Урок русского языка в 4 классе "Роль местоимений в речи"
план-конспект урока по русскому языку (4 класс)

Черепнина Галина Анатольевна

Формирование понятия о местоимении как самостоятельной части речи

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_.docx36.41 КБ
Office presentation icon prezentatsiya_k_uroku.ppt1.37 МБ

Предварительный просмотр:

Тема урока: Роль местоимений в речи.

Тип урока: Изучение нового материала.

Форма урока: Урок изучения новых знаний и первичного закрепления.

Цель: сформировать понятие о местоимении как самостоятельной части речи.

Задачи: 

Образовательные: познакомить учащихся с понятием местоимение, ролью местоимений в речи, формировать умение находить местоимения, отличать их от других частей речи, умение употреблять местоимения в речи; формировать навык правильного и каллиграфически грамотного письма;

Развивающие: развивать творческое восприятие, воображение, наблюдательность, фантазию,  образное и логическое мышление, память, внимание, творческие способности, устную связную речь.

Воспитательные: воспитывать умение сотрудничать, устанавливать контакты со сверстниками и учителем; прививать навыки коллективной работы, аккуратности, терпеливости.   

Здоровьесберегающая:

Профилактика умственного перенапряжения путем смены видов деятельности, гигиенические условия в кабинете (классе), физкультминутка, гимнастика для глаз и для развития мелкой моторики пальцев рук.

Планируемые результаты:

Предметные:

  • формирование представлений о местоимении, как части речи;
  • распознавать местоимения среди других частей речи;
  • знакомство обучающихся с ролью местоимений в речи, их особенностями;
  • овладение нормами русского литературного языка, развитие умения распознавать местоимения в тексте, правильно употреблять их.

Личностные.

  • развитие навыков сотрудничества со сверстниками при работе в группах, при проверке;
  • развитие самостоятельности;
  • развитие интереса к изучению русского языка.

Метапредметные:

Регулятивные УУД:

  • способность принимать и сохранять учебную цель и задачу, планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, контролировать и оценивать свои действия, адекватно воспринимать оценку как учителя, так и учеников.

Коммуникативные УУД.

  • учитывать разные мнения, умение сотрудничать, уметь формулировать собственное мнение и позицию, строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой речи.

Познавательные УУД.

  • уметь ориентироваться в своей системе знаний, отличать новое от уже известного; добывать новые знания, находить ответы на вопросы, используя учебную литературу, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке;
    уметь сравнивать, устанавливать аналогии, обобщать и выделять существенные признаки местоимения

Оборудование: Рабочая тетрадь, карточки с заданиями, карандаши красный и синий.

Межпредметные связи: Литературное чтение, окружающий мир.

Методы обучения:

По виду источника информации:

- словесные (объяснение, беседа с учащимися);

- наглядные (иллюстрации, демонстрация презентации обучающего курса);

- практические (работа с карточками, работа в рабочих тетрадях).

По виду учебной деятельности:

- проблемно-поисковый метод (поиск решения поставленных перед учащимися проблем).

По виду развития творческого самовыражения учащихся и инициативы учащихся:

- методы свободного выбора (свободная беседа, выбор способа  взаимодействия, свобода творчества)

- активные методы (обсуждение в группах)

- методы, направленные на самопознание и развитие (интеллекта, эмоций, общения, воображения, самооценки и взаимооценки)

На уроке были использованы следующие формы работы:  фронтальная, индивидуальная, групповая, работа в паре. 

Виды контроля  на уроке:

- ученик- ученик    (при    работе в парах)

- самоконтроль

- ученик – учитель      (сравнение своей работы с образцом на слайде)

 Компьютерные технологии (мультимедийный проектор, мультимедийная презентация к уроку).

