Конспект открытого урока по русскому языку на тему "Типы текстов" для 4 класса по программе Школа России
план-конспект урока по русскому языку (4 класс)

Видяева Татьяна Николаевна

Разработка содержит конспект открытого урока по русскому языку на тему "Типы текстов" для 4 класса программы "Школа России". На уроке используются материалы РЭШ (Российской Электронной Школы). 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект открытого урока по русскому языку

Тема: «Типы текстов»

Класс: 4

Программа: «Школа России»

Цели урока:

  • Образовательные: формирование умения определять типы текстов (повествование, описание, рассуждение) и создавать собственные тексты разных типов.
  • Развивающие: развитие речи, мышления, внимания, памяти, навыков работы с электронными ресурсами.
  • Воспитательные: воспитание интереса к русскому языку, формирование навыков работы в команде.

Ожидаемые результаты:

  • Ученики научатся определять типы текстов
  • Смогут создавать тексты разных типов
  • Освоят работу с платформой РЭШ
  • Развить навыки командной работы
  • Улучшат орфографические навыки через чистописание

Оборудование:

  • Интерактивная доска
  • Доступ к платформе РЭШ
  • Карточки с заданиями
  • Презентация
  • Раздаточный материал

Ход урока

1. Организационный момент (2 мин)

  • Приветствие
  • Проверка готовности к уроку
  • Эмоциональный настрой

2. Минутка чистописания (3 мин)

  • Запись даты и классной работы
  • Чистописание:
  • Тт текст
  • Пп повествует
  • Рр рассуждает
  • Работа с образцом на доске

3. Актуализация знаний (5 мин)

  • Мозговой штурм:
  • Что такое текст?
  • Какие типы речи существуют?
  • Работа с материалами РЭШ:
  • Просмотр интерактивного урока
  • Обсуждение основных понятий

4. Изучение нового материала (10 мин)

  • Презентация темы:
  • Повествование (рассказ о событиях)
  • Описание (характеристика предмета)
  • Рассуждение (объяснение причин явлений)
  • Работа в группах:
  • Каждая группа получает текст для анализа
  • Определение типа текста
  • Обоснование выбора

1) Волчье лыко цветёт ранней весной. На тонких голых прутиках появляются небольшие розовые цветки, напоминающие цветки сирени. Располагаются они на ветках небольшими плотными кучками. Стебельков-цветоножек у них нет, и кажется, будто цветки наклеены на ветки. У других наших кустарников такого не бывает. Нежные розовые цветки имеют приятный острый аромат, немного похожий на запах гиацинта.

2) К волкам этот невысокий кустарник не имеет никакого отношения: волки, как и все другие дикие и домашние животные, обходят его стороной, так как оно ядовито. За это и название такое получило. А лыко из коры этого кустарника действительно прочное и гибкое, из него раньше в деревнях плели лапти.

3) Волчье лыко становится всё более редким кустарником. В этом повинны слишком усердные сборщики весенних цветов. Увидят в лесу цветущий кустик — обязательно надо сорвать. Атак как отдельную ветку отломить трудно, выдёргивают растение целиком, ведь оно небольшое.

5. Физкультминутка (2 мин)

  • Динамическая пауза:

Ученики показывают движениями типы текстов:

  • Повествование – рассказ руками
  • Описание – рисование в воздухе
  • Рассуждение – соединение точек

6. Закрепление материала (8 мин)

  • Игра «Угадай тип текста»:
  • Учитель читает отрывки
  • Ученики определяют тип
  • Обосновывают ответ

1)  Яблоки были крупные и прозрачно-жёлтые. Если посмотреть сквозь яблоко на солнце, то оно просвечивалось, как стакан свежего липового мёда. В середине чернели зёрнышки. Потрясёшь, бывало, спелым яблоком около уха, слышно, как гремят семечки. (Описание.)

По В. Солоухину

2) Я стал гладить Яшкину лапу и думаю: совсем как у ребёночка.

И пощекотал ему ладошку. А ребёночек-то как дёрнет лапку — и меня

по щеке. Я и мигнуть не успел, а он надавал мне оплеух и прыг под стул.

Сел и скалится. (Повествование.)

Б. Житков

3) У слонов есть странная черта. Их страшит маленькая мышка. Случайно попадут в зверинец мыши. Слон ночью не ляжет. Будет дремать стоя. Это вредит здоровью. Ноги слона обтягивает толстая крепкая кожа. Но между пальцами кожа мягкая и тонкая. Мышка заползёт в складку между пальцами. Она может щекотать и даже прокусить зубками нежную кожу. Слон истечёт кровью. (Рассуждение.)

По В. Бианки

  • Работа с РЭШ:
  • Выполнение интерактивных заданий
  • Самопроверка

7. Практическая работа (5 мин)

  • Соревнование «Создай текст»:
  • Класс делится на 3 команды
  • Каждая команда получает тему
  • Задание: создать текст определённого типа
  • Использование материалов РЭШ для проверки

8. Творческое задание (5 мин)

  • Работа в парах:
  • Создание собственного текста
  • Использование примеров из РЭШ
  • Взаимопроверка работ

9. Подведение итогов (3 мин)

  • Рефлексия:
  • Что нового узнали?
  • Какие трудности возникли?
  • Что помогло в работе?
  • Выставление оценок

10. Домашнее задание по выбору (2 мин)

  • Задание:
  • Написать текст каждого типа на тему «Мой любимый праздник»

или

  • Использовать материалы РЭШ для самопроверки


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

КОНСПЕКТ открытого урока по обучению грамоте в 1-ом классе (по программе «Школа России») ТЕМА: «Согласные звуки [п], [п\']. Буквы П, п ».

КОНСПЕКТ открытого  урока по обучению грамоте в 1-ом классе (по программе «Школа России») ТЕМА: «Согласные звуки [п], [п\']. Буквы П, п »....

Конспект урока русского языка во 2 – м классе по программе «Школа России». Тема «Это удивительное имя существительное»

Данный урок является заключительным в изучаемой теме "Имя существительное" и подводит итог всему изученному на предыдущих урокаж. Урок планировался так, чтобы активизировать познавательную активность ...

Конспект открытого урока по русскому языку в 4 «Д» классе по УМК «Начальная школа 21 века» Тема:"Правописание глаголов".

Конспект открытого урока по русскому  языку в 4 классе по УМК  "Начальная школа 21 века"....

Конспект урока русского языка во 2 – м классе по программе «Школа России». Тема «Родственные слова» (урок объяснения и усвоения новых знаний)

Данный урок является первым в изучаемой теме "Родственные слова". Цель урока: формирование умения находить,  различать и образовывать родственные слова; развивать речь учащихся; учить действовать...

Конспект открытого урока по русскому языку по теме:" Распознавание частей речи" (Программа "Школа России", 3 класс)

Урок рефлексии Тема: « Распознавание частей речи»Цель: Развитие умения различать части речи, правильно употреблять их в предложении и тексте.Задачи:Обучающие: Развивать умение различать части реч...

Конспект открытого урока по русскому языку в 4 «Д» классе по программе «Начальная школа 21 века» Тема:"Правописание глаголов".

Конспект  открытого урока по  русскому  языку в  4 «Д» классе по программе «Начальная школа 21 века»         Тема:"Право...