Открытый урок русского языка в 1 классе "Наблюдаем за значениями слов. Сколько значений может быть у слова"
план-конспект урока по русскому языку (1 класс)

Ореховская Ирина Ивановна

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА РУССКОГО ЯЗЫКА

 

 

 
 

Дата: 28.04.2025

Школа: ГБОУ СОШ с. Камышла

Класс: 1

Учитель: Ореховская Ирина Ивановна

 

 

 

 

 

 

Тема урока: «Наблюдаем за значениями слов. Сколько значений может быть у слова»

Тип урока: «открытие» новых знаний.

Цель урока: создать условия для организации деятельности учащихся по формированию представления о многообразии слов в русском языке, о богатстве родного языка.

Предметные задачи урока:

дать первое представление о многозначных и однозначных словах; наблюдать над употреблением однозначных и многозначных слов;  ввести в активный словарный запас детей слова-термины «многозначные и однозначные слова», обеспечить закрепление изучаемого материала через разные виды работ; способствовать обогащению словаря учащихся на уроке; формировать умения осознанного речевого высказывания в устной и письменной речи.

Метапредметные задачи урока:

Познавательные: способствовать умению строить речевые высказывания в соответствии с планом; упражнять учащихся в выполнении основных мыслительных операций (анализ – синтез, группировка, обобщение).

Регулятивные: содействовать формированию умения принимать и сохранять учебную задачу; формировать умение планировать свою работу с учетом конечного результата; учить целеполаганию как постановке учебной задачи, стимулировать исследовательскую деятельность.

Коммуникативные: формировать умение работать в парах, умение слушать партнёра и вступать в диалог, умение участвовать в коллективном обсуждении проблемы.

Личностные УУД: создать условия для формирования интереса к учебной деятельности.

Планируемые результаты: учащиеся научатся распознавать однозначные и многозначные слова.

Оборудование: УМК: «Школа России» учебник «Русский язык. 1 класс» Канакина В.П., компьютер, интерактивная доска, карточки для работы в парах, толковый словарь русского языка.

Используемые технологии и методы обучения:

Информационно-коммуникативные технологии 

Технология проблемного обучения.

Технология уровневой дифференциации (карточки).

Словесные, наглядные, практические методы.

Межпредметные связи: литературное чтение.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tehnologieskaya_karta.docx323.1 КБ

Предварительный просмотр:

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА РУССКОГО ЯЗЫКА

Дата: 28.04.2025

Школа: ГБОУ СОШ с. Камышла

Класс: 1

Учитель: Ореховская Ирина Ивановна

Тема урока: «Наблюдаем за значениями слов. Сколько значений может быть у слова»

Тип урока: «открытие» новых знаний.

Цель урока: создать условия для организации деятельности учащихся по формированию представления о многообразии слов в русском языке, о богатстве родного языка.

Предметные задачи урока: 

дать первое представление о многозначных и однозначных словах; наблюдать над употреблением однозначных и многозначных слов;  ввести в активный словарный запас детей слова-термины «многозначные и однозначные слова», обеспечить закрепление изучаемого материала через разные виды работ; способствовать обогащению словаря учащихся на уроке; формировать умения осознанного речевого высказывания в устной и письменной речи.

Метапредметные задачи урока: 

Познавательные: способствовать умению строить речевые высказывания в соответствии с планом; упражнять учащихся в выполнении основных мыслительных операций (анализ – синтез, группировка, обобщение).

Регулятивные: содействовать формированию умения принимать и сохранять учебную задачу; формировать умение планировать свою работу с учетом конечного результата; учить целеполаганию как постановке учебной задачи, стимулировать исследовательскую деятельность.

Коммуникативные: формировать умение работать в парах, умение слушать партнёра и вступать в диалог, умение участвовать в коллективном обсуждении проблемы.

Личностные УУД: создать условия для формирования интереса к учебной деятельности.

Планируемые результаты: учащиеся научатся распознавать однозначные и многозначные слова.

