Открытый урок русского языка в 4 классе по теме "Спряжение глаголов" 30. 05.2025
план-конспект урока по русскому языку (4 класс)

 Отараева Ирма Игоревна

Открытый урок русского языка в 4 классе по теме "Спряжение глаголов"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл otkrytyy_urok_spryazhenie_glagolov.docx179.07 КБ
Файл otkrytyy_urok_spryazhenie_glagolov.pptx1.36 МБ

Предварительный просмотр:


Урок русского языка в 4 классе

Тема урока:  «Спряжение глаголов».

Цель урока: Сформировать у учащихся понятие о спряжении как  изменении

                      глаголов по лицам и числам.

Задачи:

 Обучающие:1)  Помочь  ученикам «открыть» новое знание – наличие у глаголов постоянного признака – спряжения.

2)  Ввести понятие I и II спряжения глаголов.                                                                                              

3)  Формировать умение отличать глаголы 1 и 2 спряжения     

Развивающие:

1)  Развивать умение определять спряжение глаголов по их личным окончаниям.

2)  Развитие мыслительных операций, внимания, памяти.

3)  Развитие связной устной и письменной речи.

Воспитывающие:

1) Воспитывать умение работать в коллективе.

2) Воспитывать положительную мотивацию к учению, интерес к предмету.

Место урока: 1-ый урок по теме.

Тип урока: изучение нового материала.

Методы и приемы обучения:

Частично - поисковый, исследовательский, репродуктивный; беседа, фронтальный опрос, инструктаж, работа с учебником, практическая работа.

Оборудование: интерактивная доска, учебник для 4 класса, презентация к уроку, карточки для алгоритма, для самостоятельной работы.

 

Формирование УУД:

личностные: самоопределение, смыслообразование, морально – этическая ориентация:

познавательные: работа с информацией, выполнение логических операций;

регулятивные: управление своей деятельностью, контроль и коррекция, инициативность и самостоятельность; самооценка.

Ход урока:

  1. Мотивация к учебной деятельности.

- Соберите пословицу из рассыпанных слов.

минуту, упустишь, потеряешь, час

(Упустишь минуту, потеряешь час).

-Как вы ее понимаете? (Это значит, что не надо тратить время впустую, потому что каждая потерянная минута может привести к значительной потере времени в будущем. Поэтому мы тоже постараемся не терять ни минуты, чтобы как можно больше нового узнать на уроке).

Спишите пословицу.  

  1. Актуализация знаний.

-Отгадайте загадку 

  Я свою задачу вижу в том,

 Чтоб сказать о действии любом,

 И счастливый мой удел таков -

 В речи быть одним из главных слов. (Глагол).

-Молодцы, ребята! Как вы уже поняли, сегодня мы будем говорить о глаголе, и вы уже знаете, что глагол в русском языке употребляется очень часто. По частоте употребления глагол занимает второе место после существительного. Давайте вспомним, что мы уже знаем о глаголе. 

Блиц-опрос. (Слайд)

  • Глагол – это… часть речи
  • Обозначает … действие предмета
  • Отвечает на вопросы… Что делать? Что сделать?
  • Имеют… неопределенную форму (начальную)
  • Бывают… совершенные и несовершенные
  • Изменяются… по числам и временам, а глаголы прошедшего времени- по родам.
  • В предложении является… сказуемым.

3.Открытие нового знания, формулирование темы урока.

3.1 Постановка проблемы.

-Я вижу, что много вы знаете об этой интересной части речи. Но скажу по секрету, что не всё пока вам известно.  И я предлагаю выполнить вам самостоятельно задание. Положите перед собой маленькие карточки. К данным глаголам подберите подходящие по смыслу местоимения. Работать вы будете в парах. Вспомните, пожалуйста, правила работы в парах. (Слайд)

 

 

 

 

…   знаю

…  знаем

 

…   знаешь

…  знаете

 

…   знает

…  знают

- Проверьте, пожалуйста, правильно ли вы выполнили задание.

