Главные вкладки

    Статья по технологии на тему:
    Развитие творческого мышления у учащихся начальных классов в работе с нетрадиционными материалами на уроке технологии.

    Розонова Ольга Николаевна
    Технология, как учебный предмет требует организации интеллектуальной деятельности, надо понять, чем будешь заниматься до начала практической работы, чтобы технологическая цепочка была осознанной, давала возможность формирования и знаний, и умений. 
    Разнообразить учебный процесс, делать его интересным и увлекательным значительно помогают применяемые на уроках трудового обучения новые, нетрадиционные материалы. 
     

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

    Развитие творческого мышления у учащихся начальных классов в работе с нетрадиционными материалами  на уроке технологии.

         Проблема развития творческого мышления детей является достаточно сложной для исследования, но рассмотрение всех возможных подходов к ее изучению чрезвычайно актуально в настоящее время. Происходящие в обществе перемены обусловили необходимость обновления системы образования. В соответствии с изменившимся социальным заказом общества изменились и ориентиры в самой этой системе. Естественным образом повысился интерес к образованию, центральным звеном которого являются личностно-ориентированное обучение и развитие самостоятельной творческой личности.

    Отечественные и зарубежные специалисты в области педагогики и психологии подчеркивают противоречия между выдвигаемой современным обществом потребностью в воспитании и развитии творческой личности и недостаточной разработанностью условий и средств реального и целенаправленного достижения этой цели на всех этапах обучения. Не случайно в педагогике и психологии сейчас ведется интенсивный поиск рациональной организации учебного процесса, стимулирующей развитие творческой активности учащихся в целом и творческого мышления, в частности. Вопросами развития учащихся в познавательной деятельности посвящены фундаментальные исследования М.А. Данилова, Б.П. Есипова, Э.И. Моносзона, И.Т. Огородникова, М.Н. Скаткина и других. В активизации мыслительной деятельности учащихся (И.О. Лернер, М.И. Мамутов, И.П. Родак и другие) на первый план выдвигается самостоятельность мышления, наличие творческого подхода в процессе учения. Большое значение для решения проблемы стимулирования творческой активности школьников имеют следующие исследования Ш.И. Ганелина, Г.И. Щукиной, В.Б. Бондаревского, Д.И. Водзинского, Л.Н. Нестеровой и других. Вопросы развития интеллектуальной активности школьников и молодежи рассматриваются также в работах С.Ф. Жуйкова, В.В. Успенского, Н.С. Литвиненко, И.Ф. Сифкина. Однако в целом проблема развития творческого мышления пока остается и теоретически, и практически недостаточно разрешенной задачей. Сложность этой проблемы обусловлена наличием большого числа разноплановых факторов, определяющих как природу, так и проявление качеств творческого мышления. Именно изучение и анализ этих факторов в их взаимосвязи открывает возможность определить методы целенаправленного развития основных качеств творческого мышления детей. Значительные возможности в плане развития творческого мышления открывают, на наш взгляд, уроки обучения труду в школе. Опыт показывает, что, создавая красивые вещи своими руками, видя результаты своей работы, дети испытывают внутреннее удовлетворение, в них просыпаются творческие способности и возникает желание жить по  законам красоты.  На Руси традиционно уважают людей, обладающих «рукодельными» умениями. Однако в век компьютерных технологий все чаще звучат оды компьютеризации обучающего процесса, а все реже — слова о пользе различных рукодельных занятий для младших школьников. Посадив шестилетку за компьютер, мы стимулируем его реакции и, возможно, сообразительность (что пока нигде не доказано), но при этом учителя дружно жалуются на недоразвитость мелкой мускулатуры рук (без чего «не идет» обучение письму), недостатки развития координации (отчего страдает двигательная саморегуляция), внимания, умений регулировать свою деятельность и вообще желания заниматься какой-то продуктивной деятельностью, связанной работой руками. Ведь в компьютерной игре достаточно указать на нужный предмет, и он будет дан герою игры, с которым ассоциирует себя ребенок. Ребенок растет «кнопочником», не способным пришить пуговицу, а тем более создать что-либо эстетически привлекательное собственными руками.

    Конечно, в школе проводятся уроки труда, но все чаще рукотворная деятельность на них заменяется беседами о прекрасном, анализом картинок, фотографий и рисунков, сделанных профессионалами. Безусловно, это полезно, но, к сожалению, никак не сказывается на развитии ручной умелости детей. За то небольшое время, которое остается на таком уроке после знакомства с результатами чужого творческого труда, учитель успевает сделать с детьми лишь самую примитивную поделку, не только эстетически малопривлекательную (даже для самого ребенка), но и ни для чего в дальнейшем не годную. И что самое печальное (мы не раз это наблюдали) — выходя после таких уроков из класса, ребенок, небрежно скомкав, выбрасывает эту поделку в корзину для мусора уже в классе. Какое же отношение сформируется у него и к процессу (собственной рукотворной деятельности), и к ее результату? Мы полагаем, что ответ очевиден.

    Однако нельзя полностью винить в этом учителя, поскольку такова сегодняшняя направленность курса ручного труда в начальной школе, который теперь и трудом-то не называется. Более того, очевидно, что сегодня учитель — это практически единственный человек в окружении ребенка, который пытается организовать хоть в какой-то мере его рукотворную деятельность. Мы полагаем, что многое зависит от недостаточной методической разработанности и дидактической обеспеченности процесса рукотворной деятельности младшего школьника. Традиционные виды лепки, конструирования; работа с бумагой и тканью уже настолько привычны, что неинтересны как учителям, так и школьникам. Конструирование из природных материалов, значащееся в программах по ручному труду, требует большого количества не всегда доступных материалов, традиционное вышивание или плетение трудно выполнить ребенку младшего школьного возраста. Между тем организовать рукотворную деятельность младших школьников можно не только на уроках, но и вне школы, на каникулах, в отпуске. Опыт показывает, что дети с удовольствием занимаются этой полезной во всех отношениях деятельностью, если соблюдаются некоторые методические условия ее организации, которые мы охарактеризуем далее.