Структура урока:

1. Организационный момент,  характеризующийся внешней и внутренней (психологической) готовностью учащихся к уроку. (1 мин)

2. Мотивация учебной деятельности. (1мин)  

Эпиграф, каким вы хотите видеть наш урок? Число.  Классная работа

Минутка чистописания - индивидуальная работа  (2 мин)

3. Актуализация опорных знаний. Постановка цели и задач урока. (7 мин)

Стихотворение, происхождение слова, тема, задачи урока

 4. Первичное усвоение материала. (13  мин)  

Логическая минутка,  выполнение упражнения в рабочей  тетради, чтение правила в учебнике, самостоятельная работа по карточкам. Проверка на слайде.

5.  Первичное закрепление. (8 мин)

Самостоятельная  работа по учебнику с самопроверкой. Проверка на слайде. Игра «Открой секрет», Проверка на слайде.

7. Информация  о домашнем задании. Инструктаж по его выполнению. (1 мин)

8. Рефлексия. Подведение итогов занятия. (5  мин)  

Графический диктант, взаимопроверка в группе. Тема, задачи урока, самоанализ работы (карточки),  ОЦЕНКИ за урок.

Ход урока.

I. Организационный момент. (1мин.)

- Долгожданный дан звонок –

Начинается урок.

Я, ты, он, она

Наша дружная семья.

Если хочешь говорить, то поднимаешь руку.

Если говорит товарищ, то слушаем.

Уважаем друг друга!

- Эпиграфом к нашему уроку взяты слова древнеримского писателя Петрония: «Чему бы ты ни учился, ты учишься для себя».

- Ребята, вы согласны с ним?  

(Слайд 2) 

II. Мотивация учебной деятельности.(1мин.)

- Каким вы хотите видеть наш урок? (Интересным, веселым, запоминающимся, познавательным).

-Я желаю вам быть внимательными, активными, любознательными.  Писать правильно, красиво, чисто, аккуратно, грамотно. 

- Запишите в тетради число, Классная работа.

Минутка чистописания. (2 мин)

III. Актуализация опорных знаний. Постановка цели и задач урока. (7  мин.) 

- Послушайте стихотворение.

Заранее, заранее

Все было решено:

У школьников собрание,

Потом у них кино.

Домой придёт

Мой старший брат,

Он мне расскажет

Всё подряд,

Он объяснит мне,

Что к чему.

А я большая!

Я пойму.

И вот он начал

Свой рассказ:

- они ползут,

А он им – раз!

А тут как раз

Она ползла,

А он как даст ему

Со зла!

Они ей – раз!

Она им – раз!

Её он спас,

Он был с ней

Заодно…

Ух, сильное кино!

Нет, видно, я ещё мала:

Я ничего не поняла.   (А.Барто)

- Почему девочка ничего не поняла? (Брат не называл имени героев, а заменял их местоимениями).

(Слайд 3)     

На центральную доску прикрепляются карточки:

МЕСТО

     

ИМЕНИ

Е

МЕСТОИМЕНИЕ

-  Послушайте о происхождении этого слова. (Ученик рассказывает о происхождении слова).

- Слово "местоимение" заимствовано из старославянского языка. В нем оно создано по образцу греческого слова "антонимиа", которое сложено из "анти" (вместо) и "онима" (имя). В старославянском языке слово "местоимение" образовано из слияния сочетаний слов "вместо" + "имени" с прибавлением суффикса –й    (е). В результате фонетических изменений начальное "в" отпало. Сейчас в слове "местоимение" выделяется основа и окончание.

– Какое открытие для себя сделали?


Местоимение – часть речи, которая заменяет имена.

Оно  о себе такого мнения:
Огромна роль местоимения!
Оно отдается  делу  сполна:
Местоимение  заменяет  имена!

- Сформулируйте тему урока (Местоимение). 

в) Работа с учебником

- Открываем учебник на с. 51. Сегодня мы начинаем изучать новый раздел. Как он называется? («Местоимение»).

- Открываем с. 52, прочитайте тему урока. Роль местоимений в речи (открывается тема  на  доске) (Слайд 4)

- Сформулируем задачи урока:

Узнаем … каковы особенности личных местоимений.

