Разработка урока технологии в 4 классе с презентацией. УМК Школа 21 века Тема: "Работа с текстильными материалами. Обереговая кукла."
методическая разработка по технологии (4 класс) на тему
Разработка урока технологии в 4 классе с презентацией УМК Школа 21 века. Тема "Работа с текстильными материалами. Обереговая кукла"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabota_s_tekstilnymi_materialami._oberegovaya_kukla.doc | 44.5 КБ |
shema_izgotovleniya_oberegovyh_kukol_martinichek.docx | 50.82 КБ |
prezentatsiya.pptx | 823.08 КБ |
Предварительный просмотр:
Урок трудового обучения
Дата проведения: 15 марта 2016 года
Класс – 4класс МОУ-сош с. Логиновка
Учитель – Буслаева Светлана Ивановна
Тема: Работа с текстильными материалами. Обереговая кукла.
Тип урока: Комплексное применение знаний и умений
Дидактическая цель: Создать условия для применения знаний и умений в знакомой и новой учебной ситуации и способствовать их реализации средствами индивидуальной и творческой деятельности.
Задачи урока:
- Образовательная: Создать условия для:
- знакомства с народными куклами и понятиями «оберег», «обереговая кукла»;
- обобщения и систематизации знаний, полученных в ходе исследовательской деятельности.
- Развивающая: Создать условия для:
- развития поисковой деятельности;
- познавательного интереса к предмету;
- самостоятельности,;
- развитие речи учащихся.
- Воспитательная: Создать условия для:
- воспитания учебной активности учащихся;
- культуры труда на уроке;
- аккуратности, усидчивости;
- воспитание интереса и уважения к наследию наших предков.
- Здоровьесберегающая: Создать условия для сохранения и сбережения здоровья учащихся через:
- физкультминутки, микропаузы для снятия напряжения с глаз;
- соблюдения техники безопасности;
- правильную посадку.
Ход урока.
І. Организационный момент.
- Сегодня у нас урок мастерства, творчества. А творчество – источник доброты, истины и красоты. Сядьте удобнее, улыбнитесь друг другу, нашим гостям. С хорошим настроением начинаем урок.
Итак, перенесемся мыслями в далекую старину. В некотором царстве, в некотором государстве жил-был купец. И была у него единственная дочь, Василиса Прекрасная. Когда мать девочки умерла, Василисе было всего 8 лет. Умирая, купчиха призвала к себе девочку, вынула из-под одеяла куклу, отдала ей и сказала:
- Слушай, Василисушка! Помни и исполни последние мои слова. Я умираю и вместе с родительским благословением оставляю тебе вот эту куклу, береги её, всегда при себе держи и никому не показывай. А когда приключится какое горе, дай ей поесть и спроси у куколки совет. Покушает она и скажет тебе, чем помочь несчастью.
Вот так и стала Василиса жить. Подкармливает куколку и жалуется ей. А куколка покушает и советы дает.
- Как вы думаете, ребята, почему я начала урок с этой сказки?
- О чем пойдет речь на уроке?
- Кто догадался, какая тема урока? (слайд №1)
ІІ. Целеполагание и мотивация.
- Что должны узнать на уроке? Что должны обобщить?
- Чему будем учиться?
- Что создадим?
Итак, мы не только обобщим ваши знания по этой теме, но и узнаем что-то новое, научимся мастерить одну из кукол. А что создадим – узнаете в конце урока.
ІІІ. Актуализация знаний и умений.
1. Приступаем к выполнению первой задачи урока. Кто знает, что означает слово «оберег»?
- Где можно узнать точное значение слова? /Ученик читает значение слова в толковом словаре/.
- Запомнили, что такое «оберег»?
- Что знаете о куклах оберегах?
- Сегодня ва много узнаете о куклах-оберегах из рассказов своих товарищей.
В ходе беседы на экране компьютера появляются изображения кукол:
пеленашка, бессонница, неразлучники, зернушка, десятиручка, мартиничка и другие.( слайд №2-7)
2. Что нового узнали из рассказов?
3. Обобщение беседы учителем.
- Вот каких чудесных кукол мастерили наши бабушки. Они верили, что куклы обереги спасают от болезней и несчастий, хранят любовь и защищают от злых сил. Можно считать это мудростью или суеверием, можно не верить в магическую силу народных кукол, но знать это мы должны, как частичку прошлого, часть истории наших предков.
ІV. Применение знаний и умений.
1. - Поднимите руку, кто хотел бы иметь подобную куклу?
- Я смастерила вот таких кукол /показ/.
