Конспект урока по русскому языку 2 класс Школа России по теме: "Обобщающий урок по разделу "Лексика".
план-конспект урока по русскому языку (2 класс)

Линейцева Ольга Вадимовна

Обобщить и систематизировать знанияучащихся по теме "Лексика".

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_uroka_russkogo_yazyka_obobshchenie_temy_leksika_.docx182.74 КБ

Предварительный просмотр:

Разработала Муслимова Ф.Г., учитель начальных классов ГБОУ НАО "СШ№3" г. Нарьян-Мар

Разработка урока русского языка во 2 классе

Тема: Обобщение и закрепление по теме «Лексика»

Тип урока: урок систематизации и обобщения знаний и умений

Цель:

развивать речь у детей; обогатить словарный запас учащихся;
отработать навык работы с толковым словарём

Задачи:

1) Научить различать прямое и переносное значение слова в простых ситуациях;

2) Уметь находить и подбирать к словам – слова синонимы;

3)Закрепить знания в подборе слов антонимов;

4) Работать над каллиграфией письма;

5) Закрепить знания в определении лексического значения многозначного слова в тексте.

Оборудование:  толковые словари, учебники русского языка 2 класса, карточки с заданиями ,с названиями станций, лесенка для рефлексии.

Ход урока:

  1. Организационный этап.

Повторяем все за мной: 

Я сегодня молодец!

На уроке – удалец,

Спинку ровненько держу,

Все я знаю, все смогу,

все красиво напишу!

  1. Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся.

Запишем число.-

20 октября.

Классная работа.

   

Проведем минутку чистописания (Лл Ее Кк Сс Ии Кк Аа)

Какое слово получилось?

Что означает слово «Лексика» ? Где я могу узнать значение слова?  Лексическое значение слов разъясняется в толковых словарях. Это особые справочные книги. Там дается разъяснение слов.

У: Как же располагаются слова в этих книгах? (в алфавитном порядке)

(Дети отвечают)

У меня есть такой словарь. Читаю.(Лексика-это наука о языке, словарный запас)

             Что такое «лексическое значение слова?»-это то, что слово обозначает.

              Чем мы сегодня будем на уроке заниматься? (ответы детей)

-Сегодня мы будем путешествовать по стране под названием «Лексика».

  1. Актуализация знаний

Но сначала мне нужно знать, понимаете ли вы значение слова. Проведем

словарный диктант. По лексическому значению узнайте словарное слово и запишите в тетрадь. (Дети выходят к доске)

Лиственное дерево с белой корой(береза)

Поток воздуха, который движется около земной поверхности (ветер)

Сочный плод яблони(яблоко)

Изображение, сделанное карандашом, красками (рисунок)

Орудие труда для копания земли (лопата)

Мелкий плод кустарников и трав (ягода)

Молодцы, справились с заданием.

4) Обобщение и систематизация знаний Подготовка учащихся к обобщенной деятельности Воспроизведение на новом уровне (переформулированные вопросы).

Итак, отгадайте, на каких станциях мы побываем.

1.Слова эти разные, ну и что же,
Они означают одно и то же.
Приведу пример я вам:
Бегемот — гиппопотам.

1 Станция «Синонимы» (повесить таблицу на доску)

-Что такое синонимы? Синонимы-это слова, близкие по смыслу. Это слова-друзья, произносятся по-разному, но означают одно и то же.

2.Отправляемся на следующую станцию, поиграем в игру .

Игра «Наоборот».
Скажу я слово «высоко», а ты ответишь ... («низко»).
Скажу я слово «далеко», а ты ответишь .... («близко»).
Скажу я слово «потолок», а ты ответишь ... («пол»).
Скажу я слово «потерял», а скажешь ты ... («нашел»)!
Скажу тебе я слово «трус», ответишь ты ... («храбрец»).
Теперь «начало» я скажу — ну, отвечай ... («конец»).

2 Станция Антонимы. (повесить таблицу на доску)

Что такое антонимы? Антонимы- слова, противоположные по смыслу.

Какая станция следующая?

  3.Шишка выросла у Миши -
   Он вчера подрался с Гришей.
   Шишек много на сосне,
   Дятлам хватит их вполне.

   По трамваю заяц бегал.
   Контролёры - за ним следом.
   Серый заяц жил в лесу
   И боялся он лису.

3 Станция «Многозначные и однозначные слова» (повесить таблицу на доску)

Что это такое? (Слова,которые имеют два и более лексических значений- многозначные. Слова, которые имеют одно лексическое значение-однозначные)

4.Отправляемся на следующую станцию.

«Ой, давление упало!» -
тихо бабушка сказала.
Помогу, пока не поздно!
По квартире ползал, ползал…
Но, к большому сожаленью,
не нашел ее давленья!
«Наигрался, детка?
Дай-ка мне таблетку…»

4 станция –«Прямое и переносное значение слова»

Что такое переносное значение? (Прямое значение прямо указывает на предмет, а переносное как бы переносит частичку прямого значения на другой предмет)

Перенос названия происходит, если у предметов есть какое-либо сходство.

Вот они станции страны Лексика. Зачем нам это нужно знать и уметь использовать в речи?

