Конспект урока русского языка в 3 классе учимся определять "Учимся определять типы текстов"
план-конспект урока по русскому языку (3 класс)

Саенко Елизавета Юрьевна

Конспект урока «Учимся определять типы текстов»

Цели урока

  • Научить различать три типа текстов: повествование, описание, рассуждение

  • Сформировать умение определять особенности каждого типа

Основные понятия

  • Текст — высказывание из нескольких предложений, связанных по смыслу

  • Повествование — рассказывает о событиях (вопросы: что? где? когда?)

  • Описание — рассказывает о признаках предмета (вопрос: какой?)

  • Рассуждение — объясняет причины явлений (вопрос: почему?)

План урока

  1. Актуализация знаний (5 мин)

  • Повторение понятия текста

  • Проверка домашнего задания

  1. Изучение нового материала (15 мин)

  • Знакомство с типами текстов

  • Работа с примерами

  • Составление опорной схемы

  1. Практическая работа (15 мин)

  • Определение типов текстов в парах

  • Самостоятельная работа

  1. Закрепление (10 мин)

  • Работа с учебником

  • Решение заданий

Основные признаки типов текстов

  • Повествование:

    • Рассказывает о событиях

    • Много глаголов

    • Последовательность действий

  • Описание:

    • Рисует картину

    • Использует прилагательные

    • Отвечает на вопрос “какой?”

  • Рассуждение:

    • Объясняет причины

    • Содержит доказательства

    • Отвечает на вопрос “почему?”

Домашнее задание

  • Найти по 1 примеру каждого типа текста

  • Определить их особенности

  • Подготовить краткий анализ

Оценка результатов

  • Умение различать типы текстов

  • Способность определять особенности

  • Навык анализа текста

Скачать:


Предварительный просмотр:

                  Конспект урока русского языка в 3 классе

Тема: «Текстовые приключения: учимся распознавать виды текстов»

Цели урока:

  • Образовательные: научить детей различать типы текстов (повествование, описание, рассуждение)
  • Развивающие: развивать аналитические способности, речь, воображение
  • Воспитательные: прививать любовь к чтению и творчеству

Планируемые результаты:

  • Предметные:
  • Умение определять тип текста
  • Навыки анализа текста
  • Способность создавать тексты разных типов
  • Метапредметные:
  • Развитие логического мышления
  • Формирование умения работать в группе
  • Совершенствование коммуникативных навыков

Оборудование:

  • Демонстрационный материал:
  • Интерактивная доска
  • Презентация «Виды текстов»
  • Карточки с текстами
  • Картинки для описания
  • Раздаточный материал:
  • Рабочие листы
  • Задания для групп

Ход урока (40 минут)

1. Мотивационный этап (3 мин)

  • Учитель: Представьте, что вы — детективы текста!
  • Учитель: В нашем городе пропали три брата-текста!
  • Учитель: Наша задача — найти их и узнать, чем они отличаются.

2. Актуализация знаний (5 мин)

  • Игра «Угадай-ка»
  • Учитель: Я читаю начало текста, а вы угадываете его тип:
  • «Жил-был…» (повествование)
  • «Этот дом был высокий…» (описание)
  • «Я думаю, что…» (рассуждение)

3. Изучение нового материала (12 мин)

  • Знакомство с повествованием (4 мин)
  • Учитель: Повествование — это рассказ о событиях
  • Учитель: Как фильм! Что случилось? Когда? Кто участвовал?
  • Учитель: Пример: «Маша пошла в лес. Там она встретила зайца…»
  • Знакомство с описанием (4 мин)
  • Учитель: Описание — это словесная картинка
  • Учитель: Какой? Какая? Какое?
  • Учитель: Пример: «У зайца были длинные уши и быстрые лапки»
  • Знакомство с рассуждением (4 мин)
  • Учитель: Рассуждение — это объяснение
  • Учитель: Почему? Зачем?
  • Учитель: Пример: «Зайцы быстрые, потому что им нужно убегать от лисы»

4. Практическая работа (10 мин)

  • Работа в группах (5 мин)
  • Учитель: Каждая группа получает тексты
  • Учитель: Задача: определить тип текста и доказать
  • Творческое задание (5 мин)
  • Учитель: Придумайте свой текст каждого типа

5. Физкультминутка «Текстовый марафон» (3 мин)

  • Учитель: Повествование — ходьба на месте
  • Учитель: Описание — показываем руками размер
  • Учитель: Рассуждение — думаем (потираем подбородок)

6. Закрепление (7 мин)

  • Работа с учебником
  • Учитель: Анализируем тексты из учебника
  • Учитель: Составляем таблицу признаков

7. Рефлексия (3 мин)

  • Учитель: Что нового узнали?
  • Учитель: Какие тексты понравились больше?
  • Учитель: Что было сложно?

Практические задания

  1. Определи тип текста:
  • «Кошка сидела на окне. Она увидела птичку и прыгнула» (повествование)
  • «У кошки мягкая серая шёрстка и зелёные глаза» (описание)
  • «Кошки — отличные охотники, потому что у них острые когти» (рассуждение)
  1. Составь текст:
  • О том, как ты нашёл друга (повествование)
  • О своём любимом месте (описание)
  • Почему ты любишь спорт (рассуждение)

Домашнее задание

  • Задание 1: найти в книге 2 текста разных типов
  • Задание 2: составить короткий текст-описание любимой игрушки
  • Задание 3: придумать историю (повествование)

Методические приёмы

  • Игровые:
  • Ролевые игры
  • Групповая работа
  • Элементы квеста
  • Наглядные:
  • Схемы
  • Иллюстрации
  • Презентации
  • Практические:
  • Анализ текстов
  • Творческие задания

Оценка деятельности

  • Критерии успеха:
  • Умение определять тип текста
  • Правильность анализа
  • Качество собственных текстов
  • Активность на уроке


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока русского языка, 4 класс, тема "Текст"

Конспект урока закрепления по русскому языку, 4 класс, тема "Текст"....

Презентация к конспекту урока русского языка 4 класс по теме "Составление плана текста"

Презентация к уроку русский язык 4 класс. Образовательная программа "Школа 21 века"...

Конспект урока. Русский язык. 3 класс. Употребление личных местоимений для замены имён существительных в тексте.

Конспект урока составлен по учебнику "Русский язык 3 класс ч. 2. В.П. Канакина, В.Г. Горецкий. – М.: Просвещение, 2012 – 160 с."...

Конспект урока русского языка 3 класс на тему "Изложение повествовательного текста по опорным словам и составленному плану"

КОНСПЕКТ УРОКА ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУТема:Изложение повествовательного текстапо опорным словам и составленному плануЦели деятельности учителя:формирование умения передавать содержание текста по составленно...

Конспект урока русского языка (2 класс). Тема: «Что такое текст-описание? Роль имен прилагательных в тексте-описании». УМК "Школа России"

Цели деятельности учителя: формирование с понятием «текст-описание» и с его отличительными признаками.Планируемые результатыПредметные: Знать: знать, что такое текст-описание, его структур...

Конспект урока русского языка (2 класс). Тема: Тема: «Что такое текст-рассуждение?». УМК "Школа России"

Цели деятельности учителя: формирование знаний обучающихся, что такое  текст-рассуждение;Планируемые результаты:Предметные: Знать отличительные признаки текста-рассуждения;Знать особенности текст...

Конспект урока русского языка по теме: "Учимся писать изложение повествовательного текста по вопросам" (2 класс)

Технологическая карта урока русского языка по теме: "Учимся писать изложение повествовательного текста по вопросам" (2 класс). Формирование умения писать изложение по вопросам....