Проверка  по эталону (Слайд)

 

ед.ч 

мн.ч. 

 1л.

 Я  знаю

Мы  знаем

 2л.

Ты  знаешь

Вы  знаете

 3л.

Он (она, оно) знает

Они  знают

- У всех так? Хорошо, молодцы. Выполните, пожалуйста следующее задание. Определите лицо и число каждого местоимения.

Проверка по эталону (Слайд)

- Проверим, как вы распределили местоимения по лицам и числам. Кто все выполнил правильно?

-Какой мы можем сделать вывод? Как изменяются местоимения? (по лицам и числам)

-А как изменяются глаголы? (по лицам и числам)

-А что изменялось у глаголов, когда они изменялись по лицам и числам? (окончания)

- Как вы думаете, может ли это изменение окончаний глагола по лицам и числам иметь другое название? (Ответы детей)

- Откройте учебники на с. 74 и прочитаем, как называется изменение окончаний глаголов по лицам и числам.  (спряжение)

- Давайте ещё раз повторим, что же такое спряжение? (Изменение окончаний глаголов по лицам и числам.)

- Назовите тему урока (Спряжение глаголов). (Слайд)

-  Какие задачи вы поставите перед собой?

  • Узнать, что такое спряжение.
  • Научиться спрягать глаголы.
  • Научиться  определять спряжение глаголов.

-Как вы уже знаете, изменение глаголов по лицам и числам, называется спряжением. Но нам с вами надо понять, что же такое спряжение глаголов. (Слайд)

-Вам ничего не напоминает это слово - «спряжение»? А если вы услышите такие слова – «запрягать», «упряжка». Наверняка вы скажете, что это лошадь или несколько лошадей, запряженных в повозку или карету, т.е. соединенных с ней. Куда поскачут лошади, туда поедет и повозка. (Слайд) Вот примерно так, ребята, соединены между собой личные местоимения с глаголами.

- При изменении глаголов по лицам, изменяется и его личное окончание. Глагол каждого лица имеет личное окончание. (Слайд)

- А длинную фразу «Изменение окончаний глаголов по лицам и числам», можно заменить словом «спряжение», и сразу всё понятно. Помните, как у существительного? Что значит склонение? (Ответы детей)

-А что значит спряжение? (Ответы)

-Запомните, ребята. Спряжение в вашей голове должно быть накрепко связано с глаголом.  Спряжение бывает только у глагола. Ни у существительного, ни у    

прилагательного, ни у местоимения этих спряжений не бывает.

- А изменять глаголы по лицам и числам, т.е. проспрягать – это значит подставлять к глаголу личные местоимения. И какого лица местоимение, такого лица будет и глагол.

3.2 Учебная деятельность. Открытие нового знания.

-А теперь давайте ещё одно небольшое исследование проведем. Может, мы ещё что-то новое узнаем о спряжении глаголов? И для этого проспрягаем глаголы «рисую, нарисую, рисовал».  Что значит «проспрягать»? (изменить глаголы по лицам и числам) 

-Что вы можете сказать о этих глаголах? Слайд -таблица

Учащиеся по «цепочке» спрягают глаголы.

ед.ч

мн.ч

Я  рисую

Мы  рисуем

Ты  рисуешь

Вы рисуете

Он рисует

Они рисуют

ед.ч

мн.ч

Я  нарисую

Мы  нарисуем

Ты  нарисуешь

Вы нарисуете

Он  нарисует

Они нарисуют


Что происходит с глаголами? (изменяются окончания)      

-А теперь попробуем проспрягать глагол «рисовал». Что мы можем сказать? (этот глагол не спрягается).

-Давайте сделаем вывод. Какие глаголы изменяются по лицам и числам?

Только глаголы настоящего и будущего времени.(слайд) 

-Молодцы, а теперь немного отдохнем. 

4.  Физминутка

- Сейчас мы проведем физминутку, полностью состоящую из глаголов.