    Для выполнения поделок ученики не должны выполнять трудоемких действий, использовать дорогие или труднодоступные материалы. Практически всю работу ребенок выполняет сам при минимальной помощи и поддержке учителя (или любого взрослого). Однако полученный при этом результат должен быть всегда эстетически и эмоционально привлекательным для ребенка.

    В основе предлагаемого методического подхода лежит идея, что ребенок должен не только видеть и ценить результат своего труда, но и создавать нечто свое, новое. Методически процесс работы должен быть настолько хорошо подготовлен, чтобы у ученика не возникало технических проблем с изготовлением изделия. Итак, мы выделили четыре условия организации рукотворной деятельности младших школьников.

    Основой каждой поделки являются нетрадиционные материалы. Приступая к изготовлению поделки, ребенок под руководством взрослого проводит исследовательскую работу: рассматривает предложенный образец: выстраивает план действий, подбирает материал (бумагу, ткань, пуговицы по размеру и цвету, ножницы, нитки и т.д.); реализует задуманное; сверяет результат с образцом или вносит собственные изменения и дополнения.  

      В этой деятельности гармонично сочетаются и процесс овладения теоретическими знаниями, и приобретение определенной системы практических умений и навыков.         Возникает противоречие: с одной стороны, значимость занятий для развития личности ребенка, с другой, отсутствие научно обоснованной системы занятий, обеспечивающих развитие творческого мышления.

            Разрешение названного противоречия побудило нас определить тему исследования как «Развитие творческого мышления у учащихся начальных классов в работе с разными материалами» и обусловило её актуальность.

    В зарубежной психологии творческое мышление чаще связыва с термином «креативность». В 60-х годах XX в. толчком к выделению этого типа мышления послужили сведения об отсутствии связи между интеллектом и успешностью решения проблемных ситуаций. Было установлено, что последняя зависит от способности по-разному использовать данную в задачах информацию в быстром темпе. Такой тип мышления (Дж. Гилфорд, Н. Марш, Ф. Хеддон, Л. Кронбах,
    Е.П. Торренс
    ) назвали креативностью и стали изучать ее независимо от интеллекта – как мышление, связанное с созданием или открытием чего-либо нового.

    Для определения уровня креативности Дж. Гилфорд выделил 16 гипотетических интеллектуальных способностей, характеризующих креативность.

    Среди них:

    1) беглость мысли – количество идей, возникающих в единицу времени;

    2) гибкость мысли – способность переключаться с одной идеи на другую;

    3) оригинальность – способность производить идеи, отличающиеся от общепринятых взглядов;

    4) любознательность – чувствительность к проблемам в окружающем мире;

    5) способность к разработке гипотезы;

    6) ирреальность – логическая независимость реакции от стимула;

    7) фантастичность – полная оторванность ответа от реальности при наличии логической связи между стимулом и реакцией;

    8) способность решать проблемы, то есть способность к анализу и синтезу;

    9) способность усовершенствовать объект, добавляя детали;

    10) и так далее.

    Е.П. Торрес выделяет четыре основных параметра, характеризующих креативность:

    - легкость - быстрота выполнения текстовых заданий;

    - гибкость – число переключений с одного класса объектов на другой в ходе ответов;

    - оригинальность – минимальная частота данного ответа к однородной группе;

    - точность выполнения заданий.

    Особый тип мышления, называемый в зарубежной психологии креативностью, в настоящее время широко изучается англо-американскими учеными, однако сущность этого свойства пока до конца не выяснена.

    В отечественной психологии так же широко разрабатываются проблемы творческого мышления человека. Она ставится как проблема продуктивного мышления в отличии от репродуктивного. Психологи единодушны в признании того, что в любом мыслительном процессе сплетены продуктивные и репродуктивные компоненты. Большое внимание уделяется раскрытию сущности творческого мышления, выявлению механизмов творческой деятельности и природы творческого мышления.

    И.Я. Лернер характеризует творческое мышление по его продукту.
    Учащиеся в процессе творчества создают субъективно новое, при этом проявляя свою индивидуальность.

    С точки зрения Д.Б. Богоявленской, творчество является ситуативно- нестимулированной активностью, проявляющейся в стремление выйти за пределы заданной проблемы.

    По В.Н. Дружинину, творческое мышление – мышление, связанное с преобразованием знаний (сюда он относит воображение, фантазию, порождение гипотез и прочее).

    Суть творческого мышления сводится, по Я.А. Пономареву, к интеллектуальной активности и чувственности (сензитивности) к побочным продуктам своей деятельности.

    Я.А. Пономарев, В.Н. Дружинин, В.Н. Пушкин и другие отечественный психологи считают основным признаком мышления рассогласование цели
    (замысла, программы) и результата. Творческое мышление возникает в процессе осуществления и связана с порождением «побочного продукта», который и является творческим результатом.

    Выделяя признаки творческого акта, все исследователи подчеркивают его бессознательность, неконтролируемость волей и разумом, а также измененность состояния сознания.

    Второй признак творческого мышления – спонтанность, внезапность творческого акта от внешних ситуативных причин.

    Таким образом, главная особенность творческого мышления связана со спецификой протекания процесса в целостной психике как системе, порождающей активность индивида.

    Иное дело – оценка продукта как творческого. Здесь в силу вступают социальные критерии: новизна, осмысленность, оригинальность и так далее.

    С творческим мышлением сопряжены два личностных качества: интенсивность поисковой мотивации и чувственность к побочным образованиям, которые возникают при мыслительном процессе.

    В качестве «ментальной единицы» измерения творческости мыслительного акта, «кванта» творчества, Я.А. Пономарев предлагает рассматривать разность уровней, доминирующих при постановке и решении задачи.

    И.Я. Лернер считает, что основу творческого мышления представляют следующие черты: самостоятельный перенос знаний и умений в новую ситуацию; видение новых проблем в знакомых, стандартных условиях; видение новой функции знакомого объекта; видение структуры объекта, подлежащего изучению, то есть быстрый, подчас мгновенный охват частей, элементов объекта в их соотношении друг с другом; умение видеть альтернативу решение, альтернативу подхода у его поиску; умение комбинировать ранее способы решения проблемы в новый способ и умение создавать оригинальный способ решения при известности других.

