Технологическая карта урока обучения письму «Письмо строчной буквы «т» (УМН "Школа России", 1 класс)
план-конспект урока по русскому языку (1 класс)

Лежнева Ульяна Григорьевна

Тип урока: «открытия» нового знания.

Цель урока: формирование первоначального графического навыка: обучение написанию строчной буквы «т» и её элементов.

Задачи урока:

Дидактические:

1. Познакомить с каллиграфически правильным написанием строчной буквы «т» и её элементов.

2. Учить правильно списывать слова.

Развивающие:

1. Развивать умение формулировать полные ответы на вопросы.

2. Развивать письменную речь обучающихся посредством работы в прописях.

Воспитательные:

1. Воспитывать аккуратность и организованность через работу в прописи.

2. Воспитывать осознание причастности каждого школьника в результат совместной учебной деятельности.

Планируемые результаты:

Предметные:

1. Уметь писать аккуратным, разборчивым почерком, без искажений строчную букву «т», соединения букв, слова.

2.  Уметь правильно списывать слова и предложения.

Личностные:

1. Бережное отношение к физическому и психическому здоровью, проявляющееся в выборе приемлемых способов речевого самовыражения и соблюдении норм речевого этикета и правил общения.

2. Выражать положительное отношение к процессу познания.

Скачать:


Предварительный просмотр:

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА ОБУЧЕНИЯ ПИСЬМУ

Дата: 22.10.2024

Школа: МАОУ «АЛ № 95 г. Челябинск» (Молдавская 23Б)

Класс: 1-8

Урок: 4

Студент: Лежнева Ульяна Григорьевна

Группа: 43

Учитель: Лещева Ирина Геннадьевна

Методист: Ткаченко Екатерина Александровна

Время: 10:50-11:30

Кабинет: 212

Тема урока: «Письмо строчной буквы «т»

Тип урока: «открытия» нового знания.

Цель урока: формирование первоначального графического навыка: обучение написанию строчной буквы «т» и её элементов.

Задачи урока

Планируемые результаты

Дидактические:

1. Познакомить с каллиграфически правильным написанием строчной буквы «т» и её элементов.

2. Учить правильно списывать слова.

Предметные:

1. Уметь писать аккуратным, разборчивым почерком, без искажений строчную букву «т», соединения букв, слова.

2.  Уметь правильно списывать слова и предложения.

Развивающие:

1. Развивать умение формулировать полные ответы на вопросы.

2. Развивать письменную речь обучающихся посредством работы в прописях.

Личностные:

1. Бережное отношение к физическому и психическому здоровью, проявляющееся в выборе приемлемых способов речевого самовыражения и соблюдении норм речевого этикета и правил общения.

2. Выражать положительное отношение к процессу познания.

Воспитательные:

1. Воспитывать аккуратность и организованность через работу в прописи.

2. Воспитывать осознание причастности каждого школьника в результат совместной учебной деятельности.

УМК: «Школа России», Чудо-пропись, 1 часть, Илюхина В.А., презентация.

ХАРАКТЕРИСТИКА ЭТАПОВ

Этап

Образовательная цель этапа урока

Формы организации учеб. деятельности, методы и приемы, формы контроля

Деятельность учителя, его речь

Деятельность обучающегося


Планируемые метапредметные результаты

Дидактические средства и интерактивное оборудование

Самоопределение к деятельности

(1 мин)

Включение в учебную деятельность на личностно значимом уровне

Ф

М: слово учителя

П: эмоциональный настрой

Учитель приветствует учеников. Создаёт эмоциональный настрой на урок.

- Доброе утро, ребята!

- Меня зовут Ульяна Григорьевна, и сегодня я проведу у вас урок обучения письму.

- Урок у нас вами будет необычный! Мы с вами отправимся в «Волшебную страну письма», в которой нас ждет множество интересных приключений.

- Поднимите руки те, кто готов сегодня активно поработать на уроке и отправиться в путешествие.

- Отлично, тогда давайте начнем!

Приветствуют учителя.

Проверяют посадку.

Поднимают руки.

УУКД: принимать цели совместной деятельности.

Слайд №1: чёрный экран

Актуализация знаний и мотивация

(3 мин)

Готовность мышления и осознание потребности к построению нового способа действий

Ф

М: беседа

П: ответы на вопросы

Внешний контроль

Ф

М: языковой анализ

П: звукобуквенный анализ

Самоконтроль

Актуализирует опыт обучающихся, подготавливает к изучению нового материала.

