Методическая разработка урока Русского языка 2 класс "Правописание слов с мягким знаком (ь) на конце и в середине перед согласным".
методическая разработка по русскому языку (2 класс)

Максимова Татьяна Александровна

«Правописание мягкого знака в середине и на конце слова».

2 Класс

Место и роль урока в изучаемой теме:

второй, урок систематизации и обобщения знаний.

Цель: организовать деятельность по обобщению и систематизации знаний о правописании мягкого знака в словах.

Задачи:

Предметные: способствовать формированию умения писать мягкий знак в середине и в конце слова.

Метапредметные:

познавательные: создать условия для формирования новых знаний, развивать умение строить грамотные речевые высказывания;

коммуникативные: развивать умение сотрудничать с одноклассниками, с учителем для успешной работы с целью решения поставленных учебных задач;

регулятивные: обучать умению самим формулировать тему урока, цели и задачи; умения составлять план своей деятельности; выполнять учебное задание в соответствии с целью; адекватно оценивать деятельность товарища; свою деятельность, подводить итог.

личностные: создать условия для повышения интереса к русскому языку, формирования нравственных ценностей «добро», «милосердие», «сострадание», способствовать пониманию смысла учебной деятельности и ответственности за конечный результат; формированию положительной учебной мотивации;

    Формы организации учебной деятельности: фронтальная, самостоятельная, парная

    Используемые технологии: проблемно-диалогическая.

    Планируемые результаты:

    Предметные: ученик получит возможность научиться безошибочно писать слова с мягким знаком в середине и на конце слова

    Метапредметные:

    познавательные: развивать умение строить грамотные речевые высказывания;

    коммуникативные: ученик получит возможность учиться сотрудничать с одноклассниками, с учителем для успешной работы с целью решения поставленных задач; формулировать собственную позицию и мнение при оценивании ; формулировать умение задавать вопросы и грамотно на них отвечать;

    регулятивные: ученик получит возможность учиться формулировать тему, цель и задачи урока; планировать свои действия, выполнять учебное задание в соответствии с целью, учиться адекватно оценивать свою деятельность;

    личностные: ученик получит возможность понимать смысл учебной деятельности.

     

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

    «Правописание мягкого знака в середине и на конце слова».

    Класс:2

    Место и роль урока в изучаемой теме:

    второй, урок систематизации и обобщения знаний.

    Цель: организовать деятельность по обобщению и систематизации знаний о правописании мягкого знака в словах.

    Задачи:

    Предметные: способствовать формированию умения писать мягкий знак в середине и в конце слова.

    Метапредметные:

    познавательные: создать условия для формирования новых знаний, развивать умение строить грамотные речевые высказывания;

    коммуникативные: развивать умение сотрудничать с одноклассниками, с учителем для успешной работы с целью решения поставленных учебных задач;

    регулятивные: обучать умению самим формулировать тему урока, цели и задачи; умения составлять план своей деятельности; выполнять учебное задание в соответствии с целью; адекватно оценивать деятельность товарища; свою деятельность, подводить итог.

    личностные: создать условия для повышения интереса к русскому языку, формирования нравственных ценностей «добро», «милосердие», «сострадание», способствовать пониманию смысла учебной деятельности и ответственности за конечный результат; формированию положительной учебной мотивации;

    Формы организации учебной деятельности: фронтальная, самостоятельная, парная

    Используемые технологии: проблемно-диалогическая.

    Планируемые результаты:

    Предметные: ученик получит возможность научиться безошибочно писать слова с мягким знаком в середине и на конце слова

    Метапредметные:

    познавательные: развивать умение строить грамотные речевые высказывания;

    коммуникативные: ученик получит возможность учиться сотрудничать с одноклассниками, с учителем для успешной работы с целью решения поставленных задач; формулировать собственную позицию и мнение при оценивании ; формулировать умение задавать вопросы и грамотно на них отвечать;

    регулятивные: ученик получит возможность учиться формулировать тему, цель и задачи урока; планировать свои действия, выполнять учебное задание в соответствии с целью, учиться адекватно оценивать свою деятельность;

    личностные: ученик получит возможность понимать смысл учебной деятельности и ответственности за конечный результат; формировать положительную учебную мотивацию.


