Игра -викторина по окружающему миру в 3 классе по УМК "Школа России"
план-конспект занятия (3 класс)

Борисова Ирина Александровна

Игра -викторина по окружающему миру в 3 классе по УМК "Школа России", но можно использовать и по другому УМК

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение

«Лицей №2» г.о. Нальчик

 (игра – викторина)

Подготовила

учитель высшей категории

Борисова И.А.

Нальчик

Игра -викторина по окружающему миру в 3 классе

Тема: «Экологическое ассорти »

Учебник: А.А. Плешаков «Мир вокруг нас».

Цель:    формирование экологической культуры младших школьников, расширение и углубление знаний детей о животном и растительном мире природы.

Задачи:

образовательные:

  • актуализировать знания детей о живой природе;
  • создать условия для усвоения знаний об объектах живой природы;
  • расширить знания о  животных и растениях.

развивающие:

  • содействовать формированию критического мышления;
  • развивать наблюдательность, внимание, познавательный интерес;
  • развивать умение анализировать, обобщать и сравнивать;
  • создать условия для развития коммуникативных умений.

воспитательные:

  • воспитывать умение дружить и взаимодействовать;
  • создать условия для проявления у учащихся самостоятельности, инициативы, активности;
  • способствовать формированию стремления выполнять правила поведения в природе и участвовать в её охране.

Планируемые результаты

- расширить знания учеников об окружающем мире;

Личностные:

- формировать мотивацию к обучению;

- формировать умение высказывать свое мнение;

Метапредметные:

Познавательные умения:

- перерабатывать полученную информацию, обобщая ее;

- формировать самостоятельное создание способов решения проблемы;

- формировать умение извлекать информацию из текста;

Регулятивные умения:

- формировать умение ставить учебные задачи;

- формировать способность к мобилизации сил, к преодолению препятствий;

- формировать прогнозирование и осознание того, что уже усвоено и что еще нужно усвоить;

Коммуникативные умения:

- формировать умение полно и точно выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации;

- формировать умение работать в группе;

- формировать умение слушать и понимать других.

Предметные:

- расширить знания об окружающем мире.

Тип учебного занятия: игра- викторина.

 Организация образовательного процесса

Оборудование:

-

Оборудование:

  • интерактивная доска;
  • компьютерная презентация
  • Тексты  заданий к конкурсам.

Правила игры:  

    1 этап.  Конкурс  «Жалобная книга».  Учитель зачитывает текст, а ученики должны определить, кто  из животных  написал жалобу.

2 этап.  Конкурс «Бюро погоды». Каждой команде на листочках предлагается описание всего живого в природе.  Команды  должны  определить к  какой погоде происходят те или иные изменения в природе.

3 этап.    Конкурс капитанов.  Капитаны  команд  по очереди должны ответить на  экспресс – вопросы  в течение  1 минуты.

4 этап.   Конкурс «Знаешь ли ты ...»   Участники команд  по очереди выбирают лист с вопросом,  зачитывают вопрос, команда совещается 30 секунд и даёт ответ. В случае ошибки ответ вправе дать болельщики.                                     

                                       

                                                     

   Ход  викторины.

  1. Организационный  момент.

- Приветствую вас, дорогие  гости, ребята и уважаемые члены жюри. Сегодня наше мероприятие посвящено окружающей природе.  Поэтому  среди вас мы  проводим игру – викторину «Экологическое ассорти»

- Как выдумаете. Какие цели мы должны поставить перед собой?  Целью проведения игры является наше желание посмотреть, как много вы уже знаете о природе, о её животном и растительном мире, имеете представление о явлениях природы, понимаете, что нужно относиться к ней очень бережно.   Она, как никогда сегодня нуждается в защите, любви, заботе. Вы сегодня также узнаете что – то новое, неизвестное для вас. Играя, вам предстоит проявить взаимовыручку, доброжелательность друг к другу, смекалку, не унывать, если вдруг что-то не будет получаться, а это значит, что ваша дружба станет ещё крепче и надёжнее.

- Наша игра будет состоять из 4 этапов. Правила я буду объявлять по каждому этапу.

- Сегодня соревнуются  две команды.