- Мы с вами приближаемся к «Волшебной стране письма»! Чтобы узнать, какая буква сегодня будет сопровождать нас в путешествии, ответьте на вопросы.

- Посмотрите на картинку и вспомните, пожалуйста, с какой буквой вы работали на прошлом уроке обучения грамоте?
- Что вы о ней узнали?

- Почему она обозначает согласный звук?

- Какими буквами на письме звук обозначается?

- А сейчас откройте прописи на странице 30 и взгляните на иллюстрацию, изображённую вверху страницы. Что на ней изображено?

Отвечают на вопросы учителя.

- С буквой «Т».

- Она обозначает согласные звуки [т] и [т’]

- Потому что при произнесении встречаются преграды.

- Заглавной и строчной буквой «Т».

- На иллюстрации изображён трактор.

УУКД: в процессе учебного диалога отвечать на вопросы по изученному материалу.

УУКД: строить речевое высказывание в соответствии с поставленной задачей

Слайд №2: буква «Т»

Слайд №3: страница с изображением

Прописи, страница 30

Ф

М: беседа

П: подводящий диалог

- Верно, а сколько слогов в слове трактор? Как вы это определили?

- На какой слог падает ударение? Давайте позовём слово.

- Верно. А сейчас самостоятельно раскрасьте схему этого слова. На это у вас есть 3 минуты.

- Проверьте себя по образцу на экране. Поднимите руку, у кого выполнено верно? Кто допустил ошибки?

- Отлично. А с помощью какой буквы «т» мы сможем записать слово «трактор»?

- А знаете ли вы, как писать эту букву?

- 2 слога, хлопали в ладоши.

- На 2й слог.

Поднимают руки.

- Письменная строчная буква.

- Нет, мы не знаем, как писать эту букву.

УУРД: проявлять готовность выполнять указанные действия.

УУРД:

выявлять недостаток информации для решения учебной и практической задачи на основе предложенного алгоритма.

УУПД: составлять модель звукового состава слова.

Слайд №4: черный экран

Слайд №5: образец

Постановка учебной задачи

(3 мин)

Выявление места и причины затруднения, постановка цели урока

Ф

М: беседа

П: ответы на вопросы, формулирование темы, целей и плана урока

Внешний контроль

Организует формулирование детьми темы и целей урока, построение плана урока.

- Верно! А кто сможет сформулировать тему урока?

- Тема нашего урока «Письмо строчной буквы «т».

- Давайте поставим цель на наш урок. Используйте подсказку на экране.

Научимся…

- Буква «т» хотела показать нам план урока, но кажется, из него пропали некоторые слова.

- Заполните пропуски в плане.

1) Узнаем, из каких … состоит строчная буква «т» и напишем её.

2) Напишем слова и … со строчной буквой «И».

3) Составим звуковые … слов.

4) Подведем …

Слова для справок: предложения, итоги, схемы, элементов.

- Молодцы! Вы хорошо справились с этим заданием!

Формулируют тему, цель, составляют план.

- «Письмо строчной буквы «т».

- Научимся писать строчную букву «т».  

1) Узнаем, из каких элементов состоит строчная буква «т» и напишем её.

2) Напишем слова и предложения со строчной буквой «т».

3) Составим звуковые схемы слов.

4) Подведем итоги.

УУПД: формулировать с помощью учителя цель, планировать деятельность.

УУРД: выстраивать последовательность выбранных действий.

УУКД:

корректно и аргументированно высказывать своё мнение.

УУКД: в процессе учебного диалога отвечать на вопросы по изученному материалу.

Слайд №6: тема урока

Слайд №7: цель(подсказка)

Слайд №8: цель

Слайд №9: план (без слов)

Слайд №10: план

"Открытие" детьми нового знания (8 мин)

Построение детьми нового способа действий  и формирование способности к его выполнению

Ф

М: беседа

П: ответы на вопросы

Ф

М: беседа

П: ответы на вопросы

М: языковой анализ

П: графический анализ

Внешний контроль

Организует ознакомление с новым материалом.

- Ребята, мы не сможем начать писать, если не вспомним некоторые правила.

- Как нам нужно сидеть при письме?

- А как нам надо держать ручку при письме?

- Молодец!

