Открытый урок русского языка в 4 классе по теме "Спряжение глаголов" 30. 05.2025
план-конспект урока по русскому языку (4 класс)
Открытый урок русского языка в 4 классе по теме "Спряжение глаголов"
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 179.07 КБ | |
| 1.36 МБ |
Предварительный просмотр:
Урок русского языка в 4 классе
Тема урока: «Спряжение глаголов».
Цель урока: Сформировать у учащихся понятие о спряжении как изменении
глаголов по лицам и числам.
Задачи:
Обучающие:1) Помочь ученикам «открыть» новое знание – наличие у глаголов постоянного признака – спряжения.
2) Ввести понятие I и II спряжения глаголов.
3) Формировать умение отличать глаголы 1 и 2 спряжения
Развивающие:
1) Развивать умение определять спряжение глаголов по их личным окончаниям.
2) Развитие мыслительных операций, внимания, памяти.
3) Развитие связной устной и письменной речи.
Воспитывающие:
1) Воспитывать умение работать в коллективе.
2) Воспитывать положительную мотивацию к учению, интерес к предмету.
Место урока: 1-ый урок по теме.
Тип урока: изучение нового материала.
Методы и приемы обучения:
Частично - поисковый, исследовательский, репродуктивный; беседа, фронтальный опрос, инструктаж, работа с учебником, практическая работа.
Оборудование: интерактивная доска, учебник для 4 класса, презентация к уроку, карточки для алгоритма, для самостоятельной работы.
Формирование УУД:
личностные: самоопределение, смыслообразование, морально – этическая ориентация:
познавательные: работа с информацией, выполнение логических операций;
регулятивные: управление своей деятельностью, контроль и коррекция, инициативность и самостоятельность; самооценка.
Ход урока:
- Мотивация к учебной деятельности.
- Соберите пословицу из рассыпанных слов.
минуту, упустишь, потеряешь, час
(Упустишь минуту, потеряешь час).
-Как вы ее понимаете? (Это значит, что не надо тратить время впустую, потому что каждая потерянная минута может привести к значительной потере времени в будущем. Поэтому мы тоже постараемся не терять ни минуты, чтобы как можно больше нового узнать на уроке).
Спишите пословицу.
- Актуализация знаний.
-Отгадайте загадку
Я свою задачу вижу в том,
Чтоб сказать о действии любом,
И счастливый мой удел таков -
В речи быть одним из главных слов. (Глагол).
-Молодцы, ребята! Как вы уже поняли, сегодня мы будем говорить о глаголе, и вы уже знаете, что глагол в русском языке употребляется очень часто. По частоте употребления глагол занимает второе место после существительного. Давайте вспомним, что мы уже знаем о глаголе.
Блиц-опрос. (Слайд)
- Глагол – это… часть речи
- Обозначает … действие предмета
- Отвечает на вопросы… Что делать? Что сделать?
- Имеют… неопределенную форму (начальную)
- Бывают… совершенные и несовершенные
- Изменяются… по числам и временам, а глаголы прошедшего времени- по родам.
- В предложении является… сказуемым.
3.Открытие нового знания, формулирование темы урока.
3.1 Постановка проблемы.
-Я вижу, что много вы знаете об этой интересной части речи. Но скажу по секрету, что не всё пока вам известно. И я предлагаю выполнить вам самостоятельно задание. Положите перед собой маленькие карточки. К данным глаголам подберите подходящие по смыслу местоимения. Работать вы будете в парах. Вспомните, пожалуйста, правила работы в парах. (Слайд)
|
|
|
| … знаю | … знаем |
| … знаешь | … знаете |
| … знает | … знают |
- Проверьте, пожалуйста, правильно ли вы выполнили задание.
Проверка по эталону (Слайд)
| ед.ч | мн.ч. |
1л. | Я знаю | Мы знаем |
2л. | Ты знаешь | Вы знаете |
3л. | Он (она, оно) знает | Они знают |
- У всех так? Хорошо, молодцы. Выполните, пожалуйста следующее задание. Определите лицо и число каждого местоимения.
Проверка по эталону (Слайд)
- Проверим, как вы распределили местоимения по лицам и числам. Кто все выполнил правильно?
-Какой мы можем сделать вывод? Как изменяются местоимения? (по лицам и числам)
-А как изменяются глаголы? (по лицам и числам)
-А что изменялось у глаголов, когда они изменялись по лицам и числам? (окончания)
- Как вы думаете, может ли это изменение окончаний глагола по лицам и числам иметь другое название? (Ответы детей)
- Откройте учебники на с. 74 и прочитаем, как называется изменение окончаний глаголов по лицам и числам. (спряжение)
- Давайте ещё раз повторим, что же такое спряжение? (Изменение окончаний глаголов по лицам и числам.)
- Назовите тему урока (Спряжение глаголов). (Слайд)
- Какие задачи вы поставите перед собой?
- Узнать, что такое спряжение.
- Научиться спрягать глаголы.
- Научиться определять спряжение глаголов.