    Овладев этими чертами, можно развивать их до уровня, обусловленного природными задатками и усердием. Однако перечисленным чертам свойственна одна способность – «они не усваиваются в результате получения информации или показа действия, их нельзя передать иначе как включением в посильную деятельность, требующую проявления тех или иных творческих черт и тем самым эти черты формирующую»[1].

    Д.Б. Богоявленской была выделена (1983 г.) единица измерения творчества, названная «интеллектуальной инициативой». Она рассматривается как синтез умственных способностей и мотивационной структуры личности, проявляющихся в продолжении мыслительной деятельности за пределами требуемого, за пределами решения задачи, которая ставится перед человеком.

    Главную роль в детермининации творческого поведения играют мотивации, ценности, личностные черты. К числу основных черт относят: когнитивную одаренность, чувствительность к проблемам, независимость в неопределенных и сложных ситуациях.

    Итак, в отечественной психологии исследования творческого мышления теоретически обоснованы, индивидуальные различия анализируются не только с количественной стороны, но и качественной стороны. Тем не менее, все еще незначительно количество исследований в этой области.

    Таким образом, творческое мышление – мышление, связанное с созданием или открытием принципиально нового субъективного знания, с генерацией собственных оригинальных идей.

    Показателем, характеризующим творческое мышление и на которые мы будем основываться в своем исследовании следующее: беглость, гибкость и оригинальность мысли.

    Беглость включает в себя два компонента: легкость мышления, то есть быстрота переключения текстовых заданий и точность выполнения задания.

    Гибкость мыслительного процесса – это переключение с одной идеи на другую. Способность найти несколько различных путей решения одной и той же задачи.

    Оригинальность – минимальная частота данного ответа к однородной группе.

    Важную роль в подготовке к творческому труду играет начальная школа. Именно в младшем школьном возрасте заключается психологическая основа для такой деятельности. Развиваются воображение и фантазия, творческое мышление, воспитывается любознательность, формируются умения наблюдать и анализировать явления, проводить сравнения, обобщать факты, делать выводы, практически оценивать деятельность, активность, инициатива. Начинают складываться и дифференцироваться интересы, склонности, формируются потребности, лежащие в основе творчества.

    Отличительный признак творческой деятельности детей – субъективная новизна продукта деятельности. По своему объективному значению «открытие» ребенка может быть и новым, необычным, но в то же время выполняться по указке учителя, по его задумке, с его помощью, а потому не являться творчеством. И в то же время ребенок может предложить такое решение, которое уже известно, использовалось на практике, но додумался до него самостоятельно, не копируя известное.

    В этом случае мы имеем дело с творческим процессом, основанным на догадке, интуиции, самостоятельном мышлении ученика. Здесь важен сам психологический механизм деятельности, в которой формируется умение решать нешаблонные, нестандартные задачи.

    Успешное формирование у младших школьников творческого мышления возможно лишь на основе учета педагогом основных особенностей детского творчества и решения центральных задач в развитии творческого мышления.

    П.Б. Блонским были точно подмечены основные отличительные черты детского творчества: детский вымысел скучен и ребенок не критически относится к нему; ребенок раб своей бедной фантазии. Главным фактором, определяющим творческое мышление ребенка, является его опыт: творческая деятельность воображения находится в прямой зависимости от богатства и разнообразия прошлого опыта человека. Особенностью творческого мышления школьников является то, что ребенок некретически относится к своему продукту творчества. Детский замысел не направляется никакими идеями, критериями, требованиями, а потому субъективен.

    Развитие творческого мышления неотделимо от формирования исполнительских умений и навыков. Чем разностороннее и совершеннее умения и навыки учащихся, тем богаче их фантазия, реальнее их замыслы,.

    Психологами установлено, что развитие мышления человека неотделимо от развития его языка. Поэтому важнейшая задача в развитии творческого мышления учащихся – обучение их умению словесно описывать, рассказывать о приемах работы, называть основные элементы. Усвоение учащимися необходимого словарного запаса очень важно для формирования и развития у них внутреннего плана действия. При всяком творческом процессе задача решается сначала в уме, а затем переносится во внешний план.

    А.Савенков, работающий над исследованием специального, целенаправленного развития креативности, выделяет следующие условия формирования творческого мышления учащихся:

    - паритет заданий дивергентного и конвергентного типа, то есть задания дивергентного типа должны не только присутствовать как равномерные, но и в некоторых предметных занятиях доминировать;

    - доминирование развивающих возможностей учебного материала над его информационной насыщенностью;

    - сочетание условия развития продуктивного мышления с навыками его практического использования;

    - доминирование собственной исследовательской практики над репродуктивным усвоением знаний;

    - ориентация на интеллектуальную инициативу, понятия

    «интеллектуальная инициатива» предполагает проявление ребенком самостоятельности при решении разнообразных учебных и исследовательских задач, стремление найти оригинальный, возможно альтернативный путь решения, рассматривать проблему на более глубоком уровне либо с другой стороны;

    - неприятие конформизма, необходимо исключать все моменты, требующие конформистских решений;

    - формирование способностей к критичности и лояльности в оценке идей;

    - стремление к максимально глубокому исследованию проблемы;

    - высокая самостоятельность учебной деятельности, самостоятельный поиск знаний, исследование проблем;

    - индивидуализация – создание условий для полноценного проявления и развития специфичных личностных функций субъектов образовательного процесса;

    - проблематизация – ориентация на постановку перед детьми проблемных ситуаций.

    Таким образом, соблюдение этих условий даст возможность формирования творческого мышления школьников.

    Для дальнейшей нашей исследовательской работы мы выделим три основных условия формирования творческого мышления, три стратегии:

    1) индивидуализация образования;

    2) исследовательское обучение;

    3) проблематизация.

