Развитие творческих способностей у младших школьников.
методическая разработка по технологии (2 класс) на тему

Предлагаю программу по развитию творческих способностей младших школьников с приложением, где представлены разработки занятий.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon Razvitie_tvorcheskih_sposobnostey.doc431.5 КБ
Microsoft Office document icon Prilozhenie_1.doc1.21 МБ

Предварительный просмотр:

 2010 учебный год

Программа развития творческой деятельности младших школьников.

По теме: «Развитие творческих способностей младших школьников  на основе изучения геометрического материала»

Байдаченко Татьяна Васильевна

                             

  г. Петропавловск –Камчатский

Пояснительная записка.

     Современное состояние общества характеризуется повышением внимания к внутреннему миру и уникальным возможностям отдельно взятой личности.

В концепции модернизации российского образования на период до 2010 года сказано: «Развивающемуся обществу нужны современно образованные, нравственные, предприимчивые люди, которые могут самостоятельно принимать ответственные решения в ситуации выбора, прогнозируя их возможные последствия, способны к сотрудничеству, отличающиеся мобильностью, динамизмом, конструктивностью, обладают развитым чувством ответственностью за судьбу страны».

Федеральный компонент государственного стандарта начального общего образования направлен на реализацию качественно новой личностно-ориентированной развивающей модели массовой школы и призван обеспечить выполнение основных целей, среди которых называется развитие личности школьника, его творческих способностей, интереса к учению, формируется желание и умение учиться.

Главной целью школы, как социального института в современных условиях является разностороннее развитие детей, их познавательных интересов, творческих способностей, общеучебных умений, навыков самообразования, способных к самореализации личности.

Благоприятными условиями для формирования творческих способностей младших школьников является практическая деятельность в дидактической системе Фазлетдиновой Н.Г..

В основе этой  программы лежит общая концепция личностно ориентированной системы обучения, направленной на достижение оптимального для каждого школьника уровня общего развития и формирования на этой основе знаний, умений и навыков. В этой программе заложены большие возможности развития творческих способностей младших школьников.

Наиболее эффективной сферой развития творческих способностей детей является искусство, художественная деятельность. Этому способствуют уроки литературного творчества и русского языка, музыки, изобразительного искусства. Но, такой предмет, как математика, имеет тоже немало возможностей для развития творческого потенциала учащихся, хотя некоторые считают математику «сухой» наукой. Вроде бы математика и творчество - две вещи несовместимые.

На наш взгляд, способности человека можно представить в виде дерева, где

  • корни — природные задатки человека,
  • ствол — общие способности,
  • ветви — специальные способности, в том числе и творческие.

Чем больше ветвей, тем дерево мощней, пышней и ветвистее его крона.

В курсе математики по  программе можно выделить три основные линии:

  • алгебраическая
  • арифметическая
  • геометрическая

Проанализировав программу по математике в начальной школе, мы пришли к выводу, что геометрический материал занимает довольно большой объём. Этот факт имеет много плюсов, но есть и существенный минус — это нехватка времени на отработку практических навыков по вычерчиванию, построению, измерению. Чтобы ликвидировать этот недостаток, мы решили проводить со 2 класса факультативные занятия «Геометрия», где углубится, расширится и систематизируется геометрический материал уроков с учётом индивидуальных и возрастных особенностей. (Программа факультатива «Геометрия»).

В геометрическом материале очень много общего с художественным восприятием мира, поскольку большое место в геометрии принадлежит образному мышлению. Это можно использовать, т.к. мышление младших школьников наглядно-образное и наглядно-действенное.

Всё это даёт возможность интеграции уроков математики с уроками трудового обучения. Уроки труда дают реальную возможность для формирования практических навыков по вычерчиванию, построению, измерению и т.д.

Таким образом, систему развития творческих способностей младших школьников можно представить в виде схемы.

Начальный этап — изучение темы на уроке математики. Затем она углублённо изучается на факультативе. И заключительный этап — интегрированный урок трудового обучения. Конечно же, все линии анализа одновременно выполнить нереально. Это всё происходит поэтапно. Мы выделили следующие этапы развития творческих способностей учащихся начальной школы.

