«Правописание мягкого знака в середине и на конце слова».
Класс:2
Место и роль урока в изучаемой теме:
второй, урок систематизации и обобщения знаний.
Цель: организовать деятельность по обобщению и систематизации знаний о правописании мягкого знака в словах.
Задачи:
Предметные: способствовать формированию умения писать мягкий знак в середине и в конце слова.
Метапредметные:
познавательные: создать условия для формирования новых знаний, развивать умение строить грамотные речевые высказывания;
коммуникативные: развивать умение сотрудничать с одноклассниками, с учителем для успешной работы с целью решения поставленных учебных задач;
регулятивные: обучать умению самим формулировать тему урока, цели и задачи; умения составлять план своей деятельности; выполнять учебное задание в соответствии с целью; адекватно оценивать деятельность товарища; свою деятельность, подводить итог.
личностные: создать условия для повышения интереса к русскому языку, формирования нравственных ценностей «добро», «милосердие», «сострадание», способствовать пониманию смысла учебной деятельности и ответственности за конечный результат; формированию положительной учебной мотивации;
Формы организации учебной деятельности: фронтальная, самостоятельная, парная
Используемые технологии: проблемно-диалогическая.
Планируемые результаты:
Предметные: ученик получит возможность научиться безошибочно писать слова с мягким знаком в середине и на конце слова
Метапредметные:
познавательные: развивать умение строить грамотные речевые высказывания;
коммуникативные: ученик получит возможность учиться сотрудничать с одноклассниками, с учителем для успешной работы с целью решения поставленных задач; формулировать собственную позицию и мнение при оценивании ; формулировать умение задавать вопросы и грамотно на них отвечать;
регулятивные: ученик получит возможность учиться формулировать тему, цель и задачи урока; планировать свои действия, выполнять учебное задание в соответствии с целью, учиться адекватно оценивать свою деятельность;
личностные: ученик получит возможность понимать смысл учебной деятельности и ответственности за конечный результат; формировать положительную учебную мотивацию.
Технологическая карта урока
№ п\п | Этапы урока, цель этапа | Деятельность учителя | Слайд | Деятельность учащихся УУД |
1. | Организационный цель-организовать позитивный настрой на урок | Подготовка класса к работе. -Доброе утро! Улыбнитесь, подарите улыбки друг другу. Ребята, я желаю вам на сегодняшнем уроке пополнить ваш багаж знаний. Слайд 1 Успехов вам всем на уроке. | ![https://xn--j1ahfl.xn--p1ai/data/images/u173528/t1515759677aa.png]()
Пусть солнышко ласково Смотрит к нам в класс, Лучик, играя, приветствует вас Доброго утра, хорошего дня! Я пожелаю всем вам, детвора! | К.- слушают учителя, настраиваются на работу Р.-организуют своё рабочее место, проверяют готовность к уроку, выполняют действия, предложенные учителем Л.- самоопределение |
2. | Постановка цели и учебных задач цель-включить учащихся в деятельность, создать условия для формулировки темы и задач урока | -Сегодня к нам на урок прилетела гостья. Загадывает загадку. Серая птица Ночью летает, Мышек и птичек Всюду хватает. Слайд 2 (появление Совы) -Совушка сова, Мудрая голова, принесла для вас интересное задание. Задаёт задание, направляет к формулировке темы и задач урока -Почему лишнее слово девочка? Назовите правило. -Найдите сходство в остальных словах. -Где находится мягкий знак? -Сформулируйте тему нашего урока -Какие задачи поставите на наш урок? Оформляет на доске. | ![https://xn--j1ahfl.xn--p1ai/data/images/u173528/t1515759677ab.png]()
