ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА РУССКОГО ЯЗЫКА «Глаголы в неопределённой форме» УМК "Школа России"
план-конспект урока по русскому языку (3 класс)

Наумова Ксения Сергеевна

Цель урока: формирование понятия о глаголе как части речи, об начальной форме глагола.

Задачи урока

Планируемые результаты

Дидактические:

  1. формировать у обучающихся понятие «глагол» как часть речи;
  2. формировать понятие о начальной форме глагола;
  3.  научить обучающихся находить глаголы в неопределённой форме в тексте, определять их значение, ставить вопросы.

Предметные:

1) учиться распознавать в речи слова, отвечающие на вопросы «что делать?», «что сделать?» и др;

2) учиться находить в тексте глаголы в неопределенной форме , отвечающие на вопросы «что делать?», «что сделать?» и др;

3) учиться определять глаголы в неопределенной форме.

Развивающие:

1) активизировать познавательную деятельность через проблемную ситуацию;

2) развивать коммуникативные качества обучающихся.

Личностные:

1) стремление к получению новых знаний по изучаемой теме, совершенствованию своих умений;

2) активность, инициативность, любознательность и самостоятельность в познании русского языка.

 

Воспитательные:

1) воспитывать любознательность в познании русского языка;

2) развитие логического мышления, внимания, памяти, устной речи.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл russkiy_yazyk.docx38.91 КБ

Предварительный просмотр:

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА РУССКОГО ЯЗЫКА

Дата: 16.04.2024

Школа: МАОУ «СОШ №152»

Класс: 3б

Урок: 4

Время:16:40 – 17:20  Кабинет: 221

Студент: Наумова К.С.

Группа: 35

Учитель: Кузнецова В.В.

Методист: Кошкарова Л. С.

Тема урока: «Глаголы в неопределённой форме»

Тип урока: «открытие» нового знания

Цель урока: формирование понятия о глаголе как части речи, об начальной форме глагола.

Задачи урока

Планируемые результаты

Дидактические:

  1. формировать у обучающихся понятие «глагол» как часть речи;
  2. формировать понятие о начальной форме глагола;
  3.  научить обучающихся находить глаголы в неопределённой форме в тексте, определять их значение, ставить вопросы.

Предметные:

1) учиться распознавать в речи слова, отвечающие на вопросы «что делать?», «что сделать?» и др;

2) учиться находить в тексте глаголы в неопределенной форме , отвечающие на вопросы «что делать?», «что сделать?» и др;

3) учиться определять глаголы в неопределенной форме.

Развивающие:

1) активизировать познавательную деятельность через проблемную ситуацию;

2) развивать коммуникативные качества обучающихся.

Личностные:

1) стремление к получению новых знаний по изучаемой теме, совершенствованию своих умений;

2) активность, инициативность, любознательность и самостоятельность в познании русского языка.

Воспитательные:

1) воспитывать любознательность в познании русского языка;

2) развитие логического мышления, внимания, памяти, устной речи.

УМК: «Школа России» учебник по русскому языку 3 класс часть 2., В. П. Канакина, В. Г. Горецкий

ЭТАПЫ УРОКА

Этап

Образова-тельная цель этапа урока

Формы организации учеб. деятельности, методы и приемы, формы контроля

Деятельность учителя, его речь

Деятельность обучающегося


Планируемые метапредметные результаты

Дидактические средства и интерактивное оборудование

Самооопределение к деятельности

(1-2 мин)

Включение в учебную деятельность на личностно-значимом уровне

Ф

Словесные методы (беседа)

Внешний контроль

1. Приветствует учащихся

2. Психологически настраивает учащихся класса на урок.

- Здравствуйте, ребята, меня зовут Ксения Сергеевна и сегодня я проведу у вас урок русского языка.

Ну, теперь проверь, дружок,

Ты готов начать урок?

Всё ль на месте,

Всё в порядке,

Ручка, книжка и тетрадки?