 Команды   «Друзья природы»  и  «Следопыты»

Выбор  капитана команды 

Ведущий.

Команды наши в полном сборе

Собрались здесь, чтобы решить,

Кто  посмышлёней,  крепче в знаниях,

Кому удастся победить.

Итак, друзья, Начнём программу

Вопросов здесь большой запас,

А для кого они?  (для нас)

- Итак, выясним, кто лучше знает природу. Ведь знания помогают человеку  выжить в сложной ситуации, помогают и природе.  А природа помогает людям жить, делает человека добрее. Наша игра – это лишь попытка заглянуть в удивительно разнообразный, неразгаданный мир природы.  Попытка увидеть и понять, что удивительное всегда рядом, надо лишь уметь видеть и слышать.  Итак, вперед в мир тайн и загадок! Хотелось бы, чтобы девизом нашего сегодняшнего  мероприятия  стали словами  стихотворения Я. Акима:

Есть одна планета – сад

В этом космосе холодном.

Только здесь леса шумят,

Птиц скликая перелетных.

Лишь на ней одной увидишь

Ландыши в траве зеленой,

И стрекозы только тут

В реку смотрят удивленно.

Береги свою планету,

Ведь другой такой на свете  нету!  (слайд 2)

  1. Конкурсная программа игры – викторины.

1 конкурс  «Жалобная книга»

(Ведущий зачитывает жалобу того или иного животного, не называя автора, а команды должны отгадать, кто автор жалобы).0_2baa_62255aef_L

Сова:  «Многие меня не любят. Боятся. Говорят, по ночам летаю, прохожих пугаю, глаза у меня как фары. А я никого не трогаю, живу в лесной глуши. Летаю бесшумно. А то, что я урожай спасаю – это не в счёт? Кстати, тонну в год!» (показ слайда)

     

Это сова. Находится под охраной закона. Одна серая сова за лето убивает тысячи полёвок, которые за лето способны уничтожить тонну зерна.

Стрекоза:  «Слышала, слышала, что меня называют страшным хищником, за аппетит не мерянный ругают, диетой угрожают. А вы разве видели, чтоб я упитанней сверх меры была? Да некоторые ещё благодарить меня должны за избавление от кровососущих насекомых. Многие мной даже очень довольны, люди мне, например, спасибо говорят!» (показ слайда)

Крот:   «Наговаривают на меня, ругают. Стараюсь на глаза даже меньше попадаться, что где не случись в огороде – то я крайний. Очень мне нужны их картошка с клубникой. Терпеть овощи не могу! Да, рою, конечно, червей дождевых очень люблю. Я виноват, конечно, но у каждого свои слабости. Зато сколько пользы приношу – урожай от     вредителей спасаю!» (показ слайда)C:\Users\User\Desktop\неделя\для жалобной книги\i.jpeg

Кроты не только вредят огородам и садам, но и приносят определенную пользу: уничтожают медведок, личинок майских  жуков, слизняков.

Щука:  «На меня многие обижаются, что якобы и окраска моя маскировочная специально, и зубы заточены, и в засаде я прячусь. Да, аппетит у меня что надо, да и рыбку разную люблю, а иногда второпях и своих детишек проглочу. Зато меня есть за что уважать, я ведь санитар в реке!» (показ слайда)

Летучая мышь. «На земном шаре нет, пожалуй, такого существа, о котором рассказывали столько легенд и небылиц, как о нас. Не нравится, что темноту мы любим, что на обычных птиц и зверей не похожи. Но мы же друзья человека, а не враги. Что же нам делать? Ведь такими мы уродились! Обижают нас часто» (показ слайда)

Жаба. Сама знаю, что не красавица я. Окажись я рядом, многие шарахаются в сторону, говорят, что противная, бородавчатая, а то ещё камнем бросят или ногой  пнут.  А за что? Не всем же быть красивыми! А польза от меня людям большая. DSCN0230

 

    Это жаба. Одна жаба сохраняет от гусениц и червей целый огород. Если в доме завелись тараканы, принеси жабу – они исчезнут

2 конкурс  «Бюро погоды»    Каждой команде на листочках предлагается описание всего живого в природе.  Команды  должны  определить к  какой погоде происходят те или иные изменения в природе.

