ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ НА УРОКАХ ТЕХНОЛОГИИ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ
статья по технологии

Маркова Раиса Ивановна

Информационное  общество  предъявляет  новые  требования  к  системе  образования. Стратегия современного образования заключается в том, чтобы дать возможность всем без исключения учащимся проявить свои способности и весь свой творческий потенциал.  Соответственно знания и умения являются не конечной целью обучения, а средством для самореализации каждого человека. [4] 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tehnologiya.docx25.18 КБ

Предварительный просмотр:

ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ НА УРОКАХ ТЕХНОЛОГИИ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ

Маркова Р.И., Молчанова Е.А.,

Информационное  общество  предъявляет  новые  требования  к  системе  образования. Стратегия современного образования заключается в том, чтобы дать возможность всем без исключения учащимся проявить свои способности и весь свой творческий потенциал.  Соответственно знания и умения являются не конечной целью обучения, а средством для самореализации каждого человека. [4]  

         Младший школьный возраст – благоприятный период для вовлечения учащихся в учебно-исследовательскую  деятельность. Именно в этом возрасте закладываются основы учебной и осознанно управляемой творческой деятельности  учащихся. Для учеников начальной  школы  характерны любознательность, желание  узнавать новое об окружающем мире, стремление к активной деятельности. [5]   Исследовательская деятельность – это один  из способов развития школьников. Именно исследовательский подход в обучении позволяет ребятам стать участниками творческого процесса, а не пассивными потребителями готовой информации. Она позволяет развивать у ребенка умения и навыки для освоения  стремительно нарастающего потока информации. [1]  

         Урок технологии  не только занимателен, но и полезен для общего развития ребенка. Деятельность учащихся  на уроках технологии первоначально носит главным образом индивидуальный характер с постепенным увеличением доли коллективных работ, особенно творческих, обобщающего характера. Реализация исследовательской деятельности представлена как самим исследованием, так и отождествлением с понятием «проектная деятельность». Проектная деятельность в курсе технологии рассматривается как исключительное по своей эффективности средство развития у учащихся способностей к творческой деятельности. В процессе выполнения проектов совершенствуется мышление и речь учащихся, развиваются коммуникативные навыки, расширяется опыт социализации.

С проектом учащиеся знакомятся непосредственно на уроке, но выполняют его во внеурочное время под руководством учителя. Проекты, если рассматривать их с точки зрения  содержания,  бывают технологические, информационные, комбинированные. [3]  Дети проявляют творчество в отборе материала, в его изложении, в форме презентования результата своей работы.  Важно, чтобы тема проектного исследования была близка ребенку, интересна, личностно или общественно значима, т.к. проект на уроке технологии – это самостоятельная творческая работа. Учитель выступает в роли организатора самостоятельной познавательной деятельности учащихся, консультанта и помощника. Перед учащимися ставится учебная цель и дается максимально возможная самостоятельность для выполнения учебного проекта. Эффективность этой  работы находится в прямой  зависимости от уровня активности ученика в познавательной деятельности и от степени самостоятельности. Главное создать ситуацию для успешной деятельности каждого, учитывая, что не все дети обладают одинаковыми способностями и возможностями.

        На уроках технологии дети не только выполняют исследовательско-проектные работы в полном их понимании, но здесь всегда есть место исследованиям, в которых они проявляют творчество и смекалку. Исследуют разные виды бумаги, ткани и нитки различного происхождения, применение бросового материала (конфетных оберток, станиц из глянцевых журналов, пластиковых баночек, упаковочного материала и т.п.). Сюда можно отнести: выполнение работ по заданному учителем условию (придумать свою игрушку, выполненную из модулей оригами или из сложенных «гармошкой» геометрических фигур, сконструировать  поделку на основе  образца),  выполнение работ по собственному замыслу и в любой технике.

        В программах по технологии исследовательская деятельность не всегда может быть явно обозначена, но из поставленных задач (точное  повторение образца, воплощение собственного замысла,  развитие  умений  планирования последовательности выполнения действий) и предоставленной учителю возможности планирования материала по своему усмотрению,  а детям – выбора способа  выполнения работы, понятно, что она активно применяется.

Самостоятельность, ответственность, настойчивость, целеустремленность – вот тот неполный перечень качеств, которые может развить в себе ребенок, вовлеченный в исследовательскую деятельность, которая   является не только увлекательным занятием, способствующим формированию  всесторонне развитой   личности,  но и  развивает  уважительное отношение к труду и к окружающему  миру во всем его многообразии. [2]

   

Список литературы

1.  Аркадьева А.В. Исследовательская деятельность младших школьников // Начальная школа плюс До и После, № 2, 2005.  

2. Березина В.Г., Викентьев И.Л., Модестов С.Ю. Детство творческой личности. - СПб.: издательство Буковского, 1994.

3. Коротаева Е.В.  Педагогические  технологии: вопросы теории  и  практики  внедрения. – Екатеринбург,  2004.

4. Стандарты второго поколения «Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения». -  М.: Просвещение, 2010.

5. Чутко Н.Я. Формирование учебной деятельности в начальной школе. - М.: Просвещение, 2007.

   


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЫ НА УРОКАХ ПРИРОДОВЕДЕНИЯ.

Современные подходы к обучению младших школьников в курсе "окружающий мир" А. А. Плешакова, в котором значимой целью становится не только формирование у младшего школьника целостной картины мира, но и...

Презентация "Нестандартные виды работ на уроках математики как средство развития творческих способностей учащихся

Презентация " Нестандартные виды работ на уроках математики как средство развития творческих способностей учащихся"...

Описание опыта работы по теме:"Диалоговые технологии как средство развития творческих способностей младших школьников"

Данный материал содержит сведения об использовании диалоговых технологий на уроках и во внеурочной деятельности младших школьников для развития их творческих способностей. Работа сопровождается красоч...

Статья с презентацией на тему "Особенности использования ТРИЗ-технологии в исследовательской деятельности учащихся начальной школы на уроках"

     Данная статья познакомит с методами и приёмами ТРИЗ-технологии, которые можно использовать на всех уроках в начальной школе, и которые способствуют формированию творческого ...

Проектная деятельность в начальной школе на уроках математики как средство развития мотивации к учению

Младший школьный возраст - благоприятный и значимый период для выявления и развития творческого потенциала личности, так как в этом возрасте закладываются основы образовательной траектории, псих...

«Исследовательская деятельность в начальной школе на уроках технологии как средство развития познавательных способностей»

Важнейшей задачей современной системы образования является формирование универсальных учебных действий, обеспечивающих школьникам умение учиться, способность к саморазвитию и самосовершенствованию. С ...