Открытый урок Одушевленные и неодушевленные имена сущ 3 класс
план-конспект урока по русскому языку (3 класс)

Синюшкина Галина Владимировна

Цели:

Предметные:

Организовать деятельность учащихся по ознакомлению с одушевленными и неодушевленными именами существительными.

Метапредметные:

 познавательные: умение различать одушевленные и неодушевленные имена существительные;

 регулятивные: организовывать свою деятельность; оценивать результаты своей работы на уроке и работы своих товарищей; обнаруживать и исправлять  ошибки.

 коммуникативные: развивать умение вступать в диалог с учителем, сверстниками, участвовать в беседе, соблюдая правила речевого поведения; формулировать собственные мысли, высказывать и обосновывать свою точку зрения, осуществлять совместную деятельность в парах, в группах с учетом конкретных учебно-познавательных задач.

Личностные: формирование положительного отношения к познавательной деятельности,  желание приобретать новые знания,  содействовать развитию у учащихся осознания практической и личностной значимости изучаемого учебного материала.

Скачать:


Предварительный просмотр:

 

     

        

                                                                                         УРОК   РУССКОГО ЯЗЫКА В 3 КЛАССЕ

Одушевленные и неодушевленные имена существительные

                                                                                       

                                                                                       Учитель начальных классов

                                                                                                                              Синюшкина Галина Владимировна

        

Класс: 3

УМК: «Школа России»

Учебный предмет: русский язык

Автор учебника: В.П. Канакина

Тема учебного занятия: «Одушевленные и неодушевленные имена существительные»

Цели:

Предметные:

Организовать деятельность учащихся по ознакомлению с одушевленными и неодушевленными именами существительными.

Метапредметные:

 познавательные: умение различать одушевленные и неодушевленные имена существительные;

 регулятивные: организовывать свою деятельность; оценивать результаты своей работы на уроке и работы своих товарищей; обнаруживать и исправлять  ошибки.

 коммуникативные: развивать умение вступать в диалог с учителем, сверстниками, участвовать в беседе, соблюдая правила речевого поведения; формулировать собственные мысли, высказывать и обосновывать свою точку зрения, осуществлять совместную деятельность в парах, в группах с учетом конкретных учебно-познавательных задач.

Личностные: формирование положительного отношения к познавательной деятельности,  желание приобретать новые знания,  содействовать развитию у учащихся осознания практической и личностной значимости изучаемого учебного материала.

Тип учебного занятия: обобщение и систематизация полученных знаний.

Оборудование:

1) общеклассное – компьютер, проектор, экран, презентация, карточки со словами;

2) для каждого ученика – учебник, рабочая тетрадь, учебные принадлежности, карточки для самостоятельной работы, сигнальные карточки;

3) для работы в группе – карточки с заданием.

 

Мышление развивается в проблемной ситуации,

Когда ребёнок сам «собирает» понятия о предмете.

(Л. Выготский)

Технологическая карта учебного занятия

Этап

Содержание

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Универсальные учебные действия

1.Организационный

Долгожданный дан звонок,

Начинается урок.

Начинаем мы опять

Думать, рассуждать, смекать!

- Ребята, я желаю вам, чтобы сегодняшний урок был для вас интересным, полезным, чтобы мы вместе повторили и закрепили то, что мы уже знаем и постарались открыть новые тайны русского языка.

Организация учащихся, включение в деловой ритм.

Подготовка к восприятию нового материала.

Личностные : самоопределение.

Регулятивные :  целеполагание.

Коммуникативные : умение с точностью выражать свои мысли.

Познавательные : поиск и выделение информации.

2.Подготовка к работе на основном этапе

Давайте с вами приготовим наши пальчики. (Сожмите крепко кулаки и разожмите, еще раз, хорошо, наши пальчики готовы.

-Откройте тетради и запишите число, классная работа (не забудьте подчеркнуть орфограммы)

- Наш урок мы начнем со словарной работы.

1.Чистописание

1) Работа в парах

-Внимательно посмотрите на мою запись на доске:

( учитель рисует узор на доске, задача детей написать его в тетради)

-Ребята поменяйтесь тетрадями и посмотрите у своего соседа узор. Если вам нравится, узор красивый, аккуратный, то поставьте +, если вы видите, что узор некрасивый, неаккуратно нарисован, поставьте -.

Взаимооценка.

2. Словарная работа. (Слайд 3) Записать название картинок: ракета, медведь, помидор,, воробей, учитель, кастрюля.

Взаимопроверка (обменяться тетрадями)

- Что объединяет эти слова? (Имена существительные)

- Что такое существительное?