Для 1 команды:  

Какая будет погода?

Рыба не клюет – она сыта.

Пчелы сидят в улье и громко гудят.

Муравьи не спешат на работу, закрыты все ходы.

Опускаются головки красного клевера, складываются мохнатые листочки.

Все цветы на лугу сильно пахнут, благоухают цветы сирени, жасмина, желтой акации.

Ласточки летают над самой землей, кричат кулики.

Куры купаются в пыли, воробьи нахохлились.

Возле цветов желтой акации кружится много насекомых.

Крот нагребает высокие холмики.

Одуванчик складывает свой пушистый зонтик.

(Все эти признаки ухудшения погоды.)

Для 2 команды: 

Какая будет погода?

Рано просыпаются мухи, чуть свет вылетают из ульев пчелы.

Ласточки и стрижи летают высоко.

Комары – толкуны толкуются столбом.

Поздно вечером сильно трещат кузнечики.

Божья коровка, взятая на руку, быстро слетает.

Соловей поет всю ночь.

Птицы весело поют.

Раскрыты цветки кувшинки.

Голуби разворковались.

Паук усиленно плетет сети.

(К  сухой погоде.  Все эти признаки хорошей погоды.)

3 конкурс капитанов.  Капитаны  команд  по очереди должны ответить на  экспресс – вопросы  в течение  1 минуты.  Кто больше?

Вопросы для 1 капитана.

1.Что значит «Волка ноги кормят»?

(Волк не стережет добычу в засаде, а догоняет ее бегом.)

2.Какого зверя называют «шатуном»?

(Медведя, не спящего зимой по той или иной причине.)

3. Какой гриб самый опасный, его яд подобен змеиному, его не едят даже черви.

(Бледная поганка.)

4. Какая птица абсолютно не имеет голоса? Она только клювом щелкает. (Аист.)

5. Кто летает быстрее всех? (Стриж.)

6. Какие звери летают? (Летучая мышь, белка – летяга.)

7. Какие съедобные грибы появляются первыми? (Сморчки, строчки.)

8. Зимой и летом – одним цветом. (Ель, сосна)

9. Как называется опадание листьев осенью? (Листопад.)

10. Все ли зайцы зимой белые? (Нет, заяц – русак – серый.)

11. Что означает «плач» березы весной? (Сокодвижение.)

12. Сколько ног у паука? (Восемь.)

13. Стрекочущее и прыгающее насекомое с длинными задними ногами. (Кузнечик.)

14. Какой зверь падок до малины? (Медведь.)

Вопросы для 2 капитана.

  1. Что ест зимой ёжик? (Ничего, он зимой спит.)
  2. Какую траву и слепые знают? (Крапиву.)
  3. Птенцы, какой птицы не знают матери? (Кукушки.)
  4. Какой лесной зверь сушит себе грибы на деревьях? (Белка.)
  5. Что происходит с пчелой, когда она ужалит? (Она погибает.)
  6. У каких животных детеныши появляются осенью? (У зайцев.)
  7. Про каких животных можно сказать, что они вылезают из кожи? (Про змей в момент линьки.)
  8. Какое дерево является лучшим пылесосом? (Тополь.)
  9. Очень крупная хищная кошка с полосатой шкурой. (Тигр.)
  10. Как и у елки, у него иголки. (Еж.)

      11. Какой у нас самый маленький зверь? (Землеройка, всего 3,5 см в длину.)

      12. Какую птицу называют «лесным доктором»? (Дятла.)

      13. Какого зверя называют «пушистым золотом Сибири»? (Соболя.)

