Технологическая карта урока русского языка по теме "Изменение по падежам имен существительных", УМК "Школа России", 4 класс
план-конспект урока по русскому языку (4 класс)

Тип урока: «открытие» нового знания

Цель урока: формирование понятия об изменении имен существительных по падежам.

Задачи урока:

Дидактические:

1)формировать понятие о склонении имен существительных по падежам;

2)учить определять падеж имен существительных.

Развивающие:

1) развивать логические мышление, память, внимание;

2) развивать умение анализировать ответы, делать выводы.

Воспитательные:

1) воспитывать самостоятельность в определении деятельности

2)  воспитывать умение работать в коллективе.

Планируемые результаты:

Предметные:

1)будут учиться склонять имена существительные по падежам;

2)будут учиться определять падеж имен существительных.

Личностные:

1) осознавать необходимость новых знаний;

2) устанавливать связь между мотивом учебной деятельности и ее результатом;

3)формировать способность к оценке своих действий.

Скачать:


Предварительный просмотр:

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА РУССКОГО ЯЗЫКА

Дата: 10.11.2023

Школа: МАОУ «МЛ №148»

Класс:

Урок: 2

Время:14:00-14:40          Кабинет: 113

Студент: Мухамедьярова Элина Владиславовна

Группа: 45

Учитель: Гужова Юлия Эдуардовна

Методист: Кошкарова Любовь Сергеевна

Тема урока: «Изменение по падежам имён существительных»

Тип урока: «открытие» нового знания

Цель урока: формирование понятия об изменении имен существительных по падежам.

Задачи урока

Планируемые результаты

Дидактические:

1)формировать понятие о склонении имен существительных по падежам;

2)учить определять падеж имен существительных

Предметные:

1)будут учиться склонять имена существительные по падежам;

2)будут учиться определять падеж имен существительных

Развивающие:

1) развивать логические мышление, память, внимание;

2) развивать умение анализировать ответы, делать выводы

Личностные:

1) осознавать необходимость новых знаний;

2) устанавливать связь между мотивом учебной деятельности и ее результатом;

3)формировать способность к оценке своих действий.

Воспитательные:

1) воспитывать самостоятельность в определении деятельности

2)  воспитывать умение работать в коллективе

УМК: «Школа России», учебник русского языка 4 кл.: Учебник в 1ч./ В. П. Канакина, В. Г. Горецкий . – М.: Просвещение, 2017. -Ч.1

ЭТАПЫ УРОКА

Этап

Образова-тельная цель этапа урока

Формы организации учеб. деятельности, методы и приемы, формы контроля

Деятельность учителя, его речь

Деятельность обучающегося


Планируемые метапредметные результаты

Дидактические средства и интерактивное оборудование

Самооопределение к деятельности

(1-2 мин)

Включение в учебную деятельность на личностно значимом уровне

Фронтальная

Группа словесных  методов: слово учителя

Группа наглядных методов: показ презентации

1. Приветствует учащихся

- Здравствуйте, ребята, меня зовут Элина Владиславовна. Сегодня я проведу у вас урок русского языка.

2. Проверяет готовность обучающихся к уроку

3. Психологически настраивает учащихся класса на урок.

- Проверьте, у вас на парте должен лежать учебник, тетрадь и пенал, всё остальное уберите в рюкзак.

- Садитесь.

-На ваших столах лежат таблички, в которых вы будете отмечать как вы считаете, усвоили вы учебный материал по ходу решения различных заданий. Обводить или ставить галочку рядом со смайликом: зеленый – отлично, желтый – хорошо, красный – плохо.

1.Приветсвуют учителя.

2. Проверяют свою готовность к уроку

3. Эмоционально настраиваются на восприятие знаний.

УУКД:

настраивать на урок, планировать учебное сотрудничества с преподавателем и сверстниками;

включать в деятельность;

способствовать самоопределению

Актуализация знаний и  мотивации

(3 мин)

Готовность мышления и осознание потребности к построению нового способа действий

Фронтальная

Группа словесных методов: беседа

Группа наглядных методов: показ презентации

Внешний контроль

1. Организует минутку чистописания

Словарный диктант.

