Разработка урока технологии в 4 классе с презентацией. УМК Школа 21 века Тема: "Работа с текстильными материалами. Обереговая кукла."
методическая разработка по технологии (4 класс) на тему

Разработка урока технологии в 4 классе с презентацией УМК Школа 21 века. Тема "Работа с текстильными материалами. Обереговая кукла"

Скачать:


Предварительный просмотр:

Урок трудового обучения

Дата проведения: 15 марта 2016 года

Класс 4класс МОУ-сош  с. Логиновка

Учитель Буслаева Светлана Ивановна

Тема: Работа с текстильными материалами. Обереговая кукла.

Тип урока: Комплексное применение знаний и умений

Дидактическая цель: Создать условия для применения знаний и умений в знакомой и новой учебной ситуации и способствовать их реализации средствами индивидуальной и творческой деятельности.

Задачи урока:

  1. Образовательная:  Создать условия для:
  • знакомства с народными куклами и понятиями «оберег», «обереговая кукла»;
  • обобщения и систематизации знаний, полученных  в ходе исследовательской деятельности.
  1. Развивающая:  Создать условия для:
  • развития поисковой деятельности;
  •  познавательного интереса к предмету;
  •  самостоятельности,;
  • развитие речи учащихся.
  1. Воспитательная: Создать условия для:
  • воспитания учебной активности учащихся;
  • культуры труда на уроке;
  • аккуратности, усидчивости;
  • воспитание интереса и уважения к наследию наших предков.
  1. Здоровьесберегающая: Создать условия для сохранения и сбережения здоровья учащихся через:
  • физкультминутки, микропаузы для снятия напряжения с глаз;
  • соблюдения техники безопасности;
  • правильную посадку.

Ход урока.

І. Организационный момент.

- Сегодня у нас урок мастерства, творчества. А творчество – источник доброты, истины и красоты. Сядьте удобнее, улыбнитесь друг другу, нашим гостям. С хорошим настроением начинаем урок.

Итак, перенесемся мыслями в далекую старину. В некотором царстве, в некотором государстве жил-был купец. И была у него единственная дочь, Василиса Прекрасная. Когда мать девочки умерла, Василисе было всего 8 лет. Умирая, купчиха призвала к себе девочку, вынула из-под одеяла куклу, отдала ей и сказала:

- Слушай, Василисушка! Помни и исполни последние мои слова. Я умираю и вместе с родительским благословением оставляю тебе вот эту куклу, береги её, всегда при себе держи и никому не показывай. А когда приключится какое горе, дай ей поесть и спроси  у куколки совет. Покушает она и скажет тебе, чем помочь несчастью.

        Вот так и стала Василиса жить. Подкармливает куколку и жалуется ей. А куколка покушает и советы дает.

        - Как вы думаете, ребята, почему я начала урок с этой сказки?

- О чем пойдет речь на уроке?

- Кто догадался, какая тема урока? (слайд №1)

ІІ.  Целеполагание и мотивация.

- Что должны узнать на уроке? Что должны обобщить?

- Чему будем учиться?

- Что создадим?

Итак, мы не только обобщим ваши знания по этой теме, но и узнаем что-то новое, научимся мастерить одну из кукол. А что создадим – узнаете в конце урока.

ІІІ. Актуализация знаний и умений.

1. Приступаем к выполнению первой задачи урока. Кто знает, что означает  слово «оберег»?

- Где можно узнать точное значение слова? /Ученик читает значение слова в толковом словаре/.

- Запомнили, что такое «оберег»?

- Что знаете о куклах оберегах?

- Сегодня ва много узнаете о куклах-оберегах из рассказов своих товарищей.

В ходе беседы на экране компьютера появляются изображения кукол:

 пеленашка, бессонница, неразлучники, зернушка, десятиручка, мартиничка и другие.( слайд №2-7)

2. Что нового узнали из рассказов?

3. Обобщение беседы учителем.

- Вот каких чудесных кукол мастерили наши бабушки. Они верили, что куклы обереги спасают от болезней и несчастий, хранят любовь и защищают от злых сил. Можно считать это мудростью или суеверием, можно не верить в магическую силу народных кукол, но знать это мы должны, как частичку прошлого, часть истории наших предков.

ІV. Применение знаний и умений.

1. - Поднимите руку, кто хотел бы иметь подобную куклу?

    - Я смастерила вот таких кукол /показ/.

