План занятия «Практическая работа по изготовлению цветов из ткани – розы. Мифология розы»
методическая разработка по технологии по теме

Фуника Любовь Александровна

План занятия

Творческого объединения «Рукодельница»

Педагог дополнительного образования Фуника Л.А.

Тема занятия выбрана из учебной программы творческого объединения «Рукодельница» первого года обучения. Проводилось с группой учащихся 3-4 классов, численностью 15 человек. Время занятия 1,5 часа

Тема: «Практическая работа по изготовлению цветов из ткани – розы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл otkrytoe_zanyatie_roza.docx546.39 КБ

Предварительный просмотр:

План занятия

Творческого объединения «Рукодельница»

Педагог дополнительного образования Фуника Л.А.

Тема занятия выбрана из учебной программы творческого объединения «Рукодельница» первого года обучения. Проводилось с группой учащихся 3-4 классов, численностью 15 человек. Время занятия 1,5 часа

Тема: «Практическая работа по изготовлению цветов из ткани – розы.

Мифология  розы»

Тип занятия: творческая работа

Задачи:

- на занятиях практического творчества учить детей не просто воссоздавать внешний образ  предметов (цветов, листьев), но и выражать чувство, оценку, придавая эмоциональную выразительность;

- обеспечить межпредметную связь: с рисованием, мифологией, ботаникой, литературой, как средством для создания выразительных образов;

- развивать в детях образное мышление, творческую фантазию, память, закреплять умения и навыки работы с тканями, со специальными инструментами (бульками);

- воспитывать самостоятельность, аккуратность.

Методы: творческие задания.

Оборудование и средства обучения:

- ткань, нитки, ножницы, вата, клей ПВА, проволока, бульки, бисер, инструменты для обработки деталей цветов, нагревательный прибор;

- дидактический материал: компьютер, музыкальные диски, иллюстрации, карточки – задания.

Оформление мастерской:

- создание тех. условий, при которых можно заинтересованно работать: рисунки цветов, работы цветов, выполненные детьми на занятиях, красивая музыка.

Предварительная работа:

1. Посещение магазина цветов.

2. Просмотр цветов с использованием кинопроектора, обсуждение увиденного, деталей цветов.

3. Зарисовка цветов роз на бумаге.

4. Перевод цветов и листьев на ткань.

5. Вырезание деталей цветов и листьев из ткани, обработка прожилок для листьев.

6.Изготовление сердцевины цветка при помощи ваты и клея ПВА, подкраска лепестков.

7. Обсуждение техники обработки цветов и листьев инструментами (бульками, ножами, кольцами)  на разных по жесткости «подушках».

Ход занятия:

1. Организационная часть:

проверка численности группы, рабочих мест.

Организация детей, их внимания, подготовка к работе.

2. Основная часть:

сообщение темы занятия.

Рассказывается история розы как цветка – королевы цветов (приложение №1).

Повторение пройденного материала на предыдущем занятии:

а) правила Т.Б.;

б) уточнение деталей, входящих в состав розы;

(лепестки, сердцевина, чашечка, стебель,листья)

в) уточнение последовательности изготовления листьев;

(изготовление прожилки, вырезание листьев, приклеивание листьев к прожилке)

г) способы обработки листьев, чашечек  и лепестков горячим инструментом

(бульками ,ножами,кольцами).

д) уточнение последовательности изготовления лепестков и сердцевины розы;

(при помощи ваты , клея ПВА и проволоки  изготавливаем сердцевину. Из ткани вырезаем лепестки по предварительно обведенным трафаретам, при желании подкрашиваем лепестки).

3. Практическая часть:

(на протяжении всего занятия звучит музыка Моцарта)

а) самостоятельный подбор материала и инструментов;

б)раздача карточек – заданий  (приложение №2);

в) выполнение работы по намеченному плану;

г) индивидуальная помощь, напоминание пооперационного плана и Т.Б.;

д) взаимопомощь.

4) Итог занятия:

а) представление работ, вывешивание на стенд;

б) методом голосования определяются лучшие работы.

5. Заключительная часть (обобщающий момент):

а) попросить назвать основные этапы обработки розы;

б) в чем проявились затруднения?

в) обсудить варианты использования цветов из ткани в быту;

г) уборка рабочего места.

Приложение№1

Роза. Истории и легенды

 

Роза - царица цветов - является предметом поклонения и пламенной любви. С незапамятных времен роза была объектом поклонения и восхищения.
Самые первые сведения о розе можно встретить в древнеиндусских сказаниях: она пользовалась в древней Индии таким почетом, что даже существовал закон, по которому каждый, кто принесет розу царю, мог просить у него всё, что ни пожелает.