Оборудование: УМК: «Школа России» учебник «Русский язык. 1 класс» Канакина В.П., компьютер, интерактивная доска, карточки для работы в парах, толковый словарь русского языка.

Используемые технологии и методы обучения:

Информационно-коммуникативные технологии 

Технология проблемного обучения.

Технология уровневой дифференциации (карточки).

Словесные, наглядные, практические методы.

Межпредметные связи: литературное чтение.

ХАРАКТЕРИСТИКА ЭТАПОВ

Этап

Цель этапа урока

Формы организации учеб. деятельности, методы и

приемы, формы контроля

Деятельность учителя

Деятельность обучающегося

Планируемые метапредметные результаты

I. Самоопределение к деятельности

(1-2 мин)

Включение в учебную деятельность на личностно значимом уровне

М: беседа

П: эмоциональный настрой

ВК

ФГ:

Упражнение «Доскажи словечко»

1.Проверяет готовность обучающихся к уроку.

  • Здравствуйте, ребята!

2.Создает эмоциональный настрой на работу на уроке.

-Долгожданный дан звонок.

-Начинается урок!

3. Рубрика «Повторим…»

Встретив зайку, ёж-сосед

Говорит ему: « … »

А его сосед ушастый

Отвечает: «Ёжик, …»

К Осьминожке Камбала

В понедельник заплыла,

А во вторник на прощанье

Ей сказала: «…»

Неуклюжий пёсик Костик

Мышке наступил на хвостик.

Поругались бы они,

Но сказал он: «…»

- Как можно называть эти слова?

- А человека, который употребляет в своей речи такие слова?

- Вы бы хотели стать такими?

А теперь пришло время открыть тетради…

  1. Приветствуют учителя и выполняют самооценку готовности к уроку.
  2. Эмоционально

настраиваются на урок.

Мы начать урок готовы. 

Будем слушать, рассуждать,

И друг другу помогать.

Вежливые слова делают нашу речь более теплой и доброжелательной.

 - вежливым и воспитанным.

УУКД:

воспринимать и формулировать суждения,

выражать эмоции в соответствии с целями и условиями общения в знакомой среде;

II. Актуализация знаний и мотивация

  (4-5 мин)

Готовность мышления и осознание

потребности к построению

нового способа действий

М: репродуктивный

М: беседа, демонстрация П: ответы на вопросы

П:

орфографический анализ

ВК

ФГ:

Упражнение «Составь и запиши со словом предложение»

«Дай толкование слов и словаря»

  1. ММинутка чистописания.  Акцент на сложное написание соединения.

- На новой строке запишем сегодняшнее число.

- Сегодня у нас…?

- Апрель – который месяц в году?

- Как мы это запишем в дате?

   2. Рубрика «Словарь»

Работа с картинным словарём.

- Запишите слова 2СТОЛБИКА.

- Запишите и разберите слово пенал.

- Догадайтесь, что это за слово? (к-р-нд-ш)

- Где мы нашли на уроке рисования его значение?

- Прочитай.

-Где мы можем найти такой словарь?(в библиотеке)

- Запишите с комментированием слово карандаш.

-Составьте и запишите со словом пенал предложение.

3. Фронтальный опрос:

- Что такое предложение?

- Как определить начало и конец предложения?

- О чём нам напоминают эти знаки на уроках чтения?

  1. Выполняют упражнения.
  2. Выполняют работу в тетради.
  3. Записывают слова с комментированием.

 В словаре.

Карандаш — Деревянная палочка со стержнем из графита или сухой краски, употребляемая для письма, рисования, черчения. (словарь Сергея Ивановича Ожегова)

Называют определение

О паузе

УУРД: проявлять готовность руководить, выполнять поручения, самостоятельно

разрешать конфликты УУКД: строить речевое высказывание в соответствии с поставленной задачей;

 III.

Определение темы, постановка

учебной цели и

задач.

