Конспект урока по русскому языку 2 класс Школа России по теме: "Обобщающий урок по разделу "Лексика".
план-конспект урока по русскому языку (2 класс)
Обобщить и систематизировать знанияучащихся по теме "Лексика".
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 182.74 КБ |
Предварительный просмотр:
Разработала Муслимова Ф.Г., учитель начальных классов ГБОУ НАО "СШ№3" г. Нарьян-Мар
Разработка урока русского языка во 2 классе
Тема: Обобщение и закрепление по теме «Лексика»
Тип урока: урок систематизации и обобщения знаний и умений
Цель:
развивать речь у детей; обогатить словарный запас учащихся;
отработать навык работы с толковым словарём
Задачи:
1) Научить различать прямое и переносное значение слова в простых ситуациях;
2) Уметь находить и подбирать к словам – слова синонимы;
3)Закрепить знания в подборе слов антонимов;
4) Работать над каллиграфией письма;
5) Закрепить знания в определении лексического значения многозначного слова в тексте.
Оборудование: толковые словари, учебники русского языка 2 класса, карточки с заданиями ,с названиями станций, лесенка для рефлексии.
Ход урока:
- Организационный этап.
Повторяем все за мной:
Я сегодня молодец!
На уроке – удалец,
Спинку ровненько держу,
Все я знаю, все смогу,
все красиво напишу!
- Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся.
Запишем число.-
20 октября.
Классная работа.
Проведем минутку чистописания (Лл Ее Кк Сс Ии Кк Аа)
Какое слово получилось?
Что означает слово «Лексика» ? Где я могу узнать значение слова? Лексическое значение слов разъясняется в толковых словарях. Это особые справочные книги. Там дается разъяснение слов.
У: Как же располагаются слова в этих книгах? (в алфавитном порядке)
(Дети отвечают)
У меня есть такой словарь. Читаю.(Лексика-это наука о языке, словарный запас)
Что такое «лексическое значение слова?»-это то, что слово обозначает.
Чем мы сегодня будем на уроке заниматься? (ответы детей)
-Сегодня мы будем путешествовать по стране под названием «Лексика».
- Актуализация знаний
Но сначала мне нужно знать, понимаете ли вы значение слова. Проведем
словарный диктант. По лексическому значению узнайте словарное слово и запишите в тетрадь. (Дети выходят к доске)
Лиственное дерево с белой корой(береза)
Поток воздуха, который движется около земной поверхности (ветер)
Сочный плод яблони(яблоко)
Изображение, сделанное карандашом, красками (рисунок)
Орудие труда для копания земли (лопата)
Мелкий плод кустарников и трав (ягода)
Молодцы, справились с заданием.
4) Обобщение и систематизация знаний Подготовка учащихся к обобщенной деятельности Воспроизведение на новом уровне (переформулированные вопросы).
Итак, отгадайте, на каких станциях мы побываем.
1.Слова эти разные, ну и что же,
Они означают одно и то же.
Приведу пример я вам:
Бегемот — гиппопотам.
1 Станция «Синонимы» (повесить таблицу на доску)
-Что такое синонимы? Синонимы-это слова, близкие по смыслу. Это слова-друзья, произносятся по-разному, но означают одно и то же.
2.Отправляемся на следующую станцию, поиграем в игру .
Игра «Наоборот».
Скажу я слово «высоко», а ты ответишь ... («низко»).
Скажу я слово «далеко», а ты ответишь .... («близко»).
Скажу я слово «потолок», а ты ответишь ... («пол»).
Скажу я слово «потерял», а скажешь ты ... («нашел»)!
Скажу тебе я слово «трус», ответишь ты ... («храбрец»).
Теперь «начало» я скажу — ну, отвечай ... («конец»).
2 Станция Антонимы. (повесить таблицу на доску)
Что такое антонимы? Антонимы- слова, противоположные по смыслу.
Какая станция следующая?
3.Шишка выросла у Миши -
Он вчера подрался с Гришей.
Шишек много на сосне,
Дятлам хватит их вполне.
По трамваю заяц бегал.
Контролёры - за ним следом.
Серый заяц жил в лесу
И боялся он лису.
3 Станция «Многозначные и однозначные слова» (повесить таблицу на доску)
Что это такое? (Слова,которые имеют два и более лексических значений- многозначные. Слова, которые имеют одно лексическое значение-однозначные)
4.Отправляемся на следующую станцию.
«Ой, давление упало!» -
тихо бабушка сказала.
Помогу, пока не поздно!
По квартире ползал, ползал…
Но, к большому сожаленью,
не нашел ее давленья!
«Наигрался, детка?
Дай-ка мне таблетку…»
4 станция –«Прямое и переносное значение слова»
Что такое переносное значение? (Прямое значение прямо указывает на предмет, а переносное как бы переносит частичку прямого значения на другой предмет)
Перенос названия происходит, если у предметов есть какое-либо сходство.
Вот они станции страны Лексика. Зачем нам это нужно знать и уметь использовать в речи?
Благодаря использованию синонимов и антонимов речь становится богатой, яркой, выразительной, точной, без повторов.
Физминутка
- Применение знаний и умений в новой ситуации
Задания на станции «Синонимы»
1.Прочитайте пословицы, найдите синонимы
Спеши, не спеши, а поторапливайся.
Приятелей много, а друга нет.
Переливает из пустого в порожнее.
Спишите одно понравившееся предложение, подчеркните синонимы.
Задания на станции «Антонимы»
Я читаю, а вам нужно записать только антонимы.(Работа у доски)
Сахар сладкий, а лимон ...
Луна видна ночью, а солнце ...
Огонь горячий, а лед ...
Река широкая, а ручей ...
Отправляемся на следующую станцию.
Задания на станции «Однозначные и многозначные слова»
Нарисуйте другое значение слова.(работа в паре)
1.Дорисуй второе значение слова. Снизу подпиши значение.
Шляпа на голову. | |
Бабочка на рубашку. | |
Вилка, которая вставляется в розетку. | |
Молния у курточки. | |
Задания на станции «Прямое и переносное значение»
– Давайте откроем толковый словарик на с.138. Найдите слово «золотой», прочитайте значение слово. Почему три значения у слово «золотой»? Разве у всех слов столько значений?
Объясните, в каком предложении это слово употребляется в прямом значении? (ответы детей)
Выберите слова в скобках, которые употребляются в переносном значении.
Золотая осень, золотое кольцо, золотые руки
Придумайте одно предложение : 1 ряд с выражением «золотая осень» повествовательное
2 ряд- «золотое кольцо» вопросительное
3 ряд –«золотые руки» побудительное
- 6) Контроль усвоения, обсуждение допущенных ошибок и их коррекция
Вот мы и прошли все станции, но Лексика хочет узнать полезна ли была экскурсия по ее станциям. Для этого она приготовила нам небольшой тест, по которым она поставит вам оценки.
Ф.И.______________________________
Соедини стрелками
Однозначные слова. | Слова, противоположные по смыслу |
Многозначные слова | Слова, имеющие одно лексическое значение |
синонимы | Слова,имеющие два или более значений |
антонимы | Слова, близкие по смыслу |
Соедини стрелками
а) однозначные слова ручка, ключ
б) многозначные слова корова, заяц
в) синонимы бежать ,стоять
г) антонимы смелый, храбрый
7) Рефлексия (подведение итогов занятия) Анализ и содержание итогов работы, формирование выводов по изученному
– Где вы сегодня, ребята, побывали?
– Что такое лексика?
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по русскому языку УМК Школа России, проведённого в 3 классе на тему : Общее представление о правописании слов с орфограммами в значимых частях слова.
Планируемые результаты: ученики научаться находить в словах орфограммы, подбирать проверочные слова; объяснять написание слов с орфограммами; группировать слова по типу орфограмм; работать с орфографи...

