Конспект и слайдовая презентация открытого урока по русскому языку. Тема урока "Закрепление знаний по теме "Глагол" .
план-конспект урока по русскому языку (4 класс)

Гутникова Татьяна Юрьевна

Представлена конспект урока

Скачать:


Предварительный просмотр:

Тема: Закрепление изученного по теме «Глагол».

14.04.2025 год

Учитель начальных классов  Гутникова ТЮ

Тема: закрепление изученного по теме: “Глагол”.

Тип урока: систематизация и обобщение знаний.

Цель урока: контроль за усвоением знаний, формирование умений и навыков по теме.

Задачи урока: обобщить и систематизировать знания о глаголе как части речи;

формировать критическое мышление, умение анализировать, выделять главное, обобщать, делать выводы;

воспитывать интерес и любовь к русскому языку; вовлечь детей в активную практическую деятельность, совершенствовать навыки общения.

Методы и формы работы: наглядный, дифференцированный, словесный, самостоятельная работа, фронтальный, работа в парах,

Используемые технологии: работа в парах, дифференцированная, ИКТ.

Средства обучения: учебник «Русский язык» 4кл, часть 2 (автор Климанова  Л.Ф. и др.), карточки с заданиями, игра «Большая стирка», тетради, коробка.

1.Распечатанные глаголы:

Благодарить

Буду стучать

Шуршать

 Начинать

3. Схема «Глагол»: Глагол,  вопросы: что делать?, что сделать?; сказуемое; действие предмета; непостоянные признаки- лицо, число, время; постоянные признаки- спряжение.

Ход урока:

  1. Организационный момент. Актуализация знаний- 5 мин

- Добрый день, ребята.

Руки-вместе, ноги-вместе, голова- на месте, локти – у края, спинка- прямая.

У нас сегодня необычный урок. Сегодня мы будем снова раскрывать тайны русского языка.  А поможет нам в этом волшебный сундучок. Готовы отгадать, что лежит в нем?  Для этого поиграем в игру «Самый внимательный»

Игра «Самый внимательный»

-Я предлагается  вам по памяти описать путь из дома в школу – то, что сегодня вы наблюдали. При этом обязательно помните о  важности соблюдения правил дорожного движения при переходе проезжей части.

-Какие действия вы совершали? Какие слова чаще употребляли? Кто самый внимательный? Ответы учащихся (Например: вышел, пришел, подхожу; вижу, заметил; посмотрел, подумал, перехожу, торопился; поднялся; поздоровался).

2.Самоопределение к деятельности- 5 мин.

Что без меня предметы?

Лишь названья.

Но я приду – все в действие придет:

Летит ракета, люди строят зданья,

         И рожь в полях растет.

        - Кто догадался, что лежит в сундучке? Слово глагол.  

- О чем пойдет речь на уроке?  О глаголе. Мы сегодня соберем все полученные знания и умения о глаголе.

- Сформулируйте тему нашего урока- «Обобщение знаний по теме «Глагол». Правильно!      

 -Итак, открываем тетради, записываем число, тему урока.

Вешаем на магниты на мал зелен.доску.  Ребята, по мере выполнения заданий вы дадите характеристику глаголу. На доске получится схема.

3. Работа по теме урока.

1) Неопределенная форма глагола.- 5 мин

- На какие вопросы отвечает глагол в неопределенной форме? Что делать?, что сделать?

         Задание: Поставь  глаголы в неопределенную форму.  Записаны на доске. Один учащийся у доски, остальные в тетрадях. Проверяем вместе.

Охранял - охранять                                     Скрывал - скрывать

Сказал - сказать                                          Рисую - рисовать

Берегу - беречь

Изловил - изловить

- Поднимите руки у кого получилось также как на доске? (вывешиваются вопросы на доске в схему)

  1. Одной из важных характеристик глагола является его…. Что вы услышите? Глаголы указывают действие предмета. Действие предмета – на доску. – 2 мин

  1.  Каким членом предложения может являться глагол?- 5 мин (групповая раба.

(В предложении глагол обычно является сказуемым и вместе с подлежащим образует грамматическую основу предложения.  

-Откройте словарик в учебнике. Какая страница? (140). Найдите на стр 140 три глагола (беседовать, волноваться, командовать). Работаем в парах. Составьте из этих слов предложения. 1 ряд- беседовать, 2 ряд-  волноваться, 3 ряд-  командовать. Запишите в тетрадь, подчеркните грамматическую основу.  На выполнение задания – 1 мин.

- Кто выполнил задание сделайте домик.

. Кто выполнил задание- возьмитесь за руки и сделайте домик. С каждого ряда по одному ученику. Посмотрите, как у меня получилось. Слово сказуемое вывешиваем к схеме.

1 ряд- Мы с мамой любим беседовать.

2 ряд –Я всегда волнуюсь перед контрольной работой. 3 ряд -  Мой брат любит командовать.

