Конспект урока на тему "Что такое корень слова? Что такое однокоренные слова?»
план-конспект урока по русскому языку (2 класс)
Тема: «Что такое корень слова? Что такое однокоренные слова?»
УМК: «Школа России»
Класс: 2 Тип урока: открытие нового знания.
Цель урока: учить учащихся определять однокоренные слова, отличать их от других слов; познакомить с понятием «корень»; формировать умение обозначать корень в словах.
Задачи: Обучающие: познакомить учащихся с понятиями «однокоренные слова», «корень слова», с обозначением корня в слове; научить пользоваться словарем однокоренных слов; находить и подбирать однокоренные слова.
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 23.42 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема: «Что такое корень слова? Что такое однокоренные слова?»
УМК: «Школа России»
Класс: 2 Тип урока: открытие нового знания.
Цель урока: учить учащихся определять однокоренные слова, отличать их от других слов; познакомить с понятием «корень»; формировать умение обозначать корень в словах.
Задачи: Обучающие: познакомить учащихся с понятиями «однокоренные слова», «корень слова», с обозначением корня в слове; научить пользоваться словарем однокоренных слов; находить и подбирать однокоренные слова.
Развивающие: развивать мышление, внимание, познавательную активность; способствовать развитию разных видов памяти, внимания; развитие устной и письменной речи, умение обобщать и классифицировать.
Воспитывающие: воспитывать бережное отношение к природе, к предметам школьной принадлежности; повышать интерес к изучаемому предмету, создавать эмоциональный настрой.
Предметные результаты: Знать: написание словарного слова «берёза»; понятие «однокоренные слова», «корень слова». Уметь: пользоваться словарем однокоренных слов; находить и обозначать корень в словах; объяснять значения однокоренных слов; находить и подбирать однокоренные слова.
Метапредметные результаты: Личностные УУД: самоопределение; уметь проводить самооценку на основе критериев успешности учебной деятельности. Регулятивные УУД: принимать и сохранять заданную учебную цель; планировать необходимые действия; учиться высказывать свое предложение (версию); взаимодействовать со взрослыми и со сверстниками в учебной деятельности; учиться вместе с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности на уроке.
Познавательные УУД: ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя; обобщать полученные знания; осознано и произвольно строить речевое высказывание в устной форме; преобразовать информацию из одной формы в другую: перерабатывать полученную информацию, делать выводы в результате совместной работы всего класса; добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке.
Коммуникативные УУД: вступать в учебный диалог с учителем, одноклассниками, участвовать в общей беседе; задавать вопросы; слушать и понимать речь других; отвечать на вопросы; позитивно относиться к процессу сотрудничества; высказывать свою точку зрения.
Межпредметные связи: литература, окружающий мир.
Форма работы: фронтальная, индивидуальная.
Оборудование: учебник русского языка для 2 класса В. П. Канакина, В. Г. Горецкий; изображения для рефлексии.
Ход урока
- Организационный момент
Здравствуйте дети!
На уроке будь старательным
Будь спокойным и внимательным.
Все пиши, не отставая,
Слушай, не перебивая.
Говорите четко, внятно.
Чтобы всем было понятно.
Если друг стал отвечать, не спеши перебивать.
- Актуализация знаний
Учитель: Урок начнем с минутки чистописания. Откройте тетради. Положите их с наклоном, возьмите в руки ручки, сядьте правильно, выпрямите спинки, поставьте на место ваши ножки. Записываем число и классная работа.
Напишите только те буквы, которые надо запомнить в словах-отгадках.
1. Где доска и парты есть, чтоб всем детям сразу сесть? Это в школе есть у нас, это наш просторный ….. (класс) Сколько слогов в слове класс? (1 слог) На какой слог падает ударение? (На 1 слог)
(учитель одновременно демонстрирует на доске соединение)
2. Многим нам она знакома, в ней купаться можно дома. Что же это за предмет? (ванна) Сколько слогов в слове ванна? (2 слога) На какой слог падает ударение? (На 1 слог)
3. Простудился я вчера, голова болит с утра, я закашлялся, охрип. У меня, наверно …. (грипп) Сколько слогов в слове грипп? (1 слог) На какой слог падает ударение? (На 1 слог)
4. Шестой день недели… (суббота). Сколько слогов в слове суббота? (3 слога) На какой слог падает ударение? (На 2 слог)
Сегодня мы с Вами отрабатываем правильность написания нижнего соединения букв. Напишите данный ряд до конца строки в указанной последовательности. Прочитайте слоги на доске (са, ни, пе, бо). Напишите их до конца строки. Придумайте одно слово с любым слогом и запишите его. Какие орфограммы присутствуют в вашем слове. (Произносительный уровень)
Дети: Отгадывают слова, прописывают в тетрадях соединения букв до конца строчки в указанной последовательности: сс, нн, пп, бб. Записываю слоги, придумывают и записывают слово. Проговаривают орфограммы.
Учитель: Какие слова называют родственными словами? Приведите пример.
Дети: Родственные слова – это слова близкие по смыслу и имеющие общую часть, в которой заключено общее лексическое значение всех родственных слов. Например, брат-братишка.
- Постановка учебной задачи
Учитель: Откройте учебники на стр. 61 и прочитайте группы родственных слов в упр. 84. Что такое домик? (Домик- небольшой, маленький дом) Домище? (Домище- большой дом.) Домишко? (Домишко- несуразный, ветхий дом.) Какое общее значение у этих слов? (Общее значение - дом.)
-Найдите в словах общую часть, которая «хранит» это общее значение. (Общая часть-дом) (Со вторым столбиком аналогично.) Запишите в тетрадь один из столбиков. (Лексический уровень)
-Выделим эту общую часть знаком дуги. Как называется эта общая часть в словах? (Учащиеся затрудняются ответить на вопрос)
- Формулировка темы и цели урока
Учитель: Прочитайте заголовок и скажите, что сегодня мы будем изучать.
