«Использование ТРИЗ - технологии на уроках русского языка в начальной школе»
учебно-методический материал по русскому языку

Александра Евгеньевна Самойлова

Основа ТРИЗ – это функционально-системный подход. Выявляя причинно-следственные связи и обнаруживая скрытые зависимости, системный подход выступает в качестве инструмента для анализа ситуаций и объектов, а также дает возможность организовать информацию и сделать выводы. Выполнение анализа по определенным правилам позволяет сформировать навыки такого умения и затем по аналогии использовать их при анализе любых ситуаций и объектов.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл triz_1.docx279.5 КБ

Предварительный просмотр:

«Использование ТРИЗ - технологии на уроках русского языка в начальной школе»

Основа ТРИЗ – это функционально-системный подход. Выявляя причинно-следственные связи и обнаруживая скрытые зависимости, системный подход выступает в качестве инструмента для анализа ситуаций и объектов, а также дает возможность организовать информацию и сделать выводы. Выполнение анализа по определенным правилам позволяет сформировать навыки такого умения и затем по аналогии использовать их при анализе любых ситуаций и объектов.

 Особенность ТРИЗ-педагогики заключается в том, что она предлагает алгоритмические методы формирования осознанного, управляемого, целенаправленного и эффективного процесса мыследеятельности, то есть работает на повышение культуры мышления.

В результате у учащихся формируется мышление, способное оперировать наиболее общими фундаментальными закономерностями, осваивать на их основе частные законы различных наук и объяснять явления окружающей действительности.

  Планомерное использование приёмов и методов технологии ТРИЗ позволяет активизировать познавательную деятельность учащихся начальных классов в процессе повышения мотивации к учению.

   Уроки, на которых используется ТРИЗ технология, носят ярко выраженный деятельностный характер, школьники сравнивают, проводят классификацию объектов, выбирают основания и критерии для сравнения языковых понятий, устанавливают причинно-следственные связи в языке, строят логические цепи рассуждении. Развивается устная и письменная речь младших школьников, формируются умения чётко излагать свои мысли.

   Эта технология обеспечивает школьникам умение учиться, формирует способность к саморазвитию и самосовершенствованию, учит планированию и прогнозированию. В обсуждении изучаемого материала, происходит «изобретение» или открытие знаний, создается ситуация успеха. Учащиеся, овладев основными мыслительными операциями по созданию творческого продукта, умеют и хотят учиться. Они характеризуются высоким познавательным уровнем активности, самостоятельностью, ярко выраженным творческим мышление и воображение. Происходит корректировка эмоционально-волевой сферы.

Используя на уроках русского языка элементы технологии ТРИЗ, можно заметить, что учащиеся раскрепощаются, перестают бояться дать неверный ответ, поскольку его просто не бывает, в эту работу включаются даже самые слабоуспевающие, замкнутые ученики. Использование элементов методики ТРИЗ не только развивает, но и корректирует высшие психические процессы. Использование данной методики позволяет оптимизировать взаимоотношения между семьёй и школой в целях реализации воспитательных задач общества.

   Технология ТРИЗ помогает повысить эффективность урока русского языка как одной их главных единиц образовательного процесса в начальной школе.

Приложение 1.

Фрагмент урока «Слово и его значение»

На  уроках по изучению раздела «Слово и его значение» (1 класс) была использована модель «Синквейн» для конструирования лексического значения знакомых слов (например, школа, парта, учебник).

Для этого учащимся предлагалось ответить на вопросы:

Полученные характеристики предметов сравнивались с лексическим значением слова в толковом словаре.

Приложение 2.

Фрагмент урока «Что такое алфавит?»

Прием технологии ТРИЗ «Расшифровки и зашифровки» можно использовать на разных этапах урока. Так  же можно брать слова из словаря 1 класса, для закрепления правописания. От простого к сложному.  От слов до предложений.

Задания для расшифровки и зашифровки. Слова из словаря 1 класса.

А

Б

В

Г

Д

Е

Ё

Ж

З

И

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

Й

К

Л

М

Н

О

П

Р

С

Т

11

12

13

14

15

16

17

18

19

20

У

Ф

Х

Ц

Ч

Ш

Щ

Ъ

Ы

Ь

21

22

23

24

25

26

27

28

29

30

Э

Ю

Я

.

!

?

,

-

:

;

31

32

33

34

35

36

37

38

39

40

Шифр № 1.

Расшифруй слова

Зашифруй слова

 9  

1

33

24

иней

14

1

33

12

конь

16

2

6

5

паук

16

20

6

24

ужин

14

1

33

13

знак

Список литературы

  1. Щукина Т.И. Актуальность проблемы активизации учебно-познавательной  деятельности
  2. Казакова А.Ф. Успех - важный стимул положительного отношения к деятельности
  3. Кулыгина Л.С. Активизация учения: сущность и содержание
  4. Окунева А.А. Спасибо за урок, дети!
  5. Бобровская Г.В. Активизация словаря младших школьников. Журнал «Начальная школа» № 4. с. 47.
  6. Степанова О.А. Игровая школа мышления. М.: Творческий центр, 2003.
  7. Зверев И.Д. Состояние и перспективы разработки проблемных методов обучения в современной школе /Проблемы методов обучения в современной общеобразовательной школе. - М., 1980.
  8. 9.О.Е.Жиренко. Л.И.Гайдина. Учим русский с увлечением. – М., 2005.
  9. Ефремов В.И. Творческое воспитание и образование детей на базе ТРИЗ.- Пенза: Уникон-ТРИЗ.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование игровых технологий на уроках русского языка в начальной школе.

В статье игры и игровые упражнения классифицируются  по школьным разделам языкознания...

Использование игровых технологий на уроках русского языка в начальной школе.

В статье даются рекомендации по использованию игровых технологий на уроках русского языка....

Использование здоровьесберегающих технологий на уроках русского языка в начальной школе в условиях внедрения ФГОС.

Опыт работы учителя начальных классов  МАОУ «Средняя школа №8» г. Когалым  Довбня Светланы Владимировны...

Использование здоровьесберегающих технологий на уроках русского языка в начальной школе

Успешной и востребованной будет та школа, которая обеспечит здоровье детей, используя здоровьесберегающие педагогические технологии....

Использование игровых технологий на уроках русского языка в начальной школе.

Использование игровых технологий на уроках русского языка в начальной школе.....

Мастер-класс на тему: "Использование игровых технологий на уроках русского языка в начальной школе"

Данный мастер-класс был проведен  во время Республиканского августовского совещания для учителей начальных классов. На данном мастер-классе был обобщен опыт работы учителя....

Использование игровых технологий на уроках русского языка в начальной школе

Игровые технологии играют важную роль на уроках в начальной школе....