    Каковы же факторы и процессы, без функционирования которых продуктивное мышление невозможно?  В целом, можно  выделить 6 блоков, по которым осуществляется выделение факторов и процессов функционирования  творческого мышления:        

    -восприятие и память;        

    -мышление;        

    -воображение  и новизна;        

    -интуиция;        

    -потребность в самовыражении, самостоятельность;

    -эстетические и морально-этические качества личности.(9,с.34)

    Самым многочисленным по количеству показателей является блок, связанный с деятельностью  мышления. Обратимся к определению понятия "мышление". Леонтьев А.Н.  говорил, что мышление – это процесс сознательного отражения действительности в таких  объективных ее свойствах, связях и отношениях, в которые включаются и недоступные  непосредственному чувственному восприятию объекты.  Брушлинский А.В. понимал под мышлением неразрывно связанный с речью, социально обусловленный психический процесс  самостоятельного искания и открытия существенно нового в ходе анализа действительности,  возникающий на основе практической деятельности. (9,с.49)        

    Педагогический словарь дает такое определение: мышление опосредованное и обобщенное познание человеком предметов и явлений объективной действительности в их существенных связях и отношениях.(29,с.56)        

    Мышление представляет собой активную целенаправленную деятельность,  в процессе которой осуществляется переработка имеющейся и вновь поступающей информации, отчленение внешних, случайных, второстепенных ее элементов от основных, внутренних,  отражающих сущность исследуемых ситуаций, раскрываются закономерные связи между ними.

      Это обобщенное и опосредованное познание действительности, в процессе которого мысль человека бесконечно углубляется в суть окружающей действительности, открывая  ее закономерности.(13,с.43). Самый существенный признак, отличающий мышление от других  психических процессов, - направленность на открытие новых знаний, т. е. его продуктивность.

    Суммируя основные моменты в определениях, можно сказать, что мышление:        

    1. Это психический процесс, который является обобщенным и опосредованным отражением общего  и существенного в действительности.  
    2. Мышление выполняет регулирующую функцию  по отношению к поведению человека, поскольку связано с образованием целей, средств,   программ деятельности.
    3. Мышление является социально обусловленным процессом:  оно не возможно без знаний, добытых в ходе человеческой деятельности.

    Мы остановимся на определении, которое, как нам кажется,  наиболее тесно связано с исследуемой проблемой.        

    Творчество - активная созидательная деятельность, результатом которой является создание качественно новых материальных  ценностей, отличающихся новизной, оригинальностью, уникальностью.        

    В связи с данным определением необходимо охарактеризовать творческое мышление.        

    Т.о. выдвигается следующая формулировка понятия творческого мышления. Творческое мышление  - это процесс, врожденно присущий человеку, включающий в себя восприятие, эмоции,  опыт человека, особенности памяти, воображения, интуицию, лежащие в основе потребности  к самовыражению личности в условиях свободы и ведущей к преобразованию действительности (9,с.54).

    Продуктивное мышление рассматривается как высшая ступень творческого мышления.            

    Продуктивное мышление это такой психический процесс, в результате которого возникает оригинальное, принципиально новое для данного субъекта решение задачи, причем такое, которое не вытекает непосредственно из уже известного, а требует  его преобразования, выхода за его пределы.                

    Рассмотрим основные виды мышления, тесно связанные с продуктивным, творческим.        

    Теоретически-понятийное  мышление, пользуясь которым человек в процессе решения  задачи обращается к понятиям,  выполняет действия в уме, непосредственно не имея дело с опытом, получаемым при помощи  органов чувств. (9,с.67)        

    Теоретико-образное мышление - отличается от понятийного  тем, что материалом, который здесь использует человек для решения задачи, являются  - не понятия, суждения или умозаключения, а образы. Оно или непосредственно извлекается из памяти, или творчески воссоздаются воображением. (9,с.72)      

    Наглядно-образное  состоит в том, что мыслительный процесс в нем непосредственно связан с восприятием человеком окружающей действительности и без него совершаться не может. (9,с.83)

     Наглядно-действенное сам  процесс мышления представляет собой практическую преобразовательную деятельность, осуществляемую человеком с реальными предметами.(9,с.90)

    Элементарное дизайнерское мышление включает основные структурные компоненты  зрелого дизайнерского мышления, но в том виде, который соответствует возрастным возможностям  младших школьников. Оно формируется через специальную информацию, постановку задач  по созданию отдельной среды и поиск способов их реализации.(23,с.14)      

     Это первый, сформированный под руководством учителя, уровень дизайнерского мышления. Его следует отличать от стихийного, неуправляемо сложившегося уровня, формирующегося до начала  систематического обучения и зависящего от специальных условий и индивидуальных способностей ребенка.        

    Результаты многолетних исследований,  анализ педагогического опыта и литературных данных послужили основанием для выделения  ряда психолого-педагогических принципов, являющихся, как мы полагаем, важным компонентом  системы развивающего обучения, обучения, оказывающего значительное влияние на интеллектуальное  развитие учащихся.

    1. Принцип проблемности.
    2. Принцип гармонического развития различных компонентов мышления.
    3. Принцип формирования алгоритмических  и эвристических приемов умственной деятельности.

    Охарактеризуем подробнее данные принципы.

    Принцип проблемности, отвечая специфике продуктивного мышления, его направленности на открытие новых знаний, является основным, ведущим принципом развивающего обучения.

    Проблемным называется такое обучение, при котором усвоение знаний и начальный этап  формирования интеллектуальных навыков происходят в процессе относительно самостоятельного  решения системы задач-проблем, протекающего под общим руководством учителя. В процессе  поисков решения проблемы учащиеся нередко возникающие противоречия между уже имеющимися знаниями и требованиями задачи, выявляют новые элементы знаний, способы оперирования им, овладевают способами познания, что расширяет их возможности в решении еще более сложных проблем. Эта активная самостоятельная деятельность приводит к формированию  новых связей, свойств личности, положительных качеств ума и тем самым  к микросдвигу в их умственном развитии. (15,с.38)        Наибольший эффект при проблемном обучении дают задачи, предполагающие открытие новых для учащихся причинно-следственных связей,  закономерностей, общих принципов решения целого класса задач, в основе которых лежат неизвестные субъекту отношения между определенными компонентами исследуемых  конкретных ситуаций. Выбор задачи-проблемы зависит и от наличия у школьников исходного  минимума знаний или возможности за относительно короткий срок до постановки проблемы  ознакомить детей с необходимыми для самостоятельного решения сведениями. Вместе с  тем надо помнить, что эти знания должны служить опорой для поисков пути решения,  а не наводить, не подсказывать этот путь, иначе задача перестанет быть проблемной.

