Урок русскогоя зыка в 4 классе на тему :"Наблюдаем за использованием в речи фразеологизмов"
план-конспект урока по русскому языку (4 класс)

Анохина Ольга Ивановна

Урок открытия  нового знания

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Урок «открытия» нового знания 86.78 КБ

Предварительный просмотр:

Тема урока

Наблюдаем за использованием в речи фразеологизмов

Тип урока

Урок «открытия» нового знания

Цель урока:

актуализировать знания об устойчивых сочетаниях слов – фразеологизмах

Задачи урока:

  • образовательная: развивать умения распознавать в тексте фразеологизмы, объяснять их лексическое значение, находить их во фразеологическом словаре, учиться использовать фразеологизмы в речи;
  • развивающая: способствовать развитию умения употреблять в письменной и устной речи устойчивые обороты;
  • воспитательная:  содействовать воспитанию интереса к русскому языку, культуры учебного труда на уроке

Планируемые достижения

Предметные:

Метапредметные:

- обеспечение глубокого понимания фразеологизмов

-определять значение слова по тексту или уточнять с помощью толкового словаря;

- находить в тексте и в предложении фразеологизмы, объяснять их значение;

- работать с фразеологическим словарем;

- оценивать уместность употребления фразеологизмов в  тексте;

- составлять предложение по рисунку и фразеологизму.

Познавательные:

- планировать свою работу по изучению незнакомого материала; самостоятельно предполагать, какая дополнительная информация будет нужна для изучения незнакомого материала; уметь передавать содержание в сжатом, выборочном или развернутом виде; целенаправленно слушать учителя (одноклассников), решая познавательную задачу;

Коммуникативные:

-отстаивать свою точку зрения, соблюдая правила речевого этикета; аргументировать свою точку зрения с помощью фактов и дополнительных сведений; критично относиться к своему мнению; участвовать в работе в паре, договариваться друг с другом

 Регулятивные:

Ставить учебные цели и задачи;

высказывать свое предположение относительно способов решения учебной задачи; проговаривать вслух последовательность производимых действий, составляющих основу осваиваемой деятельности

 

Оборудование

  • учебник «Русский язык 4 класс», В.П. Канакина, В.Г. Горецкий.
  • проектор, компьютер.

Этап урока

Содержание деятельности учителя

Содержание деятельности учащегося

1. Мотивация к учебной деятельности

Проверяет готовность к уроку, наличие общей установки на урок. Приветствует учащихся.

– Проверим готовность к уроку.

В начале урока я хочу вам сказать: зарубите себе на носу: сегодня вам придётся работать засучив рукава. В случае временной неудачи не падайте духом, а возьмите себя в руки и заново принимайтесь за дело. Ручаюсь: в конечном счёте вас ждёт успех!

Сообщают о готовности к уроку. Определяют уровень готовности (настроен ли я слушать учителя, воспринимать материал урока)

2.Актуализация и фиксация затруднений в деятельности

- Ребята, послушайте загадку и скажите, о чём идёт речь?

Мы очень устойчивы  

И просим настойчиво:

На слова нас не менять,

Прямо так употреблять!

-Вот эту загадку мы и попытаемся разгадать сегодня на уроке.

- Ребята, послушайте отрывок из книги К.И.Чуковского «От двух до пяти» и скажите, почему такое могло произойти?

Мальчик услышал, что пришедшая в гости старушка «собаку съела» на каких-то делах, он тут же спрятал от неё своего щенка.

- Какое сочетание слов так испугало мальчика? Чего же не знал мальчик?

-А вы знаете ,что значит «собаку  съел(а)»? (Слайд 1)

-Верно, ребята, выражение «собаку съел» , значит приобрёл большой опыт, основательные знания в чём – либо, стал мастером в каком -  либо деле.

-Ребята, а вы знаете, как называются подобные сочетания слов?

-Учащиеся высказывают свои предполагаемые ответы

-Выражение «собаку съела»

Объясняют смысл выражения

3.