А сейчас встаньте около парт. Физминутка Петля. - 1 мин.

Я всегда сижу спокойно и веду себя достойно

4) Как изменяются глаголы?- 5 мин

        - Назови изменяемые признаки глагола? (Время, число и лицо глагола может меняться)

        - Сейчас мы увидим, что глаголы изменяются по временам. На слайде записаны предложения. Попробуем поставить глаголы в подходящее время. По очереди выходят и изменяют окончания, проговаривают время.  Один у доски, остальные с места.

Хлопните в ладоши два раза,  кто согласен.

 Поставь глагол в нужное время.

(Наступить) темная ночь. (Светить) луна на поляну. Скоро в высокой траве (закричать) коростели.

Наступила(прош.вр) темная ночь. Светит(наст вр) луна на поляну. Скоро в высокой траве закричат(буд.вр) коростели.

5)Глаголы какого времени изменяются по лицам и числам? 5 мин.

(Глаголы спрягаются (изменяются по лицам и числам) только в настоящем и будущем времени.

На карточках вы видите глаголы. Поставьте глагол в настоящее время. Устно. (показываю глаголы на листах, дети называют нужную форму, переворачиваю лист, на нем правил ответ).

Благодарить (в 3 лицо, ед. число)-  благодарит       

Буду стучать (в 1 лицо, мн. число) – стучим

Шуршать (во 2 лицо, ед. число) –  шуршишь       

 Начинать (в 3 лицо, мн. число) – начинают

Делаем вывод: Глаголы имеют непостоянные признаки- лицо, время, число. Это вывешиваю на доску.

Глаголы какого времени изменяются по родам? – прошед времени. Докажите.

6) Но кроме этого у глагола есть и постоянные признаки. -7 мин.

Какие? Спряжение. Давайте вспомним….

Играем в игру «Большая стирка». На доске висят атрибуты. Дети по очереди подходят и вешают карточки с изображением носков, на которых написаны глаголы к соответствующим спряжениям. Вывешиваем на доску постоянные признаки – спряжение.

         4. Обобщение- 7 мин.

 Итак, что получилось на схеме? Предлагаю вам закрепить полученные знания по теме «Глагол», используя  схему. У вас на столе большие листы с карточками. Пожалуйста, соберите из них схему «Глагол-это часть речи».

- Сейчас один ученик представит свою схему.

 5. Итог урока. Рефлексия.

           - Оцените свою работу.

           - Если вам все было понятно- поднимите обе руки вверх, а если что-то не понял, то одну руку.            

              Выставление оценок. Домашнее задание.

Найти и записать в тетрадь 5 интересных фактов о глаголе.

     

Благодарить (в 3 лицо, ед. число)-  благодарит       

Буду стучать (в 1 лицо, мн. число) – стучим

Шуршать (во 2 лицо, ед. число) –  шуршишь       

 Начинать (в 3 лицо, мн. число) – начинают

Глагол- это часть речи

Отвечает на вопросы: что делать?, что сделать?

Сказуемое

Действие предмета

Непостоянные признаки: лицо, число, время, род.

Постоянные признаки- спряжение.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Четырнадцатое апреля . Классная работа. Обобщение знаний по теме «Глагол».

Слайд 2

Используя один из глаголов, составить предложение. Подчеркнуть грамматическую основу. 1 ряд- беседовать 2 ряд- волноваться 3 ряд- командовать

Слайд 3

Я иногда волнуюсь за сына .

Слайд 4

Поставь глагол в нужное время. Время глагола подпиши. ( Наступить) темная ночь . (Светить) луна на поляну. Скоро в высокой траве ( закричать) коростели. Наступила Наступит Светит Светила закричат закричали

Слайд 5

Домашнее задание!!! Найти 5 интересных фактов о глаголе!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Открытый урок по русскому языку. Тема "Обобщение знаний об имени существительном. Морфологические признаки"

Открытый урок был проведён для студентов и преподавателей Курского педагогического колледжа. В уроке использовалась презентация, раздаточный материал....

Конспект открытого урока по русскому языку. Тема: Обобщение знаний по разделу "Звуки и буквы" 2 класс.

План - конспект урока по русскому языку с использованием игровых моментов. Программа "Школа России" 2 класс....

Технологическая карта и презентация открытого урока по русскому языку в 4 классе по теме: "Имя существительное"

Технологическая карта и презентация открытого урока по русскому языку в 4 классе по теме: "Имя существительное"...

Открытый урок по русскому языку. Тема "Закрепление знаний о тексте и его типах.

Цель: развивать умения распознавать разные виды текстов - повествование, описание, рассуждение....

Конспект и презентация к уроку по русскому языку. Тема: «Разбор имени существительного по составу». 3 класс.

           Конспект и презентация к открытому уроку по русскому языку. Тема: "Разбор имени существительного по составу". 3 класс....