- Откройте тетради, две строчки вниз, записываем число: Десятое ноября; Классная работа. Подчеркните орфограммы. Какие орфограммы вы нашли?

-Спинки прямые, ручку держим правильно! Внимательно слушайте, я буду диктовать вам словарные слова, а вы будете записывать. Начинаем:

Аллея, богатство, вокзал, газета, двенадцать,  издалека, корабль, костёр, направо, овца, путешествие, свобода, тарелка, человек, пассажир.

- А теперь возьмите простой карандаш, поменяйтесь тетрадками с соседом и проверьте, сверяясь со слайдом.  Если нет ни одной ошибке – поставьте на полях – 5; если 1-2 ошибки, то – 4; если 3-4 – 3; ну, а если больше 4-х ошибок – поставьте минус. Молодцы!

-Над чем работали?

2. Отвечают на вопросы учителя

Десятое: е- безударная гласная

Ноябрь: о- безударная гласная, надо запомнить.

Классная: удвоенная согласная «с»

Работа: а- безударная гласная

-Выполняли словарный диктант

УУПД: строить речевое высказывание в устной форме; делать обобщение.

УУКД: слушать и понимать речь других;

анализировать информацию;

сравнивать

1 слайд

Постановка учебной задачи (4-5 мин)

Выявление места и причины затруднения, постановка цели урока

Фронтальная

Парная

Группа словесных методов: учебный диалог

Группа наглядных методов: показ презентации

Внешний контроль

1. Создаёт условия для формулировки темы и определения цели урока обучающимися через создание проблемной ситуации.

-Посмотрите внимательно на слайд

школа, лес, дом, цветок, ручка

-Прочитайте слова. Как вы думаете, что их объединяет?

-Хорошо, посмотрите на слайд, перед вами схема, но какие-то ячейки пустые.

-Устно вставьте недостающую информацию и расскажите про имя существительное

-Что такое имя существительное? На какие вопросы отвечает? Что обозначают?

-Молодцы!

- Выполним следующее задание в группе. Но прежде чем работать, повторим правила. Как нужно работать в группе?

- 1 часть работы, у вас на столах лежат листочки. Прочитайте текст о берёзе и ответьте на вопросы

У нас во дворе прямо под моим окном растёт белая берёза. Только у берёза такой красивый белый ствол с тёмными полосками. Сколько замечательных стихов посвящено белой берёзаБерёза никогда не спутаешь с другими деревьями. Какое дерево сравнится по красоте с берёза! О берёза сложено немало песен.

-2 часть работы. Выпишите, изменив выделенные слова вместе с предлогами в тетрадь. Выделите основу и окончание в этих словах.

- Прочитайте, что у вас получилось. Кто желает, какая группа? У кого не так? Проверим.

-Как ты думаешь, это одно и то же слово или разные слова?

-Почему?

-На какой вопрос отвечает каждое слово? Что же меняется в слове берёза основа или окончание?

- Ребята, как вы думаете, какая тема будет на сегодняшнем уроке?

-Какую же цель мы поставим сегодня перед собой на уроке?

-Также давайте составим план на наш урок. Вам даны слова подсказки

1)Узнаем…

2)Научимся…

3)Выполним….

1. Выдвигают варианты формулировок темы и цели, участвуют в их обсуждении.

-Они все отвечают на вопрос «что?» - сущ. 

-Имя существительное - это самостоятельная часть речи. Имена существительные отвечают на вопросы «кто?», «что?» и обозначают предметы.

-Нет связи слова берёза с другими словами.

-Изменить окончание

сначала говорит ученик, потом проверка со слайда 4

что? берёза

у чего? у берёзы

чему? берёзе

что? берёзу

с чем? с берёзой

о чём? о берёзе

-Одно и то же слово.

