методы обучения на уроке технологии
учебно-методический материал по технологии

Халхаева Зоя Михайловна

методы на уроке технологии

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл metody_obucheniya_na_urokah_tehnologii.docx28.02 КБ

Предварительный просмотр:

Методы обучения на уроках технологии.

Для того чтобы человеческое общество развивалось, оно должно передавать социальный опыт все новым и новым поколениям. Необходимость передачи социального опыта подрастающим поколениям возникла одновременно с появлением общества, и будет существовать на всех этапах его развития. Родители передают свой опыт детям, старшие – младшим, более опытные – менее опытным и т.д. По мере развития человеческого общества опыт человечества становится все объемнее и многообразнее. Многие века процесс передачи социального опыта протекал как естественный для человеческого существования и не являлся предметом социального изучения. На определенном этапе развития человечества был накоплен такой объем опыта, который невозможно было освоить в ходе естественного существования. С этого момента процесс передачи социального опыта выделился и стал целенаправленным. Это явление получили название педагогический процесс.

Педагогический процесс – это специально организованное взаимодействие старшего и младшего. Целью этого взаимодействия является передача старшими и освоение младшими социального опыта, необходимого для жизни и труда в обществе.

Термин «педагогика» возник в Древней Греции . В переводе он означает детовождение . Педагогами назывались наставники, воспитывающие и обучающие детей. Оформление педагогики в самостоятельную науку связывают с именем великого чешского педагога Яна Амоса Коменского (1592-1670)

Предметом педагогики является педагогический процесс как особый вид взаимодействия людей. Педагогика – это наука изучающая сущность, закономерности, принципы, методы и формы организации педагогического процесса как фактора и средства развития человека на протяжении всей его жизни.

Предметом дисциплины «технология» является взаимодействие целей, содержания и процесса обучения.

Концепция технологического образования принятая за основу выдвигает следующие цели и задачи образовательной области «Технология»:

  1. Повысить интеллектуальный потенциал, образовательный и профессиональный.
  2. Обеспечить творческий подход к формированию системы обучения.
  3. Воспитывать учащегося как личность.
  4. Привитие учащимся жизненно необходимых знаний и умений.
  5. Умение применять знания по экономике, менеджменту, маркетингу.

Определение целей урока.

При подготовке к занятиям, вне зависимости от их организационной формы, учителю необходимо уметь четко определить цели и задачи, как всего раздела учебной программы так и отдельного занятия.

Под целью в учебном процессе понимают конкретную учебно-воспитательную задачу, требующую решения совместно с учащимися.

Формулируются три вида целей урока:

  1. Учебные
  2. Развивающие
  3. Воспитательные

Многие ученые предлагали разные классификации методов обучения. Например, Е.Я. Голант предложил классификацию по уровню активности учащихся. М.Н. Скаткин разработал классификацию по уровню включения в продуктивную деятельность. Совершенно другой подход был использован Е.И. Перовским и Д.О. Лордкипанидзе, предложившими классифицировать по источникам получения знаний. Сложив многие классификации, ученые выделяют следующие методы:

1. Объяснительно-иллюстративный. Суть этого метода в том, что учитель сообщает готовую информацию, а учащиеся ее воспринимают и фиксируют. Сюда относятся такие приемы как рассказ, лекция, работа с учебником.

2. Репродуктивный метод. Заключается в воспроизведении учеником учебных действий по заранее определенному алгоритму.

3. Проблемное изложение. Учитель ставит перед учеником проблему и сам показывает путь ее решения. Учащиеся следят за логикой решения проблемы.

4. Частично-поисковый (эвристический) метод. Суть в том, что учитель расчленяет проблемную задачу на подпроблемные, а учащиеся осуществляют отдельные шаги поиска ее решения.

5.Исследовательский метод. Задачу, поставленную учителем учащиеся решают самостоятельно, подбирая необходимые приемы.

Для разработки уроков по технологии чаще используется метод объяснительно-иллюстративный, метод проблемного изложения и репродуктивный метод.

Выбор формы организации деятельности учащихся.

Под организационной формой трудового обучения понимают способы организации ученического коллектива для учебной работы, формы руководства деятельности школьников, а также структуру построения учебных занятий.

Только учитель технологии принимает решение, каким образом должна быть организована конкретная работа на данном занятии.

В настоящее время на уроках технологии установились три формы организации учащихся:

• Фронтальная

• Звеньевая

• Индивидуальная

Во-первых, важно определить, какая из форм наиболее эффективна в части овладения знаниями, формирования профессиональных умений и навыков.

Во-вторых, важно, чтобы при организации обучения у школьников формировалось наиболее приближенное к реальному представление о производстве и современных технологических процессах.