  (4-5 мин)

Выявление места и причины затруднения, постановка цели урока

М: словесный, беседа

П: ответы на вопросы

ВК

  1.  Проводит подводящий диалог для формулирования обучающимися темы и целей урока.

- Откройте учебник на с.26

- Кто догадался? Какая тема нашего урока?

- Как вы думаете, чем мы будем заниматься на уроке?

1. Выдвигают варианты формулировок цели,

участвуют в их обсуждении.

УУРД: планировать действия по решению учебной задачи для получения результата;

IV. Открытие новых знаний

(7-8 мин)

Построение детьми нового способа действий и

формирование способности к его выполнению

М: языковой анализ

П: ответы на вопросы

ВК

ФГ:

Упражнение «Проблемная ситуация»

1. Организует деятельность обучающихся по открытию нового знания, к побуждению к самостоятельной исследовательской деятельности.

Ребята, посмотрите на экран. Вам представлены иллюстрации. 

- Давайте назовем их по порядку.

- Ребята, что вы заметили?

- Какие слова повторялись?

-Значит сколько значений у этих слов?

- А какие слова не повторялись?

количество значений слов.

 Вывод: слова, которые имеют 1 значение, называются однозначными.

- А кто поможет мне? Как будут тогда называться слова, у которых 2, 3, 4 значения?

- Правильно, многозначными!

-Прочитайте правило жужжащим чтением.

-Как называются слова, которые имеют только одно значение?

-Верно, такие слова называются однозначными.

-А как называются слова, которые имеют несколько значений?

-Да, это многозначные слова.

-Молодцы! Мы с вами узнали, что все слова в русском языке можно разделить на две группы: однозначные, которые имеют одно значение, и многозначные: которые имеют несколько значений.

2. Игра «Сколько значений в слове?»

  1. Работают с учебником и тетрадью.

Карандаш, грач, колокольчик, кисть, виноград.

Колокольчик, кисть

Грач, карандаш.

Работа со словарём учебника 134 стр.

УУКД: воспринимать и формулировать суждения,

выражать эмоции в соответствии с целями и условиями общения в знакомой среде;

УУРД: проявлять готовность повторить, выполнять поручения, самостоятельно

выполнять действия.

V. Динамическая пауза

(1-2 мин)

Снятие физического напряжения. Расслабление.

М: словесный

П: повторение движений

ВК

  1. Организует динамическую паузу.

Упражнение на внимание.

1.Выполняют упражнения динамической паузы.

УУРД: проявлять готовность повторить, выполнять поручения

VI. 

Закрепление полученных знаний

(4-5 мин)

Усвоение нового способа действий

М: частично- поисковый

П: составление новых слов

М: беседа

П:

письменный

ВК

ФГ:

Упражнение «Определи литературный жанр»

Упражнение «Найди рифму»

«Соотнеси»

  1. Организует работу обучающихся по закреплению полученных знаний.

Работа по учебнику ( с.27 №17) 

- К какому жанру литературного творчества относится текст?

- Как вы определили?

- Назовите рифмующиеся слова

- Кто сможет найти автора этого стихотворения?

- Какое слово повторялось несколько раз?

- Верно, повторялось слово «золотой».

- Ребята, скажите, как вы думаете, что означает слово «золотой»?

- Давайте в словаре посмотрим сколько значений имеет слово золотой.

1. Работают с учебником и тетрадью.

Пролетая – золотая

Шелестят – растят

(Екатерина Серова)

Читают стихотворение про себя. Затем вслух.

Повторялось слово «золотой».

Дают определение слову

«золотой».- 3

-«цвета золота».

-потому что золотая рожь обозначает, что похожа на золотой цвет, жёлтый

-«замечательный, умелый..»

-записывают предложения.

УУКД: корректно и аргументировано высказывать своё мнение;

УУПД:

объединять объекты (языковые единицы) по определённому признаку.

УУПД:

устанавливать причинно-

следственные связи в ситуациях наблюдения за языковым материалом,

делать выводы.

VII. 