Постановка учебной задачи (Этап выявления места и причины затруднения)

Итак, тема нашего урока  «Наблюдаем за использованием в речи фразеологизмов»

Какие мы поставим задачи?

Запись на слайде: (Cлайд 2)

  • Я вспомню…
  • Я узнаю…
  • Я научусь,,,

-А вам было все понятно в моем пожелании в начале урока? Значит, как  мы будем работать?

Зарубите себе на носу – запоминать;

Работать засучив рукава- стараться;

Не падать духом- не унывать;

Возьмите себя в руки- работать старательно, внимательно

Определяют тему урока «Наблюдаем за использованием в речи фразеологизмов»

Ставят цель урока:

Я вспомню «что такое фразеологизмы»

Я узнаю о роли фразеологизмов в языке.

Я научусь:

отличать фразеологизмы от неустойчивых словосочетаний;

распознавать в тексте фразеологизмы;

объяснять их лексическое значение;

находить фразеологизмы во фразеологическом словаре;

использовать в речи фразеологизмы.

4. Построение проекта выхода из затруднения

 Работа с учебником.

  1. Прочитайте отрывок из повести С.Черного  «Дневник Фокса Микки»,упр.82 на с.51. Что вам показалось забавным?

«Меня мучает вопрос. Почему Зинин папа сказал, Что у него «глаза на лоб полезли»? Никуда они не полезли, я сам видел. Зачем же он говорит глупости? Я прокрался к шкафу, сел перед зеркалом и изо всех сил закатил кверху глаза. Чушь! Лоб вверху, и глаза на своём месте.»

- Какое сочетание слов так поразило  героя? Чего же он не знал? Вы можете объяснить его смысл?

- Если о ком-то говорят, что у него «глаза полезли на лоб», значит, этот человек очень сильно удивлён, потрясён.

- Прочитайте  информацию на с. 51 . Что вы узнали о фразеологизмах?   (слайд №3) Фразеологизм- это устойчивые сочетания слов. Объясняя их значение, мы имеем ввиду смысл всего словосочетания в целом, а не отдельных слов.

Читают текст в учебнике

Героя поразило то, как могут «полезть глаза на лоб»?

Он не знал смысла этого выражения

Делают вывод: можно попасть впросак, не зная смысла фразеологизмов

5.Этап реализации построенного проекта.

Наблюдение над фразеологизмами. Прочитайте стихи, найдите фразеологизмы. Объясните, как Вы их понимаете. (Слайды 4-7)

1) Любим всем классом

Мы нашего Пашку:

Парень простой он,

Душа нараспашку. 

2)Свои инструменты достал Игорёк:

Тиски и рубанок, пилу, молоток.

Что хочешь, починит он и смастерит. 

В умелых руках вся работа горит.

3)Иришка бабуле

Стирать помогает,

Картина приятная,

Глаз отдыхает.

4)Делать нечего Илюше –

Целый день он бьёт баклуши.

Не рисует, не читает,

Просто время убивает.

- Вам легко было объяснить этот фразеологизм? Если Вы в чём-то сомневаетесь, куда можно обратиться?

-Конечно в словаре. Он называется «фразеологический словарь» Слайд 8

Баклуша – деревянная чурка, из которой крестьяне делали мелкие изделия, например, ложки, плошки и другую посуду. Заготовить баклуши – набить чурок из бревна – считалось несложной работой, не требующей умения и сноровки, и её мог выполнить самый неподготовленный человек. Обычно её поручали ученикам и подмастерьям, которых в шутку называли «баклушечниками». Эта работа казалась такой простой, что со временем выражение стали употреблять в другом значении – «праздно проводить время».

-Давайте сделаем вывод, что вы еще узнали о фразеологизмах?

-Найдите и запишите значение фразеологизма во фразеологическом словаре учебника с. 155 (Слайд 7)

1 вариант «садиться не в свои сани»,

2 вариант –«ждать у моря погоды»   (Слайд 8)                   

«Душа нараспашку» — слишком откровенный,прямодушный, простой по характеру человек.