Какое слово лишнее? Почему Пал..то , учител.., девоч..ка , тетрад.., кон..ки Проверь: девочка | К.- выполняют задание, отвечают на вопросы, участвуют в диалоге (лишнее слово девочка), доказывают, почему, называют правило (-чк- пишется без ь знака) П.-строят предположения о теме урока (все слова с мягким знаком) Р.- формулируют тему и задачи урока (обобщить знания о мягком знаке, научиться писать слова с мягким знаком) |
3. | Актуализация знаний цель-организовать деятельность по обобщению темы урока | Рассказывает сказку, подводит к обобщению изученной темы. Слайд 3 -Что вы знаете о мягком знаке? Слайд 4 Рассказывают, обобщают свои знания. -Учёные, изучающие русский язык сказали, что буква мягкий знак талантливая. Как вы думаете, почему её так назвали – талантливая? -Прочитаем слова Слайд 5 Предложите задание к ним. -Совушка сова тоже предлагает вам списать слова и вставить, где нужно ь знак -Выполните. -Проверим работу. - Какой вывод мы можем сделать? Когда пишется мягкий знак? У кого возникли затруднения? Контролирует самооценку. Предлагает ученикам отдохнуть (ЦОР-физминутка) ![https://xn--j1ahfl.xn--p1ai/data/images/u173528/t1515759677ac.png]()
Акцентирует внимание на текст Слайд 6 - У вас на столах лежат карточки с текстом. Прочитаем. Задаёт вопросы по тексту. -О чем этот текст? -Что сделал мальчик? -Как вы считаете, правильно ли он поступил? -Почему рассказ так назван? -Что бы вы посоветовали девочке? -Предложите задание к этому тексту. -Сова предлагает не просто списать слова с ь знаком, а списывать их по столбикам. -Какие это могут быть столбики? -Что интересного вы заметили? -Проверим, оценим по образцу. Слайд 7 | ![https://xn--j1ahfl.xn--p1ai/data/images/u173528/t1515759677ad.jpg]()
Безголосый он добряк Всё смягчает … ![https://xn--j1ahfl.xn--p1ai/data/images/u173528/t1515759677ae.png]()
Морков..., мал..чик, бабоч..ка, лебед.., ел..ник, сол.., медвед..,кон..ки, угол..ки, ленточ..ка, пугович..ка Прочитай слова, вставь, где нужно мягкий знак. Спиши слова с мягким знаком По дорожке шагали мал..чик и девоч..ка. Впереди шла пожилая женщина. Дорожку покрывал тонен..кий ледок. Она была очень скол..зкая . Старушка поскол..знулас.. и упала . Мал..чик бросился помогат.. ей. Он помог ей встат.. и перейти улицу. А девоч..ка пошла дал..ше . Она решила, что друг помогает своей бабушке. А это была просто старушка. Выпиши слова с мягким знаком в два столбика . тоненький поскользнулась помогать скользкая поскользнулась мальчик встать дальше Проверь и оцени свою работу | К.- участвуют в диалоге, слушают друг друга, высказывают свою точку зрения на события, учатся оформлять свои мысли в устной речи, рассказывают, что они знают о правописании мягкого знака, - у неё нет собственного звука, - но может влиять на звук, стоящий перед ней, - не может стоять в начале слова – не имеет заглавной буквы. К.- читают слова, предлагают задания (списать, вставить мягкий знак), списывают вставляя, где нужно мягкий знак. Р-умение корректировать и оценивать собственную деятельность Л.- умение ориентироваться на здоровый образ жизни. П.- находят новые знания, определяют границы своего знания - незнания, учатся отвечать на вопросы учителя, извлекать информацию Л.- принимают такие ценности, как « добро», «милосердие», « сострадание» Р.- умеют сохранять учебную задачу. К.- предлагают задания. К.- предлагают (слова с мягким знаком на конце и в середине слова П.- находят особенности (слово поскользнулась записано в оба столбика) Р.-оценивают свою работу по образцу, корректируют собственную деятельность |
