Открытый урок русского языка в 1 классе "Наблюдаем за значениями слов. Сколько значений может быть у слова"
план-конспект урока по русскому языку (1 класс)
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА РУССКОГО ЯЗЫКА
|
Тема урока: «Наблюдаем за значениями слов. Сколько значений может быть у слова»
Тип урока: «открытие» новых знаний.
Цель урока: создать условия для организации деятельности учащихся по формированию представления о многообразии слов в русском языке, о богатстве родного языка. |
Предметные задачи урока: дать первое представление о многозначных и однозначных словах; наблюдать над употреблением однозначных и многозначных слов; ввести в активный словарный запас детей слова-термины «многозначные и однозначные слова», обеспечить закрепление изучаемого материала через разные виды работ; способствовать обогащению словаря учащихся на уроке; формировать умения осознанного речевого высказывания в устной и письменной речи. |
Метапредметные задачи урока: Познавательные: способствовать умению строить речевые высказывания в соответствии с планом; упражнять учащихся в выполнении основных мыслительных операций (анализ – синтез, группировка, обобщение). Регулятивные: содействовать формированию умения принимать и сохранять учебную задачу; формировать умение планировать свою работу с учетом конечного результата; учить целеполаганию как постановке учебной задачи, стимулировать исследовательскую деятельность. Коммуникативные: формировать умение работать в парах, умение слушать партнёра и вступать в диалог, умение участвовать в коллективном обсуждении проблемы. Личностные УУД: создать условия для формирования интереса к учебной деятельности. |
Планируемые результаты: учащиеся научатся распознавать однозначные и многозначные слова. |
Оборудование: УМК: «Школа России» учебник «Русский язык. 1 класс» Канакина В.П., компьютер, интерактивная доска, карточки для работы в парах, толковый словарь русского языка. |
Используемые технологии и методы обучения: Информационно-коммуникативные технологии Технология проблемного обучения. Технология уровневой дифференциации (карточки). Словесные, наглядные, практические методы. |
Межпредметные связи: литературное чтение. |
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 323.1 КБ |
Предварительный просмотр:
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА РУССКОГО ЯЗЫКА
Дата: 28.04.2025 Школа: ГБОУ СОШ с. Камышла Класс: 1 Учитель: Ореховская Ирина Ивановна |
Тема урока: «Наблюдаем за значениями слов. Сколько значений может быть у слова»
Тип урока: «открытие» новых знаний.
Цель урока: создать условия для организации деятельности учащихся по формированию представления о многообразии слов в русском языке, о богатстве родного языка. |
Предметные задачи урока: дать первое представление о многозначных и однозначных словах; наблюдать над употреблением однозначных и многозначных слов; ввести в активный словарный запас детей слова-термины «многозначные и однозначные слова», обеспечить закрепление изучаемого материала через разные виды работ; способствовать обогащению словаря учащихся на уроке; формировать умения осознанного речевого высказывания в устной и письменной речи. |
Метапредметные задачи урока: Познавательные: способствовать умению строить речевые высказывания в соответствии с планом; упражнять учащихся в выполнении основных мыслительных операций (анализ – синтез, группировка, обобщение). Регулятивные: содействовать формированию умения принимать и сохранять учебную задачу; формировать умение планировать свою работу с учетом конечного результата; учить целеполаганию как постановке учебной задачи, стимулировать исследовательскую деятельность. Коммуникативные: формировать умение работать в парах, умение слушать партнёра и вступать в диалог, умение участвовать в коллективном обсуждении проблемы. Личностные УУД: создать условия для формирования интереса к учебной деятельности. |
Планируемые результаты: учащиеся научатся распознавать однозначные и многозначные слова. |
Оборудование: УМК: «Школа России» учебник «Русский язык. 1 класс» Канакина В.П., компьютер, интерактивная доска, карточки для работы в парах, толковый словарь русского языка. |
Используемые технологии и методы обучения: Информационно-коммуникативные технологии Технология проблемного обучения. Технология уровневой дифференциации (карточки). Словесные, наглядные, практические методы. |
Межпредметные связи: литературное чтение. |
ХАРАКТЕРИСТИКА ЭТАПОВ
Этап | Цель этапа урока | Формы организации учеб. деятельности, методы и приемы, формы контроля | Деятельность учителя | Деятельность обучающегося | Планируемые метапредметные результаты |
I. Самоопределение к деятельности (1-2 мин) | Включение в учебную деятельность на личностно значимом уровне | М: беседа П: эмоциональный настрой ВК ФГ: Упражнение «Доскажи словечко» | 1.Проверяет готовность обучающихся к уроку.
2.Создает эмоциональный настрой на работу на уроке. -Долгожданный дан звонок. -Начинается урок! 3. Рубрика «Повторим…» Встретив зайку, ёж-сосед Говорит ему: « … » А его сосед ушастый Отвечает: «Ёжик, …» К Осьминожке Камбала В понедельник заплыла, А во вторник на прощанье Ей сказала: «…» Неуклюжий пёсик Костик Мышке наступил на хвостик. Поругались бы они, Но сказал он: «…» - Как можно называть эти слова? - А человека, который употребляет в своей речи такие слова? - Вы бы хотели стать такими? А теперь пришло время открыть тетради… |
настраиваются на урок. Мы начать урок готовы. Будем слушать, рассуждать, И друг другу помогать. Вежливые слова делают нашу речь более теплой и доброжелательной. - вежливым и воспитанным. | УУКД: воспринимать и формулировать суждения, выражать эмоции в соответствии с целями и условиями общения в знакомой среде; |
II. Актуализация знаний и мотивация (4-5 мин) | Готовность мышления и осознание потребности к построению нового способа действий | М: репродуктивный М: беседа, демонстрация П: ответы на вопросы П: орфографический анализ ВК ФГ: Упражнение «Составь и запиши со словом предложение» «Дай толкование слов и словаря» |
- На новой строке запишем сегодняшнее число. - Сегодня у нас…? - Апрель – который месяц в году? - Как мы это запишем в дате? 2. Рубрика «Словарь» Работа с картинным словарём. - Запишите слова 2СТОЛБИКА. - Запишите и разберите слово пенал. - Догадайтесь, что это за слово? (к-р-нд-ш) - Где мы нашли на уроке рисования его значение? - Прочитай. -Где мы можем найти такой словарь?(в библиотеке) - Запишите с комментированием слово карандаш. -Составьте и запишите со словом пенал предложение. 3. Фронтальный опрос: - Что такое предложение? - Как определить начало и конец предложения? - О чём нам напоминают эти знаки на уроках чтения? |