     


     

    Технологическая карта урока

    № п\п

    Этапы урока,

    цель этапа

    Деятельность

    учителя

    Слайд

    Деятельность

    учащихся

    УУД

    1.

    Организационный цель-организовать позитивный настрой на урок

    Подготовка класса к работе.

    -Доброе утро!

    Улыбнитесь, подарите улыбки друг другу.

    Ребята, я желаю вам на сегодняшнем уроке пополнить ваш багаж знаний. Слайд 1

    Успехов вам всем на уроке.

    https://xn--j1ahfl.xn--p1ai/data/images/u173528/t1515759677aa.png

    Пусть солнышко ласково

    Смотрит к нам в класс,

    Лучик, играя, приветствует вас

    Доброго утра, хорошего дня!

    Я пожелаю всем вам, детвора!

    К.- слушают учителя, настраиваются на работу

    Р.-организуют своё рабочее место, проверяют готовность к уроку, выполняют действия, предложенные учителем

    Л.- самоопределение

    2.

    Постановка цели и учебных задач

    цель-включить учащихся в деятельность,

    создать условия для формулировки темы и задач урока

    -Сегодня к нам на урок прилетела гостья.

    Загадывает загадку.

    Серая птица

    Ночью летает,

    Мышек и птичек

    Всюду хватает.

    Слайд 2 (появление Совы)

    -Совушка сова, Мудрая голова, принесла для вас интересное задание.

    Задаёт задание, направляет к формулировке темы и задач урока

    -Почему лишнее слово девочка? Назовите правило.

    -Найдите сходство в остальных словах.

    -Где находится мягкий знак?

    -Сформулируйте тему нашего урока

    -Какие задачи поставите на наш урок?

    Оформляет на доске.

    https://xn--j1ahfl.xn--p1ai/data/images/u173528/t1515759677ab.png

     

    Какое слово лишнее?

    Почему

    Пал..то , учител.., девоч..ка , тетрад.., кон..ки

    Проверь: девочка

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

    К.- выполняют задание, отвечают на вопросы, участвуют в диалоге    

    (лишнее слово девочка), доказывают, почему, называют правило

    (-чк- пишется без ь знака)

    П.-строят предположения о теме урока (все слова с мягким знаком)

    Р.- формулируют тему и задачи урока

    (обобщить знания о мягком знакенаучиться писать слова с мягким знаком)

    3.

    Актуализация знаний

    цель-организовать деятельность по обобщению темы урока

    Рассказывает сказку, подводит к обобщению изученной темы.

    Слайд 3

    -Что вы знаете о мягком знаке? Слайд 4

    Рассказывают, обобщают свои знания.

    -Учёные, изучающие русский язык сказали, что буква мягкий знак талантливая. Как вы думаете, почему её так назвали – талантливая?

    -Прочитаем слова Слайд 5 Предложите задание к ним.

    -Совушка сова тоже предлагает вам списать слова и вставить, где нужно ь знак

    -Выполните.

    -Проверим работу.

    - Какой вывод мы можем сделать?

    Когда пишется мягкий знак?

    У кого возникли затруднения?

    Контролирует самооценку.

    Предлагает ученикам отдохнуть (ЦОР-физминутка)

    https://xn--j1ahfl.xn--p1ai/data/images/u173528/t1515759677ac.png

    Акцентирует внимание на текст Слайд 6

    - У вас на столах лежат карточки с текстом. Прочитаем.

    Задаёт вопросы по тексту.

    -О чем этот текст?

    -Что сделал мальчик?

    -Как вы считаете,

    правильно ли он поступил?

    -Почему рассказ так назван?

    -Что бы вы посоветовали девочке?

    -Предложите задание к этому тексту.

    -Сова предлагает

    не просто списать слова с ь знаком, а списывать их по столбикам.

    -Какие это могут быть столбики?

    -Что интересного вы заметили?