«Всё в руках горит» - у человека работа спорится, всё получается легко и красив

«Глаз отдыхает »– радость от наблюдаемого зрелища.

«Убивать время» – тратить время попусту.

Значение фразеологизма можно узнать во фразеологическом словаре.

«Бить баклуши» – бездельничать.

Находят значение фразеологизмов во фразеологическом словаре учебника

«садиться не в свои сани»- браться не за свое дело

–«ждать у моря погоды» - ожидать чего-либо, бездействовать                    

Физминутка

А сейчас отдохнём.

 Игра « Покажи у себя»

-Я загадываю загадки, а вы, ребята, не называете слово, а показываете у себя.

  1. Его вешают в унынии,

Его задирают, зазнаваясь,

Его всюду суют, вмешиваясь не в своё дело. (нос)

  1. Не цветы, а вянут,

            Не ладоши, а ими хлопают, если чего-то не понимают,

            Не бельё, а их развешивают. (уши)

  1. Они могут разбегаться в разные стороны,

В них пускают пыль, если хотят обмануть,

Их можно сделать большими от удивления. (глаза)

Выполняют движения, угадывая лексическое значение фразеологизма

5. Первичное закрепление

-Продолжаем работу над фразеологизмами

Фронтальная работа (Слайд 9)

  1. Подбери к каждому слову фразеологизм

Метко

Рассеиваться как дым

Неожиданно              

Держать язык за зубами

Тесно          

Намять бока

Темно

Как снег на голову

Опытный

Хоть в глаз коли

Молчать

Не в бровь, а в глаз

Обманывать

Яблоку негде упасть

Бить

Стрелянный воробей

Исчезать  

Обводить вокруг пальца

2) Узнай фразеологизмы по рисунку. (Слайд 11-13)

1. https://resh.edu.ru/uploads/lesson_extract/4507/20190906103325/OEBPS/objects/c_russ_4_23_1/e8c93636-882e-450a-9817-9b0d99d63303.jpeg       2.https://resh.edu.ru/uploads/lesson_extract/4507/20190906103325/OEBPS/objects/c_russ_4_23_1/7c32babe-1b02-4bba-915b-48b74785fe5e.jpeg

3. https://resh.edu.ru/uploads/lesson_extract/4507/20190906103325/OEBPS/objects/c_russ_4_23_1/69e75be9-2288-4db0-891d-ca7a849288b1.jpeg      4.https://resh.edu.ru/uploads/lesson_extract/4507/20190906103325/OEBPS/objects/c_russ_4_23_1/d021697c-97b0-4528-879e-586bf6029c05.jpeg

5. https://resh.edu.ru/uploads/lesson_extract/4507/20190906103325/OEBPS/objects/c_russ_4_23_1/5edc958f-bc3a-4e31-86ac-fe6a256b6b7a.jpeg

Соотносят значение и фразеологизм, оценивают свою работу

По рисунку вспоминают фразеологимы:

«тянуть кота за хвост»

«как курица лапой»

«развесить уши»

«как кошка с собакой»

«зарубить  на носу»

6. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону

7.Включение в систему знаний

8. Рефлексия деятельности (итог)

Работа в парах (Слайд 14)

- Замените выделенные фразеологизмы одним словом

 Я проснулся ни свет ни заря. На душе

   кошки скребли. Пошёл  к Винтику, долго

   бил баклуши, тянул кота за хвост. Вернулся

  ни жив ни мёртв. Съел с горем пополам суп.  

  Тут как снег на голову свалился Пилюлькин. Он метал гром и молнии. Велел зарубить на носу, что надо мыть руки перед едой. А мне  хоть кол на голове теши.

    Слова для справок: 

     неожиданно, рано, бездельничал,  скверно, злился,   запомнить,   плохо,  делал  еле-еле,   хоть бы что,   усталый,  кое-как,   сильно сердился.