      14. Какой гриб считается опасным для здоровья после бледной поганки? (Мухомор)

4 конкурс «Знаешь ли ты…»   Участники команд вращают по очереди диск, который определяет цвет  конверта (сектора)  и называют номер вопроса  (числа от 1 до 6).  Учитель зачитывает вопрос, команда совещается 10 секунд и даёт ответ. В случае ошибки ответ вправе дать болельщики

                     

  Птицы                 

  1. Какая птица самая большая? (Страус)
  2. У какой птицы очень длинный хвост? (Павлин)
  3. Пингвин – птица, или нет?  (Да)
  4. Какая птица подбрасывает свои яйца в чужие гнёзда? (Кукушка)
  5. Зимуют ли птицы в скворечниках? (Нет)
  6. С прилётом каких птиц «Приходит» весна? (Грачей)
  7. Вспомнить и спеть куплет песни о птице ( расскажите птицы по куплету всему свету)
  8. Что птицам страшнее: холод или голод?  (Голод)
  9. Перед какой погодой птицы перестают петь? (Дождливой, ненастной)

Звери

  1. Кто меняет шубу два раза в год? (Заяц)
  2. Что теряет лось каждую зиму? (Рога)
  3. Назови животное лесов, похожее на кошку. (Рысь, тигр)
  4. Какие животные спят зимой? (Медведи, барсуки, ежи и др.)
  5. Куда зайцу бежать удобнее, с горы или в гору? (В гору, т.к.задние ноги длинне)
  6. Не прядёт, не ткёт, а людей одевает. (Паук и паутина)
  7. Гладишь - ласкается,  дразнишь – кусается. (Собака)
  8. Какие звери летают? (Летучая мышь)
  9. Какой хищный зверь падок до малины?  (Медведь)

Насекомые

  1. Вспомнить песню о любом насекомом. (В траве сидел кузнечик)
  2. Какую пользу приносят божьи коровки? ( уничтожает вредителей)
  3. В каких насекомых превращался князь  Гвидон из сказки А. Пушкина? (Муха, шмель, комар)
  4. С ветки – на тропинку, с травки-на былинку прыгает пружинка, зелёная спинка.(Кузнечик
  5. Рыж, да не конь, рогат, да не баран, дома не любят и на базаре не купят.(Таракан)
  6. Как узнать о приближении дождя наблюдая за муравьями9Они прячутся в муравейник и закрывают входы)
  7. Назови семь насекомых.
  8. Что случается с пчелой, когда она ужалит? (Погибает)
  9. Как называется пчела-лентяйка? (Трутень)

Растения

  1. Дерево-символ России. (Берёза)
  2. Какие деревья зимой остаются зелёными? (Сосны, ели, туя)
  3. Что за трава, которую и слепой узнает? (Крапива)
  4. Как по пню спиленного дерева узнать возраст дерева. (По кольцам)
  5. Какие цветы носят человеческие имена? (Василёк, Анютины глазки, Иван-да-Марья)
  6. Какая ягода бывает чёрной, красной, белой? (Смородина)
  7. Назовите ядовитые ягоды, которые растут в лесу. (Вороний глаз, паслен, ландыш, волчье лыко)
  8. Какие лекарственные травы лечат простуду? ( Ромашка, эвкалипт, алоэ, одуванчик)
  9. Назови 10 названий деревьев.

Явления природы

  1. Приказало солнце: «Стой,

            Семицветный мост крутой!»

            Туча скрыла солнца свет —

            Рухнул мост, а щепок нет. (Радуга)

  1. На всякий зов даёт ответ,

      А ни души, ни тела нет. (Эхо)

  1. Сперва блеск,

      За блеском треск,

За треском плеск. (Молния, гром, дождь)

  1. Рассыпался горох

      На семьдесят дорог,

            Никто его не соберёт. (Град)

  1. Седой дедушка у ворот

Всем глаза заволок. (Туман)

  1. Висит за окошком

Кулёк ледяной,

      Он полон капели

И пахнет весной. (Сосулька)

Экологические ситуации

  1. На день рождения Кате подарили щенка. Наконец-то, сбылась её мечта. Она так долго просила родителей купить ей щенка. И вот теперь у неё появился новый друг. Катя каждую минуту играла с ним, кормила, гуляла. А потом ей подарили говорящую куклу. О щенке Катя вспоминала всё реже, а когда он заболел, сказала маме:

« Больной собаке не место в доме, пусть живёт на улице». Правильно ли поступила девочка?