- А кто знает, что ещё необходимо выполнить перед тем, как начать писать?

- Верно! Повторяйте движения за мной.

Пальчиковая гимнастика.

Пальцы делают зарядку, чтобы меньше уставать. А потом они в тетради будут элемент писать. (Дети вытягивают руки вперёд, сжимают кулачки, а затем их разжимают. Так повторяется несколько раз.)

- Молодцы, отправляемся дальше.

- Посмотрите на экран. Какие буквы здесь представлены?

- Верно. А чем они похожи и чем отличаются?

- Сейчас перед вами на экране будет написание строчной буквы «т». Внимательно посмотрите и скажите, из каких элементов она состоит?

- Отлично! Теперь посмотрите, как я пишу строчную букву «т». Внимательно следите за моей рукой.

- Ставлю точку на верхней линии рабочей строки и опускаю прямую наклонную линию вниз, поднимаюсь по наклонной линии через секрет, и не доходя 1/3 бугорком уходим вправо вверх, коснувшись верхней линии рабочей строки. Опускаемся по прямой наклонной линии вниз, поднимаемся по этой линии через секрет, и снова бугорком уходим вправо вверх, касаясь верхней линии рабочей строки. Опускаемся по прямой наклонной линии вниз, с помощью крючковой линии уходим вправо, делаем качалочку и с помощью прямой наклонной линии доходим до середины рабочей строки.

Слушают и отвечают на вопросы учителя.

Вспоминают правила посадки при письме.

Вспоминают, как нужно держать ручку при письме.

- Пальчиковую гимнастику.

- Печатная маленькая и письменная строчная буква «т».

Ответы детей.

- Строчная буква «т» состоит из следующих элементов: наклонная линия, «секрет», крючковая линия, бугорок, качалочка.

Наблюдают за написанием буквы.

УУКД: воспринимать и формулировать суждения, выражать эмоции в соответствии с целями и условиями общения в знакомой среде.

УУРД: соблюдать последовательность учебных действий при выполнении задания.

УУРД: анализировать языковой материал; находить ответы на вопросы.

УУКД: проявлять уважительное отношение к собеседнику, соблюдать правила ведения диалога.

УУПД: овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами.

Слайд №11: посадка при письме

Слайд №12: черный экран

Слайд №13: буквы т и т

Слайд №14: написание буквы т

Слайд №15: черный экран

Ф

М: демонстрация

П: показ учителя с комментированием, письмо в воздухе

Внешний контроль

И

М: имитативный

П: обведение буквы по образцу

Внешний контроль

- Так должна выглядеть строчная буква «т».

- Давайте попробуем под счет написать букву в воздухе. Посмотрите, как это делаю я.

 - Теперь возьмите ручку правильно в руку, руку поставьте прямо и повторяйте движения за мной. Работает только кисть руки. Раз-и-два-и-три-и.

- Теперь я буду считать, а вы напишите букву в воздухе самостоятельно.

Отлично!

- А сейчас обведите букву «т» на первой строке, и один раз напишите её самостоятельно.

- Теперь подчеркните ту букву, которая получилась у вас больше всего похожей на образец.

- Отлично! Какой пункт нашего плана мы только что выполнили?

- Верно! Теперь оцените свою работу над этим заданием. На полях прописей нарисуйте зеленый кружочек, если у вас отлично получилось выполнить задание, желтый, если были какие-то трудности, красный, если вы выполнили задание неправильно

Пишут букву в воздухе под счет.

Пишут букву на ладошке.

Обводят букву в прописях, прописывают, проговаривая алгоритм.

- Узнали из каких элементов состоит строчная буква «т» и написали её.

Оценивают себя.

УУПД: уметь работать в прописях.

УУПД:

анализировать алгоритм действий при работе с языковыми единицами, самостоятельно выделять учебные операции при анализе языковых единиц.

УУПД:

сравнивать различные языковые единицы.

УУКД: в процессе учебного диалога отвечать на вопросы по изученному материалу.

Слайд №16: первая строка

 Прописи

Динамическая пауза (1 мин) Игра на внимание: «Нос, пол, потолок»

Первичное закрепление

(6 мин)

Усвоение нового способа действий

Ф

М: беседа

П: ответы на вопросы

Внешний контроль

И

М: имитативный

П: письмо слов

Внешний контроль

Организует работу на закрепление знаний.