Для урока практического обучения наиболее подходит звеньевая форма организации. Ученики делятся на небольшие группы (3-6 чел.) Состав группы постоянен. Учащиеся создают звенья (группы) сами, руководствуясь личными взглядами( дружба, общие интересы и т.д.) Учитель следит за тем, чтобы группа составляла «миниатюру класса», т.е. чтобы в ее состав входили как сильные, так и слабые ученики, различающиеся образом мышления. Работой группы руководит бригадир, которого ученики выбирают самостоятельно и который меняется на каждом следующем уроке.

Достоинства такой формы организации очевидны. Она позволяет создать у школьников правильное представление о современной организации труда.

Учебно-материальное оснащение урока.

Успех занятий трудового обучения во многом определяет их материально-техническое обеспечение. Безделье- бич дисциплины на уроке. В значительной степени зависимость преподавателя от материальной обеспеченности можно снизить за счет тщательного подбора объектов труда школьников. Есть два аспекта выбора объектов труда: слишком простой объект, сравнительно не материалоемкий, может оказаться неинтересным для учащихся, а интересный в изготовлении - затруднителен в обеспечении заготовками. Педагоги убеждены, что комплексный подход в сообщении знаний, формировании умений и навыков для осознанной самостоятельной работы обязательно активизирует творческую деятельность учащихся. Учитель вправе, исходя из местных условий, сам решать, какие объекты труда будут подобраны. Важно, чтобы они формировали положительную мотивацию у школьников. Побуждение учащихся к учению- важнейшее требование дидактики. На уроках технологии такой подход должен стать неотъемлемым компонентом учебно-воспитательного процесса.

Видные ученые-педагоги (Э.Д.Новожилов, В.М.Казакевич, А.Ф.Ктиторов) высказывают убеждение, что учитывая особенности подросткового возраста детей, с целью их физического и умственного развития ручной труд в школьных мастерских в определенной мере должен быть сохранен.

В процессе формирования технологических умений у школьников успех будет зависеть от грамотных научно-методических подходов к организации труда и выбору объектов работы, педагогического анализа и воспитательно-образовательной ценности всей деятельности школьников в учебных мастерских.

Мастерские по обработке тканей и кулинарии могут быть раздельными или совместными.

Одним из важнейших условий работы в школьных мастерских является обеспечение учебного процесса необходимыми инструментами (индивидуального и общего пользования), приспособлениями и средствами наглядности. В соответствии с нормами разработаны типовые «Перечни для учебно-производственных мастерских различных типов». Типовые перечни разработаны также для кабинетов технологии.

Следует особо подчеркнуть, что наполнение учебно-материальной базы для обучения необходимыми инструментами и пособиями является предметом заботы учителя и руководителя учебного заведения.

Проведение организационной части урока.

Организационная часть урока очень важна, т.к. школьники должны настроиться на урок, на работу. Важно переключить внимание учащегося с предыдущего урока на следующий.

Организационная часть может занимать 3-4 мин.

а) контроль посещаемости ( перекличка)

б) проверка готовности к уроку

Проведение вводного инструктажа.

Водный инструктаж может составлять 5-7 мин. Здесь следует напомнить учащимся технику безопасности для конкретного урока, санитарно-гигиенические требования, культуру поведения в классе и в мастерских.

Формирование мотивации-5 мин.

Здесь важно заинтересовать ученика, рассказать, что после данного урока ученик сможет сам приготовить то или иное блюдо, сам сделать ту или иную вещь.

Описание роли и сущности мотивации учения.

Для проведения любого урока очень важна мотивация ученика. Любой учащийся может спросить: « Зачем мне это нужно? Как мне это пригодится в жизни?» Задача учителя так заинтересовать школьника, чтобы он выполнял задание с интересом, с творческим подходом и увидел конечный результат своей работы. Будет ли приготовление какого-либо блюда, пошив изделия или выпиливание чего-либо из дерева.

Описание видов мотивов и оценка их влияния на познавательную деятельность учащихся.

Мотивы бывают как внешними, так и внутренними. Об этом хорошо сказано в системе Д.Б. Эльконина-В.В.Давыдова. Согласно этой системе ребенок рассматривается не как объект обучающих воздействий учителя, а как самоизменяющийся субъект учения. Быть таким субъектом - значит иметь потребность в самоизменении и быть способным удовлетворять ее посредством учения, т.е. хотеть, любить и уметь учится. Поисково-исследовательская учебная задача позволяет ученику реализовать себя как субъект учения. Это обстоятельство побуждает его активно включаться в процесс решения учебных задач. По мере того, как ученик начинает оценивать расширение своих возможностей , у него возникает интерес не только к процессу решения, но и к его результатам (внешняя мотивация).