3. Разделить слова на группы по определенному признаку. (Кто? что?)

- Какие слова отвечают на вопрос кто?

- Какие слова отвечают на вопрос что?

Актуализация знаний учащихся: определение  уровня знаний. Мотивирование учащихся на решение учебных задач.

Подведение к озвучиванию темы урока.

Выполнение игрового задания, фиксация знаний и незнаний, затруднений.

Самооценка.

Взаимопроверка

Классификация слов по определенному признаку.

Коммуникативные : умение с точностью выражать свои мысли, владение речью в соответствии с нормами русского языка.

Общеучебные универсальные действия:

умение внимательно слушать.

Логические универсальные действия:

анализ материала; вывод-ответ.

Действия постановки и решения проблем:

формулирование проблемы и желания ее решить.

3.Этап усвоения новых знаний и способов действий.

1. Определите тему нашего урока. (Одушевленные и неодушевлённые  имена существительные)

Чтение правила из учебника, с. 12

- Что нового вы узнали из правила?

- (Слайд 6)

- Я приготовила вам задания, которые помогут совершенствовать ваше умение различать одушевлённые и неодушевлённые предметы, помогут развить память, внимание, мышление.

Проблемная ситуация.

- Как вы думаете, может ли одно и тоже имя существительное быть и одушевленным и неодушевленным. Предлагаю вам провести исследование.

2. Расшифруй слова. (Слайд 7)

- Даны цепочки слов, у каждого слова вам  необходимо выделить первые слоги, из них составить новое слово.

  • гиря+тапочки+ракета=….(гитара)
  • мышцы+катер=….(мышка)
  • рога+забор=…(роза)
  • сова+баня+капуста=…(собака)
  • коза+лето+сова=…(колесо)
  • сито+нива+царица=…(синица)

Получившиеся слова, записанные на карточках,  фиксируются на доске.

гитара, мышка, роза, собака, колесо, синица

- Первый вариант запишите одушевлённые существительные, а второй вариант запишите неодушевлённые существительные.

Работа выполняется самостоятельно.

- Какие слова выписал I вариант? Почему?

- Какие слова выписал II вариант? Почему?

- А теперь сверим свои ответы. (Слайд 8)

- Что заметили?

- Что не так по сравнению с вашими ответами?

(Слова мышка и роза записаны в 1 и во 2 столбиках)

- Как вы думаете, почему?

- В первом столбике, какое значение имеет слово мышка? А во втором?

(в 1 столбике - животное, во 2 столбике - компьютерная мышка)

- А слово роза?

(в 1 столбике – девочка Роза, а во втором – цветок роза)

-Вывод: в русском языке много таких слов, которые бывают  одушевлённые и неодушевлённые. Они меняют своё  лексическое значение в зависимости от предложения, в котором употребляются. Такие слова имеют определённое название – многозначные. (Слайд 8)

Организация учащихся на изучение нового материала; построение проекта выхода из затруднений.

Создание проблемной ситуации.

Уточнение темы урока.

Создание проблемной ситуации..

Самостоятельная работа по вариантам

Самоконтроль.

Регулятивные: целеполагание.

Коммуникативные: планирование (определение цели, функций, способов взаимодействия обучающихся с учителем и сверстниками).

4. Физкультминутка

- А теперь я предлагаю немного отдохнуть.

Поиграем в группы слов,

Кто из вас играть готов?

- Сейчас будут звучать слова, обозначающие предметы, услышав слово, отвечающее на вопрос кто? вы хлопаете в ладоши, если услышите слово, отвечающее на вопрос что? делаете два прыжка.

Окно, узор, снегирь, сугроб, олень, санки, красивый, воробей, шуба, валенки, водитель, ласточка, стакан, морж, льдина, тюлень.

Организация отдыха детей

Выполнение заданий.

Регулятивные:

саморегуляция

5. Этап закрепления новых знаний и способов действий

1. «Волшебные превращения». Работа по рядам в паре.

- А теперь я предлагаю вам побывать в роли волшебников, но не забывайте, у нас урок русского языка, поэтому превращать мы будем?...Как вы думаете что? (слова)

Давайте повторим, что такое однокоренные слова?

Однокоренные слова – это близкие по значению слова которые имеют одинаковую часть (корень) и могут быть разных частей речи. (Лес, лесок, лесник, лесной, лесистый)

1 ряд. - Даны слова: коса, мак, капля, сон – что общего у этих слов?

(Эти слова отвечают на вопрос что? Это неодушевлённые существительные)

Образуйте от данных слов одушевлённые существительные, заменив одну лишь букву.