    Поставив проблему, учитель должен дать школьникам самим попытаться ее решить на основе  уже имеющихся знаний и убедиться, что этих знаний для достижения цели явно недостает,  а затем принять участие в построении доступных для них звеньев рассуждения, приводящих  к новому знанию. Он ограничивается критикой ложных ходов мысли при попытках школьников найти решение.        

    Наиболее эффективное средство для создания проблемных ситуаций -использование противоречий, конфликта между усвоенными знаниями, знакомыми способами решения определенного класса задач и теми требованиями, которые предъявляет новая задача.

    Задачи-проблемы ставят ученика в условия неопределенности, и возникновение  ошибок здесь вполне возможно. Такие ошибки не страшны, если преподаватель обратит  внимание школьников на них и добьется понимания тех причин, которые породили ошибки,  и способов их преодоления.  

    Словесно-логическое мышление играет ведущую роль на начальном этапе  решения проблемы, когда субъект пытается непосредственно применить знакомые ему способы  действий, а также на конечном этапе при проверке найденного решения. На основном этапе, когда субъект ищет принципиально новые решения, открывает ключ к нему, главную  роль играют интуитивно-практические компоненты мыслительной деятельности. Интуитивному  решению проблемы способствуют практические действия, оперирование образами, использование  наглядности, конкретных опор.        

    Наглядно-образное мышление дает целостную картину, отражающую содержание задачи, что обеспечивает возможность одновременного  охвата, видения всех единиц, имеющихся в условии. Такая целостная картина позволяет  рассматривать входящие в целое звенья в различных ракурсах, выделяя "точки соприкосновения", место возможного продуктивного взаимодействия отдельных компонентов условия.  

    Т.о, процесс решения проблемы осуществляется в результате тесного взаимодействия различных компонентов мышления: и понятийных (вербальных), и практических, и наглядно-образных (играющих  ведущую роль в интуитивно-практическом мышлении). Принцип  формирования алгоритмических  и эвристических приемов умственной деятельности. Говоря о различных путях решения мыслительных задач, выполнения умственных действий, следует различать два приема решения задач:

    • алгоритмический;        
    • эвристический;        

    Алгоритмический представляет собой систему операций, осуществление которых обеспечивает безошибочное решение задач.

    Но вооружение учащихся некоторыми обобщенными приемами не соответствует специфике  продуктивного мышления, его направленности на самостоятельное открытие. Поэтому формирование  таких приемов должно сочетаться со специальной работой по вооружению учащихся и приемам  эвристического типа. Формирование приемов мыслительной деятельности алгоритмического  типа, ориентирующих на формально-логический анализ задач, закономерно приводящий  к выбору соответствующего конкретного способа решения, является необходимым, но недостаточным  условием развития мышления. Необходимы такие приемы, которые, во-первых, потому, что  содействуют совершенствованию репродуктивного мышления как важного компонента творческой  деятельности. Во-вторых, эти приемы - тот фонд знаний, из которого решающий может  черпать "строительный материал" для создания способов решения новых для него задач.

    Недостаточно таких приемов потому, что, не способствуя специфике продуктивного мышления, они не стимулируют интенсивное развитие именно этой стороны мыслительной  деятельности. Длительные упражнения в решении задач на основе алгоритмического типа формируют установку на действие по готовому образцу, сковывают поиск рамками  уже известных приемов, и тогда их репродукция становится тормозом в решении задач:   возникает "барьер прошлого опыта". Вот почему формирование таких приемов должно сочетаться со специальной работой по вооружению учащихся приемами эвристического типа.    

    Данные приемы соответствуют самой природе, специфике творческого мышления. В отличие от приемов алгоритмического типа, эвристические приемы ориентируют не на формально-логический,  а на содержательный, семантический анализ проблем. Они направляют мысль решающих  на проникновение в суть описываемого в условии предметного содержания.        Эвристические приемы, не обеспечивая безошибочности решения, позволяют действовать в условиях неопределенности,  когда человек еще не знает, каковы те существенные признаки, опора на которые приводит  к решению проблемы. Эти приемы содержат лишь общие, ориентирующие указания, помогающие  в поисках путей решения. Поэтому в обучении, рассчитанном на интенсификацию продуктивного мышления, следует реализовать принцип специального формирования рациональных приемов умственной деятельности, как алгоритмического, так и, особенно, эвристического  типа, в их оптимальном сочетании друг с другом, т.е. преимуществом последнего. (15,с.45)

    Следовательно, одним из важнейших принципов развивающего обучения должен быть принцип специального формирования как алгоритмических, так и эвристических приемов  умственной деятельности.        В современной школе роль мышления возрастает. При современном обучении и ученику необходимо не просто приобрести знания, умения,  навыки, освоить сложившиеся способы человеческой деятельности, но и овладеть творческим  подходом к ее осуществлению, развивать устойчивые познавательные интересы и мотивы  учения, потребность в постоянном самообразовании.        

    Таким образом, на первый  план выдвигаются задачи умственного развития, формирования творческого мышления учащихся.

    Функция учителя - не только донести до учащихся необходимое для усвоения содержания,  но и создать условия для возникновения деятельности учения (сформировать цель деятельности), организовать и управлять познавательной (или практической) деятельностью, контролировать и оценивать его результаты. Изложение материала учителем, т.о. играет в обучении важную роль,  состоящую в предоставлении материала для собственной деятельности ученика.(14,с.28)

    Следовательно, мышление, во-первых, проявляется в учебной деятельности как  понимание учебного материала.        

    Во-вторых, у ученика должна сформироваться адекватная цель деятельности. Т.е. необходима работа мышления, связанная с постановкой целей  (целеполаганием) в учебной деятельности.        

    В-третьих, для успешной учебной  деятельности нужно владение приемами управления деятельностью, самоконтроля, саморегуляции, что невозможно без анализа закономерностей самой деятельности. Иными словами, в учебной  деятельности необходима рефлексия.        

    В-четвертых, решение проблем и задач  - еще одно важное проявление мышления.        

