Развитие функциональной грамотности младших школьников на уроках русского языка
статья по русскому языку (1, 2, 3, 4 класс)

Розымова Маргарита Алексеевна

Материал представляет системный подход к развитию функциональной грамотности через интеграцию теории и практики, акцент на осмысленное применение знаний и межпредметные связи.

Целевая аудитория:  Учителя начальных классов, методисты, студенты педагогических вузов.

Формат: Готов к использованию в методических пособиях, презентациях или как раздаточный материал на педагогических советах.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Развитие функциональной грамотности младших школьников на уроках русского языка

Функциональная грамотность – это способность человека использовать знания и умения в реальных жизненных ситуациях. В начальной школе её формирование особенно важно, поскольку закладывает основу для успешного обучения и социализации. Уроки русского языка играют ключевую роль в этом процессе, так как язык – не только предмет изучения, но и инструмент познания мира.

В статье рассмотрены понятие функциональной грамотности, её компоненты, эффективные методы и приёмы развития на уроках русского языка.

1. Что такое функциональная грамотность и почему она важна?
Функциональная грамотность включает:

- читательскую грамотность (понимание текстов),

- математическую грамотность (работа с данными),

- естественно-научную грамотность (понимание явлений),

- финансовую грамотность (разумное обращение с деньгами),

- креативное мышление (решение нестандартных задач).

На уроках русского языка это проявляется в умении понимать и анализировать тексты, грамотно выражать мысли устно и письменно, применять правила в реальных коммуникативных ситуациях.

2. Как развивать функциональную грамотность на уроках русского языка?

Формирование функциональной грамотности требует системного подхода, включающего разнообразные методы и приемы работы. Рассмотрим ключевые направления и конкретные примеры их реализации.

Работа с текстом

Функциональное чтение – основа грамотности. Ученик должен не просто механически прочитать текст, но и осмыслить его, использовать информацию в практических ситуациях. - Извлечение информации: задания на поиск главной мысли, составление вопросов к тексту.
Этапы работы:

1. До чтения:

- Активизация prior knowledge («Что ты знаешь об этой теме?»).

- Прогнозирование по заголовку/иллюстрациям («О чем может быть этот текст?»).

2. Во время чтения:

- Маркировка текста:

- «V» – уже знал,

- «+» – новое,

- «?» – непонятно.

- Составление вопросов к тексту (от простых «кто? что?» до оценочных «почему? как ты думаешь?»).

3. После чтения:

- Задания на проверку понимания:

- «Выбери правильный ответ…»,

- «Найди в тексте доказательство того, что…».

- Практическое применение:

- Напиши инструкцию по прочитанному (например, как ухаживать за растением из текста).

- Придумай диалог между героями.

Пример:

После рассказа Н. Носова «Карасик»:
- «Почему папа рассердился на Мишку? Как можно было избежать конфликта?»
- «Составь памятку «Как правильно ухаживать за рыбками». Пример задания:

Практико-ориентированные задания

Цель – показать, что русский язык нужен не только в школе, но и за её пределами.

Примеры заданий:

«Пишем письмо»:

- Официальное (директору школы с просьбой организовать экскурсию).

- Личное (другу о каникулах).

- Анализ: «Чем отличаются эти письма? Какие слова уместны в каждом случае?»

«Магазин»:

- Составь список продуктов с правильным написанием («молоко», «яблоки»).

- Рассчитай стоимость покупки (интеграция с математикой).

«Объявления»:

Прочитай объявление в школе. Ответь: куда и когда нужно подойти, если хочешь записаться в кружок?

Проектная деятельность

Проекты развивают умение добывать, анализировать и презентовать информацию.

- Создание классной газеты (работа с информацией, редактирование).

- Исследование «Какие слова чаще всего используют в рекламе?» (анализ языка СМИ).

Приметы проектов:

«Словарь нашего класса»:

- Сбор слов-неологизмов или любимых выражений одноклассников.

«Как меняется язык»:

- Сравнение SMS-сообщений и писем 19 века (например, фразы из «Евгения Онегина»).

Игровые технологии

Игры снимают страх ошибки и повышают мотивацию.

Игры на уроках:

«Корректор»:

- Исправь ошибки в письме Чебурашки («Привет, Гена! Я хачу на день рожденя…»)

«Угадай правило»:

- По примерам («жи-ши», «ча-ща») сформулируй закономерность.

«Словарный аукцион»:

- Кто назовёт больше слов на правило «безударная гласная в корне».- «Редактор»: исправление ошибок в «письме Незнайки».

- «Я – учитель»: объяснение правила одноклассникам.

Развитие функциональной грамотности на уроках русского языка – это не просто требование времени, а необходимость. Использование практических заданий, связь с жизнью и акцент на осмысленное применение знаний помогут ученикам стать увереннее и успешнее.

Розымова Маргарита Алексеевна


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование функциональной грамотности младших школьников на уроках русского языка

ФУНКЦИОНАЛЬНАЯ ГРАМОТНОСТЬ, как планируемый результат обучения младших школьников...

Взаимодействие игровой и учебно-познавательной деятельности с целью формирования функциональной грамотности младших школьников на уроках русского языка

В статье предлагаются  дидактически и игровые методы и приёмы по формированию у учащихся начальной школы функциональной грамотности на уроках русского языка...

Мастер – класс «Приемы и методы формирования функциональной грамотности младших школьников на уроках русского языка и литературного чтения»

Цель: познакомить слушателей с приёмами и методами формирования функциональной грамотности на уроках русского языка и  литературного чтения у младших школьников.Задачи:раскрыть содержание ма...

Приемы формирования функциональной грамотности младших школьников на уроках русского языка и литературного чтения

Трансформация в современном мире находят свои отражен в обучения и воспитания. Требуется пересмотра целей, результатов образования, методов преподавания, систем оценки достигнутых результатов. Совреме...

Формирование и развитие функциональной грамотности младших школьников на уроках русского языка и литературного чтения»

Трансформация в современном мире находят свои отражен в обучения и воспитания. Требуется пересмотра целей, результатов образования, методов преподавания, систем оценки достигнутых результатов. Совреме...

Отчет по самообразованию на тему "Формирование и развитие функциональной грамотности младших школьников на уроках русского языка литературного чтения"

Что же такое «функциональная грамотность»? Функциональная грамотность – способность человека вступать в отношения с внешней средой и максимально быстро адаптироваться и функционирова...