имени существительном проведем групповую работу. У вас на парте лежат листы, на которых есть задание: выполнить тест. Какая группа выполнит первая поднимите руку.

 Поставьте знак «+», если согласны с утверждением, или «-», если не согласны.

Тест : А,А, Б,А,А,А,В (ответы)

  1. Выберите верное утверждение:

А. Имя существительное – это часть речи.

Б. Имя существительное – это член предложения.

В. Имя существительное – это часть слова

  1. Выберите верное утверждение:

А. Имя существительное отвечает на вопрос КТО?  ЧТО?

Б.  Имя существительное отвечает на вопрос КАКОЙ? КАКОЕ ? КАКАЯ?   КАКИЕ?

В.  Имя существительное отвечает на вопрос ЧТО ДЕЛАЕТ?  ЧТО СДЕЛАЕТ?

  1. Выберите верное утверждение:

А. Имя существительное обозначает признак предмета

Б.  Имя существительное обозначает предмет

В.  Имя существительное обозначает действие предмета

4.Выберите верное утверждение:

А.Имена собственные пишутся с большой буквы

Б.Имена собственные пишутся с маленькой  буквы

5.Выберите верное утверждение

А. Имена существительные изменяются по числам

Б. Имена существительные не изменяются по числам

6.Выберите верное утверждение

А. Имена существительные изменяются по родам

Б. Имена существительные по родам не изменяются

7.Выберите верное утверждение

А. Имена существительные бывают только мужского рода

Б. Имена существительные бывают только мужского и среднего рода

В. Имена существительные бывают мужского, женского и среднего рода

VII.Станция «Род имен существительных».

Игровые технологии.

  1. Игра «Расставь по местам».

- Как определить род имени существительного?

Женский род запомню я

И скажу: «Она - моя».

И запомню род мужской

И опять скажу: «Он – мой».

Средний род – оно, моё!

Это правило  - твоё!

Задание:Выпишите существительные,поставьте  в начальную форму

ВЫВОД

1 ряд- мужского рода   -     (гром, звон, дождь)
2 ряд
 – женского рода  -    (хата,ель,лужица)
3 ряд – среднего рода   -  ( стекло, оконце, солнце)

Над соседней хатой

Грянул гром раскатом

По стеклу со звоном

Брызнул дождь с разгона.

Старенькие ели

Вдруг позеленели

В лужицах- оконцах

Заиграло солнце.

( трое  учеников работают  у доски  по  карточкам)

Вывод

 У имени существительного три рода, это постоянный признак.

Возьмите оценочные листы и отметьте как вы поняли   эту тему

VIII. Презентация мини-сообщений Станция « Знаете ли вы, что…»

Компетентностно-ориентированные технологии.

- Не только в русском языке есть понятия рода имени существительного. Давайте узнаем и сравним, чем отличается категория рода в разных языках. Нам расскажут об этом ваши одноклассники.

*Знаете ли вы, что…есть языки, в которых у существительных нет никакого рода: ни мужского, ни женского, ни среднего. Это английский, финский, венгерский, эстонский, турецкий и другие. Их называют «безродовыми языками».

*Знаете ли вы, что…есть языки, в которых существительные имеют только два рода. Это французский, испанский, итальянский, румынский, молдавский.

* Знаете ли вы, что… есть языки, в которых родов намного больше, чем в нашем языке. Например, во многих языках народов Африки, Кавказа может быть до сорока родов. Их там называют «классами». Есть класс, обозначающий людей (сын, мать), класс животных (овца, лев), класс вещей (стол, нож) и другие классы.

IX. Станция « Отдыхай-ка».Физминутка

X. Станция «Падежная» Работа с текстом.

На экране написан текст.

Все началось со снегопада. Снег валил большими белыми хлопьями. За несколько часов выросли огромные сугробы.Мороз крепчал. Пушистые снежинки превратились в острые колючки.. По земле закружила поземка.