В словаре. Карандаш — Деревянная палочка со стержнем из графита или сухой краски, употребляемая для письма, рисования, черчения. (словарь Сергея Ивановича Ожегова) Называют определение О паузе | УУРД: проявлять готовность руководить, выполнять поручения, самостоятельно разрешать конфликты УУКД: строить речевое высказывание в соответствии с поставленной задачей; |
III. Определение темы, постановка учебной цели и задач. (4-5 мин) | Выявление места и причины затруднения, постановка цели урока | М: словесный, беседа П: ответы на вопросы ВК |
- Откройте учебник на с.26 - Кто догадался? Какая тема нашего урока? - Как вы думаете, чем мы будем заниматься на уроке? | 1. Выдвигают варианты формулировок цели, участвуют в их обсуждении. | УУРД: планировать действия по решению учебной задачи для получения результата; |
IV. Открытие новых знаний (7-8 мин) | Построение детьми нового способа действий и формирование способности к его выполнению | М: языковой анализ П: ответы на вопросы ВК ФГ: Упражнение «Проблемная ситуация» | 1. Организует деятельность обучающихся по открытию нового знания, к побуждению к самостоятельной исследовательской деятельности. Ребята, посмотрите на экран. Вам представлены иллюстрации. - Давайте назовем их по порядку. - Ребята, что вы заметили? - Какие слова повторялись? -Значит сколько значений у этих слов? - А какие слова не повторялись? количество значений слов. Вывод: слова, которые имеют 1 значение, называются однозначными. - А кто поможет мне? Как будут тогда называться слова, у которых 2, 3, 4 значения? - Правильно, многозначными! -Прочитайте правило жужжащим чтением. -Как называются слова, которые имеют только одно значение? -Верно, такие слова называются однозначными. -А как называются слова, которые имеют несколько значений? -Да, это многозначные слова. -Молодцы! Мы с вами узнали, что все слова в русском языке можно разделить на две группы: однозначные, которые имеют одно значение, и многозначные: которые имеют несколько значений. 2. Игра «Сколько значений в слове?» |
Карандаш, грач, колокольчик, кисть, виноград. Колокольчик, кисть Грач, карандаш. Работа со словарём учебника 134 стр. | УУКД: воспринимать и формулировать суждения, выражать эмоции в соответствии с целями и условиями общения в знакомой среде; УУРД: проявлять готовность повторить, выполнять поручения, самостоятельно выполнять действия. |
V. Динамическая пауза (1-2 мин) | Снятие физического напряжения. Расслабление. | М: словесный П: повторение движений ВК |
Упражнение на внимание. | 1.Выполняют упражнения динамической паузы. | УУРД: проявлять готовность повторить, выполнять поручения |
VI. Закрепление полученных знаний (4-5 мин) | Усвоение нового способа действий | М: частично- поисковый П: составление новых слов М: беседа П: письменный ВК ФГ: Упражнение «Определи литературный жанр» Упражнение «Найди рифму» «Соотнеси» |
Работа по учебнику ( с.27 №17) - К какому жанру литературного творчества относится текст? - Как вы определили? - Назовите рифмующиеся слова - Кто сможет найти автора этого стихотворения? - Какое слово повторялось несколько раз? - Верно, повторялось слово «золотой». - Ребята, скажите, как вы думаете, что означает слово «золотой»? - Давайте в словаре посмотрим сколько значений имеет слово золотой. | 1. Работают с учебником и тетрадью. Пролетая – золотая Шелестят – растят (Екатерина Серова) Читают стихотворение про себя. Затем вслух. Повторялось слово «золотой». Дают определение слову «золотой».- 3 -«цвета золота». -потому что золотая рожь обозначает, что похожа на золотой цвет, жёлтый -«замечательный, умелый..» -записывают предложения. | УУКД: корректно и аргументировано высказывать своё мнение; УУПД: объединять объекты (языковые единицы) по определённому признаку. УУПД: устанавливать причинно- следственные связи в ситуациях наблюдения за языковым материалом, делать выводы. |
VII. Самостоятельная работа с самопроверкой (4-5 мин) | Закрепление нового способа действий, индивидуальная рефлексия Достижения цели, создание ситуации успеха | М: наглядный П: групповая работа ВК ФГ: Упражнение «Распредели слова в 2 группы» | 1.Организует самостоятельную работу и контролирует ее выполнение. Работа в группах: На партах картинки, нужно разбить слова на две группы однозначные и многозначные.
- Давайте проверим. (Проверяю) - Молодцы ребята! | 1. Выполняют задание с взаимопроверкой. ПРАВИЛА ГРУППЫ Слушать друг друга. Работать тихо. лампа, мороженое лук, игла, кран | УУРД: соотносить результат деятельности с поставленной учебной задачей по выделению, характеристике, использованию языковых единиц. |
VIII. Включение в систему знаний, повторение (3- 4 мин) | Повторение и закрепление ранее изученного | М: работа с карточками в паре П: письменный ВК ФГ: Упражнение «Соотнеси» | 1.Организует работу с текстом. Работа по карточкам в паре «Кто какую фразу произносит?» Самопроверка. |
Читают текст про себя | УУРД: устанавливать причины успеха/неудач учебной деятельности УУПД: устанавливать причинно- следственные связи в ситуациях наблюдения за языковым материалом, делать выводы. |
IX. Итог урока (1-2 мин) | Осознание метода построения, границ применения нового знания | М: беседа П: подведение итогов ВК М: частично- поисковый П: заполнение пропусков ФГ: Упражнение «Восстановите текст» |
|
Повторяют правила | УУРД: соотносить результат деятельности с поставленной учебной задачей по выделению, характеристике, использованию языковых единиц УУКД: строить речевое высказывание в соответствии с поставленной задачей. |
X. Рефлексия деятельности (1-2 мин) | Самооценка результатов деятельности | П: оценивание | 1.Эмоционально завершает урок. - Оцените свою работу на уроке. Покажите, пожалуйста, на какую ступеньку лесенки успеха вы смогли подняться сегодня? Спасибо ребята за урок, мне очень понравилось с вами общаться. | 1.Осуществляют самооценку своей учебной деятельности, соотносят цель и результат. Оценивают свою работу на уроке | УУПД: устанавливать причинно- следственные связи в ситуациях наблюдения за языковым материалом, делать выводы. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Самоанализ открытого урока русского языка, проведенного во классе, по теме «От значения слова к правильной букве» учитель начальных классов: Долженкова Т.И., МОУ СОШ п. Баляга
Самоанализ открытого урокарусского языка, проведенного во классе, по теме «От значения слова к правильной букве»учитель начальных классов: Долженкова Т.И. МОУ СОШ п. Баляга...