Формирование содержательных мотивов учения является одним из важнейших событий в развитии школьника.

Учебный интерес представляет собой сложное эмоциональное переживание неудовлетворенности собой. Именно это переживание побуждает ученика искать ключ к пониманию проблемной ситуации (внутренняя мотивация).

Процесс решения учебных задач является мощным стимулом к развитию чувств, обращенных «внутрь», на самого субъекта учения.

Обоснование выбора приемов мотивации.

Приемов мотивации может быть несколько:

1) сообщение учебных и развивающих целей урока;

2) показ значения новых знаний и умений для учащегося;

3) показ образцов качественно выполненной работы учителем или учениками;

4) показ привлекательности профессии;

Описание процесса формирования мотивации.

Процесс формирования мотивации заключается в заинтересованности ребенка делать то или иное действие. В этом разделе можно продемонстрировать образцы качественно выполненной работы учителем или другими учениками. Возможно, рассказать, что другой класс выполнял эту же работу и как хорошо у них получилось.

При разработке методики проведения практических уроков используются и материальные и идеальные средства обучения (рассказ, работа с учебником, наглядные пособия).

Описание сущности словесных и наглядных приемов изложения.

Эта группа методов является наиболее крупной и проработанной. Некоторые методы при различной форме организации могут применяться для достижения различных задач обучения.

Это методы:

  • получения новых знаний;
  • выработки практических умений и накопления опыта учебной деятельности;
  • закрепления изученного материала;
  • организации взаимодействия учащихся.

Приемы изложения (методы) бывают словесными и наглядными. К словесным методам относятся:

  1. Рассказ.

Этот метод наиболее распространенный в организации учебной деятельности. Рассказ- это метод повествовательного изложения содержания изучаемого материала учителем. Этот метод применяется на всех этапах школьного обучения. Чаще этот метод используется, когда в него вкраплены другие элементы: рассуждения учителя, анализ излагаемых фактов и т.д.

  1. Объяснение.

Под объяснением следует понимать словесное пояснение, анализ, доказательство и истолкование различных положений излагаемого материала.

  1. Школьная лекция.

Школьная лекция представляет собой продолжительное устное изложение учебного материала в сочетании с приемами активизации познавательной деятельности учащихся ( выписывание основной мысли, конспектирование).

  1. Беседа.

Беседа является диалогическим методом обучения, при котором учитель путем постановки тщательно продуманной системы вопросов побуждает учащихся рассуждать и подводит учеников к пониманию нового материала или проверяет усвоение уже изученного.

По своей форме беседа может быть индивидуальнойгрупповой и фронтальной.

Методы беседы обладают рядом следующих достоинств:

  • активизирует деятельность учащихся;
  • развивает их память и речь;
  • помогает контролировать знания;

К наглядным методам относятся:

  1. Работа с книгой.

Это один из важнейших методов. Работа с книгой может быть организована в двух формах: под непосредственным руководством учителя и в форме самостоятельной работы.

Сущность этого метода заключается в овладении новыми знаниями, когда ученик изучает материал и осмысливает содержащиеся факты, примеры и параллельно приобретает умение работать с книгой.

  1. Организация наблюдения.

Метод заключается в том, что учащиеся наблюдают какое-либо явление или предмет и под управлением учителя выделяют его наиболее существенные черты.

  1. Иллюстрация.

Метод иллюстрации предполагает показ ученикам иллюстративных пособий: плакатов, таблиц, картин, зарисовок на доске и пр.

  1. Демонстрация.

Этот метод представляет собой синтез словесных и наглядных приемов, связанных с демонстрацией кинофильмов, приборов, опытов, технических установок и пр.

Описание процесса реализации межпредметных связей.

Межпредметные связи повышают научный уровень образования, отражая естественные взаимосвязи процессов и явлений окружающего мира. Межпредметные связи осуществляются для того, чтобы один учебный предмет служил инструментом для решения задач, стоящих перед другим учебным предметом. Практически любая тема курса «Технологии» позволяет выявить и реализовать межпредметные связи. Например, раздел кулинарии тесно переплетается с природоведением. При приготовлении салатов ученики вспоминают где, и при каких климатических условиях растут овощи или фрукты. При приготовлении различных каш ученики из курса природоведение знают, как растут рожь или пшеница и как потом получаются крупы. При приготовлении хлебобулочных изделий ученики также из курса природоведения знают, откуда берутся яйца или как получается мука. Так же кулинария тесно связана с физикой (нагревание и кипение воды, работа с духовым шкафом и с плитами).