- Встали, топнули, присели, хлопнули, встали, покружились, топнули, подняли руки, хлопнули, повернулись, улыбнулись, подмигнули, сели. 

-А теперь мы все узнали про спряжение глаголов? 

5. Работа с таблицей. (Слайд) 

Число

Лицо

 

 

ед.ч.

1 л. - (я) 
2 л. - (ты)

3 л. - (он, она, оно) 

иду, читаю

идёшь, читаешь
идёт, читает

стою, учу

стоишь, учишь

стоит, учит

мн. ч.

1 л. - (мы) 
2 л. - (вы) 
3 л. - (они) 

 идём, читаем
идёте, читаете

 идут, читают

стоим, учим

стоите, учите

стоят, учат

-Рассмотрим таблицу. Перед вами глаголы, которые уже проспрягали. 

- Что общего между глаголами первого столбика и второго столбика? (Время, лицо и число)

- Чем они различаются? (Окончаниями)

 Как видите, глаголы в одном и том же лице и числе могут иметь разные окончания.

-Назовите окончания глаголов 1 столбика. Назовите окончания глаголов 2 столбика.

-у (ю)

-ешь (ёшь)

- ет (-ёт)

- ет (-ём)

- ете (-ёте)

-ут, -ют

-у, -ю

-ишь

-ит

-им

-ите

-ат, -ят

-Почему же у них разные окончания?

- Как существительные по склонению делятся на группы, так и глаголы делятся на группы по своим личным окончаниям. Кто-нибудь может сказать, как они называются? У глаголов различают два типа спряжения. Обратите внимание, какая гласная в окончаниях встречается в глаголах 1 спряжения? 2 спряжения?

К I спряжению относятся глаголы, в окончаниях которых гласная –е, а во множественном числе 3 лица –ю.

Ко II спряжению относятся глаголы, в окончаниях которых гласная –и, а во множественном числе 3 лица –а, -я.

- Есть способ быстрее запомнить правило. Интересно, кто-нибудь догадается? Внимательно рассмотрите запись на экране. (Слайд)

-Обозначают спряжение римскими цифрами. Так вот, из римской цифры 1 легко можно сделать букву Е, а из римской цифры 2- букву И.

Так легче будет запомнить! И еще одну замечательную подсказку я вам сейчас покажу.

                             

6. Первичное закрепление.

Работа с учебником, выполнение упражнения №423

- Откроем учебник на странице 74 и выполним упражнение 423. Читаем условие.

7. Игра «Орфографический футбол». Объясняю правила игры. На воротах I спр. и

II спр. Девочки забивают голы мальчикам (мячи, на которых записаны глаголы второго спряжения), а мальчики забивают голы девочкам (мячи, на которых записаны глаголы первого спряжения).

Итог урока.

- Как называется изменение глаголов по лицам и числам?

Сколько типов спряжения вы знаете?

Как отличить глаголы I и II спряжения?

Рефлексия.

Домашнее задание: с.75, упр.425.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Тринадцатое марта. Классная работа. минуту упустишь потеряешь час Упустишь минуту, потеряешь час.

Слайд 2

Я свою задачу вижу в том, Чтоб сказать о действии любом, И счастливый мой удел таков - В речи быть одним из главных слов.

Слайд 3

Что мы знаем о глаголе? Глагол – это Обозначает … Отвечает на вопросы Изменяется по В предложении является…… часть речи действие предмета Что делать? Что сделать? временам и числам, а глаголы прошедшего времени по родам сказуемым Имеет неопределённую форму Бывает совершенного и несовершенного вида

Слайд 4

… знаю … знаем … знаешь … знаете … знает … знают

Слайд 5

Я знаю Мы знаем Ты знаешь Вы знаете Он (она, оно) знает Они знают ед. ч. мн. ч. 1 л . 2 л. 3л .

Слайд 6

Спряжение глаголов Узнать, что такое спряжение. Научиться спрягать глаголы. Научиться определять спряжение глаголов.

