«Использование ТРИЗ - технологии на уроках русского языка в начальной школе»
учебно-методический материал по русскому языку
Основа ТРИЗ – это функционально-системный подход. Выявляя причинно-следственные связи и обнаруживая скрытые зависимости, системный подход выступает в качестве инструмента для анализа ситуаций и объектов, а также дает возможность организовать информацию и сделать выводы. Выполнение анализа по определенным правилам позволяет сформировать навыки такого умения и затем по аналогии использовать их при анализе любых ситуаций и объектов.
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 279.5 КБ |
Предварительный просмотр:
«Использование ТРИЗ - технологии на уроках русского языка в начальной школе»
Основа ТРИЗ – это функционально-системный подход. Выявляя причинно-следственные связи и обнаруживая скрытые зависимости, системный подход выступает в качестве инструмента для анализа ситуаций и объектов, а также дает возможность организовать информацию и сделать выводы. Выполнение анализа по определенным правилам позволяет сформировать навыки такого умения и затем по аналогии использовать их при анализе любых ситуаций и объектов.
Особенность ТРИЗ-педагогики заключается в том, что она предлагает алгоритмические методы формирования осознанного, управляемого, целенаправленного и эффективного процесса мыследеятельности, то есть работает на повышение культуры мышления.
В результате у учащихся формируется мышление, способное оперировать наиболее общими фундаментальными закономерностями, осваивать на их основе частные законы различных наук и объяснять явления окружающей действительности.
Планомерное использование приёмов и методов технологии ТРИЗ позволяет активизировать познавательную деятельность учащихся начальных классов в процессе повышения мотивации к учению.
Уроки, на которых используется ТРИЗ технология, носят ярко выраженный деятельностный характер, школьники сравнивают, проводят классификацию объектов, выбирают основания и критерии для сравнения языковых понятий, устанавливают причинно-следственные связи в языке, строят логические цепи рассуждении. Развивается устная и письменная речь младших школьников, формируются умения чётко излагать свои мысли.
Эта технология обеспечивает школьникам умение учиться, формирует способность к саморазвитию и самосовершенствованию, учит планированию и прогнозированию. В обсуждении изучаемого материала, происходит «изобретение» или открытие знаний, создается ситуация успеха. Учащиеся, овладев основными мыслительными операциями по созданию творческого продукта, умеют и хотят учиться. Они характеризуются высоким познавательным уровнем активности, самостоятельностью, ярко выраженным творческим мышление и воображение. Происходит корректировка эмоционально-волевой сферы.
Используя на уроках русского языка элементы технологии ТРИЗ, можно заметить, что учащиеся раскрепощаются, перестают бояться дать неверный ответ, поскольку его просто не бывает, в эту работу включаются даже самые слабоуспевающие, замкнутые ученики. Использование элементов методики ТРИЗ не только развивает, но и корректирует высшие психические процессы. Использование данной методики позволяет оптимизировать взаимоотношения между семьёй и школой в целях реализации воспитательных задач общества.
Технология ТРИЗ помогает повысить эффективность урока русского языка как одной их главных единиц образовательного процесса в начальной школе.
Приложение 1.
Фрагмент урока «Слово и его значение»
На уроках по изучению раздела «Слово и его значение» (1 класс) была использована модель «Синквейн» для конструирования лексического значения знакомых слов (например, школа, парта, учебник).
Для этого учащимся предлагалось ответить на вопросы:
Полученные характеристики предметов сравнивались с лексическим значением слова в толковом словаре.
Приложение 2.
Фрагмент урока «Что такое алфавит?»
Прием технологии ТРИЗ «Расшифровки и зашифровки» можно использовать на разных этапах урока. Так же можно брать слова из словаря 1 класса, для закрепления правописания. От простого к сложному. От слов до предложений.
Задания для расшифровки и зашифровки. Слова из словаря 1 класса.
А | Б | В | Г | Д | Е | Ё | Ж | З | И |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 |
Й | К | Л | М | Н | О | П | Р | С | Т |
11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 | 19 | 20 |
У | Ф | Х | Ц | Ч | Ш | Щ | Ъ | Ы | Ь |
21 | 22 | 23 | 24 | 25 | 26 | 27 | 28 | 29 | 30 |
Э | Ю | Я | . | ! | ? | , | - | : | ; |
31 | 32 | 33 | 34 | 35 | 36 | 37 | 38 | 39 | 40 |
Шифр № 1.
Расшифруй слова | Зашифруй слова | ||||||||
9 | 1 | 33 | 24 | иней | |||||
14 | 1 | 33 | 12 | конь | |||||
16 | 2 | 6 | 5 | паук | |||||
16 | 20 | 6 | 24 | ужин | |||||
14 | 1 | 33 | 13 | знак | |||||
Список литературы
- Щукина Т.И. Актуальность проблемы активизации учебно-познавательной деятельности
- Казакова А.Ф. Успех - важный стимул положительного отношения к деятельности
- Кулыгина Л.С. Активизация учения: сущность и содержание
- Окунева А.А. Спасибо за урок, дети!
- Бобровская Г.В. Активизация словаря младших школьников. Журнал «Начальная школа» № 4. с. 47.
- Степанова О.А. Игровая школа мышления. М.: Творческий центр, 2003.
- Зверев И.Д. Состояние и перспективы разработки проблемных методов обучения в современной школе /Проблемы методов обучения в современной общеобразовательной школе. - М., 1980.
- 9.О.Е.Жиренко. Л.И.Гайдина. Учим русский с увлечением. – М., 2005.
- Ефремов В.И. Творческое воспитание и образование детей на базе ТРИЗ.- Пенза: Уникон-ТРИЗ.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование игровых технологий на уроках русского языка в начальной школе.
В статье игры и игровые упражнения классифицируются по школьным разделам языкознания...

Использование игровых технологий на уроках русского языка в начальной школе.
В статье даются рекомендации по использованию игровых технологий на уроках русского языка....

Использование здоровьесберегающих технологий на уроках русского языка в начальной школе в условиях внедрения ФГОС.
Опыт работы учителя начальных классов МАОУ «Средняя школа №8» г. Когалым Довбня Светланы Владимировны...

Использование здоровьесберегающих технологий на уроках русского языка в начальной школе
Успешной и востребованной будет та школа, которая обеспечит здоровье детей, используя здоровьесберегающие педагогические технологии....
Использование игровых технологий на уроках русского языка в начальной школе.
Использование игровых технологий на уроках русского языка в начальной школе.....

Мастер-класс на тему: "Использование игровых технологий на уроках русского языка в начальной школе"
Данный мастер-класс был проведен во время Республиканского августовского совещания для учителей начальных классов. На данном мастер-классе был обобщен опыт работы учителя....

Использование игровых технологий на уроках русского языка в начальной школе
Игровые технологии играют важную роль на уроках в начальной школе....