-Изменилось только окончание

-Меняется окончание.

Тема: Изменение по падежам имен существительных.

Цель: узнать, как имена существительные изменяют свои окончания

План:

1)Узнаем, как изменяются по падежам имена существительные

2)Научимся определять падеж имен существительных

3)Выполним самостоятельную работу

УУПД:

Формулировать цель

УУКД:

Корректно и аргументированно высказывать своё мнение

УУРД:

Выстраивать последовательность выбранных действий

2 слайд

3 слайд

4 слайд

«Открытие детьми нового знания»

(10 мин)

Построение детьми нового способа действий и формирование способности к его выполнению

Фронтальная

Группа словесных методов: учебный диалог

Группа наглядных методов:

Примеры, показ презентации

Внешний контроль

1.Организовывает деятельность обучающихся по открытию нового знания.

- Сколько раз имя существительное меняет форму? Сколько падежей?

-Давайте назовем падежи и их вопросы, по цепочке. Молодцы!

А теперь устно просклоняйте вместе со вспомогательными словами имена существительные: краска, молоко, кошки.

Проверка

У каждой падежной формы свое окончание.

-Дети, запомните:

Изменение имен существительных по падежам называется склонением. В русском языке всего 6 падежей. Каждый падеж имеет свое название, свои вопросы, свои предлоги и выполняют свою роль в предложении словосочетании.

-Дети, что вы сейчас узнали?

1. Выполняют задание и знакомятся с правилом

-6

Краска Краску Краске Краску Краской О краске

Молоко Молока Молоку Молоко Молоком О молоке

Кошки Кошек Кошкам Кошек Кошками О кошках

Проговаривают что они узнали

УУПД:

Формулировать выводы и  подкреплять их доказательствами

УУКД:

Воспринимать и формулировать суждения

УУРД:

Планировать действия по решению учебной задачи

Работа с учебником

Слайд 5

Слайд 6

Первичное закрепление

(4-5 мин)

Усвоение нового способа действий

Парная

Группа словесных методов: беседа

Группа наглядных методов: показ презентации, раздаточный материал

Внешний контроль

1. Организует первичное закрепление.

-Откройте свои учебники на странице 82. Рассмотрите внимательно таблицу.

-Кто может мне сказать, почему у каждого падежа по два вопроса?

-Давайте заодно вспомним, что начальная форма имени существительного – это…

-Все падежи кроме именительного, называются косвенными. Давайте скажем все вместе:

Косвенные падежи – это все падежи, кроме именительного.

-Также, имена существительные склоняются не только в единственном, но и во множественном числе.

-Вспомним признаки падежных форм имен существительных.

-Для этого выполним задание.

На ветке ели сидела ласточка

-Можете заглядывать в таблицу на странице 82.

- Найдем слово, от которого зависит имя существительное, и поставим от этого слова вопрос, а затем, по падежному вопросу и предлогу определим падеж

-Молодцы!

1. Выполняют задание и объясняют свой выбор

-потому что существительные бывают одушевленные и неодушевленные

-это форма именительного падежа единственного числа.

-На ветке ели сидела (кто? И.п) ласточка. Сидела (на чем? П.п) на ветке. На ветке (чего? Р. п) ели.

УУПД:        Объединять объекты по определённому признаку             УУКД:                  выражать свои мысли с достаточной полнотой и точностью               УУРД: планирование своих действий в соответствии с задачей

Работа с учебником

Динамическая пауза

Снижение эмоционального и физического напряжения

Практический: выполнение динамической паузы

1.Организует динамическую паузу.

- Сейчас я предлагаю нам немного отдохнуть. Встаньте со своих мест.

Видео

1.Выполняют динамическую паузу.

Повторяют движения по видео

Самостоятельная работа с самопроверкой

(15-20 минут)

Интериоризация нового способа действий, индивидуальная рефлексия достижения цели, создание ситуаций успеха.