-Как вы уже знаете, изменение глаголов по лицам и числам, называется спряжением. Но нам с вами надо понять, что же такое спряжение глаголов. (Слайд)
-Вам ничего не напоминает это слово - «спряжение»? А если вы услышите такие слова – «запрягать», «упряжка». Наверняка вы скажете, что это лошадь или несколько лошадей, запряженных в повозку или карету, т.е. соединенных с ней. Куда поскачут лошади, туда поедет и повозка. (Слайд) Вот примерно так, ребята, соединены между собой личные местоимения с глаголами.
- При изменении глаголов по лицам, изменяется и его личное окончание. Глагол каждого лица имеет личное окончание. (Слайд)
- А длинную фразу «Изменение окончаний глаголов по лицам и числам», можно заменить словом «спряжение», и сразу всё понятно. Помните, как у существительного? Что значит склонение? (Ответы детей)
-А что значит спряжение? (Ответы)
-Запомните, ребята. Спряжение в вашей голове должно быть накрепко связано с глаголом. Спряжение бывает только у глагола. Ни у существительного, ни у
прилагательного, ни у местоимения этих спряжений не бывает.
- А изменять глаголы по лицам и числам, т.е. проспрягать – это значит подставлять к глаголу личные местоимения. И какого лица местоимение, такого лица будет и глагол.
3.2 Учебная деятельность. Открытие нового знания.
-А теперь давайте ещё одно небольшое исследование проведем. Может, мы ещё что-то новое узнаем о спряжении глаголов? И для этого проспрягаем глаголы «рисую, нарисую, рисовал». Что значит «проспрягать»? (изменить глаголы по лицам и числам)
-Что вы можете сказать о этих глаголах? Слайд -таблица
Учащиеся по «цепочке» спрягают глаголы.
ед.ч | мн.ч | |
1л | Я рисую | Мы рисуем |
2л | Ты рисуешь | Вы рисуете |
3л | Он рисует | Они рисуют |
ед.ч | мн.ч | |
1л | Я нарисую | Мы нарисуем |
2л | Ты нарисуешь | Вы нарисуете |
3л | Он нарисует | Они нарисуют |
Что происходит с глаголами? (изменяются окончания)
-А теперь попробуем проспрягать глагол «рисовал». Что мы можем сказать? (этот глагол не спрягается).
-Давайте сделаем вывод. Какие глаголы изменяются по лицам и числам?
Только глаголы настоящего и будущего времени.(слайд)
-Молодцы, а теперь немного отдохнем.
4. Физминутка
- Сейчас мы проведем физминутку, полностью состоящую из глаголов.
- Встали, топнули, присели, хлопнули, встали, покружились, топнули, подняли руки, хлопнули, повернулись, улыбнулись, подмигнули, сели.
-А теперь мы все узнали про спряжение глаголов?
5. Работа с таблицей. (Слайд)
Число | Лицо |
|
|
ед.ч. | 1 л. - (я) 3 л. - (он, она, оно) | иду, читаю идёшь, читаешь | стою, учу стоишь, учишь стоит, учит |
мн. ч. | 1 л. - (мы) | идём, читаем идут, читают | стоим, учим стоите, учите стоят, учат |
-Рассмотрим таблицу. Перед вами глаголы, которые уже проспрягали.
- Что общего между глаголами первого столбика и второго столбика? (Время, лицо и число)
- Чем они различаются? (Окончаниями)
- Как видите, глаголы в одном и том же лице и числе могут иметь разные окончания.
-Назовите окончания глаголов 1 столбика. Назовите окончания глаголов 2 столбика.
-у (ю)
-ешь (ёшь)
- ет (-ёт)
- ет (-ём)
- ете (-ёте)
-ут, -ют
-у, -ю
-ишь
-ит
-им
-ите
-ат, -ят
-Почему же у них разные окончания?
- Как существительные по склонению делятся на группы, так и глаголы делятся на группы по своим личным окончаниям. Кто-нибудь может сказать, как они называются? У глаголов различают два типа спряжения. Обратите внимание, какая гласная в окончаниях встречается в глаголах 1 спряжения? 2 спряжения?
К I спряжению относятся глаголы, в окончаниях которых гласная –е, а во множественном числе 3 лица -у, –ю.
Ко II спряжению относятся глаголы, в окончаниях которых гласная –и, а во множественном числе 3 лица –а, -я.
- Есть способ быстрее запомнить правило. Интересно, кто-нибудь догадается? Внимательно рассмотрите запись на экране. (Слайд)
-Обозначают спряжение римскими цифрами. Так вот, из римской цифры 1 легко можно сделать букву Е, а из римской цифры 2- букву И.
Так легче будет запомнить! И еще одну замечательную подсказку я вам сейчас покажу.
6. Первичное закрепление.
Работа с учебником, выполнение упражнения №423
- Откроем учебник на странице 74 и выполним упражнение 423. Читаем условие.