- Буква «т» просит обратить внимание на 1 строку. Что на ней находится?

- Верно. Давайте прочитаем их хором, 3, 4.

- Какие соединения буквы «т» и других букв в этих слогах используются?

- А сейчас пропишите эти слоги в прописях.

- У кого получилось прописать слоги правильно?

- Обратите внимание на строчку под иллюстрацией. Что вы на ней видите?

- Верно, здесь записаны слова. Давайте прочитаем эти слова все вместе, хором.

- Сейчас вам необходимо обвести эти слова по контуру, и прописать их до конца строки. На это у вас будет 3 минуты. Время пошло.

- Посмотрите на написанные слова. Какое слово больше всего похоже на образец?

Выполняют задания.

- Слоги.

Читают слоги хором.

- В этих слогах используется верхнее соединение.

Прописывают слоги.

Поднимают руку.

- Слова.

Хором читают слова.

Прописывают слова.

Проверяют написанное.

УУПД: выполнять задания в соответствии с заданными установками.

УУПД: уметь работать в прописях;

УУПД: перерабатывать полученную информацию.

УУПД:

анализировать алгоритм действий при работе с языковыми единицами.

УУПД:

сравнивать  различные языковые единицы.

Слайд №17: 1 строка

Прописи

Самостоятельная работа с самопроверкой

(6 мин)

Интериоризация (переход извне внутрь) нового способа действий, индивидуальная рефлексия достижения цели, создание ситуации успеха

Ф

М: беседа

П: ответы на вопросы

Внешний контроль

И

М: языковой анализ

П: буквенный анализ

М: репродуктивный

П: письмо букв

Взаимоконтроль

Организует самостоятельную работу.

- Буква «т» просит посмотреть на иллюстрацию в прописях. Что на ней изображено?

- Верно, это торт. И для вас есть задание:

- Во-первых, вам нужно раскрасить звуковую схему к слову «торт», а во-вторых, обвести недостающие буквы в словах «торт». На эти задания у вас есть 4 минуты, время пошло.

- Давайте проверим друг друга. Обменяйтесь прописями со своим соседом по парте.

Обратите внимание на экран, здесь вам даны ответы.

- Теперь проверьте своего товарища. Если схема у него закрашена верно, а буквы написаны правильно, то нарисуйте зеленый кружочек. А если ваш товарищ допустил ошибку – то жёлтый кружочек.

- Поднимите руки те, у кого зеленый кружочек.

А у кого желтый?

- Какой пункт плана мы только что выполнили?

- Перед тем как отправиться дальше, давайте немного отдохнем.

Динамическая пауза для глаз.

Выполняют самостоятельную работу.

Выполняют взаимопроверку.

Оценивают друг друга.

Поднимают руки.

- Составим звуковые схемы слов.

Выполняют упражнения для отдыха глаз.

УУПД: перерабатывать полученную информацию: делать выводы на основе полученных   знаний.

УУРД: адекватно оценивать правильность или ошибочность выполнения учебной задачи

УУКД: развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях.

УУПД:

понимать лингвистическую информацию, зафиксированную в виде схем;

Слайд №18: иллюстрация

Прописи

Слайд №19: черный экран

Слайд №20: верная звуковая схема

Включение в систему знаний, повторение

(6 мин)

Повторение и закрепление ранее изученного

Ф

М: беседа

П: ответы на вопросы

Внешний контроль

Организует деятельность обучающихся по систематизации знаний.

- Буква «т» предлагает вам выполнить несколько упражнений.

- Посмотрите на строчку ниже. Прочитайте вслух эти предложения. Докажите, что это предложения.

- А если стоит вопросительный знак, то с какой интонацией нам нужно читать эти предложения? Прочитайте с интонацией.

- Ребята, а вы обратили внимание, что в предложениях есть слова с заглавной буквы?

- Почему эти слова написаны с заглавной  буквы?

Выполняют задания.

Читают предложения.

- В конце стоит вопросительный знак.

- С вопросительной интонацией.

Читают вслух.

- Да.

- Это имена, они всегда пишутся с заглавной буквы.

УУКД: строить речевое высказывание в соответствии с поставленной задачей.

УУПД: выполнять задания в соответствии с заданными установками.

УУПД: уметь работать в прописях;

УУРД: анализировать языковой материал;  находить ответы на вопросы.