Дети: Что такое корень слова? Что такое однокоренные слова? Сегодня на уроке мы узнаем, что такое корень и какие слова называются однокоренными.
Учитель: Сегодня мы будем учиться выделять в словах корень, распознавать однокоренные слова, подбирать однокоренные слова.
- Открытие нового знания
Учитель: Прочитайте правило на стр. 61. Что такое корень? Почему слова называют однокоренными? Почему корень слова главная часть в слове? Каким знаком обозначается корень? (Уровень текста)
Дети: Корень-общая часть родственных слов. Однокоренными называют слова, так как общая часть родственных слов называется корень, т. е. у слов один корень. Корень слова главная часть в слове, так как в этой часть заключено общее лексическое значение всех однокоренных слов. Знаком дуги.
Учитель: Вернемся к словам, которые вы записали в столбик. Выделите корень в данных словах. Проверка.
Дети: Выделяют в 1 столбике корень дом, во 2 –слон.
Учитель: На стр. 62 прочитайте пары слов в упр. 88 и докажите, что каждая пара-это однокоренные слова. Посмотрите внимательно на пару слов ягода-ягодка. Почему в этих словах корень «ягод», а не корень «ягода»?
Дети: Лист- листик-это однокоренные слова, так как у них общий корень «лист», в котором заключено общее лексическое значение. Аналогично с другими словами. Корень «ягод» потому, что это общая часть у слов.
Учитель: Прочитайте заметку на стр. 63. В старших классах вы будете изучать написание слов, в которых корни будут немного отличаться. Но сейчас мы будем изучать слова с одинаковыми корнями, которые всегда заканчиваются на согласную букву. Запишите 3 любые пары слов, выделяя корни. Составьте словосочетание со словом «ягодка» и запишите его. Обозначьте орфограммы в словах. (Лексический уровень)
Дети: Запомните! Корень в однокоренных словах чаще всего пишется одинаково: ягода- ягодка. Вкусная ягодка, красная ягодка, спелая ягодка и т. д.
- Физкультминутка
Поднимайте плечики.
Прыгайте, кузнечики.
Прыг-скок, прыг-скок.
Стоп! Сели.
Травку покушали,
Тишину послушали.
Выше, выше высоко
Прыгай на носках легко.
Гимнастика для рук и глаз
- Закрепление нового материала
Учитель: В конце вашего учебника есть словарик однокоренных слов на стр. 135. Отгадайте загадку и откройте словарик, прочитайте ряд однокоренных слов к отгаданному слову. Почему данные слова однокоренные? (У данных слов общий корень «мороз», которое заключает общее лексическое значение.) (Лексический уровень)
Он вошел-никто не видел,
Он сказал-никто не слышал.
Дунул в окна и исчез,
А на окнах вырос лес.
-Запишите 2 любых слова из данного ряда к себе в тетрадь и выделите корни в словах. Дополните ряд однокоренным словом, которого нет в словарике. На чем катаются дети в мороз? (Дети катаются на санках в мороз.) Запишем данное предложение. (Один ученик у доски) Подчеркните основу предложения.
Дети: Мороз, морозец, морозище, морозный. Морозит, морозилка, морозы. Записывают предложение-ответ на вопрос, подчеркивают основу предложения. (Грамматический уровень)
Учитель: Прочитайте слова для справок, которые вы видите на доске. Эти слова помогут вам выполнить следующее задание. Прочитайте рассказ мальчика, вставляя подходящие по смыслу слова. (Уровень текста)
Слова для справок: богатый урожай, морковь, капуста, кабачки, ребята, школьники, они, ухаживали, заботились, работали, девочки.
Наш огород.
Хорошо мы летом потрудились! На огороде созрел …й …й. Пришло время убирать овощи. … собирают помидоры. Витя и Боря копают ... . Лёня и Саша срезают … .
Дети: Хорошо мы летом потрудились! На огороде созрел богатый урожай. Пришло время убирать овощи. Девочки собирают помидоры. Витя и Боря копают картошку. Леня и Саша срезают капусту.
Учитель: О чем текст? (Ребята собирают урожай на огороде) Кто собирал урожай? (Девочки, Витя, Боря, Лёня, Саша)
-Спишите текст, вставляя слова. Проверьте свою запись с доской. Придумайте по 1 однокоренному слову к словам: летом, хорошо. (Летом-летний; хорошо-хороший)
-Продолжите текст 2 предложениями, опираясь на слова для справок. Что выращивали дети? (Дети выращивали помидоры, картошку, капусту) Какие овощи могут расти на огороде? (Огурцы, перцы, лук, морковь, редиска, петрушка, кабачки, баклажаны, тыква и т.д.) Составьте предложение о том, что еще убирали школьники. (Ещё школьники убирали морковь и кабачки.)
- Ребята ответственно подошли к сбору урожая? Как они могут работать? (Усердно, старательно, ответственно и т.д.) Как можно об этом написать? (Они усердно работали.)
Дети: Наш огород.
Хорошо мы летом потрудились! На огороде созрел богатый урожай. Пришло время убирать овощи. Девочки собирают помидоры. Витя и Боря копают картошку. Лёня и Саша срезают капусту. Ещё школьники убирали морковь и кабачки. Они усердно работали.
- Итог урока
Учитель: Почему слова называют однокоренными? Почему корень слова главная часть в слове? Каким знаком обозначается корень? Зачем нужно находить в словах корни слова?
Дети: Корень-общая часть родственных слов. Однокоренными называют слова, так как общая часть родственных слов называется корень, т. е. у слов один корень. Корень слова главная часть в слове, так как в этой часть заключено общее лексическое значение всех однокоренных слов. Знаком дуги. Корни нужно находить в словах для того, чтобы лучше понимать значения слов и правильно их писать.
- Рефлексия
Закройте тетради те, кто без ошибок выполнял все задания и считает, что за работу на уроке он получит «отлично». Оставьте открытыми тетради те, кто в некоторых заданиях допустил ошибки и считает, что он получит «хорошо». Оставьте открытыми тетради и поднимите руки те, кто допусти более 4 ошибок.
- Домашнее задание
Упр. 93 Прочитайте пары слов. Являются ли однокоренными эти слова? Выпишите пары однокоренных слов. Выделите в них корни.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок русского языка во 2 классе(к УМК В.П,Канакиной, В.Г. Горецкого) Тема: "Что такое корень слова?Что такое однокоренные слова?".
Дан подробный конспект урока....