    Таким образом, мышление проявляется в учебной  деятельности в понимании учебного материала, в решении разнообразных задач и проблем,  в постановке целей, в рефлексивной регуляции.(36,с.82)        

    Рассмотрим основные виды мышления, которые тесно связаны с продуктивным, а для этого остановимся сначала  на определении творчества.        Проблемы происхождения, функционирования, проявления  результатов творчества интересовали философов, психологов, педагогов, эстетиков.

    Число характеристик данного понятия превышает тысячи.                  В.Н. Николко была сформулирована комплексная модель понятий, определяющих творчество, позволяющая классифицировать проанализированные  теоретические взгляды в соответствии с различными подходами  к сущностному определению творчества.        

    1. Процессуальный (философы - Ж.Лякруа, М.Ортега-и-Гассет, А.Библер, С.Х.Раппопорт; психологи Л.С.Выготский, А.Я.Дудецкий, О.М.Дьяченко, Ю.Д.Полуянов, А.Н.Мелик-Пашаев, В.О.Пушкин  и др.), определяющий творческое мышление как совокупность функционирующих психических  процессов.        

    2. Деятельностный (философы - Аристотель, М.Недонсель, Г.Сиегваль,  Д.Дьюи, психологи - А.П.Николко, Б.П.Никитин), характеризующих творчество с точки  зрения деятельности и социальной значимости ее продуктов.        

    3. Особая форма иррациональности (А.Шопенгауэр, Ф.Т.Фишер, З.Фрейд и др.) где творчество является проявлением бессознательного.

    4. Состояние человека (А.Камю, Ж.П.Сартр, А.Мальро), направленное  на преодоление  человеческих комплексов.        

    5. Самовыражение (А.Дюфренн, А.Бержон, А.Ф.Лосев)  - теория, где творчество есть естественная потребность человека выразить свой внутренний  мир в реальной форме.        

    Младшие школьники учатся не столько у учителя, сколько вместе с ним. Они вместе  проходят по длительной истории вынашивания и развития способов деятельности, завершающихся  актом творчества.        

    Различными психологами было выделено от 3 до 13 процессуальных  составляющих творческого мышления и этапов его функционирования. Причем точки зрения  психологов часто имеют общие компоненты. Так, большинство психологов в качестве первого  этапа выделяют:        

    • подготовку к данному процессу (Ж.Адамар, В.Н.Пушкин)  
    • осознание возникшей проблемы или потребности и появление замысла (Д.Дьюи, Д.Россмэн,  А.Осборн)        
    • восприятие окружающей среды и исходной информации (Л.Т.Левчук)
    • постановку задачи, сбор и накопление необходимой информации, знания, умения,  навыки для  уяснения и формулирования задачи (Д.Треффингер, А.Н.Лук)        
    • создание образа  визуального  мышления, где визуальное мышление - есть опосредованное звено между абстрактным мышлением и практикой (В.И.Жуковский, Д.В.Пивоваров)        

    Как видно, данные характеристики 1 этапа творческого мышления объединяют деятельность  двух процессов: восприятие и появление замысла, непосредственно следующий один  за другим.

    Таким образом, исходя из возрастных особенностей функционирования творческого процесса у детей младшего школьного возраста, необходимо  обратить внимание на следующее: функционирование психических процессов является предпосылкой и основой для формирования продуктивного мышления.        

    Развитие продуктивного мышления у детей младшего школьного возраста заключается в развитии следующих качеств, лежащих в основе данного процесса, сформулированных на основе психологически исследованных  фактов:        

    • цепкости и цельности восприятия;        
    • различных видов памяти,  включая обогащение эмпирического опыта ребенка;        
    • логических операций: анализа,  синтеза, обобщения, классификации;
    • воображения на основе ассоциирования образного  сравнения, овладение различными способами формирования образов воображения;    
    • интуиции;        
    • интеллектуальных, эстетических, морально-нравственных качеств  личности, включая способность к доведению дела до конца и к оценочным действиям.

     Развитие перечисленных качеств осуществляется в учебно-воспитательном процессе посредством использования элементов художественного конструирования при организации эстетико-педагогических условий, обеспечивающих функционирование данных качеств на  всех этапах творческой деятельности: воспринимающем, появлении  замысла, интуитивном,  деятельностном; и основывается на являющейся актуальной для младших школьников  чувственно-эмоциональной сфере, задействующей в творческом процессе все органы чувств и эмоциональной отзывчивости, путем образно-логического преподавания.        

    Следовательно, для продуктивного развития творческого  мышления младших школьников в учебно-воспитательном процессе необходимо взаимодействие эстетических, психологических (индивидуально-психологические особенности каждого ученика) и педагогических (взаимодействие  педагога с учениками) условий, объединение которых позволило сформулировать эстетико-педагогические  условия развития творческого мышления у учащихся младшего школьного возраста.

    Сегодня в педагогике существует разграничение таких педагогических понятий, как традиционные и нетрадиционные методы преподавания. Множество новых программ, курсов, течений и направлений можно выделить в различные педагогические системы, изучению которых посвящено немало исследований (система развивающего обучения Эльконина-Давыдова, Занкова и др.). В значительной степени это коснулось и трудового обучения.

    В настоящее время трудовое обучение в начальной школе изменяется по своему содержанию в зависимости от системы обучения, типа учебного заведения и его назначения. Большинство программ носят инновационный характер, т.е. относятся к разряду нетрадиционных, например программы "Технология в трудовом обучении", "Художественный труд", "Технический труд", "Конструирование и моделирование" и др. Содержание перечисленных разработок в обязательном порядке основано на базовых (традиционных) навыках и умениях, которыми должны овладеть учащиеся в начальной школе. Это - множество различных технологических операций: сгибание, резание, склеивание, лепка, аппликация, навыки соединения деталей различными способами и многое другое.