Мы считаем, что игра — это поле творчества. Именно в игре проявляется гибкость и оригинальность мышления. На занятия к нам приходят сказочные герои: Незнайка, Карандаш, Буратино, Точка, Самоделкин, Циркуль, а также вредная проказница — Резинка и др. Дети помогают им выполнять какие-либо задания, путешествуют вместе с ними по стране Геометрии.

 


Точка

 


Самоделкин

 


Буратино

 


Циркуль

 

Незнайка

 

Буратино

 


Резинка - Злючка

В соответствии с особенностями и целями применения разного рода задач, мы предлагаем следующую структуру факультативного занятия. Его структура может включать в себя 4 этапа.

1. Этап. Разминка. Включает в себя геометрические ребусы, кроссворды на различные темы, графические диктанты, игры .

2. Этап. Развитие психологических механизмов как основы развития творческих способностей (памяти, внимания, воображения, наблюдательности).

3. Этап. Решение частично-поисковых задач разного уровня.

Здесь мы предлагаем детям задания, решение которых они находят самостоятельно без участия учителя или при его незначительной помощи, открывают новые для себя знания и способы их добывания.

4. Этап. Решение творческих задач.

Такие задания требуют большей или полной самостоятельности и рассчитаны на поисковую деятельность, неординарный, нетрадиционный подход и творческое применение знаний.

   Одним из важных методических принципов изучения геометрического материала является связь его с другими предметами, в том числе и трудовым обучением, где она носит действенный характер. Интеграция — средство, обеспечивающее целостное познание мира и способности человека системно мыслить при решении практических задач.

Ещё в 19 веке немецкий педагог Ф. Фребель основал интегрированный курс обучения математике при помощи оригами, на основе которого можно улучшить и упрочить геометрические знания и умения, а также развивать творческие способности учащихся. Обращая внимание детей на те геометрические фигуры, которые получаются в процессе складывания, учащиеся отрабатывают основные геометрические понятия. Иногда оригамные фигуры мы связываем в рассказах, сказках, которые дети придумывают, проявляя свою фантазию. Безусловно, оригами способствует развитию творческих способностей младших школьников, при этом учитываются возрастные особенности детей.

Интеграция учебных предметов представляется весьма перспективным средством совершенствования учебного плана и тем самым - всей системы образования.

Примерное планирование факультативных занятий по геометрии   для 2 класса.

цель

тема

оборудование

время

1

- познакомить с точкой, разными видами линий. Конструирование: Кот. Ваза с цветами. Собственный вариант.

Индивидуальная работа.

 Точка. Линии.

Объёмная аппликация. Аппликация из скрученной бумаги.

Линейка, карандаш, лист бумаги, цветная бумага. Ножницы.

Урок труда

Факультативное занятие.

2

- развитие пространственных представлений, развитие наблюдательности, творческих способностей. Объёмное моделирование и конструирование из бумаги. Игрушки из бумажных полосок.

Линии. Взаимное расположение линий. Точка пересечения линий

Линейка, карандаш, лист бумаги, цветная бумага. Ножницы.

Интегрированный урок трудового обучения и математики.

3

-расширить кругозор детей познакомить с понятием отрезок, строить отрезки на бумаге в клеточку, прямое плетение из полосок бумаги.

Отрезок. Луч.

Линейка, карандаш, лист бумаги, цветная бумага. Ножницы. Тетрадь в клеточку.

Интегрированный урок трудового обучения и математики.

4

-познакомить с понятием угол, построением угла. Техника «Изонить».

Угол. Стороны, вершины угла.

Проволока, нитки, иголка.

Урок трудового обучения. Факультативное занятие.

5

- познакомить с разными видами углов, учить их построению.

Разные виды углов: прямой, острый, тупой - соотношение между ними.

Линейка, карандаш, лист бумаги,

Урок математики.

6

- познакомить с построение треугольников, плоскостное моделирование и конструирование. Аппликация из геометрических .

Треугольник.

Шаблоны треугольников.

Факультативное занятие.

Город треугольников.

7

- плоскостное моделирование и конструирование. Аппликация из геометрических фигур.

Прямоугольный треугольник.

Шаблоны треугольников, клей, ножницы.

Факультативное занятие.

 Портрет из геометрических фигур.

Стражник города  Треугольников.

Работа в парах.

8

- плоскостное моделирование и конструирование. Аппликация из геометрических фигур.

Остроугольный треугольник.