Описание процесса реализации развивающих целей урока.

Развивающие цели предполагают формирование у школьников профессиональных умений и навыков. Атмосфера занятия, совместная деятельность учителя и учеников образуют благоприятные условия для трудового мастерства, выработки у учеников сознательного отношения к труду.

К развивающим целям можно отнести:

  • Развивать у школьников умение:

- анализировать

- ставить вопросы

- делать выводы

- применять имеющиеся знания на практике

- формулировать задачи

  • Развивать у учащихся профессиональные интересы
  • Готовить школьников к сознательному выбору профессии

Развивающая цель должна ориентироваться на практическую направленность трудовой подготовки, это качество в решающей степени определяет ее педагогическую ценность.

Описание процесса реализации воспитательных целей урока.

Воспитательные задачи призваны формировать у школьников нравственные и личностные качества. На уроках технологии создаются наиболее благоприятные условия для трудового воспитания, развития общей культуры. Уроки технологии позволяют развивать восприимчивость к новому, так же развивать экологическое мышление.

К воспитательным целям можно отнести:

  • формировать творческое начало
  • совершенствовать нравственное и эстетическое воспитание
  • формировать осознанную потребность в труде
  • воспитывать инициативу и самостоятельность

В процессе разработки методики проведения уроков преследуется несколько воспитательных целей.

Во-первых, на уроках практического обучения ученики могут поэкспериментировать, проявить свое творческое начало, у ребят вырабатывается положительное отношение к труду и формируется инициатива и самостоятельность.

Описание процесса проверки степени понимания учащимися новой учебной информации.

Отдельную группу составляют методы проверки знаний у школьников. Текущие наблюдения педагога позволяют верно оценить и при необходимости скорректировать уровень необходимых знаний, умений и навыков.

При разработке методики проведения урока можно использовать устный контроль, т.е. попросить учеников (1-2 человека) рассказать последовательность выполнения конкретного задания. К остальным ученикам применим письменный контроль с тем же заданием. Здесь уместнее сделать тестовые задания. Тест предопределяет краткую, ясную формулировку задания.

Ряд ученых утверждают, что главное преимущество заданий в тестовой форме проявляется в четкости логической структуры контрольного материала, а также в оперативности получения результата контроля.

Список использованной литературы

  1. Н.Н.Малюков, В.К.Устименко. Методические указания. Москва 2003г.
  2. С.А.Смирнов. Педагогика. Педагогические теории, системы, технологии. Издательский центр «Академия». Москва 1999г.
  3. Г.И.Кругликов. Методика преподавания технологии с практикумом. Издательский центр «Академия». Москва 2002г.
  4. В.М.Казакевич. А.В.Марченко. Оценка качества подготовки выпускников основной школы по технологии. Издательство «Дрофа». Москва 2000г.
  5. В.Д.Симоненко. Учебник «Технология» 6 класс. Издательство «Вентана-Граф» Москва 2000г.
  6. Е.В.Якушина. Методические рекомендации. Издательство «Интерсигнал» Москва 1997г.
  7. А.Я.Лабзина. Обслуживающий труд. Издательство «Просвещение» 1982г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Обобщение опыта по теме: «Реализация технологии деятельностного метода обучения на уроках в начальной школе»

Развитие информационного общества, научно-технические преобразования, рыночные отношения требуют от каждого человека высокого уровня профессиональных и деловых качеств, предприимчивости, способн...

Повышение эффективности урока через применение современных методов обучения и современных технологий.

Современный урок- это прежде всего урок,на котором учитель умело использует все возможностидля развития личности ученика,её активного умственного роста,глубокого и осмысленного усвоения знаний,для фор...

Реализация технологии деятельностного метода обучения на уроке открытия нового знания (письмо)

Мастер-класс по технологии системно-деятельностного метода обучения на основе урока письма "Дифференциация Ж-Ш" в 1 классе....

Технология деятельностного метода обучения на уроках в начальной школе.

Технология деятельностного метода обучения на уроках  в начальной школе «Школа 2000…» Подготовила : Алленова Любовь Юрьевна, учитель начальных классов...

Творческий семинар для педагогов «Применение интерактивных и активных методов обучения на уроках. Технология модерации».

 Как известно, в школьном образовании существует множество методов обучения, разные типы уроков, которые преследуют единую цель – усвоение знаний учащимися. Поощрительным является внедрение новшеств и...

Использование активных методов обучения на уроках технологии в начальной школе.

     Данная презентация раскрывает использование активных методов обучения на уроке технологии в 1 кл....

Статья "Методы обучения на уроках технологии"

В статье подробно представлены и описаны все методы обучения, которые целесообразно использовать на уроках технологии...