    Рассмотрев содержание данных инновационных программ, можно сделать вывод, что все они построены по общему и неизменному принципу использования возможностей технологии выполнения различных работ. Новым, нетрадиционным в данном случае является подбор материала для изучения технологических операций для каждой индивидуальной программы в различной последовательности. Например, программа "Технологии в трудовом обучении" предоставляет возможность знакомства с технологией каждой операции (сгибание, резание, соединение) на всех материалах (бумаге, картоне, ткани, металле, природных материалах). Программа "Художественный труд" содержит изучение технологии художественной обработки тех же материалов. В ней логично объединяются два предмета - изобразительная деятельность и трудовое обучение. Цель данной работы - создание законченного художественного образа и грамотное выполнение при этом всех технологических операций.

    Программы "Технический труд" и "Конструирование и моделирование" основаны на технико-технологических знаниях, предназначеных для изучения в школах с политехническим уклоном. При этом так же производятся технологические операции с хорошо известными материалами - бумагой, картоном, тканью, природными материалами и т.п.

    Программы по трудовому обучению в начальной школе обычно строятся на изучении материалов, применяемых на уроках, их технологической обработке и знаниях о используемых инструментах. От того, что в этой цепочке занимает главенствующую роль, во многом зависит суть и программное содержание преподаваемого предмета.

    Разделы основной (традиционной) программы трудового обучения в начальной школе в большей степени построены с учетом изучения младшими школьниками всевозможных материалов. Таких разделов четыре:

    1) работа с бумагой и картоном;

    2) работа с тканью;

    3) работа с различными материалами;

    4) техническое моделирование.

    Для того, чтобы ввести новое и нестандартное в эту стабильно неизменную схему, предлагаю выделить и рассмотреть новую группу НЕТРАДИЦИОННЫХ материалов, которая поможет значительно расширить и разнообразить перечень видов деятельности на уроках труда по данным разделам.

    Под термином "нетрадиционные" подразумеваются материалы, которыми можно заменить в работе обычные, традиционно используемые на занятиях по трудовому обучению материалы. Это может быть, например, применение упаковочного гофрированного картона для выполнения различных композиций, возможность замены дорогостоящего бисера различным бросовым материалом и т.д. Термин "нетрадиционные материалы" включает в себя и ограничение применения того или иного материала в различных регионах и областях республики. Например, выжигание по ткани является привычным видом деятельности в школах Ярославской области, а плетение из бересты характерно для Карелии.

     Постаралась выявить новое, особенное, объединяющее большинство программ по трудовому обучению, - это НЕТРАДИЦИОННЫЕ материалы, новые технологические обработки, построение художественного образа при изготовлении отдельных изделий.

    Занимаясь внедрением таких материалов в учебный процесс, составляем характерные технологические схемы. Например, любой изучаемый материал обладает определенными характерными свойствами. Поэтому знакомство с ним будет происходить намного легче, если пользоваться предложенным планом. Он может быть следующим.

    Анализ свойств изучаемого материала

    1. Происхождение (или получение) материала.

    2. Его строение.

    3. Структурно-размерные физические показатели (толщина, структура, прочность, жесткость).

    4. Способность материала к изменениям при нагрузке и восстановлению первоначальной формы (упругость, гибкость).

    5. Оптические показатели (цвет, оттенок, светопроницаемость).

    6. Химические свойства (обработка, окраска) материала.

    По предложенной схеме несложно проводить самостоятельные работы для проверки знаний учащихся по трудовому обучению.

    Естественно, что для каждого материала предусмотрен свой, индивидуальный план анализа свойств. Правильно используя в процессе выполнения работы качества нетрадиционных материалов, можно добиться интересных результатов в техническом и художественном моделировании.

    Наибольший эффект достигается при использовании нетрадиционных материалов в художественном конструировании.

    При внесении элемента художественного конструирования в работу с нетрадиционными материалами необходимо учитывать следующие факторы:

    соответствие выбора материала его возможностям;

    соответствие формы изделия его назначению;

    пропорциональность и соразмерность частей;

    красоту и выразительность;

    общее композиционное решение.

    Выбирая для урока трудового обучения изделия и работы, преподаватель ставит и решает основные методические цели: продвижение детей в овладении новыми знаниями, умениями и навыками по сравнению с уже приобретенными ранее; доступность технологии изготовления каждого изделия учащимися на высоком качественном уровне; возможность занять работой всех учащихся класса.

    Глубокое воспитывающее влияние на формирование убеждений обучаемого, т.е. взглядов, определяющих нравственное поведение детей, оказывает его собственный опыт. Надо иметь в виду, что дети приходят в школу с некоторым практическим, трудовым и нравственным багажом, заложенным и сформированным в семье, детском саду или в результате внешних факторов. Это в значительной мере влияет на результативность обучения. Разнообразить учебный процесс, делать его интересным и увлекательным значительно помогают применяемые на уроках трудового обучения новые, нетрадиционные материалы.

    В процессе работы по внедрению нетрадиционных материалов в программу трудового обучения начальной школы можно использовать определенную систему, классификацию, объединяющую применяемые в учебном процессе материалы. Предлагаемая классификация не является завершенной, может пополняться в зависимости от современных условий и материально-технических возможностей, желания и умения педагога. Данная классификация обобщает имеющийся опыт по использованию различных видов деятельности на занятиях по трудовому обучению, является авторской разработкой, позволяющей систематизировать применяемый на занятиях материал, а также расширить круг его внедрения на практике.

    Классификация нетрадиционных материалов:

          1. Бумага и картон:

    - техническая бумага:

    а) наждачная бумага.

    - гофрированный картон:

    а) упаковочный тарный (трёхслойный, пятислойный);

    б) упаковочный кондитерский.

    - картонажные изделия (коробки, стаканчики, упаковки и т.п.).

    2. Материалы различного происхождения:

    б) природные материалы (скорлупа, кожа, мех, пух, перо);

    в) дерево (опилки, стружка, шпон);

    г) металл (проволока, жестяные банки, тюбики из-под крема);

    ) пластмасса (трубочки от фломастеров, стержней, изоляция с телефонных проводов, упаковки с ячейками в коробках конфет, пластиковые футляры "киндер-сюрпризов" и др.).

    3. Волокнистые материалы:

    а) натуральные (вата, марля, шпагат, пенька, нитки);

    б) синтетические (синтепон, поролон).

    Данная классификация имеет практическое значение, т. к. за счет включения нетрадиционных материалов в общеизвестные по разделам трудового обучения группы позволяет выявить их дополнительные свойства и способы обработки, облегчает работу с ними.

