Внеурочная деятельность в начальной школе. Художественное творчество.
методическая разработка по технологии (3 класс) на тему

Королёва Наталия Александровна

Этот доклад  о целях  и задачах внеурочной  деятельности в начальной школе, об особенностях проведения занятий по «Художественному творчеству», об инструментах и материалах, используемых на занятиях, о приёмах и методах работы  с различными материалами. На слайдах продемонстрированы некоторые работы учащихся, выполненные на занятиях.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл doklad.docx24.46 КБ
Файл k_dokladu_1.pptx2.93 МБ

Предварительный просмотр:

ВНЕУРОЧНАЯ   ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ  В  НАЧАЛЬНОй  ШКОЛЕ. «художественное творчество»

        Внеурочная  деятельность  в  школе представляет собой инновацию Государственного образовательного стандарта и является неотъемлемым элементом школьного образования в целом. Особенностями данного компонента  являются предоставление обучающимся возможности широкого спектра занятий, направленных на их развитие,что способствует достижению личностных результатов, интересов и потребностей ребенка, коллективному взаимодействию школьников, что в свою очередь производит определенный воспитательных эффект.

          Школа после уроков - это мир творчества, раскрытие ребёнком  своего «я». Важно заинтересовать ребёнка занятиями после уроков, это даст возможность превратить внеурочную деятельность в полноценное пространство воспитания и образования.

Внеурочная деятельность ставит ряд задач:

  • развитие интересов, склонностей, способностей, возможностей учащихся к различным видам деятельности;
  • создание условий для индивидуального развития ребенка в избранной сфере внеурочной деятельности;
  • формирование системы знаний, умений, навыков в избранном направлении деятельности;
  • развитие опыта творческой деятельности, творческих способностей;
  • создание условий для реализации приобретенных знаний, умений и навыков;
  • развитие опыта неформального общения, взаимодействия, сотрудничества;

            Целью   занятий по программе «Художественное творчество» является  развитие творческих способностей и индивидуальности учащихся. Формирование  интереса к художественной деятельности.

 Задачами данной программы являются:

  • познакомить  обучающихся с  современными направлениями развития декоративно – прикладного творчества;
  • научить детей владеть различными техниками работы с материалами, инструментами и  приспособлениями, необходимыми в работе;
  • обучить   технологиям разных видов рукоделия.
  •  развить наблюдательность, умение видеть и воспринимать красоту окружающего мира;
  •  развитиь  эстетические, художественные, творческие  способности и дарования;
  •  способствовать приобретению  навыков  применять художественные материалы для решения творческих задач.
  •  воспитать  трудолюбие, творческое  отношение к учению, труду;
  • воспитать   бережное  отношения к природе, окружающей среде (экологическое воспитание);
  • воспитать  усидчивость, акекуратность  и терпение  для достижения поставленных целей.
  • развивать моторику рук, глазомер.

           Программа имеет художественную направленность и создает условия, обеспечивающие развитие творческих способностей и навыков работы с художественными материалами для продолжения обучения детей на последующих этапах, с учетом их возможностей и мотивации. Основной принцип, лежащий в основе программы «Художественное творчество», - единство эстетического воспитания и формирования навыков творческой деятельности учащихся. Разделы программы содержат три основных вида художественной деятельности детей: изобразительная деятельность, лепка, конструирование из бумаги и аппликация. Работая по этой программе учитель должен:

В разделе «Изобразительная деятельность»:

пробудить  интерес к изобразительной деятельности. Познакомить с  основными  художественными  материалами: гуашь, мелки, пастель. Научить  воплощать  свой замысел в рисунке. Закрепить знания  основных  цветов.

 В разделе «Лепка»: 

 развить интерес к занятиям лепкой. Познакомить со свойствами пластилина, правилами техники безопасности при работе с ним, научить  подготавливать и убирать рабочее место, совершенствовать навыки  пользования  стекой, освоить  основные  приемы   работы с пластилином.

В разделе «Конструирование из бумаги и аппликация»: 

Закрепить  интерес к работе с бумагой, расширить  знания о  видах и свойствах бумаги и картона, научить работать  ножницами, соблюдая правила техники  безопасности, познакомить с  простыми  способами  сгибания и скручивания бумаги и другими видами работы с ней, освоить выполнение  различных  видов  аппликации.