что?

кто?

коса

коза

мак

рак

капля

цапля

сон

сом

2 ряд. Даны слова: силач, грибник, лыжник, футболист, пожарный.

- Что общего у этих слов?

(Эти слова отвечают на вопрос кто? Это одушевлённые предметы)

Образуйте от данных слов  однокоренные неодушевлённые существительные.

- На какой вопрос должны отвечать эти слова? (на вопрос что?)

что?

кто?

сила

силач

гриб

грибник

лыжи

лыжник

пожар

пожарный

неодушевлённые

одушевлённые

3 ряд. Найди  слово в слове: шутка, удочка, тюлень, бабочка

2. Самостоятельная работа (разноуровневое задание)

-А теперь предлагается вам последнее задание, при помощи которого  я смогу проверить насколько вы усвоили материал сегодняшнего урока.

- У вас на столах карточки двух цветов жёлтый и голубой, вам необходимо выбрать задание по силам.

Жёлтая карточка легкое задание, голубая карточка задание посложнее.

Когда задание выполните проверьте себя по ответам на слайде и поставьте оценку согласно критериям.

Карточка №1 

Даны слова, если слово отвечает на вопрос кто? сверху запишите букву О (одушевлённые предметы), если слово отвечает на вопрос что? запишите букву Н (неодушевлённые предметы).

Скворец, дом, кровать, Оля, ведро, тигр, машина, окно, цветы, ученик, водитель, гусь, грибник, телевизор.

Карточка №2

Даны слова с пропущенными орфограммами, необходимо вставить нужные буквы, а затем, задав вопрос, сверху записать нужную букву, если слово отвечает на вопрос кто? сверху запишите букву О (одушевлённые предметы), если слово отвечает на вопрос что? запишите букву Н (неодушевлённые предметы).

Пруж…на, в…да, моро…, ж…раф, доч(?)ка, ч…йник, Олен…ка, птен(?)чик,  д…рога, п…нал, с…ница, к…тенок.

- Выберите карточку и приступайте к работе.

На доску наклеить дерево

-Ребята, вы проверили себя? Оценочки поставили на своих листочках?

А теперь я вам предлагаю выбрать листочек, который соответствует вашей оценке (зеленый -5, жёлтый – 4, розовый -3)

Организация учащихся на изучение нового материала; построение проекта выхода из затруднений.

Выполнение заданий.

Работа по рядам.

Дифференцированная работа

Регулятивные : прогнозирование, контроль в форме сличения, коррекция.

Познавательные : логические универсальные действия: решение проблемы.

Коммуникативные УУД:

 сотрудничество, умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли.

6.Этап обобщения и систематизации знаний.

(если время на уроке еще осталось)

Возьмите сигнальные карточки. Я буду читать высказывание, если оно истинное, то покажите зелёный цвет, если высказывание ложное, то красный цвет.

  • Слова, отвечающие на вопросы кто? или что? обозначают признаки предметов. (красный цвет – ложное высказывание, обозначают предметы)
  • Слова, обозначающие предметы и отвечающие на вопросы кто? или что? называются именами существительными. (зелёный цвет – истинное высказывание)
  • Слова, отвечающие на вопрос кто? являются одушевлёнными существительными (зелёный цвет – истинное высказывание).
  • Неодушевлённые существительные отвечают на вопрос кто? (красный цвет – ложное высказывание, отвечают на вопрос что?)
  • В русском языке существуют слова, которые могут отвечать одновременно на вопросы кто? и что? (зелёный цвет – истинное высказывание). Приведите примеры таких слов.
  • Такие слова называются антонимами (красный цвет – ложное высказывание, многозначные слова, антонимы – слова с противоположным значением)

Организация деятельности по применению новых знаний.

Обобщение.

Самостоятельная работа. Осуществление самопроверки.

Регулятивные : контроль, оценка, коррекция.

Коммуникативные : умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли.

Познавательные : общеучебные –логические (анализ, классификация, подведение под понятие, вывод.)

7. Этап информации о домашнем задании.

1.Учебник. Упр. 15. Повторить правило, с. 12.

2.Подобрать  и записать  по 5 одушевлённых и неодушевлённых существительных на тему «Школа».

Организация деятельности по применению новых знаний.

Регулятивные:

 умение планировать необходимые действия; контролировать процесс и результат деятельности, вносить необходимые коррективы.

7.Рефлексия деятельности (итог урока)

- Что новое узнали на уроке?

 - Чему учились?

- Какое задание вам больше понравилось?

- Где вам пригодятся полученные знания?