Слайд 7

«запрягать» «упряжка» При изменении глаголов по лицам, изменяется и его личное окончание. Глагол каждого лица имеет личное окончание. Спряжение – изменение окончаний глаголов по лицам и числам.

Слайд 8

Изменять глаголы по лицам и числам, т.е. спрягать – это значит подставлять к глаголу личные местоимения. Изменение окончаний глаголов по лицам и числам- спряжение

Слайд 9

1л Я рисую Мы рисуем 2л Ты рисуешь Вы рисуете 3л Он рисует Они рисуют Настоящее время - рисую 1л Я нарисую Мы нарисуем 2л Ты нарисуешь Вы нарисуете 3л Он нарисует Они нарисуют Будущее время - нарисую 1л Я рисовал Мы рисовали 2л Ты рисовал Вы рисовали 3л Он рисовал Они рисовали Прошедшее время - рисовал ед. ч. мн. ч. ед. ч. мн. ч. ед. ч. мн. ч. По лицам и числам изменяются ( спрягаются ) глаголы настоящего и будущего времени.

Слайд 10

Число Лицо Ед.ч . 1 л. - (я) 2 л. - (ты) 3 л. - (он, она, оно) иду, читаю идёшь, читаешь идёт , читает стою, учу стоишь, учишь стоит, учит Мн. ч. 1 л. - (мы) 2 л. - (вы) 3 л. - (они) идём , читаем идёте , читаете идут , читают стоим, учим стоите, учите стоят, учат I спр . II спр .

Слайд 11

ТИПЫ СПРЯЖЕНИЯ -ЕШЬ (-ЁШЬ) -ЕТ (-ЁТ) -ЕМ (-ЁМ) -ЕТЕ (-ЁТЕ) -УТ (-ЮТ) -ИШЬ -ИТ -ИМ -ИТЕ -АТ (-ЯТ)

Слайд 12

1 спряжение 2 спряжение ругают молчат читаешь ворчит поёт верят

Слайд 13

Орфографический футбол « I и II спряжение глаголов»

Слайд 14

Спряжение глаголов Узнать, что такое спряжение. Научиться спрягать глаголы. Научиться определять спряжение глаголов.

Слайд 15

Домашнее задание: с. 75, упр.425. Молодцы!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект открытого урока русского языка 2 класс

урок русского языка по теме "Глагол"  УМК "Планета знаний" автор Л. Я. Желтовская...

Открытый урок русского языка 2 класс "Проверка орфограмм слабых позиций в корне слова"

Система Д.Б.Эльконина -В.В.ДавыдоваРабота по усвоению учащимися каждой операцией при проверке орфограмм в корне слова....

Открытый урок русского языка 4 класс

Закрепление знаний об однородных членах предложения...

Самоанализ открытого урока русского языка 2 класс по теме "Развитие умения подбирать слова-названия признаков"

Самоанализ  урока по русскому языку по теме "Развитие умений подбирать слова-признаков" во 2-ом класс ОС "Школа 2100" представлен сжато в виде таблицы...

Методическая разработка открытого урока русского языка. 2 класс. Тема урока: "Закрепление правил правописания корня. Сочинение-миниатюра: "Красавица-зима".

Методическая разработка открытого урока русского языка. 2 класс. Урок развития речи по теме: "Закрепление правил правописания корня слова. Сочинение-миниатюра: "Красавица-зима"....

Методическая разработка открытого урока русского языка. 2 класс. Тема урока: "Закрепление правил правописания корня. Сочинение-миниатюра: "Красавица-зима".

Методическая разработка открытого урока русского языка. 2 класс. Урок развития речи по теме: "Закрепление правил правописания корня слова. Сочинение-миниатюра: "Красавица-зима"....

Открытый урок русского языка. 4 класс. Тема урока: «Правописание безударных личных окончаний глаголов. Закрепление».

Открытый урок русского языка в 4 классе по теме: "Правописание безударных личных окончаний глаголов.:...