Поэтов и писателей вдохновляла легенда о соловье и розе. Соловей был так пленен ее прелестью, что в восторге прижал розу к груди. Но шипы, острые, словно кинжалы, вонзились ему в сердце, и кровь несчастного окрасила лепестки дивного цветка. Вот почему, повествует персидское сказание, многие наружные лепестки розы до сих пор сохраняют свой розоватый оттенок.
Возможно, персидской розой первоначально была и великолепная махровая роза с мускусным запахом. А в саду Негаристан можно встретить розу Эглантерию - высотой до б м, со стволом до 70 см в окружности. Это розовое дерево не имеет аналогов в мире.

От персов любовь к розам перешла ко всем магометанам, которые приписывают им очистительную силу - по преданию, белая роза выросла из капель пота Магомета при его ночном восхождении на небо. Поэтому ни один магометанин не наступит ногой на розу, а валяющийся на земле лепесток тотчас переложит на чистое место. Розвовой воде приписывается очистительная сила: Магомет II, например, после взятия им Константинополя повелел омыть храм Св. Софии сверху донизу розовой водой, прежде чем превратить его в мечеть.

В Китае розой увлекался, говорят, и великий Конфуций, воспевавший ее как царицу цветов. Говорят также, что более 500 томов в библиотеке китайского императора повествуют только о розе, а в императорских садах она растет в невероятных количествах.
Знали ли розу древние евреи - и по сей день вопрос спорный. Однако, по Талмуду, красная роза выросла из неповинно пролитой крови Авеля и потому должна служить украшением каждой еврейской невесты на свадьбе.
В Египте в VII столетии, во времена Птолемея, стало славиться своими розами местечко Арсиное, где из них готовили розовую воду. Известно, что царица Клеопатра, принимая Марка Антония, повелела усыпать пол залы розовыми лепестками, толщина слоя которых составила ? аршина.
В Греции - центре всей интеллектуальной жизни древнего мира - роза считалась даром богов. По словам Анакреона, она родилась из белоснежной пены, покрывавшей тело Афродиты. Увидев этот прелестный цветок на ней, боги сейчас же обрызгали его нектаром, придав ему чудный аромат.
Существует множество легенд о том, как белая роза стала красной. По одной легенде, ее окрасили капли крови Афродиты, когда та, не замечая острых шипов, бежала по роще Пифона, где лежал раненый насмерть ее возлюбленный Адонис. Другая гласит, во время одного из пиршеств богов на Олимпе Купидон опрокинул своими красно-розовыми крылышками сосуд с нектаром, окрасивший белые розы в красный цвет и сообщивший им нежный запах.

Из Греции роза была перенесена колонистами в Рим. Во времена республики роза считалась символом строгой нравственности и была наградой за выдающиеся деяния, а воины украшали себя венками из роз, чтобы вселить в себя мужество. Она так высоко ценилась, что было запрещено украшать себя ей в дни скорби и печали. А в домах часто вешали над столом веточку розы как символ бога Гарпократа - бога молчания. Крылатое выражение "sub rosa dictum" - значит: я сказал под розой, т. е. под большим секретом.

Обширные розанные сады в предместьях Рима расширялись в ущерб хлебным посевам. А улицы Рима были так пропитаны запахом роз, что непривычному человеку становилось дурно.
Такое отношение римлян к розе поначалу внушило отвращение к ней первых христиан. Однако со временем она стала приобретать их расположение благодаря дивной красоте и нежному запаху. Ее посвятили даже Богоматери. А белые розы назывались также розами Магдалины - они потеряли свой цвет от пролитых ею слез раскаяния. Кроме того, роза в католических легендах - это небесная защитница добрых дел.

Наибольшей любовью роза пользовалась в средневековой Франции. Здесь и разводить ее позволяли не всякому. А подарить дочери венок из роз, "шапель", считал своим долгом даже самый бедный родитель. И даже крещение производилось в это время с примесью розовой воды.
В Англии под знаменем двух мирных роз - красной и белой - разгорелась страшная братоубийственная война, длившаяся 30 лет. Кусты, с которых были сорваны эти две исторические розы, находились в парке Тампль в Лондоне и погибли всего около десятка лет тому назад. Впоследствии английские садовники вывели особенный сорт розы, Ланкастер-Иоркский, знаменитый тем, что на одном и том же кусте цветут и красные, и белые розы.
Сначала роза в Англии служила отличительным знаком актеров, носивших ее на башмаках. Но вскоре она стала атрибутом костюма щеголей и щеголих Англии, которые носили ее за ухом, и чем больше была роза, тем шикарнее. Вскоре с живой розой за ухом стала появляться сама королева Елизавета. Наконец, роза была последним цветком, который унес с собой из этого мира король Эдуард VII - его безутешная жена королева Алекандра вложила ему в руку чудную белую розу.