Урок русского языка « Что такое корень слова? Что такое однокоренные слова?» УМК «Школа России» .2 класс
Урок русского языка « Что такое корень слова? Что такое однокоренные слова?»УМК «Школа России» .2 класс...

Урок русского языка « Что такое корень слова? Что такое однокоренные слова?» 2 класс.
Урок русского языка « Что такое корень слова? Что такое однокоренные слова?» 2 класс....
Урок русского языка с использованием технологии проблемного обучения, групповой технологии, технология здоровьесбережения. « Что такое корень слова? Что такое однокоренные слова?»
Урок русского языка по теме "Что такое корень слова? Что такое однокоренные слова?", на этом уроке используются технологии проблемного обучения, групповой работы, здоровьесбережения....

Урок русского языка « Что такое корень слова?Что такое однокоренные слова?» УМК «Школа России» .2 класс
УМК «Школа России» .2 класс...

Урок русского языка в 3 классе. Тема:«Что такое корень слова? Что такое однокоренные слова?»
Урок русского языка в 3 классе. Тема:«Что такое корень слова? Что такое однокоренные слова?»...

Урок русского языка. Урок - путешествие. Тема: Что такое корень слова? Что такое однокоренные слова? (Закрепление)
Урок построен в виде игры, путешествие на воздушном шаре....