- Итак, сегодня на уроке мы научимся мастерить куклу – мартиничку. Её изготавливали с приходом весны, в марте, отсюда и её название. И так как март — это время встречи двух времен года, их вязали парами: из белых ниток — символ уходящей зимы, из красных — символ весны и красного солнышка. Такие пары куколок развешивали на ветвях деревьев, где их раскачивал и вертел весенний ветер. А рядом ребятишки пели веснянки и водили хороводы.
(Слайд №8-9)
2. Анализ изделия и планирование работы.
- Рассмотрите кукол. Из какого материала они изготовлены? /Все необходимые материалы для изготовления куклы на столах учащихся/.
- Работать будете по плану.
- Обратите внимание, на столе инструкции. Ознакомьтесь с алгоритмами работы. Какие возникли вопросы? (Слайд №10)
3. Инструктаж по технике безопасности при работе с ножницами.
4. Физкультминутка. (Песня-веснянка)
Приди к нам, весна!
Со радостью!
Со великою к нам
Со милостью!
Ау, ау, аукаем,
Весну приаукиваем.
Март, март – солнцу рад?
Апрель, апрель – открой дверь.
Май, май – сколько хочешь гуляй!
Ау, ау, аукаем…
V. Самостоятельная работа.
1. Я уверена, каждый выбрал работу по силам. Смело приступайте к творчеству и помните, что настоящие чудеса творятся с радостью и желанием, помноженными на терпение и усидчивость. «Вложите» в куколку оберег частичку своего тепла и доброты.
2. Через 10 минут самостоятельной работы – микропауза для снятия напряжения с глаз.
(физмин с солнышком)
3. Создание коллективного панно.
Для того, чтобы все могли увидеть и полюбоваться вашим творчеством мы создадим коллективное панно. Для этого положите и прикрепите готовых кукол на лист ватмана /на листе изображена лесная поляна с костром в центре/. Кукол располагайте вокруг рисунка костра.
- Что у нас получилось? /хоровод/.
4. В старину люди очень любили водить хороводы, а у нас получился хоровод кукол - мартиничек. Сейчас каждый может полюбоваться вашим мастерством.
VІ. Рефлексия.
1. Что нового узнали на уроке и чему новому научились?(слайд №11)
2. Где пригодятся приобретенные на уроке знания и умения?
3. Оцените свою и коллективную работу. /Само и взаимооценка/
(слайд №12)
Предварительный просмотр:
Схема изготовления обереговых кукол Мартиничек.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Славянские куклы-обереги Кукла Богатька - за безбедную жизнь и достаток в доме. Кукла Кормилка символизировала мать-кормилицу. Кукла День-Ночь оберегала сон
Кукла Пеленашка
Кукла Бессонница
Кукла Неразлучники
Кукла Зернушка
Кукла Десятиручка
Кукла Мартиничка
Схема изготовления обереговых кукол Мартиничек .
Я узнал на уроке… Сегодня я бы себя похвалил(а) за то, что …
Молодцы!!!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка урока технологии 1 класс "Чудесные превращения" УМК "Гармония"
Сказочна и богата природа. Каждый из нас имел счастье однажды в детстве замереть от нечаянно увиденного чуда в природе. Работа с природным материалом заключает в себе большие возможности с...
Методическая разработка урока технологии 3 класс
Тема урока: Изготовление ёлочных украшенийЦели: Учиться выполнять ёлочные украшения из цветной бумаги и природного материала. Развивать мелкую моторику рук, внимание, глазомер. Воспитывать аккур...
Урок технологии. Обработка текстильных материалов. Обереговые куклы Мартинички.
Сценарий урока технологии. Раздел " Обработка текстильных материалов". Изготовление обереговых-обрядовых кукол из ниток. Обрядовая кукла Мартиничка - это парная кукла: одна кукла изготавливается из бе...
Тематическое планирование уроков технологии 4 класс УМК "Школа 21 века"
Поурочное планирование....
Методическая разработка урока технологии. 1 класс. Тема: "Учимся шить. Изделие «Пуговица с двумя отверстиями»".
Урок технологии в 1 классе. Тема "Учимся шить. Изделие "Пуговица с двумя отверстиями"....
Методическая разработка урока технологии. 2 класс. УМК "Перспектива". Тема "Домашние животные и птицы. Изделие "Курочка из крупы".
Урок технологии. 2 класс. Тема "Домашние животные и птицы. Изделие "Курочка из крупы"...
Урок технологии. 3 класс "Начальная школа 21 века"
Тема урока: Призма - объёмная фигура.Дидактическая цель урока: создать условия для овладения приёмам моделирования с использованием спичечных коробков макета мебели.Тип урока: «открытие&ra...