Фронтальная

Индивидуальная

Группа словесных методов: слово учителя

1.Организует самостоятельную работу.  

1 ряд. Определи падежи имён существительных.

Работает на фабрике (         ),  

пролетел над речкой (         ),

мчались по улице (         ),

бегать без шапки (         ),

варит обед (         ),

пошли к подруге (         ),

2 ряд. Определи падежи имен существительных.

клевать носом (         ),

ходить за грибами (         ),

отвёз на машине (         ),

много желудей (         ),

пошли на рыбалку(         ),

бежали по улице (         ),

3 ряд. Определи падежи имён существительных.

Поехали к другу (         ),

поспела малина (         ),

стоял на мосту (         ),

петь для мамы (         ),

ходить за ягодами (         ),

уехал на машине (         ),

-Все правильно - оценка 5, 1 ошибка – оценка 4, 2 ошибки – оценка 3.

1.Выполняют самостоятельную работу.

Выполняют задание

УУПД:             Определять существенный признак для классификации звуков

УУРД:

Сравнивать результаты своей деятельности с деятельностью одноклассников

Раздаточный материал

Включение в систему знаний, повторение

(2 мин)

Включение открытия в систему знаний, повторение и закрепление  ранее изученного

Фронтальная

Группа словесных методов: беседа

Внешний контроль

-Запишите домашнее задание:

№ 137 на стр. 81

-Посмотрите на слайд, прочитайте предложение.

Одиноко сидит на березовой ветке у дороги большая и тихая птица

-Вам нужно переписать предложение, определить падеж существительного и написать над словом вопрос, на который он отвечает.

-Теперь давайте проверим.

УУРД:          корректировать свои учебные действия               УУКД:      выражать свои мысли с достаточной полнотой и точностью

Работа с учебником

Рефлексия деятельности

(по продукту)

( 2-3 мин)

Самооценка результатов своей деятельности осознание метода построения  

Группа словесных методов: беседа

Группа наглядных методов: показ презентации, раздаточный материал

Внешний контроль

1.Организует анализ работы по критериям.

- Давайте вспомним, какая была тема нашего урока?

- Какие цель на урок мы ставили?

-Достигли их? Докажите.

-Посчитайте, сколько зеленых смайликов вы обвели в таблице?

-Молодцы, спасибо за урок.

1.Анализируют свою работу на уроке, уровень усвоения учебного материала.

- Тема урока: «Изменение по падежам имен существительных»

Цель: повторить, почему существительное меняет свои окончания? От чего зависит?

УУРД:

Оценивать свою работу

   Слайд с темой урока


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок русского языка."Родительный и винительный падежи имен существительных 1-го и 2-го склонения" 4 кл. (УМК "Школа России" авт. Т.Г. Рамзаева)

Урок русского языка в 4 классе. Тема: «Родительный и винительный падежи существительных 1-го и 2-го склонения»....

Урок русского языка по теме: "Родительный падеж имен существительных"

Урок русского языка для 4 класса по теме "Родительный падеж имен существительных" по программе "Школа России". Урок построен согласно требованиям стандарта второго поколения, где используется карта са...

Конспект урока русского языка по теме: "Творительный падеж имен существительных" 4 класс

Данный урок разработан по теме: "Творительный падеж имен существительных" 4 класс. К нему прилагается презентация, которая позволит обобщить сведения о творительном падеже, полученные на уроке....

Конспект и презентация урока русского языка по теме Дательный падеж имени существительного 3 класс

Данный  урок русского языка  проводился в 3 классе по УМК «Школа России» на школьном семинаре МО учителей начальных классов. Урок построен в соответствии с требованиями ФГОС...

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА РУССКОГО ЯЗЫКА по теме «Три склонения имен существительных (общее представление). 1-е склонение имен существительных»

Цели: дать общее представление о трех типах склонения имен существительных в единственном числе; познакомить с признаками имен существительных 1-го склонения; учить распознавать имена существительные ...