Научимся… распознавать личные местоимения.

Уточним… о роли местоимений в речи.

Повторим… орфографию, разбор предложения.

- Молодцы!

- Следим за своей посадкой.

-Пишем в тетрадях правильно, красиво, чисто, аккуратно, грамотно.

- Какое местоимение вы употребите, говоря о себе, указывая на себя? (Я)

- Если вы говорите от лица людей, какое местоимение нужно использовать? (Мы)

- Если необходимо обратиться к собеседнику (собеседникам), какие местоимения нужно употребить? (Ты, вы)

- Когда нужно употребить местоимение Вы, обращаясь к одному лицу?

- Если говорят о человеке или о чем-то, который в данный момент отсутствует, какие местоимения употребим? (Он,она,оно)
- Если это группа лиц? (Они)

- Все названные местоимения называются личными. Как вы думаете, почему?   (Все они указывают на лица) (Слайд 5)

IV. Первичное усвоение нового материала. (13 мин.)

(Слайд 6, 7, 8)

  1. Логическая  минутка.

Он живет в глухом  бору,

Она  в  поле  ест  траву.

-Кто это?

Запишите. ( Медведь, корова)

-Назовите  существительные  из  загадки, которые не отвечают на  вопрос  кто? и  не имеют такой  орфограммы, как с словах отгадках. (в бору, траву).

Вывод: мы учились группировать слова.

-Разберите  предложение по  членам и по частям  речи. Дайте  характеристику данному предложению.

-Ребята, о ком говорится в первом простом предложении в составе сложного? (О медведе)

-Каким словом заменили  слово медведь? (Он - медведь)

- О  ком говорится во втором простом предложении в составе сложного? (О корове)

-Каким словом заменили  слово корова? (Она - корова)

-Какой частью речи  являются эти слова? (Местоимением)

-Какие это местоимения? (Личные)

- Сделайте  вывод.

- Местоимение – часть речи,  указывает на  предмет, но не называет его.

На доске к личным местоимениям добавляется табличка:

указывают на предмет, но не называют его.

  1. - Перечислим еще раз все личные местоимения, выполнив задание  в рабочей  тетради на с.31,  упр.68  (Слайд 9)

Я и Мы, Ты и Вы,
Он, Она, Оно, Они –
Все слова отличные,
Важные и личные
Это без сомнения
Все МЕСТОИМЕНИЯ.

- Спасибо.

- Проверим наши выводы с учебником.

- Открываем с. 52, правило.

- Прочитайте правило и расскажите его друг другу.

- Работа по карточкам. 

У вас на столе карточки. (Слайд 10)

Задание:

1) Задание  к данному тексту.

Заменить повторы слов местоимениями. Вместо какой части речи употребили местоимения? Записать    исправленные  предложения. Подчеркнуть основу предложений.

Лиса - хищное животное. Лиса поедает мышей, зайцев, диких уток. Иногда хищница таскает кур и цыплят в деревнях. Главная  пища лисы -  лесные мыши.  Этим лиса приносит пользу. Ведь лесные мыши вредят хлебным растениям.

- Проверка.

- Кто прочитает получившийся текст.

(Слайд 11)

   Лиса - хищное животное. Она поедает мышей, зайцев, диких уток. Иногда хищница таскает кур и цыплят в деревнях. Главная её пища -  лесные мыши. Этим она приносит пользу. Ведь лесные мыши вредят хлебным растениям.

- Как подчеркнули местоимения? (Одной чертой, как существительное)

- Почему? (Местоимение употребляется вместо существительного и отвечает на вопрос существительного, играет роль подлежащего в предложении).

-Сделайте вывод: Местоимения в речи могут заменять повторяющиеся слова. Местоимения делают нашу речь разнообразной, яркой, помогают избежать повторов.

На доске к личным местоимениям добавляется табличка: Местоимения делают нашу речь разнообразной, яркой, помогают избежать повторов.