7. Игра «Орфографический футбол». Объясняю правила игры. На воротах I спр. и
II спр. Девочки забивают голы мальчикам (мячи, на которых записаны глаголы второго спряжения), а мальчики забивают голы девочкам (мячи, на которых записаны глаголы первого спряжения).
Итог урока.
- Как называется изменение глаголов по лицам и числам?
Сколько типов спряжения вы знаете?
Как отличить глаголы I и II спряжения?
Рефлексия.
Домашнее задание: с.75, упр.425.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Я свою задачу вижу в том, Чтоб сказать о действии любом, И счастливый мой удел таков - В речи быть одним из главных слов.
Что мы знаем о глаголе? Глагол – это Обозначает … Отвечает на вопросы Изменяется по В предложении является…… часть речи действие предмета Что делать? Что сделать? временам и числам, а глаголы прошедшего времени по родам сказуемым Имеет неопределённую форму Бывает совершенного и несовершенного вида
… знаю … знаем … знаешь … знаете … знает … знают
Я знаю Мы знаем Ты знаешь Вы знаете Он (она, оно) знает Они знают ед. ч. мн. ч. 1 л . 2 л. 3л .
Спряжение глаголов Узнать, что такое спряжение. Научиться спрягать глаголы. Научиться определять спряжение глаголов.
«запрягать» «упряжка» При изменении глаголов по лицам, изменяется и его личное окончание. Глагол каждого лица имеет личное окончание. Спряжение – изменение окончаний глаголов по лицам и числам.
Изменять глаголы по лицам и числам, т.е. спрягать – это значит подставлять к глаголу личные местоимения. Изменение окончаний глаголов по лицам и числам- спряжение
1л Я рисую Мы рисуем 2л Ты рисуешь Вы рисуете 3л Он рисует Они рисуют Настоящее время - рисую 1л Я нарисую Мы нарисуем 2л Ты нарисуешь Вы нарисуете 3л Он нарисует Они нарисуют Будущее время - нарисую 1л Я рисовал Мы рисовали 2л Ты рисовал Вы рисовали 3л Он рисовал Они рисовали Прошедшее время - рисовал ед. ч. мн. ч. ед. ч. мн. ч. ед. ч. мн. ч. По лицам и числам изменяются ( спрягаются ) глаголы настоящего и будущего времени.
Число Лицо Ед.ч . 1 л. - (я) 2 л. - (ты) 3 л. - (он, она, оно) иду, читаю идёшь, читаешь идёт , читает стою, учу стоишь, учишь стоит, учит Мн. ч. 1 л. - (мы) 2 л. - (вы) 3 л. - (они) идём , читаем идёте , читаете идут , читают стоим, учим стоите, учите стоят, учат I спр . II спр .
ТИПЫ СПРЯЖЕНИЯ -ЕШЬ (-ЁШЬ) -ЕТ (-ЁТ) -ЕМ (-ЁМ) -ЕТЕ (-ЁТЕ) -УТ (-ЮТ) -ИШЬ -ИТ -ИМ -ИТЕ -АТ (-ЯТ)
1 спряжение 2 спряжение ругают молчат читаешь ворчит поёт верят
Орфографический футбол « I и II спряжение глаголов»
Спряжение глаголов Узнать, что такое спряжение. Научиться спрягать глаголы. Научиться определять спряжение глаголов.
Домашнее задание: с. 75, упр.425. Молодцы!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект открытого урока русского языка 2 класс
урок русского языка по теме "Глагол" УМК "Планета знаний" автор Л. Я. Желтовская...

Открытый урок русского языка 2 класс "Проверка орфограмм слабых позиций в корне слова"
Система Д.Б.Эльконина -В.В.ДавыдоваРабота по усвоению учащимися каждой операцией при проверке орфограмм в корне слова....
Самоанализ открытого урока русского языка 2 класс по теме "Развитие умения подбирать слова-названия признаков"
Самоанализ урока по русскому языку по теме "Развитие умений подбирать слова-признаков" во 2-ом класс ОС "Школа 2100" представлен сжато в виде таблицы...

Методическая разработка открытого урока русского языка. 2 класс. Тема урока: "Закрепление правил правописания корня. Сочинение-миниатюра: "Красавица-зима".
Методическая разработка открытого урока русского языка. 2 класс. Урок развития речи по теме: "Закрепление правил правописания корня слова. Сочинение-миниатюра: "Красавица-зима"....

Методическая разработка открытого урока русского языка. 2 класс. Тема урока: "Закрепление правил правописания корня. Сочинение-миниатюра: "Красавица-зима".
Методическая разработка открытого урока русского языка. 2 класс. Урок развития речи по теме: "Закрепление правил правописания корня слова. Сочинение-миниатюра: "Красавица-зима"....

Открытый урок русского языка. 4 класс. Тема урока: «Правописание безударных личных окончаний глаголов. Закрепление».
Открытый урок русского языка в 4 классе по теме: "Правописание безударных личных окончаний глаголов.:...





