На уроке я….

Организация рефлексии.

Осуществление самооценки собственной учебной деятельности, соотнесение цели и результатов, степени их соответствия.

Коммуникативные : умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли.

Познавательные: рефлексия.

Личностные: смыслообразование.

Гитара

Мышка

Роза

Собака

Колесо

Синица

что?

кто?

коса

мак

капля

сон

что?

кто?

коса

мак

капля

сон

        

что?

кто?

коса

мак

капля

сон

что?

кто?

коса

мак

капля

сон

что?

кто?

коса

мак

капля

сон

что?

кто?

коса

мак

капля

сон

        

что?

кто?

силач

грибник

лыжник

пожарный

что?

кто?

силач

грибник

лыжник

пожарный

что?

кто?

силач

грибник

лыжник

пожарный

        

что?

кто?

силач

грибник

лыжник

пожарный

        

что?

кто?

силач

грибник

лыжник

пожарный

что?

кто?

силач

грибник

лыжник

пожарный

        

        

Найди  слово в слове: шутка, удочка, тюлень, бабочка

_________________        

Найди  слово в слове: шутка, удочка, тюлень, бабочка

_________________

Найди  слово в слове: шутка, удочка, тюлень, бабочка

_________________

Найди  слово в слове: шутка, удочка, тюлень, бабочка

_________________

Найди  слово в слове: шутка, удочка, тюлень, бабочка

_________________

Найди  слово в слове: шутка, удочка, тюлень, бабочка

_________________

Карточка №1 

Даны слова, если слово отвечает на вопрос кто? сверху запишите букву О (одушевлённые предметы), если слово отвечает на вопрос что? запишите букву Н (неодушевлённые предметы).

Скворец, дом, кровать, Оля, ведро, тигр, машина, окно, цветы, ученик, водитель, гусь, грибник, телевизор.

Карточка №1 

Даны слова, если слово отвечает на вопрос кто? сверху запишите букву О (одушевлённые предметы), если слово отвечает на вопрос что? запишите букву Н (неодушевлённые предметы).

Скворец, дом, кровать, Оля, ведро, тигр, машина, окно, цветы, ученик, водитель, гусь, грибник, телевизор.

Карточка №1 

Даны слова, если слово отвечает на вопрос кто? сверху запишите букву О (одушевлённые предметы), если слово отвечает на вопрос что? запишите букву Н (неодушевлённые предметы).

Скворец, дом, кровать, Оля, ведро, тигр, машина, окно, цветы, ученик, водитель, гусь, грибник, телевизор.

Карточка №1 

Даны слова, если слово отвечает на вопрос кто? сверху запишите букву О (одушевлённые предметы), если слово отвечает на вопрос что? запишите букву Н (неодушевлённые предметы).

Скворец, дом, кровать, Оля, ведро, тигр, машина, окно, цветы, ученик, водитель, гусь, грибник, телевизор.

Карточка №1 

Даны слова, если слово отвечает на вопрос кто? сверху запишите букву О (одушевлённые предметы), если слово отвечает на вопрос что? запишите букву Н (неодушевлённые предметы).

Скворец, дом, кровать, Оля, ведро, тигр, машина, окно, цветы, ученик, водитель, гусь, грибник, телевизор.

Карточка №2

Даны слова с пропущенными орфограммами, необходимо вставить нужные буквы, а затем, задав вопрос, сверху записать нужную букву, если слово отвечает на вопрос кто? сверху запишите букву О (одушевлённые предметы), если слово отвечает на вопрос что? запишите букву Н (неодушевлённые предметы).

Пруж…на, в…да, моро…, ж…раф, доч(?)ка, ч…йник, Олен…ка, птен(?)чик,  д…рога, п…нал, с…ница, к…тенок.

Карточка №2

Даны слова с пропущенными орфограммами, необходимо вставить нужные буквы, а затем, задав вопрос, сверху записать нужную букву, если слово отвечает на вопрос кто? сверху запишите букву О (одушевлённые предметы), если слово отвечает на вопрос что? запишите букву Н (неодушевлённые предметы).

Пруж…на, в…да, моро…, ж…раф, доч(?)ка, ч…йник, Олен…ка, птен(?)чик,  д…рога, п…нал, с…ница, к…тенок.

Карточка №2

Даны слова с пропущенными орфограммами, необходимо вставить нужные буквы, а затем, задав вопрос, сверху записать нужную букву, если слово отвечает на вопрос кто? сверху запишите букву О (одушевлённые предметы), если слово отвечает на вопрос что? запишите букву Н (неодушевлённые предметы).