В Германии роза появилась ещё во времена язычества. Бог огня Локки при наступлении весны смеется, и от его смеха холод бежит, снег тает и земля покрывается розами. В то же время роза - это символ меча и смертельной раны. Вследствие этого розовыми садами называли и поле битвы, и кладбища.
С водворением в Германии христианства перенеслось в него и языческое поклонение розе. По легенде, белые розы выросли на кусте, куда Дева Мария повесила сушить Христовы пеленки. Говорили, что прикосновение к розе превращает оборотней обратно в людей и уличает ведьм.
В XVI франкмасоны украшали себя розой в Иванов день. А мистическое общество розенкрейцеров избрало своим символом венок из роз с шипами с Андреевским крестом внутри.
Наконец, изображение венка роз в пятиугольнике из звезд служило знаком основанного бразильским императором Дон-Педро I ордена роз, получить который считалось величайшей честью.

В России же роза как украшение садов появилась при Петре I и особенно при Екатерине II. А часто встречающаяся у нас фамилия Розанов пошла также от розы - этой фамилией один граф нарек семью крепостных, которых отпустил на волю за выдающиеся умения в уходе за розами, в чём отец этого семейства перещеголял специально приглашенного англичанина.

Розы бывают белыми и розовыми, желтыми и темно-красными, а на Гавайских островах растут даже черные и голубые. Цветом тропического неба отдает красота нежно-синих лепестков. Синяя роза, конечно же, редкость. Но не менее редкостной является и изумрудная роза, выведенная в ботаническом саду "Напока" румынского города Клуж. Лепестки салатно-зеленого цвета этой розы напоминают прозрачные с перламутровым отливом крылья стрекоз.
Говорят, что появилась на свет даже черная роза, олицетворяющая печаль. А в Италии на выставке цветов, была представлена роза белого цвета Пурецца - Чистота без единого шипа.

Приложение №2

КАРТОЧКА – ЗАДАНИЕ.

1.Изготовление листьев:

а) обработать детали  листьев (прожилок) горячим инструментом – ножами на жесткой « подушке».

б) соединить листья с центральной прожилкой при помощи клея ПВА.

2.Изготовление  лепестков розы:

а) обработать лепестки  горячим инструментом – бульками на мягкой «подушке».

б) обработать чашечку горячим инструментом - бульками

 в) соединить лепестки с сердцевиной и чашечкой

г) обработать стебель тонкой бумагой или нитками, присоединив к нему обработанные листья.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

открытый урок по трудовому обучению. Работа с тканью "Роза"

Открытый урок по трудовому обучению. Работа с тканью "роза".Выполнение розы из синтетического материала....

Занятие:"Практическая работа с электронным конструктором"для обучающихся объединения"Техническое конструирование и моделирование "и"Электронная автоматика"

Эта презентация - разработка к занятию в объединении научно-технического объединения "Техническое конструирование и моделирование" и "Электронная автоматика" для обучающихся нашего...

Методическая разработка занятия "Изготовление птички из ткани"

В методической разработке представлена работа по выполнению птички из куска ткани. Работа выполнена после прослушивания курса по составлению программ. В ней учтены все моменты, касающиеся ФГОС....

Внеклассное занятие «Весенние праздники на Руси. Изготовление птички из ткани» 1 класс

Конспект внеклассного занятия «Весенние праздники на Руси. Изготовление птички из ткани» 1 класс + презентация...

Проект "Кормушка для птиц",выполненный ученицей 3 класса, содержит практический этап ( материал для изготовления кормушки - это пластмассовое ведро из-под майонеза и др., подробный план работы по изготовлению кормушки для птиц).

Проект творческий, экологический.Автор: Загородняя Елизавета, ученица 3 классаНаучный руководитель: Зикеева Светлана ФёдоровнаВ проете представлен план работы по изготовлению кормушки для птиц.В прило...

Практическая работа «Изготовление и рассматривание микропрепарата кожицы лука»

Под лупой можно рассматривать части растений непосредственно, без всякой обработки. Чтобы рассмотреть что-либо под микроскопом, нужно приготовить микропрепарат. Объект помещают на предметное стекло. Д...