Все ли правильно сидят?

Сейчас я пройду и посмотрю, кто правильно сидит.

Сегодня мы продолжим раскрывать тайны русского языка.

- А началом нашей работы станет девиз (слайд)

- Прочитайте.

Лучший способ изучить что-либо - это открыть самому (Джордж Пойа).

- Как вы понимаете это высказывание?

- Можем ли мы это высказывание сделать девизом нашего урока?

А сегодня, для того сделать самоанализ, мы будем использовать светофор.

1.Приветсвуют учителя.

2. Эмоционально настраиваются на восприятие знаний.

-

Р: взаимодействовать со взрослыми и  сверстниками в учебной деятельности.

Презентация слайд – 1.

Актуализация знаний и мотивации

(3 мин)

Готовность мышления и осознание потребности к построению нового способа действий

Ф

Словесные методы (беседа)

Внешний контроль

1. Актуализирует опыт обучающихся, подготавливает к изучению нового материала.

А сейчас мы проведем маленькую самостоятельную работу.

а) что делать? что сделать? 

б) кто? что? 

Что Вы можете сказать о глаголе? Выберите правильный ответ.

1. Глагол – это

а) часть слова;

б) часть речи

2. Глагол обозначает

а) признак предмета;

б) действие предмета

в) предмет

3. Глагол отвечает на вопросы

а) что делать? что сделать?

б) кто? что?

в) какой? какая?

4. В предложении глагол является

а) главным членом предложения;

б) второстепенным членом предложения

5. Как изменяются глаголы?

(Ответы: по временам, по числам)

6. Какую особенность имеют глаголы прошедшего времени?

(они имеют суффикс –л-; в единственном числе они изменяются по родам)

Проверяем. Вы справились с заданием!

Оцените себя за выполненную работу (показывают на «светофоре»):

- Всё получилось!

- Есть недочёты, но я старался.

1. Выполняют пальчиковую гимнастику.

Б

Б

А

А

они имеют суффикс –л-; в единственном числе они изменяются по родам.

 

К: высказывать свою точку зрения и пытаться ее обосновать, приводя аргументы; слушать других, пытаться принимать другую точку зрения.

Презентация слайд – 2-4

 

Постановка учебной задачи (4-5 мин)

Выявление места и причины затруднения, постановка цели урока

Ф

Словесные методы (беседа)

Внешний контроль

1. Создаёт условия для формулирования темы и определения цели урока обучающимися через создание проблемной ситуации.

Ребята, сейчас я раздам вам карточки на пару. Вам необходимо определить время глаголов (по цепочке):

Красным будем отмечать, там где не сможем определить время.

 Сидел (прошедшее время)

рисует
съездить *

идёт

стоял

думает
решить *

пел

пойдёт

разговаривать*

пройти *

петь *
открыть *

- У каких глаголов вы не смогли определить время? (съездить, решить, разговаривать, пройти, петь, открыть)
- Почему?

 (Они отвечают на вопросы «Что делать?  Что сделать?» и у этих глаголов нельзя определить время и число).

- Кто вы думаете, как называется такая форма глагола? (неопределённая или начальная форма глагола)

- Итак, кто может сформулировать тему урока?

- Тема нашего урока: «Неопределённая форма глагола» (представить на слайдовой презентации)

Открываем тетради, записываем число Шестнадцатое апреля,

 Классная работа.

1. Выдвигают

варианты

формулировок цели,                       участвуют в их обсуждении.

2.Разрабатывают план учебных действий по                                               достижению цели урока.

-

(Они отвечают на вопросы «Что делать?  Что сделать?» и у этих глаголов нельзя определить время и число).

(неопределённая или начальная форма глагола)

Р: Умение принимать заданную цель; умение взаимодействовать со взрослыми и со сверстниками в учебной деятельности.