    Список предложенных материалов далеко не полный, должен постоянно корректироваться в зависимости от опыта и подготовки преподавателя, а также от времени и места выполняемых работ.

    Обновление содержания трудового воспитания в начальных классах за счет включения в программу обучения работы с нетрадиционными материалами оправдано, т.к. при работе с ними (особенно если это доступный "бросовый" материал) ярко проявляются целесообразность, практическая значимость работы. Изготовление изделий из нетрадиционных материалов способствует эстетическому развитию учащихся, приобретению ими умений грамотно подбирать цветовые сочетания, формы, размеры, комплектующие детали. Учащиеся при работе с ними, кроме приобретения определенных знаний и практических умений, знакомятся с их физическими, механическими и технологическими свойствами, получают сведения об изготовлении и предназначении данных материалов. Это расширяет их общий кругозор. Работа по изготовлению изделий из нетрадиционных материалов также способствует развитию мышц кистей рук, совершенствует глазомер, закрепляет трудовые умения и навыки, полученные при работе с другими материалами. Это объясняется типичностью рабочих операций, характерных для всех видов труда по программе начальной школы.

    Современное информационное общество движется по пути развития творческого мышления человека. Творческий человек может успешно адаптироваться в социуме, противостоять негативным обстоятельствам, находить позитивные выходы из сложных ситуаций, он способен к самореализации своих возможностей, саморазвитию. Но  общественная потребность в воспитании творчески мыслящего человека не находит своего полного претворения в школьной практике. Поэтому воспитание Современное информационное общество движется по пути развития творческого мышления человека. Для эффективного развития творческого потенциала учащихся в первую очередь необходимо обеспечить информационную базу деятельности, основой которой являются знания. Их эффективное усвоение зависит от многих факторов. Одним из важнейших является представление учебного материала в такой форме, которая наиболее соответствует особенностям восприятия и переработки информации учащимися, обладающими различными способами познавательной деятельности. Традиционно сложившееся обучение базируется на развитии репродуктивного мышления и направлено преимущественно на содержание и объем получаемых знаний, а не на формирование средств и способов мыслительной деятельности. В.Г. Рындак отмечает, что учитель сегодня в большей степени заинтересован в обогащении знаний по предмету, учащиеся сориентированы на получение знаний «в готовом виде». Обеспечение же индивидуальной познавательной исследовательской деятельности учащихся позволяет активно осваивать не только предметную область знаний, но и развивать творческий потенциал.

    Развитие творческого мышления и творческой деятельности необходимо осуществлять с учетом психолого-возрастных особенностей детей, а также методов и средств творческого развития, соответствующих этому возрасту.

    В младшем школьном возрасте закладываются первоначальные представления о характере взаимоотношений человека с природой, осознается место человека в природе, поэтому этот возраст является сенситивным для формирования основ научного мировоззрения. Высокая познавательная активность, любознательность, заинтересованность учащихся в ознакомлении с природой являются основой для развития мышления, расширения природоведческого кругозора, экологической культуры.  Учить учащихся так, чтобы у них развивалось критическое мышление, труднее, чем просто сообщать отдельные факты и закономерности. А. Кассаковски подчеркивает, что уже в самом раннем детстве следует, используя естественную потребность ребенка, привлекать его внимание к предметам и явлениям окружающей среды: «Необходимо пробуждать в детях радость открытия. Практически манипуляционную и умственную активность следует поощрять с помощью самых различных видов деятельности, социального общения, как между детьми, так и между детьми и взрослыми».

    Значительные возможности в плане развития творческого мышления открывают, на наш взгляд, уроки технологии в школе. Труд, как учебный предмет требует организации интеллектуальной деятельности, надо понять, чем будешь заниматься до начала практической работы, чтобы технологическая цепочка была осознанной, давала возможность формирования и знаний, и умений.

    Разнообразить учебный процесс, делать его интересным и увлекательным значительно помогают применяемые на уроках трудового обучения новые, нетрадиционные материалы.

    Изготовление изделий из нетрадиционных материалов способствует эстетическому развитию учащихся, приобретению ими умений грамотно подбирать цветовые сочетания, формы, размеры, комплектующие детали. Учащиеся при работе с ними, кроме приобретения определенных знаний и практических умений, знакомятся с их физическими, механическими и технологическими свойствами, получают сведения об изготовлении и предназначении данных материалов. Это расширяет их общий кругозор. Работа по изготовлению изделий из нетрадиционных материалов также способствует развитию мышц кистей рук, совершенствует глазомер, закрепляет трудовые умения и навыки, полученные при работе с другими материалами, происходит работа по изучению свойств и анализа материала. Все это ведет к способности к творческому нетрадиционному решению, способности прогнозировать последствия своих действий, способности гибко менять стратегию и тактику с учетом возникающих изменений.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Тема заявленного опыта: «Развитие творческих способностей у учащихся начальных классов»

    Описание опыта работы.Тема: "Развитие творческих способностей у учащихся начальных классов"...

    Развитие творческого мышления у учащихся на уроках русского языка посредством использования новых информационных технологий.

    Развитие творческого мышления у учащихся на уроках русского языка посредством использования новых информационных технологий....

    "Развитие орфографической зоркости у учащихся начальных классов.Применение жестов и мимики на уроках"

    Мой научный проект, в котором описано как я работаю над развитием орфографической зоркости у учащихся начальных классов. Применение жестов и мимики на уроках....

    Развитие логического мышления у учащихся начальных классов с использованием технологии развития критического мышления

    Итоговая работа по модулю инвариантной части курсов повышения квалификации ИОЧ  «Основные направления региональной образовательной политики в контексте модернизации российского образования»...

    Практические рекомендации учителя-логопеда учителю начальных классов по преодолению специфических ошибок на письме у учащихся начальных классов в соответствии с ФГОС

    Практический материал для учителей начальных классов по преодолению специфических ошибок на письме у учащихся начальных классов...

    Развитие творческих способностей у учащихся начальных классов

    Статья содержит информацию о роли учителя при развитии творческих способностей учащихся начальной школы...