Самостоятельная работа с самопроверкой

(4-5 мин)

Закрепление нового способа действий, индивидуальная рефлексия

Достижения цели, создание ситуации успеха

М: наглядный П: групповая работа 

ВК

ФГ:

Упражнение «Распредели слова в 2 группы»

1.Организует самостоятельную работу и контролирует ее выполнение.

Работа в группах: На партах картинки, нужно разбить слова на две группы однозначные и многозначные.

 

                                                     

- Давайте проверим. (Проверяю)

- Молодцы ребята!

1. Выполняют задание с взаимопроверкой.

ПРАВИЛА ГРУППЫ

Слушать друг друга.

Работать тихо.

лампа, мороженое лук, игла, кран

УУРД:

соотносить результат

деятельности с поставленной учебной задачей по выделению, характеристике, использованию языковых единиц.

VIII. Включение в систему знаний, повторение

(3- 4 мин)

Повторение и закрепление

ранее изученного

М: работа с карточками в паре

П:

письменный

ВК

ФГ:

Упражнение «Соотнеси»

1.Организует работу с текстом.

Работа по карточкам в паре «Кто какую фразу произносит?» Самопроверка.

  1. Используют приобретенные знания в практической деятельности.

Читают текст про себя

УУРД:

устанавливать причины успеха/неудач учебной деятельности УУПД:

устанавливать причинно-

следственные связи в ситуациях наблюдения за языковым материалом,

делать выводы.

IX. Итог урока

 (1-2 мин)

Осознание метода построения,

границ применения нового знания

М: беседа

П:

подведение итогов

ВК

М: частично- поисковый П:

заполнение пропусков

ФГ:

Упражнение «Восстановите текст»

  1. Организует        рефлексию        по        изученному материалу.

  • С помощью чего мы можем определить значение слова?
  •  Восстановите текст.

  1. Вспоминают основные понятия урока

Повторяют правила

УУРД:

соотносить результат

деятельности с поставленной

учебной задачей по выделению, характеристике, использованию языковых единиц

УУКД: строить речевое высказывание в соответствии с поставленной задачей.

X. Рефлексия деятельности

(1-2 мин)

Самооценка

результатов деятельности

П: оценивание

1.Эмоционально завершает урок.

- Оцените свою работу на уроке. Покажите, пожалуйста, на какую ступеньку лесенки успеха вы смогли подняться сегодня?

Спасибо ребята за урок, мне очень понравилось с вами общаться.

1.Осуществляют самооценку своей учебной деятельности, соотносят цель и результат.

Оценивают свою работу на уроке

УУПД:

устанавливать причинно-

следственные связи в ситуациях наблюдения за языковым материалом,

делать выводы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Самоанализ открытого урока русского языка, проведенного во классе, по теме «От значения слова к правильной букве» учитель начальных классов: Долженкова Т.И., МОУ СОШ п. Баляга

Самоанализ открытого урокарусского языка, проведенного во  классе,  по теме «От значения слова к правильной букве»учитель начальных классов: Долженкова Т.И. МОУ СОШ п. Баляга...

Открытый урок русского языка во 2 классе "Учимся писать буквы безударных гласных в корне слова"

Класс: 2УМК: « Начальная школа 21 века». Тема: Учимся писать буквы безударных гласных в корне словаЦель: продолжить формирование опыта в правописании слов с безударной гласной в корне слова.Форми...

Сценарий открытого урока русского языка в 4 классе (система Д.Б.Эльконина-В.В.Давыдова). Слова общего рода.

Урок №8    в теме «Грамматические формы и грамматические значения имён существительных, прилагательных и глаголов».Тип урока – решение частной задачи.Технология развив...

Конспект урока русского языка в 1 классе по теме «Сколько значений может быть у слова?».

Конспект урока русского языка в 1 классе по теме «Сколько значений может быть у слова?»....

конспект урока русского языка для 1 класса №125 Наблюдаем за значением слов. Сколько значений может быть у слова

Тип урока: открытие нового знания.Цель урока: формирование умений различать многозначные и однозначные слова....