4. | Контрольно-оценочная деятельность. цель-организовать деятельность по контролю и оценке знаний на уроке | Предлагает закрепить полученные знания -Совушка - Сова Мудрая голова предлагает вам проверить себя, хорошо ли вы научились писать слова с мягким знаком -Проведём итог в виде диктанта «Плюс-минус» слайд 8 Проводит диктант, диктует слова. Оценивают работу. | ![https://xn--j1ahfl.xn--p1ai/data/images/u173528/t1515759677af.jpg]()
«Плюс» поставь, когда в словах Ты напишешь мягкий знак. Если в слове его нет, «Минус» напиши в ответ | К.- участвуют в диалоге, высказывают свою точку зрения Л.- освоение личностного смысла учения, желания учиться Р.-соотносят задание с образцом, предложенным учителем, делают выводы, контролируют и корректируют собственную деятельность; Л.-понимают важность полученных знаний, причины успеха или неудачи. |
5. | Итог урока цель-организовать деятельность по соотнесению задач урока и его результатов. | Подводит к сопоставлению задач урока и его результатов. Акцентирует внимание на конечных результатах учебной деятельности учеников. -Ребята, вернемся к задачам нашего урока. Справились ли мы с ними? - Как вы думаете, научились ли вы писать слова с мягким знаком? Не потеряете его в словах? | | Р.- контролируют собственную деятельность; -выделяют и осознают, что уже усвоено и что предстоит усвоить; -понимают важность полученных знаний, причины успеха или неуспеха |
6. | Рефлексия цель-организовать деятельность по оцениванию всего урока, своей работы на уроке | Организует рефлексию учебной деятельности -Продолжите, пожалуйста, фразы, которые видите на доске… Благодарит за урок. -Наш урок подошёл к концу. Совушка сова прощается с вами. -Мне очень понравилось с вами работать, я говорю вам вот такое большое спасибо за этот урок. | Продолжите предложения -На уроке мне было интересно.. - Мне понравилось выполнять - Мне было трудно ..![https://xn--j1ahfl.xn--p1ai/data/images/u173528/t1515759677ag.png]() - Я почувствовал ... ![https://xn--j1ahfl.xn--p1ai/data/images/u173528/t1515759677ah.png]()
| К.-участвуют в диалоге, высказывают свою точку зрения, оформляют мысли в устной речи Р.- высказывают впечатления от урока. |
Приложение
Сказка про мягкий знак
Жили-были в азбуке буквы, разные — гласные, согласные. Ходили друг к другу в гости.
Буквы жили — не тужили, потому что все дружили. И жила среди них одна буква, похожая на половинку буквы Ы, только без палочки, с которой никто не дружил. Буквам не нравилось, что она не обозначает звука.
— Что ты за буква? — возмущались они. Это была буква мягкий знак - Ь.
Она не обозначала никакого звука, не умела говорить, молчала, И никто с ней не дружил, не разговаривал. Жилось мягкому знаку плохо, очень одиноко.
Как-то раз взялись буквы составлять слова. Это было их любимое занятие. Решили они составить слово гвоздь.
Стали буквы составлять слово гвоздь. ГВОЗД — получается.
— Что-то у нас не получается! — говорили буквы. — Звук [д] в слове «гвоздь» мягкий, а у нас твердый.
— Буква. И вдруг говорит: — Встану я и обозначу мягкость. Д, — и быстро пристроилась в конце.
— Но получилось «гвозди», на нужно было составить слово гвоздь.
— Лучше я встану, — сказала буква Я. Получилось гвоздя, опять не то. Все буквы попробовали встать в слово, но никому не удалось составить нужное слово.
Что же делать? И тут все вспомнили, что есть еще одна буква – она тихо стоит в сторонке.
— Иди к нам, мягкий знак, — позвали буквы.
Мягкий знак с радостью согласился помочь буквам и быстро стал в конец слова. Получилось гвоздь.
Развеселились буквы, всем захотелось пригласить в гости Ь.
Так мягкий знак стал дружить с остальными буквами.