           Кроме перечисленного выше в программе есть занятия посвященные работе с такими материалами как природный материал (листья, плоды деревьев, шишки, камешки, ракушки...), крупа и макаронные изделия, шерстяные нитки и нитки мулине, солёное тесто, проволока, пуговицы и пайетки, фетр, тесьма, ленты  и кружево,  канва и  различные виды ткани.

            Для достижения поставленной цели и реализации задач программы используются следующие     методы обучения:

 - словесный (объяснение, беседа, рассказ);

 - наглядный (показ образцов и слайдов,  лучших детских работ, демонстрация приемов работы);

 - практический;

             Предложенные методы работы являются наиболее продуктивными при реализации поставленных целей и задач и основаны на проверенных методиках и сложившихся традициях изобразительного творчества.

             Основная  деятельность учителя  направлена на активизацию процессов и механизмов творческого воображения и деятельности детей, выработку и закрепление у них потребности в творчестве. Содержанием занятий является творческая деятельность детей под руководством педагога. Все педагогические задачи реализуются на занятиях с использованием вспомогательного иллюстративного материала. В процессе занятий по данной программе учитель  контролирует и направляет работу учащихся на достижение результата. При этом педагог становится, с одной стороны, соавтором, а с другой - главным организатором  творческого процесса, помогающим детям найти пути и методы реализации творческого замысла. Ребенку  предоставляется  возможность максимального проявления творческих  возможностей  и активности на всех этапах занятий. При этом основной формой общения педагога с учеником  является  диалог. В области практической творческой деятельности  используется  больший  ассортимент  материалов, технологий, приемов для воплощения замысла. Задания  адаптированы к возрасту детей и построены с учетом интересов и  возможностей  данной группы учащихся. Подведение итогов по результатам освоения материала данной программы осуществляется  в форме выставки  на классных стендах.  Лучшие работы обучающихся участвуют в  школьных  тематических конкурсах: «золотая осень», «день учителя», «день матери», «новогодние кружева», «23 февраля», «8 марта», «день космонавтики»  и другие.  Основными критериями оценки детских работ являются удачная композиция, хорошо подобранная цветовая гамма поделочных материалов, аккуратность выполнения.  Учебное помещение  имеет  соответствующее оснащение: необходимая  аппаратура для демонстрации фильмов, презентаций  и слайдов, стенды и витрины с наглядными пособиями. Рабочее место ребенка должно быть просторным – гораздо больше, чем традиционная половина парты, поскольку  выполняется  работа с бумагой большого формата, к тому же многие технологии предполагают использование большого количества материалов, требующих большого пространства для размещения.  Для более плодотворной работы учащихся используются методы дифференцированного  и индивидуального подхода, что позволяет  учителю  полнее учитывать индивидуальные возможности и личностные особенности ребенка, достигать более высоких результатов в обучении и развитии творческих способностей учащихся.Так, например, при выполнении большинства поделок, часть группы выполняют работу по образцу, другая часть учащихся вносит некоторые изменения, обусловленные приобретенными  умениями и навыками в работе и принесёнными для работы материалами,  есть учащиеся, которые посмотрев образцы возможных вариантов выполнения поделки, придумывают свою композицию и воплощают её.  Кроме того обучающиеся получают разную меру помощи  учителя при выполнении учебного задания.   Основное время на  занятиях  отводится практической деятельности, что способствует приобретению умений и навыков в работе с различными видами материалов и освоению разных технологий по созданию поделок.

                Выбор изделия для практической работы каждой группы учащихся осуществляется  исходя из темы программы, приобретенных  детьми умений и навыков, а также с учетом близости знаменательной даты или праздника.Чаще всего эти изделия могут стать подарком для членов семьи или друзей, а также декоративным украшением одного из жилых помещений квартиры. Так, например,  в сентябре учащиеся выполняют поделки из приодного материала, бумаги и картона, пластилина  на тему «золотая осень»;  к дню учителя дети выполняют поздравительные открытки на соответствующую тему; к дню матери -  готовят открытки и и подарки мамам и бабушкам  - это может быть картина в рамке, ваза для цветов, подставка под чашку, коробка для рукоделия или бижутерии, бусы из бумаги,букет цветов из гофрированной бумаги, салфетка из ткани с вышивкой декоративными ручными стежками  и многое другое. К новому году дети готовят не только поздравительные отерытки и  подарки родным и близким , но и елочные игрушки из фетра, лент, шерстяных ниток, бумаги, картона,  а также  украшения для квартиры – новогодние венки, гирлянды, поделки с изображением  новогодней ёлки.