Зачитайте получившийся текст. Сравните изначальный текст и получившийся. Что вы заметили

Зачем же нужны фразеологизмы в речи?

Вывод: Фразеологизмы чаще всего используются в разговорной речи и художественных произведениях. Они предают образность, выразительность.

-Ребята, а вы хотите, чтобы ваша речь была образной и выразительной? Я приглашаю вас в творческую мастерскую, где вы сможете применить, полученные знания.

Работа с учебником стр 52 Упр 84

Прочитайте фразеологизмы .Рассмотрите рисунки.

 Составьте предложение по рисунку, употребив соответствующий фразеологизм. Запишите каждый своё предложение.

Молодцы, ребята! Сейчас пришло время вспомнить о нашей загадке (Слайд 15)

Мы очень устойчивы

И просим настойчиво:

На слова нас не менять,

Прямо так употреблять!

  1. Что же это?
  2. Конечно же, фразеологизмы! 

-Подведём итог урока.

- В чём заключалась цель нашего урока?

отличать фразеологизмы от неустойчивых словосочетаний;

распознавать в тексте фразеологизмы;

объяснять их лексическое значение;

находить фразеологизмы во фразеологическом словаре;

использовать в речи фразеологизмы

нашу речь, делают ее образной, яркой. Но чтобы не попасть впросак необходимо точно знать, что означает тот или иной фразеологизмы.

Спасибо за урок! Мы сегодня не переливали из пустого порожнее, а работали засучив рукава. И хотя к концу урока мы немного устали, но не вышли из себя, а взяли себя в руки и продолжили урок.

-Оцените свою деятельность на уроке, используя фразеологизмы:

Работал засучив рукава-

Работал в поте лица –

Поломал голову-

Знаю как дважды два –

Я очень рада. Что вы не растерялись, помогали мне в работе, держали ушки на макушке, смотрели в оба, мотали на ус. Я желаю вам в дальнейшей работе ни пуха, ни пера!

     Домашнее задание:  Стр.52 упр 83

Работают в парах с текстом, заменяя выделенные фразеологизмы одним словом.

Проверяют по эталону (Слайд). Оценивают свою работу

Делают вывод, что фразеологизмы делают нашу речь выразительней.

Упр 76

Составляют предложение по рисунку, употребив фразеологизм

Зачитывают получившиеся предложения

Дают ответ «фразеологизмы».

Дети отвечают, что вспомнили, что такое «фразеологизмы», какую роль они играют в речи, как узнать их значения.

Фразеологизм- это устойчивые сочетания слов.

Оценивают свою деятельность на уроке, употребляя фразеологизмы


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Учебно-методический комплект ПНШ для проведения урока "математика" в 3 классе по теме: «Поупражняемся в использовании свойств деления и повторим пройденное»

Технологическая карта урока«Поупражняемся в использовании свойств деления и повторим пройденное» Предмет: «Математика»Класс: 3Тема урока: «Поупражняемся использовании в свойств деления и по...

Урок русского языка 4 класс по теме "Роль прилагательных- антонимов в речи"

Это урок- исследование по теме " Роль прилагательных - антонимов в речи". Данный урок соответствует требованиям ФГОС....

Конспект урока по русскому языку во 2 классе по теме: «Использование в речи фразеологизмов как выразительных средств языка»

Данный конспект может помочь учителю начальных классов построить интересный урок по теме "Фразеологизмы", так как игровая форма проведения и наглядный материал, используемые в ходе образоват...

Конспект урока русского языка 3 класс по теме "Роль глагола в предложении, речи."

Конспект урока разработан по учебнику "Русский язык" Канакина В.П., Горецкий В.Г....

конспект урока русского языка "Наблюдаем за использованием в речи фразеологизмов" 4 класс

Цель-актуализировать знания об устойчивых сочетаниях слов – фразеологизмахЗадачи·      образовательная: развивать умения распознавать в тексте фразеологизмы, объя...