Бинарный урок русский язык и литературное чтение 4 класс "Фразеологизмы в нашей речи "
методическая разработка по русскому языку (4 класс)
Урок "Фразеологизмы в нашей речи" является уроком обобщающего повторения темы "Фразеологизмы" в 4 классе и направлен на систематизацию и обобщение знаний по данной теме. Обучающиеся учатся не только использовать фразеологизмы в своей речи, но и учатся находить, объяснять фразеологизмы в произведениях русского баснописца И.А.Крылова.
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 219.45 КБ |
Предварительный просмотр:
Технологическая карта урока
Максимова Галина Ивановна
Малькова Екатерина Владимировна
ГБОУ лицей №299
«Школа России»
Русский язык, литературное чтение. Бинарный урок
4 класс
Тема: «Фразеологизмы в нашей речи». | Тип: Урок совершенствования ЗУН | ||
Цель: Вспомним, что такое фразеологизмы, будем учиться использовать фразеологизмы в речи, объясняя их смысл | |||
Планируемые результаты | |||
Предметные: | Метапредметные: | Личностные: | |
Повторяет и закрепляет понятия «фразеологизмы». Работает с фразеологическим словарём, ищет и уточняет лексического значения фразеологизмов в словаре. Распознает и объясняет фразеологизмы в баснях И. А. Крылова. Учится употреблять фразеологизмы в устной и письменной речи. | Учащийся контролирует выполнение учебной задачи. Аргументирует своё мнение. Анализирует и синтезирует информацию. Анализирует и оценивает свою работу на уроке. Сотрудничает с товарищами при работе в группах. | Учащийся проявляет интерес к учебному материалу. Учащийся приводит примеры использования фразеологизмов в речи на примерах жизненного опыта. Учащийся учится сотрудничать с одноклассниками, уважать чужую точку зрения, отстаивать свое мнение. | |
Ресурсы урока: учебник «Русский язык» 4 класс Канакина В.П., В.Г. Горецкий, буклет «Фразеологизмы в нашей речи», компьютер, мультимедийный проектор с экраном, презентация «Фразеологизмы в нашей речи» | |||
Ход урока | |||
Содержание деятельности учителя | Содержание деятельности обучающихся | ||
Мотивация к деятельности | |||
Добрый день, ребята! Готовы начать урок? Тогда вперед! Зарубите себе на носу, вам придется работать засучив рукава. В случае временной неудачи не падать духом, а взять себя в руки и заново приниматься за дело. Ручаюсь, в конечном счете, вас ждет успех! |
| ||
Актуализация необходимых знаний | |||
- Как называется эти выражения? - Чему же мы будем учиться на уроке? 2. Учитель просит дать определение понятия «фразеологизм». Уточняет, что значит устойчивое сочетание? 3. Словарная работа. Учитель произносит фразеологизм и просит выписать слова с непроверяемыми орфограммами. Вставать с первыми петухами. (Очень рано) Трещит как сорока. (Говорит быстро, громко) Бросать слова на ветер. (Говорить впустую, напрасно тратить усилия) Язык заплетается. (Так говорят о том, кто говорит неясно, невнятно) Яблоку негде упасть. (Очень тесно, многолюдно) 4. Учитель организует взаимопроверку словарной работы. 5. Учитель просит объяснить значения фразеологизмов, слова из которых ученики выписали. Учитель просит объяснить зачем нужны фразеологизмы? |
Обучающиеся объясняют, что нельзя убирать или заменять слова в фразеологизмах.
Обучающиеся отвечают, что для выразительности речи, её образности, яркости, точности. | ||
Организация познавательной деятельности | |||
Кто не слыхал его живого слова? Кто в жизни с ним не встретился своей? Бессмертные творения Крылова Мы с каждым годом любим все сильней. Со школьной парты с ними мы сживались, В те дни букварь постигшие едва. И в памяти навеки оставались Крылатые крыловские слова. 5.Учитель задает вопросы, при необходимости подводит ребят к нужным ответам. О каком авторе идет речь в стихотворении? Что писал Иван Андреевич Крылов? Чем отличается басня от других литературных произведений? Что такое мораль? Человека, который пишет басни называют… 6. Работа с предложением. Учитель дает задание- записать предложение, вставить пропущенные буквы и выполнить взаимопроверку. И.А. Крылов- извес…ный ру…кий б…снописец. 7. Подбор фразеологизмов к героям басен И.А.Крылова И.А. Крылов написал 236 замечательных басен. Учитель просит вспомнить ребят басни И.А.Крылова? Героев басен любят и взрослые, и дети. Учитель просит подобрать фразеологизм к герою басни, который его характеризует и объяснить свой выбор. 8. Физкультминутка Игра «Покажи у себя» Фразеологизмы изучаем, Их значения узнаем И покажем на себе, То, что слышим мы в стихе. Его вешают в унынии, Задирают, зазнаваясь, И суют куда не надо, Если дело не твоё. (Нос) На них вешают лапшу, Они вянут, как цветы. Ими можно даже хлопать, Если что-то не поймёшь. (Уши) Он хорошо подвешен у людей, Умеющих красиво говорить. Его крепко держат за зубами, Когда желают что-то скрыть. (Язык) Говорят, в них правды нет. Когда спешат, берут их в руки. Бегут, не чуя под собой. Вы догадались? Это … (Ноги) 9. Работа с текстом Учитель предлагает послушать рассказ еще об одной героине басни: Эта героиня чуть «язык не проглотила», когда увидела в чужом саду сочные спелые гроздья винограда. У нее от вида ягод «разгорелись глаза и зубы». Однако, гроздья висели не «рукой подать». И сколько бы она не ходила кругами, винограда ей не достать. Когда она поняла, что «зашла в тупик», то героиня «опустила руки» сказала: «Не нужен мне виноград! Он еще зеленый и незрелый. От него сразу можно «набить оскомину». И «в один миг удалилась».