Конспект урока по русскому языку, УМК "Школа России", 2 класс, тема: Проверка знаний по теме глагол
Цели деятельности учителя: закрепление знаний по теме «Глагол».Планируемые результаты:Предметные:знать, что частица НЕ с глаголами пишется раздельно;уметь видеть глаголы в тексте;уме...

Конспект урока по русскому языку, УМК "Школа России", 2 класс, тема: Имя прилагательное
Цели деятельности учителя: формирование представлений об имени прилагательном как части речи;Способствовать ознакомлению с основными признаками имен прилагательных.Планируемые ...

Конспект урока по русскому языку, УМК "Школа России", 2 класс, тема: Связь имени прил. с именем сущ.
Цели деятельности учителя: формирование представлений со смысловым значением имен прилагательных; установление связи имени прилагательного с именем существительным.Планируемые результаты:Предмет...

Конспект урока по русскому языку, УМК "Школа России", 2 класс, тема: Прил. близкие и противоположные по значению
Цели деятельности учителя: формирование у учащихся представления о прилагательных-синонимах и прилагательных-антонимах и их роли в речи.Планируемые результаты:Предметные:знать правила прав...

Конспект урока по русскому языку, УМК "Школа России", 2 класс, тема: текст-рассуждение( урок рефлексии)
Цели деятельности учителя: закрепление знаний о тексте-рассуждении, его отличительных признаках.Планируемые результатыПредметные:- знать: отличительные признаки текста рассуждения;- уметь: определять ...