            При выборе  материалов для поделок  я обращаю внимание учащихся на то, что это могут быть уже бывшие в употреблении предметы – пуговицы, молнии, нитки распущенного трикотажного изделия, красочные страницы различных журналов и рекламных проспектов, ткань изделий вышедших из моды, компьютерные диски, кусочки ткани, оставшиеся после пошива какого либо изделия, упаковочная бумага, ленты и шпагат, используемые для упаковки, подарочные пакеты, картон различных коробок и многое другое. Использование этих предметов способствует сохранению окружающей среды, так как уменьшает количество мусора, не поддающегося переработке, кроме того  это приводит к уменьшению  стоимости  поделки не ухудшая её качества.

              При выполнении детьми изделий большое внимание я уделяю качеству работ, для этого учащиеся освоили приемы перевода рисунка на картон и ткань с помощью копировальной бумаги, что позволяет аккуратнее выполнять аппликации из бумаги и пластилина, а также вышивку ручными стежками. Кроме того дети научились работать с трафаретами, что улучшило качество деталей, выкроенных из бумаги и ткани и облегчило сборку из них будущего изделия.

              Выполняя  практические работы на занятиях по внеурочной деятельности учащиеся имеют  возможность  проявить  фантазию и сообразительность, так , например,  одним из  заданий является создание своего варианта композиции из элементов растительного орнамента или геометрических фигур.Разделив лист картона пополам учащиеся на одной половине листа выполняют аппликацию по образцу, а на другой половине воспроизводят  свой вариант аппликации из тех же элементов.

          Занятия по художественному творчеству учащимся нравятся, они многому учат их, дают возможность проявить свои творческие способности, воспитывают лучшие черты характера.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 2

Аппликация из бумаги

Слайд 3

Аппликация из шерстяных ниток

Слайд 4

Ёлочные игрушки из бумаги и картона

Слайд 5

Аппликация «павлин» из бумаги и картона

Слайд 6

Аппликация «павлин» из картона и ибумаги

Слайд 7

Аппликация из бумаги

Слайд 8

Аппликация из бумаги с использованием геометрических фигур

Слайд 9

Аппликация из бумаги с использованием геометрических фигур

Слайд 10

Шахматка из бумаги

Слайд 11

Шахматка из бумаги

Слайд 12

Транспорантное вырезание из бумаги

Слайд 13

Аппликация из бумаги с использованием пуговиц

Слайд 14

Аппликация из бумаги с использованием пуговиц

Слайд 15

Поделка из картона и шерстяных ниток с использованием аппликации

Слайд 16

Аппликация из картона и двусторонней бумаги


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по внеурочной деятельности 1-4 ФГОС Художественное творчество

Внеурочная программа "Художественное творчество" на 66 ч. 1 клас и 68 ч. 2-4 класс....

Рабочая программа внеурочной деятельности по общекультурному направлению «Художественное творчество: станем волшебниками»

         Рабочая программа внеурочной деятельности по общекультурному направлению    «Художественное творчество: станем вол­шебниками» ( 4 год...

Рабочая программа внеурочной деятельности в 3 классе "Художественное творчество"

Рабочая программа внеурочной деятельности для 3 класса  составлена на основе авторской программы Т.Н. Просняковой «Художественное творчество: станем волшебниками 1 – 4 классы» -...

Рабочая программа по внеурочной деятельности в 4 классе "Художественное творчество"

Рабочая программа внеурочной деятельности для 4 класса  составлена на основе авторской программы Т.Н. Просняковой «Художественное творчество: станем волшебниками 1 – 4 классы» - С.: Издательство ...

Рабочая программа по внеурочной деятельности для 3 класса «Художественное творчество: станем волшебниками»

Программа курса «Художественное творчество: станем волшебниками» разработана для внеурочных занятий с учащимися 1-4 классов.  Настоящая  рабочая программа по внеурочной деятельности художест...

План реализации программы "Внеурочная деятельность. Народное искусство и художественное творчество"1 класс,4 класс.

План реализации программы "Внеурочная деятельность. -Народное искусство и художественное творчество"  1 класс,4 класс....

Рабочая программа курса внеурочной деятельности "Народное искусство и художественное творчество" (1 - 4 класс)

Программа внеурочной деятельности «Народное искусство и художественное творчество» является логическим продолжением Учебно-методических комплектов «Изобразительное искусство. 1-4 кла...