    -Проверим, оценим по образцу. Слайд 7

    https://xn--j1ahfl.xn--p1ai/data/images/u173528/t1515759677ad.jpg

     

    Безголосый он добряк
    Всё смягчает …

    https://xn--j1ahfl.xn--p1ai/data/images/u173528/t1515759677ae.png

     

     

     

    Морков..., мал..чик, бабоч..ка, лебед.., ел..ник, сол.., медвед..,кон..ки, угол..ки, ленточ..ка, пугович..ка

    Прочитай слова, вставь, где нужно
    мягкий знак.
    Спиши слова с мягким знаком

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

    По дорожке шагали мал..чик и девоч..ка. Впереди шла пожилая женщина.

    Дорожку покрывал тонен..кий ледок. Она была очень скол..зкая . Старушка поскол..знулас.. и упала . Мал..чик бросился помогат.. ей. Он помог ей встат.. и перейти улицу.

    А девоч..ка пошла дал..ше . Она решила, что друг помогает своей бабушке. А это была просто старушка.

    Выпиши слова с мягким знаком в два столбика .

    тоненький

    поскользнулась помогать скользкая поскользнулась

    мальчик встать дальше

    Проверь и оцени свою работу

    К.- участвуют в диалоге, слушают друг друга, высказывают свою точку зрения на события, учатся оформлять свои мысли в устной речи, рассказывают, что они знают о правописании мягкого знака,

    - у неё нет собственного звука,

    - но может влиять на звук, стоящий перед ней,

    - не может стоять в начале слова – не имеет заглавной буквы.

    К.- читают слова, предлагают задания (списать, вставить мягкий знак),

    списывают

    вставляя, где нужно мягкий знак.

    Р-умение корректировать и оценивать собственную деятельность

     

     

     

     

     

    Л.- умение ориентироваться на здоровый образ жизни.

     

    П.- находят новые знания, определяют границы своего знания - незнания, учатся отвечать на вопросы учителя, извлекать информацию

    Л.- принимают такие ценности, как

     « добро», «милосердие»,

    « сострадание»

    Р.- умеют сохранять учебную задачу.

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

    К.- предлагают задания.

    К.- предлагают

    (слова с мягким знаком на конце и в середине слова

    П.- находят особенности (слово поскользнулась записано в оба столбика)

    Р.-оценивают свою работу по образцу, корректируют собственную деятельность

    4.

    Контрольно-оценочная деятельность.

    цель-организовать деятельность по контролю и оценке знаний на уроке

    Предлагает закрепить полученные знания

    -Совушка - Сова Мудрая голова предлагает вам проверить себя, хорошо ли вы научились писать слова с мягким знаком

    -Проведём итог в виде диктанта «Плюс-минус» слайд 8

    Проводит диктант, диктует слова.

    Оценивают работу.

    https://xn--j1ahfl.xn--p1ai/data/images/u173528/t1515759677af.jpg

     

     

     

    «Плюс» поставь, когда в словах

    Ты напишешь мягкий знак.
    Если в слове его нет,
    «
    Минус» напиши в ответ

    К.- участвуют в диалоге, высказывают свою точку зрения

    Л.- освоение личностного смысла учения, желания учиться

    Р.-соотносят задание с образцом, предложенным учителем, делают выводы, контролируют

    и корректируют собственную деятельность;

    Л.-понимают важность полученных знаний, причины успеха или неудачи.

    5.

    Итог урока

    цель-организовать деятельность по соотнесению задач урока и его результатов.

    Подводит к сопоставлению задач урока и его результатов.

    Акцентирует внимание на конечных результатах учебной деятельности учеников.

    -Ребята, вернемся к задачам нашего урока. Справились ли мы с ними?

    - Как вы думаете, научились ли вы писать слова с мягким знаком? Не потеряете его в словах?

     

    Р.- контролируют

    собственную деятельность;

    -выделяют и осознают, что уже усвоено и что предстоит усвоить;

    -понимают важность полученных знаний, причины успеха или неуспеха

    6.

    Рефлексия

    цель-организовать деятельность по оцениванию всего урока, своей работы на уроке

    Организует рефлексию учебной деятельности

    -Продолжите, пожалуйста, фразы, которые видите на доске…

    Благодарит за урок.