Шаблоны треугольников, клей, ножницы

Факультативное занятие.

Коллективная работа.

Герои сказки «Теремок».

9

- плоскостное моделирование и конструирование. Аппликация из геометрических фигур.

Тупоугольный треугольник.

Шаблоны треугольников, клей, ножницы.

Факультативное занятие.

Коллективная работа.

Сказка «Теремок» в Африке

10

- оригами.

Равнобедренный, равносторонний треугольники.

Листы бумаги разного цвета.

Факультативное занятие.

11-12-13

- плоскостное моделирование и конструирование из геометрических фигур.

Мозаика из частей прямоугольника.

Оригами. Складываем гармошкой.

Четырёхугольники. Прямоугольник.

Клей, ножницы, цветная бумага.

Факультативное занятие. Птица, жираф, заяц, лошадка и др. Собственный вариант.

Индивидуальная работа.

Бабочки из конфетных фантиков прямоугольной формы.

14-15

- Оригами.

Разные виды четырёхугольников. Квадрат.

Листы бумаги.

Урок трудового обучения. Складываем из квадрата. Зверята.

«Зоопарк»

Коллективная работа.

Заключение.

    Дети воспринимают лучше не готовые геометрические фигуры и тела, а созданные своими руками: вырезают и наклеивают, моделируют, вырезают развёртки и склеивают, образуют фигуры на подвижных моделях, перегибают бумагу и т.д.

Полученные знания сейчас же используются детьми на практике, в данном случае на уроке трудового обучения. Зрительное восприятие дополняется осязанием и ощущениями при движении рук. Мы учим детей видеть геометрические образы в окружающей обстановке, выделять их свойства, конструировать, преобразовать и комбинировать фигуры, изображать их на чертеже, выполнять в необходимых случаях измерения, что-то чертить на глазок.

Процесс строим:

  • активно
  • конкретно
  • наглядно
  • практично

Но преследуем не только узко практические цели, но и развиваем кругозор детей, их творческие способности, изучаем правила общения. Идёт отработка способности к сотрудничеству в творческой деятельности.

Главное требование наглядность, практичность — именно из жизни ребёнка черпать конкретный геометрический материал.

Данная система работы эффективна для развития творческих способностей младших школьников.

Библиография.

  1. Мухина Е.Н., « Умные руки».
  2. Обухова Д. А., « Поурочные разработки по наглядной геометрии».
  3. Проснякова Т.Н., «Энциклопедия технологий прикладного творчества»,издательство «Учебная литература».
  4. Цирулик Н. А., « Уроки творчества», 2 класс, издательство «Учебная литература».
  5. Фазлетдинова Н., Геометрия вокруг нас// начальная школа-2001г.-№25


Предварительный просмотр:

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья " Развитие творческих способностей у младших школьников"

На протяжении многих лет проблема развития творческих способностей учащихся привлекает к себе пристальное внимание представителей самых различных областей научного знания. Это связано с постоянно возр...

Приобщение к искусству и развитие творческих способностей у младших школьников на уроках литературного чтения

Развитие интереса у обучающихся к предмету литературное чтение. Приобщение детей к культуре, к литературе, к искусству, к театру. Урок по литературному чтению - мастерская по раскрытию интеллектуальны...

Развитие творческих способностей у младших школьников с использованием ИКТ

Материал о возможности и важности использования ИКТ в ГПД для развития творческих способностей детей....

ПРОЕКТНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ РАБОТА "РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ НА УРОКАХ ТЕХНОЛОГИИ"

Выявить и проверить эффективные психолого-педагогические методы формирования творческих способностей младших школьников. В ходе работы мы ставим перед собой следующие задачи: 1. изучить психоло...

Развитие творческих способностей у младших школьников.

Развитие творческих способностей у младших школьников через занятия основами детской журналистики. В рамках программы с ребятами провидится целый ряд занимательных упражений, направленых на развитие у...

«Развитие творческих способностей у младших школьников средствами устного народного творчества»

Проблема творчества на современном этапе развития человеческого общества приобретает исключительную актуальность в связи с тем, что по мнению многих современных философов, культурологов, психологов, в...

Лаборатория развития творческих способностей у младших школьников в ГПД

Развитие творческих способностей у младших школьников в ГПД и внеурочное время...