Открытый урок русского языка во 2 классе "Учимся писать буквы безударных гласных в корне слова"
Класс: 2УМК: « Начальная школа 21 века». Тема: Учимся писать буквы безударных гласных в корне словаЦель: продолжить формирование опыта в правописании слов с безударной гласной в корне слова.Форми...

Сценарий открытого урока русского языка в 4 классе (система Д.Б.Эльконина-В.В.Давыдова). Слова общего рода.
Урок №8 в теме «Грамматические формы и грамматические значения имён существительных, прилагательных и глаголов».Тип урока – решение частной задачи.Технология развив...

Урок русского языка в 4 классе по теме " Объяснение значения слова как способ проверки безударных гласных в корне («От значения слова – к правильному написанию»)".
Открытый урок по русскому языку в 4классе УМК "Гармония"...

Презентация к уроку русского языка в 4 классе по теме " Объяснение значения слова как способ проверки безударных гласных в корне («От значения слова – к правильному написанию»)"
Презентация к уроку русского языка 4 класс УМК Гармония...
Конспект урока русского языка в 1 классе по теме «Сколько значений может быть у слова?».
Конспект урока русского языка в 1 классе по теме «Сколько значений может быть у слова?»....

конспект урока русского языка для 1 класса №125 Наблюдаем за значением слов. Сколько значений может быть у слова
Тип урока: открытие нового знания.Цель урока: формирование умений различать многозначные и однозначные слова....