Благодаря использованию синонимов и антонимов речь становится богатой, яркой, выразительной, точной, без повторов.

Физминутка

  1. Применение знаний и умений в новой ситуации

Задания на станции «Синонимы»

1.Прочитайте пословицы, найдите синонимы

Спеши, не спеши, а поторапливайся.

Приятелей много, а друга нет.

Переливает из пустого в порожнее.

Спишите одно понравившееся предложение, подчеркните синонимы.

Задания на станции «Антонимы»

Я читаю, а вам нужно записать только антонимы.(Работа у доски)

Сахар сладкий, а лимон ...
Луна видна ночью, а солнце ...
Огонь горячий, а лед ...
Река широкая, а ручей ...

Отправляемся на следующую станцию.

Задания на станции «Однозначные и многозначные слова»

Нарисуйте другое значение слова.(работа в паре)

1.Дорисуй второе значение слова. Снизу подпиши значение.

https://avatars.mds.yandex.net/i?id=4c6ad882c3f31c03b75c981c805fb2ac_l-5214146-images-thumbs&n=13

Шляпа на голову.

https://e7.pngegg.com/pngimages/900/59/png-clipart-bow-tie-necktie-drawing-graphy-bow-tie-angle-white.png

Бабочка на рубашку.

https://cdn2.vectorstock.com/i/1000x1000/35/81/electric-plug-icon-european-socket-sign-vector-6033581.jpg

Вилка, которая вставляется в розетку.

https://avatars.mds.yandex.net/i?id=df6e6d70518763daf6067f7af25f05a6_l-4103093-images-thumbs&n=13

Молния у курточки.

Задания на станции «Прямое и переносное значение»

– Давайте откроем толковый словарик на с.138. Найдите слово «золотой», прочитайте значение слово. Почему  три значения у слово «золотой»? Разве у всех слов столько значений?

Объясните, в каком предложении это слово употребляется в прямом значении? (ответы детей)

Выберите слова в скобках, которые употребляются в переносном значении.

Золотая осень, золотое кольцо,  золотые руки

Придумайте одно предложение : 1 ряд с выражением «золотая осень» повествовательное

                                        2 ряд- «золотое кольцо» вопросительное

                                        3 ряд –«золотые руки» побудительное

  1. 6) Контроль усвоения, обсуждение допущенных ошибок и их коррекция

Вот мы и прошли все станции, но Лексика хочет узнать полезна ли была экскурсия по ее станциям. Для этого она приготовила нам небольшой тест, по которым она поставит вам оценки.

Ф.И.______________________________

Соедини стрелками

Однозначные  слова.

Слова, противоположные по смыслу

Многозначные слова

Слова, имеющие одно лексическое значение

синонимы

Слова,имеющие два или более значений

антонимы

Слова, близкие по смыслу

Соедини стрелками

   а)  однозначные  слова                                        ручка,  ключ

   б)  многозначные  слова                                      корова, заяц

   в)  синонимы                                                        бежать ,стоять

   г)  антонимы                                                         смелый, храбрый

7) Рефлексия (подведение итогов занятия) Анализ и содержание итогов работы, формирование выводов по изученному

– Где вы сегодня, ребята, побывали?

– Что такое лексика?

Изображение выглядит как текст, снимок экрана, Шрифт, диаграмма  Автоматически созданное описание


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по русскому языку УМК Школа России, проведённого в 3 классе на тему : Общее представление о правописании слов с орфограммами в значимых частях слова.

Планируемые результаты: ученики научаться находить в словах орфограммы, подбирать проверочные слова; объяснять написание слов с орфограммами; группировать слова по типу орфограмм; работать с орфографи...

Конспект урока по русскому языку, УМК "Школа России", 2 класс, тема: Проверка знаний по теме глагол

Цели деятельности учителя: закрепление знаний по теме «Глагол».Планируемые  результаты:Предметные:знать, что частица НЕ с глаголами пишется раздельно;уметь видеть глаголы в тексте;уме...

Конспект урока по русскому языку, УМК "Школа России", 2 класс, тема: Имя прилагательное

Цели деятельности учителя:  формирование представлений  об имени прилагательном как части речи;Способствовать ознакомлению с основными признаками имен прилагательных.Планируемые  ...

Конспект урока по русскому языку, УМК "Школа России", 2 класс, тема: Связь имени прил. с именем сущ.

Цели деятельности учителя: формирование представлений со смысловым значением имен прилагательных; установление связи имени прилагательного с именем существительным.Планируемые  результаты:Предмет...

Конспект урока по русскому языку, УМК "Школа России", 2 класс, тема: Прил. близкие и противоположные по значению

Цели деятельности учителя: формирование у учащихся представления о прилагательных-синонимах и прилагательных-антонимах и их роли в речи.Планируемые  результаты:Предметные:знать правила прав...

Конспект урока по русскому языку, УМК "Школа России", 2 класс, тема: текст-рассуждение( урок рефлексии)

Цели деятельности учителя: закрепление знаний о тексте-рассуждении, его отличительных признаках.Планируемые результатыПредметные:- знать: отличительные признаки текста рассуждения;- уметь: определять ...