- Как бы вы озаглавили текст? (Снегопад)

- Вам предстоит поработать самостоятельно. Но, прежде чем начать работу, вспомним, сколько падежей вы знаете?

- На какие вопросы они отвечают?

- Что еще вам может помочь в определении падежа? (окончание, предлоги).

Запишите 2 предложение :найдите грамматическую основу.определите у существительных падеж.

(Трое учеников работают  индивидуально по разноуровневым  карточкам)

Вывод: Имена существительное изменяются по падежам

Возьмите оценочные листы и отметьте как вы поняли   эту тему

XI. Станция «Игровая «Один - много».

/Изменение имён существительных по числам/

- На парте лежат листы сиреневого цвета. Дано задание. Запишите на листах.

-Изменить число имён существительных.

Утёнок, береза, сосед, коньки, пальто.

Цыплята, сады, сны, дни,  кенгру, ножницы.

-Какие слова вызвали затруднения?

/Не все имена существительные изменяются по числам/

Вывод: в русском языке есть слова, которые не изменяются по числам. Они употребляются только в единственном или только во множественном числе.

Возьмите оценочные листы и отметьте как вы поняли   эту тему

 XII. Станция « Закрепляй-ка»

- Какие имена  существительные собственные? Нарицательные?

Имена собственные и нарицательные.

- Я буду называть нарицательные существительные, а вы к ним -  собственные.

Город            собака              газета

Река               поэт                 мультфильм

Деревня        сказочник

Озеро            фамилия

журнал          имя

- Молодцы.

Вывод!!!! Имена существительные бывают собственные и нарицательные

XIII.  Станция «Итоговая. Рефлексия».

-По какой теме мы закрепляли знания? /Имя существительное/.

- Какова была цель нашей деятельности? /Закрепить, повторить, выяснить, где затруднения/.

- Достигли вы цели урока?

Рефлексия  

-А теперь оцените свои знания по теме «Имя уществительное». На листах оценивания

- Вы набрали сегодня хоть капельку знаний? /Да/.

- Конечно, с каждым днем вы приобретаете знания, делаете шажок вперед, и если что-то не получается – не огорчайтесь, а попробуйте сами разобраться с затруднением.

  Оценивание учащихся  учителем

13. Домашнее задание.

Составить  кластер по теме «Грамматические признаки имени существительное»

Возьмите оценочные листы и отметьте как вы поняли   эту тему


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок истории по теме «Повторение изученного по темам: «С летописцем в Древнюю Русь» и «Путешествие в древнюю Москву»».

Урок-игра по истории или окружающего мира в 4 классе по теме:«Повторение изученного по темам: «С летописцем в Древнюю Русь» и «Путешествие в древнюю Москву»»....

План-конспект урока по русскому языку в 3 классе (Программа «Школа Росси»). Тема урока: Повторение изученного по теме «Лексика»: Синонимы, антонимы.

Закрепить и обобщить знания и умения по теме «Лексика". Развивать орфографическую зоркость, речь, логическое мышление, внимание, творческие способности. В работе есть дидактические игры, работа в груп...

КОНСПЕКТ УРОКА (русский язык) Тема: Повторение изученного по теме «Имя существительное» 3 класс УМК "Школа XXI века"

КОНСПЕКТ УРОКА (русский язык)Тема: Повторение изученного по теме «Имя существительное»....

Повторение изученного по теме «Имя существительное»

Технологическая карта урока русского языка в 4 классеТема: Повторение изученного по теме  «Имя существительное»Тип: повторение изученного материалаЦель: повторить знания, полученные р...

Конспект урока. Тема Повторение изученного по темам «Сложение и вычитание с переходом через разряд», «Решение задач», 2 класс. (УМК) системы Д.Б.Эльконина - В.В.Давыдова

Цели деятельности учителя: закрепление материала по изученным темам: «Сложение и вычитание с переходом через разряд», «Решение задач».Планируемые результатыПредметные:Знать: ал...

Повторение изученного по теме «Имя существительное»

laquo;Повторение изученного по теме «Имя существительное»...