К: высказывать свою точку зрения и пытаться ее обосновать, приводя аргументы; слушать других, пытаться принимать другую точку зрения, быть готовым изменить свою точку зрения;

П: формулировать цели и задачи деятельности; выстраивать последовательность шагов для  достижения цели

Презентация слайд 5-7

«Открытие детьми нового знания»

(5 мин)

Построение детьми нового способа действий и формирование способности к его выполнению

Ф, П

Словесные методы (беседа, рассказ учителя),

Практический

(упражнение «письмо в воздухе»)

Внешний контроль

1. Организовывает работу обучающихся.

Разобраться в новой теме нам поможет учебник.

Откроем учебники на странице 106, упражнение 181.

- Приступаем к выполнению упражнения.

— Прочитайте пары слов. Сравните их.

— Что в них общего? (Это однокоренные слова)

— Чем они различаются? (В одном глаголе нет приставки, в другом есть. Первый глагол отвечает на вопрос что делать?, второй – что сделать?)

- Запишите первую пару глаголов. (Говорить – поговорить.)

- Какую пропущенную букву вы вставили? (Безударную гласную о – проверочное слово говор.)

- Подчеркните глагол, который отвечает на вопрос что сделать?, выделите приставку.

Учащиеся по цепочке читают слова с орфограммами и объясняют их написание.

Г…ворить – пог...в…рить, ж…лать – пож…лать, спр…сить – переспр…сить, р…совать – нар…совать, м…розить – зам…розить, х…дить – ух…дить, см…треть – посм…треть, об…яснить – об…яснять, ехать – под…ехать.

- Что вы можете сказать об этих глаголах? (Глаголы отвечают на вопросы что делать? что сделать? Глаголы, которые отвечают на вопрос что сделать? употребляются с приставками).

— Убедимся в правильности наших выводов, прочитав правило.

Глаголы, которые отвечают на вопросы что делать? что сделать?, стоят в неопределённой форме. Неопределённая форма – это начальная форма глагола.

Глаголы в неопределённой форме оканчиваются на –ть (решать, решить); -ти (нести, унести); -чь (печь, испечь).

Продолжите высказывание:

- Глаголы в неопределенной форме отвечают на вопросы…

- Неопределённая форма – это …

- Глаголы в неопределённой форме оканчиваются на …

Записать. Реша-ть

Пе-ть

Испе-чь

А теперь прочитаем правило и проверим, правильно мы думали или нет.

Что нового узнали?

1.Анализируют учебный материал, организуют поиск решения, определяют способы представления результата.

(Глаголы отвечают на вопросы что делать? что сделать? Глаголы, которые отвечают на вопрос что сделать? употребляются с приставками).

Р: умение осуществлять действие по образцу и заданному правилу; умение сохранять заданную цель; умение контролировать свою деятельность по результату; умение взаимодействовать со взрослыми и со сверстниками в учебной деятельности.

П: анализ объектов с целью выделения признаков; выбор оснований и критериев для сравнения.

Л: целеустремленность и настойчивость в достижении целей;

готовность к преодолению трудностей, формирование установки на поиск способов разрешения трудностей.

Презентация слайд – 8-9, учебник.

Первичное закрепление

(10 мин)

Усвоение нового способа действий

Ф

Словесные методы

(беседа)

Практический метод

(упражнение)

Внешний контроль

1. Организует работу обучающихся по первичному закреплению полученных знаний.

2. Организует работу в тетрадях.

Сейчас выполним упражнение 182.

Прочитайте предложения

Какая мысль выражена в предложении?

Обсудите и выполните задание в парах.

Назовите глаголы в неопределенной форме. Задайте к ним вопросы.

1. Отвечают на вопросы учителя.

2. Выполняют работу в тетради.

П : умение работать с моделями объектов,

сравнивать, сопоставлять, выполнять действия анализа и синтеза.

Учебник.