  1. Олег стоял у цветочной клумбы и бил прутиком по головке цветка.   «Что ты делаешь?» - спросила бабушка.  «Пчёл прогоняю, они жалят цветы». Бабушка улыбнулась,  и, подозвав внука, что-то сказала ему. После этого Олег выбросил прутик, сказав: «А я и не знал об этом».  Что рассказала ему бабушка?
  2.  Можно ли на берегу реки мыть автомобили? Почему?
  3. Придумайте, куда девать мусор?
  4. Серёжа рассказал о том, что когда они гуляли с папой в лесу, то развели костёр и пекли картошку. Потом папа залил костёр из ручья, а банки и пакеты закопал. Как убедить папу Серёжи в том, что костёр в лесу разжигать нельзя?
  5. На экскурсии по лугу дети увидели купальницы. Гена хотел сорвать их и принести в класс. Ира предложила выкопать их и посадить на пришкольном участке. Ребята долго спорили, но так и не решили, кто прав. Как ты думаешь?

lll. Итоговая рефлексия.

- Закончилась наша игра. Вам понравилось? Хотелось бы узнать, что вам больше всего запомнилось, узнали ли вы что-нибудь новое. Если вас что-то заинтересовало, то можно найти ответ на интересующий вас вопрос?  Да. Для этого можно прочитать книги, которые вы видите на выставке.  Ведь в природе ещё столько всего неопознанного, неизведанного, так что открытия можно совершать и совершать. Поэтому  мы   все желаем  вам  как можно больше открытий  в любой области!

- Я надеюсь, что после сегодняшнего мероприятия вы будете относиться к природе внимательнее.

Без природы в мире людям

Даже дня прожить нельзя.

Так давайте мы к ней будем

Относиться, как друзья.

- Наша викторина подошла к завершению. Спасибо всем участникам. Желаю вам дальнейших успехов в изучении природы нашей Родины (стих – обращение –  слайд).

На нашем шарике земном,

Где родились мы и живём,

Где в травах летняя роса

И голубые небеса,

Где море, горы, степи, лес -

Полно таинственных чудес.

Не разрушайте этот мир,

Девчонки и мальчишки,

Иначе эти чудеса

Останутся лишь в книжке.

Ты - тоже часть его чудес,

И для тебя темнеет лес,

И речка светлая течёт,

И по весне сирень цветёт.

И надо постараться

Нам с этим не расстаться.

Использованная литература:

  1. Газета  «ШИК»  № 10, 2007г., № 6, 7 – 2008г., № 1, 8, 12 – 2009г., № 4,7 -2011г.
  2. Журнал «Начальная школа», № 6 , 2011г.
  3. Журнал «Начальная школа», № 7,   2005г.
  4. Журнал «Современный урок: начальная школа», № 5, 2010г., Центр, «Педагогический поиск».
  5. Школьный   «Фразеологический словарь», М., «ВАКО», 2010г.
  6.                 6. Материалы Интернет.      

     


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Игра-викторина по окружающему миру: "Умники и умницы"

Презентация в виде игры-викторины "Умники и умницы". Данный материал предназначен для использования в процессе преподавания предмета «Окружающий мир» на уроках закрепления и проверки знаний в 4 классе...

"Зелёная аптека" Игра-викторина по окружающему миру.

Игра-викторина        3 классЦель: закрепить знания о лекарственных растениях.Задачи:Вспомнить некоторые лекарственные растения Ленинградской области; их...

"Вселенная, время, календарь" презентация - командная игра-викторина по окружающему миру для 2 класса

"Вселенная, время, календарь" презентация - командная игра-викторина по окружающему миру для 2 класса по учебнику А.А. Плешакова, М.Ю. Новицкой "Окружающий мир" по УМК "Перспектива"...

Игра - викторина по окружающему миру для 2 классов.

Игра - викторина по кружающему миру для учащихся 2 - ых классов. Данное мероприятие способспвует формированию познавательного  интереса у детей, развитию коммуникативных способностей....

Игра-викторина по окружающему миру "Знатоки окружающего мира" 2 класс

Игра-викторина по окружающему миру для 2 класса "Знатоки окружающего мира" в рамках декады по окружающему миру с итоговой таблицей...

Конспект игры-викторины по окружающему миру для 1 класса.

КОНСПЕКТ ИГРЫ-ВИКТОРИНЫ по окружающему миру для детей 1 классаЦель: - Актуализация  знаний детей по названиям деревьев, названиям листьев деревьев у  младших школьников. Задачи:- А...