Пруж…на, в…да, моро…, ж…раф, доч(?)ка, ч…йник, Олен…ка, птен(?)чик,  д…рога, п…нал, с…ница, к…тенок.

Карточка №2

Даны слова с пропущенными орфограммами, необходимо вставить нужные буквы, а затем, задав вопрос, сверху записать нужную букву, если слово отвечает на вопрос кто? сверху запишите букву О (одушевлённые предметы), если слово отвечает на вопрос что? запишите букву Н (неодушевлённые предметы).

Пруж…на, в…да, моро…, ж…раф, доч(?)ка, ч…йник, Олен…ка, птен(?)чик,  д…рога, п…нал, с…ница, к…тенок.

Карточка №2

Даны слова с пропущенными орфограммами, необходимо вставить нужные буквы, а затем, задав вопрос, сверху записать нужную букву, если слово отвечает на вопрос кто? сверху запишите букву О (одушевлённые предметы), если слово отвечает на вопрос что? запишите букву Н (неодушевлённые предметы).

Пруж…на, в…да, моро…, ж…раф, доч(?)ка, ч…йник, Олен…ка, птен(?)чик,  д…рога, п…нал, с…ница, к…тенок.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Долгожданный дан звонок, Начинается урок. Начинаем мы опять Думать, рассуждать, смекать!

Слайд 2

Д е вятнадцатое я нваря Кла сс ная р а бота

Слайд 3

Словарная работа

Слайд 4

Капуста, карандаш, лестница, картофель, помидор, орех, медведь, воробей, кастрюля, ракета, учитель .

Слайд 5

Тема урока: Одушевленные и неодушевлённые имена существительные

Слайд 6

гиря+тапочки+ракета= мышцы+катер= рога+забор= сова+баня+капуста=( коза+лето+сова= сито+нива+царица= ( гитара ) (мышка) (роза) (собака) (колесо) (синица)

Слайд 7

Одушевлённые Неодушевлённые 1.собака 1.гитара 2.синица 2.мышка 3.мышка 3.роза 4.Роза 4.колесо

Слайд 8

миска Мишка корона корова что? кто? коса мак капля сон коза рак цапля сом Задание для 1 ряда

Слайд 9

что? кто? силач грибник лыжник пожарный сила гриб лыжи пожар Задание для 2 ряда

Слайд 10

Задание для 3 ряда Найдите слово в слове Шутка Удочка Тюлень Бабочка Утка, шут Дочка Лень Бочка

Слайд 11

Карточка 1 (жёлтая). Скворец (о), дом (н), кровать (н), Оля (о), ведро (н), тигр (н), машина (н), окно (н), цветы (н), ученик (о), водитель (о), гусь (о), грибник (о), телевизор (н). Карточка 2 (голубая). Пруж и на, в о да, моро з , ж и раф, дочка, ч а йник, Олен ь ка, птенчик, д о рога, п е нал, с и ница, к о тенок.

Слайд 12

«5» – нет ошибок и исправлений; «4» – 1-2 ошибки; «3» – 3 – 4 ошибки; «2» – ставится, если допущено более 5 орфографических ошибок; «1» – ставится, если допущено 8 орфографических ошибок.

Слайд 13

Домашнее задание 1.Учебник. Упр. 15. Повторить правило, с. 12. 2.Подобрать и записать по 5 одушевлённых и неодушевлённых существительных на тему «Школа».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Разработка по теме урока "Одушевленные и неодушевленные имена существительные"

урок разработан в соответствии с требованиями ФГОС. По системе РО Л.В.Занкова...

Конспект урока "Одушевленые и неодушевленные имена существительные"

Тема урока:  Понятие об одушевленных и неодушевленных именах существительных.Тип урока: урок открытия новых знанийЦели для учителя: создать условия для знакомства с понятием  одушевленности ...

Конспект урока: Одушевленные и неодушевленные имена существительные

Предмет: Русский языкКласс: 2Тема урока: Одушевленные и неодушевленные имена существительныеЦели урока:•  формировать умение отличать слова, отвечающие на вопрос кто? от слов, отвечающих на вопро...

Конспект урока "Одушевленные и неодушевленные имена существительные" 3 класс

Конспект урока по русскому языку для 3 класса "Одушевленные и неодушевленные имена существительные"УМК "Школа России"...

Технологическая карта урока «Одушевленные и неодушевленные имена существительные» 3 класс

Технологическая карта урока русского языка в 3 классе  с использованием ЭОР «Одушевленные и неодушевленные имена существительные». Урок «открытия нового знания» ...