Динамическая пауза

Снижение эмоционального и физического напряжения

Практический: выполнение динамической паузы

Самостоятельная работа с самопроверкой

(7-10 минут)

Интериоризация нового способа действий, индивидуальная рефлексия достижения цели, создание ситуаций успеха.

И, П

Словесные методы (инструктаж)

Практические методы (упражнение)

Внешний контроль

1. Организует самостоятельную работу.

2. Контролирует работу.

3. Организует работу со звуковой моделью.

Выполним упражнение 183.

Прочитайте упражнение.

Сейчас я назову 10  человек, которые подойдут за карточками, а остальные будут писать упражнение 183.

Письмо по памяти.

  1. прочитайте  внимательно
  2. закройте учебники, повторите
  3. откройте, прочитайте внимательно по слогам, каждое слово запомни, орфограммы
  4. повторите еще раз с закрытым учебником. Сядьте правильно, пишите аккуратно
  5. подчеркните глагол в неопределенной форме

1. Выполняют самостоятельную работу.

3. Выполняют задание по вариантам.

-

Р: выполнение контроля и оценки работы.

Учебник, презентация слайд -11

Включение в систему знаний, повторение

(2 мин)

Включение открытия в систему знаний, повторение и закрепление  ранее изученного

Ф

Словесные методы (беседа)

Внешний контроль

  1. Организует работу .

Последнее упражнение, которое вы сегодня выполните это упражнение № 185.

Внимательно прочитайте упражнение.

Устно выполним. Найдите глаголы, образуйте другие, задайте к ним вопросы. Образуйте от других глаголы неопределенной формы.

1. Выполняют работу в парах.

-

2. Записывают домашнее задание.

П: выделение необходимых данных.

К: построение монологической  и диалогических высказываний.

Раздаточный материал, презентация слайд -12

Рефлексия деятельности

(по продукту)

( 2-3 мин)

Самооценка результатов своей деятельности осознание метода построения  

Ф

Словесные методы (беседа)

Самоконтроль

1. Организует подведение итога урока, рефлексию, оценку результатов деятельности обучающихся.

- Вот мы и подошли с вами к последнему пункту плана – «Подвести итоги»

- Какая была тема нашего урока?

- Какие мы цели себе поставили?

- Весь урок вы упорно работали и сейчас оцените свою работу на листах самооценивания. Поставьте смайл на той ступени, на которой считаете нужным.

- Я очень рада, что этот урок был для вас интересным и полезным и вам легко на уроке работалось. Спасибо за работу! За урок я ставлю отметки ….

1. Оценивают свою работу.

-

Неопределённая форма глагола.

 Учиться определять глагол  в неопределенной форме в тексте его значение и вопросы.

П: выполнение рефлексии учебной деятельности. 

Р: выполнение контроля и оценки работы; 

Презентация слайд - 13

        

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта урока русского языка по теме «Неопределённая форма глагола» 4 класс

Цель урока: Развитие УУД подведения наблюдаемых фактов под формулировку нового понятия - неопределённая форма глагола...

Технологическая карта урока русского языка по теме " Неопределенная форма глагола" 4 класс

Знакомство с особенностями глаголов неопределенной  формы...

Технологическая карта урока русского языка по теме "Неопределенная форма глагола" для 3 класса УМК «Школа России»

Технологическая карта урока русского языка по теме "Неопределенная форма глагола" для 3 класса УМК "Школа России"...

Технологическая карта урока русского языка по теме «Неопределённая форма глагола» (3 класс, УМК «Перспектива»)

Цель урока: формирование представления о понятии «неопределенная форма глагола»Планируемые результаты: Предметные:1. Знать признаки глаголов в неопределённой форме.2. Уметь распознава...

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА РУССКОГО ЯЗЫКА «Глаголы в неопределённой форме» УМК "Школа России"

Цель урока: формирование понятия о глаголе как части речи, об начальной форме глагола.Задачи урокаПланируемые результатыДидактические:формировать у обучающихся понятие «глагол» как часть р...