ФИЗКУЛЬТУРНАЯ МИНУТКА  (1мин.)   (Слайд 12)

V. Закрепление  нового материала. (13 мин)

Давайте убедимся все друзья,

Что без местоимений нам нельзя!

1)Самостоятельная работа по учебнику с самопроверкой: упр.111 на стр.53.

- Ребята, посмотрите на задание. Спишите  последнее   предложение, подчеркните  главные  члены. (Взаимопроверка).

-Какой частью  речи выражено  подлежащее? (Местоимением).

Проверка на слайде. (Слайд 13)

- Поднимите руки те, кто выполнил задание верно.

- Местоимение – часть речи загадочная, попробуйте проявить смекалку.

2)- Игра «Открой секрет»  (Слайд 14)
Тыква, короны, борона, агроном, выставка, ягода, пластырь, выбор, мыло, понимание.

Задание: Перед вами слова, запишите их в тетрадь.
В каждом слове спряталось местоимение, найдите его и подчеркните.

- Взаимопроверка. (Слайд 15)

VI. Информация  о домашнем задании. Инструктаж по его выполнению. (1 мин)

       -Найдите в учебнике на с. 53 Упр. № 110. 

- Прочитайте задания к упражнению. Что вам необходимо выполнить? (отгадать загадки, выписать местоимения, записать существительные к местоимениям, сделать звуко-буквенный  разбор слова по выбору: глазки, змейка). (Слайд 16)

  VI. Рефлексия. (5 мин)

Графический диктант (учитель читает утверждение: согласны «+», не согласны  «-»)

  1. Местоимение – часть речи.  (+)
  2. Он – это местоимение. (+)
  3. Местоимения не называют предмет и не указывают на него. (-)
  4. Личные местоимения заменяют имена существительные. (+)
  5. Мы, он, ох, она ,я, в – здесь записаны только местоимения (-)

Взаимопроверка в группе. (Слайд 17)

Вот и кончился урок,

Подвести пора итог.

- Какова была тема нашего урока?

- Справились ли мы с задачами урока?

- Как отличить местоимение от других частей речи?

- Какова роль местоимения в нашей речи?

Заполняют  таблицу:

Самоанализ работы (достижения за урок) (Слайд  18)

Утверждения

Поставь знак

«+» или «-»

1) Тема урока мне понятна.

2) Я достиг цели урока.

3) Я умею верно использовать местоимения  в речи.

4) Я знаю какие местоимения относятся к личным.

- Оценки за урок.

Если останется  время

- Предлагаю поработать в группе. 

- Вспомним правила работы в группе:

 Вы –команда!

Будьте активны!

Слушайте друг друга!

Спорьте честно, искренне!

Сделайте работу интересной!

Прочитайте и вместо точек поставьте подходящее местоимение.

Знаете ли ......., что люди издавна употребляют в пищу цветы. В Болгарии варят варенье из лепестков роз.         ……  очень душистое. А в Китае варят лилии в молоке.     ……. придают блюду особый аромат. В Индии любят компот из цветков банана.      …… полезный и приятный на  вкус.

- Игра «Шуточные вопросы» 

- Когда руки бывают местоимениями?

 ( когда они  вы - мы – ты)

- Какие два местоимения портят дорогу? (я – мы)

- Какое местоимение одинаково читается слева направо и справа налево? (оно)


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

МБОУ «Костровская средняя общеобразовательная школа» Рыльского района Курской области Урок русского языка по теме: «Роль местоимений в речи» 4 класс Учитель: Черепнина Галина Анатольевна, высшая квалификационная категория

Слайд 2

« Чему бы ты ни учился, ты учишься для себя» Петроний, древнеримский писатель

Слайд 3

место имени МЕСТОИМЕНИЕ

Слайд 4

Тема урока: Задачи урока: - узнаем, каковы особенности личных местоимений; -научимся распознавать личные местоимения; -уточним о роли местоимений в речи; -повторим орфографию, разбор предложения. «Роль местоимений в речи»

Слайд 6

Логическая минутка Он живёт в глухом б…ру, Она в поле ест тр…ву.