Слайд №21: предложения

Прописи

Слайд №22: черный экран

И

М: продуктивный

П: письмо предложений

Самоконтроль

- Ребята, на каждый вопрос нужно давать ответ. А где мы найдём ответы на эти вопросы?

- Верно. Вспомните ваш урок обучения грамоте, который был сегодня. Как вы можете ответить на второй вопрос?

- Верно. Запишите, пожалуйста, ответ, на строке под предложением. У вас есть на это 2 минуты.

- Молодцы! Вы справились с последним заданием, оцените свою работу, нарисовав кружочек нужного цвета.

- В азбуке.

- «У Сани и Никиты окуни.»

УУПД: перерабатывать полученную информацию: делать выводы на основе полученных   знаний.

Слайд №23: ответ на вопрос из азбуки

Рефлексия деятельности

(2 мин)

Самооценка результатов деятельности, осознание метода построения, границ применения нового знания

Ф

М: беседа

П: ответы на вопросы, рефлексия

Организует анализ деятельности обучающихся.

- Пора заканчивать наше путешествие по «Волшебной стране письма». Сегодня вместе с буквой «т» мы выполнили множество интересных заданий и получили новые знания!

- Как звучала тема нашего урока?

- Какую цель мы перед собой ставили?

- Поднимите руки те, кто считает, что мы её достигли.

- Ребята, скажите, а мы выполнили все пункты плана?

- Скажите, из каких элементов состоит строчная буква «т»?

- Если у вас больше всего зеленых кружочков, поднимите зеленый карандаш, если желтых – то желтый, если красных, то красный карандаш.

- Спасибо вам за работу! До свидания!

Повторяют тему и цель. Анализируют свою работу на уроке, подводят итоги.

- Письмо строчной буквы «т»

- Научиться писать строчную букву «т».

- Да, все.

-  Строчная буква «т» состоит из следующих элементов: наклонная линия, «секрет», крючковая линия, бугорок, качалочка.

УУРД: осуществлять контроль процесса и результата своей деятельности; объективно оценивать их;

устанавливать причины успеха/неудач при выполнении заданий по русскому языку.

УУРД:

соотносить результат деятельности с поставленной учебной задачей по выделению, характеристике, использованию языковых единиц.

Слайд №24: тема урока

Слайд №25: цель

Слайд №26: элементы буквы «т»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ФГОС ОВЗ ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА ОБУЧЕНИЯ ГРАМОТЕ (ПИСЬМО) ТЕМА: ЗАГЛАВНАЯ И СТРОЧНАЯ БУКВА Г,г.

ФГОС ОВЗ ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА ОБУЧЕНИЯ ГРАМОТЕ (ПИСЬМО) ТЕМА:  ЗАГЛАВНАЯ И СТРОЧНАЯ БУКВА Г,г....

Технологическая карта урока обучения грамоте "Письмо строчной и прописной буквы Ж" (УМК "Перспектива", 1 класс)

Цель урока: формирование представления учащихся о письме строчной и прописной буквы Ж; совершенствование навыка  письма слогов и слов с буквой Ж.Задачи урокаДидактические:Научить анализировать фо...

Технологическая карта урока обучение грамоте «Звук [й’] Буква Й й» (1 класс)

Цель урока: формирование  знаний у учащихся о звуке [й’], о печатных буквах Й й; совершенствование навыка чтения слов по слогам и орфоэпически.Задачи урокаПланируемые результатыДидактически...

Технологическая карта урока обучения грамоте «Звук [ч`]. Буква Ч ч», 1 класс, УМК «Школа России»

Тип урока: «открытие» новых знанийЦель урока: создание условий для формирования представлений у обучающихся о звуке [ч’] и о заглавной и строчной букве ЧчЗадачи урокаДидактические:1)...

Технологическая карта урока обучение грамоте "Звук [й’] Буква Й й" (1 класс)

Цель урока: формирование  знаний у учащихся о звуке [й’], о печатных буквах Й й; совершенствование навыка чтения слов по слогам и орфоэпически.Задачи урокаПланируемые результатыДидактически...

Технологическая карта урока Обучение грамоте: "Письмо строчной буквы т" (1 класс, УМК: "Школа России")

Цель урока: формирование графического навыка написания строчной буквы т.  Задачи урокаПланируемые результатыДидактические:1. Формировать умение писать строчную букву т.2. Форм...