    - Итак, сегодня на уроке мы научимся мастерить  куклу – мартиничку. Её изготавливали с приходом весны, в марте, отсюда и  её название. И так как март — это время встречи двух времен года, их вязали  парами: из белых ниток — символ уходящей зимы, из красных — символ весны и красного солнышка. Такие пары куколок развешивали на ветвях деревьев, где их раскачивал и вертел весенний ветер. А рядом ребятишки пели веснянки и водили хороводы.

(Слайд №8-9)

2. Анализ изделия  и планирование работы.

- Рассмотрите кукол. Из какого материала они изготовлены? /Все необходимые материалы для изготовления куклы на столах учащихся/.

- Работать будете по плану.

- Обратите внимание, на столе инструкции. Ознакомьтесь с алгоритмами работы.  Какие возникли вопросы? (Слайд №10)

3. Инструктаж по технике безопасности при работе с ножницами.

4. Физкультминутка. (Песня-веснянка)

Приди к нам, весна!

Со радостью!

Со великою к нам

Со милостью!

Ау, ау, аукаем,

Весну приаукиваем.

Март, март – солнцу рад?

Апрель, апрель – открой дверь.

Май, май – сколько хочешь гуляй!

Ау, ау, аукаем…

V. Самостоятельная работа.

1. Я уверена, каждый выбрал работу по силам. Смело приступайте к творчеству и помните, что настоящие чудеса творятся с радостью и желанием, помноженными на терпение и усидчивость. «Вложите» в куколку оберег частичку своего тепла и доброты.

2. Через 10 минут самостоятельной работы – микропауза для снятия напряжения с глаз.

(физмин с солнышком)

3. Создание коллективного панно.

Для того, чтобы все могли увидеть и полюбоваться вашим творчеством мы создадим коллективное панно. Для этого положите и прикрепите готовых кукол на лист ватмана /на листе изображена лесная поляна с костром в центре/.  Кукол располагайте вокруг  рисунка костра.

- Что у нас получилось? /хоровод/.

4. В старину люди очень любили водить хороводы, а  у нас получился хоровод кукол -  мартиничек. Сейчас каждый может полюбоваться вашим мастерством.

VІ. Рефлексия.

1. Что нового узнали на уроке и чему новому научились?(слайд №11)

2. Где пригодятся приобретенные на уроке знания и умения?

3. Оцените свою  и коллективную работу. /Само и взаимооценка/

(слайд №12)



Предварительный просмотр:

Схема изготовления обереговых кукол Мартиничек. 

https://image.jimcdn.com/app/cms/image/transf/dimension=480x10000:format=jpg/path/s21f98142ff07e355/image/i98e18a61c3830fcf/version/1358503536/image.jpg


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Работа с текстильным материалом. Обереговая кукла.

Слайд 2

Славянские куклы-обереги Кукла Богатька - за безбедную жизнь и достаток в доме. Кукла Кормилка символизировала мать-кормилицу. Кукла День-Ночь оберегала сон

Слайд 3

Кукла Пеленашка

Слайд 4

Кукла Бессонница

Слайд 5

Кукла Неразлучники

Слайд 6

Кукла Зернушка

Слайд 7

Кукла Десятиручка

Слайд 8

Кукла Мартиничка

Слайд 10

Схема изготовления обереговых кукол Мартиничек .

Слайд 11

Я узнал на уроке… Сегодня я бы себя похвалил(а) за то, что …

Слайд 12

Молодцы!!!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка урока технологии 1 класс "Чудесные превращения" УМК "Гармония"

Сказочна и богата природа. Каждый из нас имел счастье однажды в детстве замереть от  нечаянно увиденного чуда в природе. Работа с природным материалом заключает в себе большие возможности с...

Методическая разработка урока технологии 3 класс

Тема урока: Изготовление ёлочных украшенийЦели: Учиться выполнять ёлочные украшения из цветной бумаги и природного материала. Развивать мелкую моторику рук, внимание, глазомер. Воспитывать аккур...

Урок технологии. Обработка текстильных материалов. Обереговые куклы Мартинички.

Сценарий урока технологии. Раздел " Обработка текстильных материалов". Изготовление обереговых-обрядовых кукол из ниток. Обрядовая кукла Мартиничка - это парная кукла: одна кукла изготавливается из бе...

Методическая разработка урока технологии. 1 класс. Тема: "Учимся шить. Изделие «Пуговица с двумя отверстиями»".

Урок технологии в 1 классе. Тема "Учимся шить. Изделие "Пуговица с двумя отверстиями"....

Урок технологии. 3 класс "Начальная школа 21 века"

Тема урока: Призма - объёмная фигура.Дидактическая цель урока: создать условия для овладения  приёмам моделирования с использованием спичечных коробков макета мебели.Тип урока: «открытие&ra...