Слайд 7

Логическая минутка Он живёт в глухом б о ру, Она в поле ест тр а ву. м е дведь к о рова

Слайд 8

Логическая минутка Он живёт в глухом бору, Она в поле ест траву. он – медведь она – корова

Слайд 9

Я и МЫ, ТЫ и ВЫ, ОН, ОНА, ОНО,ОНИ- Все слова отличные, Важные и личные. Это, без сомнения, Все МЕСТОИМЕНИЯ. Р.т., стр.31, упр.68

Слайд 10

Лиса. Лиса – хищное животное. Лиса поедает мышей, зайцев, диких уток. Иногда лиса таскает кур и цыплят в деревнях. Главная пища лисы – лесные мыши. Этим лиса приносит пользу. Ведь лесные мыши вредят хлебным растениям .

Слайд 11

Лиса – хищное животное. Она поедает мышей, зайцев, диких уток. Иногда хищница таскает кур и цыплят в деревнях. Главная пища лисы – лесные мыши. Этим она приносит пользу. Ведь лесные мыши вредят хлебным растениям . Лиса.

Слайд 12

Ребята, берегите зрение!

Слайд 13

Работа по учебнику Упр.111 А много ль рассветов мест. ты встретил в лесу? (С.Маршак)

Слайд 14

Игра «Открой секрет!» Тыква, короны, борона, агроном, выставка, ягода, мыло, понимание.

Слайд 15

ТЫ ква, кор ОН ы, бор ОНА , агр ОНО м, ВЫ ставка, Я года, МЫ ло, п ОНИ мание. Игра «Открой секрет!»

Слайд 16

Стр.53,упр.110 -отгадать загадки, -выписать местоимения, -записать существительные к местоимениям, -сделать звуко-буквенный разбор слова (по выбору: глазки, змейка)

Слайд 17

Графический диктант 1. + 2. + 3. – 4. + 5. –

Слайд 18

Утверждения Поставь знак «+» или «-» 1) Тема урока мне понятна. 2) Я достиг цели урока. 3) Я умею верно использовать местоимения в речи. 4) Я знаю какие местоимения относятся к личным. Самоанализ работы (достижения за урок)

Слайд 19

Молодцы! Благодарю за работу на уроке!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока русского языка по теме"Местоимение" как часть речи"

Урок русского языка в 3 классе.   Тема урока: Местоимение как часть речи.   Ос»Школа 2100»   Учебник: Русский язык 3 класс Авторы: Е.В.Бунеева,М.А.Яковлева,О.В.Пронина ...

Конспект урока русский язык по теме "Местоимение как часть речи"

Представлен конспект для 4 класса, по УМК "Школа России"...

Конспект урока русского языка по теме: "Местоимение как часть речи знание и употребление в речи"

Цели деятельности учителя: формирование представлений о новой части речи – местоимении, его значении и употреблении в речиПланируемые результатыПредметные: знать что такое местоимение; уметь нах...

Презентация к уроку русского языка по теме «Местоимение как часть речи», 4 класс

Цель: сформировать понятие о местоимении как самостоятельной части речи....

Технологическая карта урока русского языка по теме «Местоимение как часть речи» ( УМК "Школа России" 2 класс)

Тип урока: «открытие» нового знанияЦель урока: формирование  представления о местоимении как части речи, его роли в предложении; Задачи урокаДидактические:1) способствовать проду...

Конспект урока русского языка по теме "Местоимение как часть речи. Личные местоимения" в 4 классе

Конспект урока построен по программе "Школа России" , по учебнику В.П.Кананкиной, В.Г. Горецкого "Русский язык" 4 класс 2 часть. Тип урока: открытие новых знаний. Цель: сформироват...