-Кто же эта героиня? В своем рассказе я использовала фразеологизмы. Постарайтесь найти как можно больше их в тексте, объясните их значения. При работе можно пользоваться словарем (работа в группе). - Почему лисица удалилась? - Ребята, а почему лисице не понравился виноград? - Что сделала лисица, чтобы достать его? - Почему лиса не могла просто не удалиться из сада, а говорит, что виноград не вкусный? -Как вы понимаете выражение «набить оскомину»? В данном тексте это выражение употребляется в прямом значении, т.е. почувствовать неприятный кислый вкус во рту. Но это выражение используется и в переносном значении-при долгой однообразной работе. Например, если вы играете долго в одну и туже игру она может вам надоесть- это называется «набить оскомину» и уже это выражение будет фразеологизмом. - Баснописцы в своих баснях высмеивают дурные привычки, отрицательные черты характера. Ребята, какую отрицательную черту характера высмеивал И.А.Крылов в этой басни.
|
Записывают фразеологизмы по картинкам и подчеркивают орфограммы. В случае необходимости используют словарь фразеологизмов из учебника и буклета «Фразеологизмы в нашей речи».
5.Обучающиеся отвечают на вопросы: Иван Андреевич Крылов Басни В баснях есть мораль Мораль-это урок для читателя как не следует поступать. Баснописец 6. Ребята записывают предложение, вставляют пропущенные орфограммы и проводят взаимопроверку (проверка у доски: 3 человека вставляют, другие 3 человека объясняют орфограммы). 7. Ребята вспоминают басни русского баснописца И.А.Крылова и подбирают фразеологизмы к героям басен. 8. Дети слушают фразеологизмы и на себе показывают то, о чем говорится в стихотворении. 9. Дети слушают рассказ учителя и пытаются определить о каком герое идет речь. Обучающиеся отвечают на вопросы учителя. Работа в группах. Дети находят фразеологизмы и объясняют их, используя в работе словарь фразеологизмов. Обучающиеся отвечают на вопросы учителя. Ребята слушают объяснение учителя. Дети предполагают, что это лень. | ||
Рефлексия деятельности | |||
1. Учитель спрашивает зачем И.А.Крылов использовал фразеологизмы в своих произведениях? Русский язык богат фразеологизмами. Мы их используем как в письменной, так и в устной речи чтобы сделать ее более яркой, красочной и выразительной. 2.Для того чтобы подвести итог нашего урока мы составим синквейн. Синквейн - это творческая работа, вам нужно подобрать слова, которые раскрывают нашу тему. Синквейн –пишется по следующим правилам:
3. Рефлексия работы Учитель выдаёт каждой команде часть картинки, сложив части, команда должна получиться иллюстрацию фразеологизма, догадаться, какой фразеологизм на картинке и объяснить его значение. | 1. Обучающиеся отвечают на вопросы учителя. 2. Дети составляют синквейн, используя полученные знания на уроках. 3. Ребята, за каждое задание команда получала часть картинки. Знать на зубок. | ||
https://infourok.ru/tehnologicheskaya-karta-uroka-chto-takoe-frazeologizmy-7364485.html
https://multiurok.ru/files/uroki-po-russkomu-iazyku-v-ighrovoi-formie-dlia-ni.html
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Интегрированный урок русского языка и литературного чтения с использованием ИКТ "Обобщение изученного материала "Части речи"
Обобщение изученного материала происходит с помощью художественно-изобразительных средств, яркого художественного чтения стихов, презентации "Весна"....
Доклад по самообразованию на тему "Развитие речи на уроках русского языка и литературного чтения в начальной школе".
Одно из главных направлений работы в начальных классах - развитие связной речи учащихся. Содержание работы по развитию речи включает: обогащение словарного запаса, овладение нормами устной речи, обуче...
Презентация на тему: "Изучение роли имён прилагательных в речи на интегрированных уроках русского языка и литературного чтения"
Презентация к проекту по теме "Имя прилагательное" для учащихся 4-х классов...

Доклад на тему: " Развитие речи на уроках русского языка и литературного чтения"
Опыт работы с детьми на уроках русского языка и литературного чтения....

Практика по "Развитию речи" на уроках русского языка и литературного чтения
Эти практические упражнения применяются в системе, помогают ученику усовершенствовать свою речь, свободно общаться, работать сообща....

Статья "Развитие связной речи у детей с ЗПР на уроках русского языка и литературного чтения."
Развитие речи – актуальная задача обучения в начальной школе, так как наша речь является основой всякой умственной деятельности и средством человеческого общения (коммуникации)....
«Развитие речи младших школьников на уроках русского языка и литературного чтения».
Опыт работы по развитию речи младших школьников....