    -Наш урок подошёл к концу. Совушка сова прощается с вами.

    -Мне очень понравилось с вами работать, я говорю вам вот такое большое спасибо за этот урок.

    Продолжите предложения

    -На уроке мне было интересно..

    - Мне понравилось выполнять

    - Мне было трудно ..https://xn--j1ahfl.xn--p1ai/data/images/u173528/t1515759677ag.png

    - Я почувствовал ...

    https://xn--j1ahfl.xn--p1ai/data/images/u173528/t1515759677ah.png

    К.-участвуют в диалоге, высказывают свою точку зрения,

    оформляют мысли в устной речи

     

     

    Р.- высказывают впечатления от урока.

    Приложение

    Сказка про мягкий знак

    Жили-были в азбуке буквы, разные — гласные, согласные. Ходили друг к другу в гости.

    Буквы жили — не тужили, потому что все дружили. И жила среди них одна буква, похожая на половинку буквы Ы, только без палочки, с которой никто не дружил. Буквам не нравилось, что она не обозначает звука.

    — Что ты за буква? — возмущались они. Это была буква мягкий знак - Ь.

    Она не обозначала никакого звука, не умела говорить, молчала, И никто с ней не дружил, не разговаривал. Жилось мягкому знаку плохо, очень одиноко.

    Как-то раз взялись буквы составлять слова. Это было их любимое занятие. Решили они составить слово гвоздь.

    Стали буквы составлять слово гвоздь. ГВОЗД — получается.

    — Что-то у нас не получается! — говорили буквы. — Звук [д] в слове «гвоздь» мягкий, а у нас твердый.

    — Буква. И вдруг говорит: — Встану я и обозначу мягкость. Д, — и быстро пристроилась в конце.

    — Но получилось «гвозди», на нужно было составить слово гвоздь.

    — Лучше я встану, — сказала буква Я. Получилось гвоздя, опять не то. Все буквы попробовали встать в слово, но никому не удалось составить нужное слово.

    Что же делать? И тут все вспомнили, что есть еще одна буква – она тихо стоит в сторонке.

    — Иди к нам, мягкий знак, — позвали буквы.

    Мягкий знак с радостью согласился помочь буквам и быстро стал в конец слова. Получилось гвоздь.

    Развеселились буквы, всем захотелось пригласить в гости Ь.

    Так мягкий знак стал дружить с остальными буквами.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Конспект урока русского языка «Правописание слов с мягким знаком на конце и в середине перед согласным» 2 класс

    Конспект разработан в соответствииис требованиями ФГОС, по образовательной программе "Школа России"...

    Методическая разработка урока русского языка 2 класс "Разделительный мягкий знак"

    Урок открытия новых знаний,  направлен на формирование у обучающихся предметных знаний  по теме и  метапредметных результатов освоения программы, в соответствии с требованиями ФГОС НОО,...

    Презентация к уроку русского языка "Правописание слов с мягким знаком на конце и в середине слова перед согласным".

    Урок на тему: "Правописание слов с мягким знаком наконце и в середине перед согласным"....

    Методическая разработка урока. Русский язык. 2 класс. Разделительный мягкий знак.

    Учащиеся изучат правило употребления разделительного мягкого знака, научатся соотносить произношение и написание слов с разделительным мягким знаком, различать мягкий знак разделительный и мягкий знак...

    Методическая разработка урока русского языка 4 класс. Тема: "Мягкий знак после шипящих в глаголах"

    Тема: Мягкий знак после шипящих в глаголах.УМК: «Планета знаний»Предмет: русский языкКласс: 4Тип: «Открытие новых знаний»Цель урока: Познакомить с новой орфограммой и форм...

    Методическая разработка урока Русского языка 2 класс "Правописание слов с мягким знаком (ь) на конце и в середине перед согласным".

    laquo;Правописание мягкого знака в середине и на конце слова».2 КлассМесто и роль урока в изучаемой теме:второй, урок систематизации и обобщения знаний.Цель: организовать деятельность по о...