Технологическая карта и презентация урока технологии в 4 классе "Малахитовая шкатулка"
план-конспект урока по технологии (4 класс)

Вавакина Марина Владимировна

Данный материал предназначен для учителей начальных классов 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tehnologiya_4_klass.docx26.45 КБ
Файл tehnologiya_.pptx2.77 МБ

Предварительный просмотр:

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА

Ф.И.О участника: Вавакина Марина Владимировна

Тема урока: Малахитовая шкатулка

Класс: 4 Б

Цель урока: создание благоприятных условия для формирования умения выполнять изделие «Малахитовую шкатулку», с помощью техники, имитурующей «русскую мозаику».

Задачи урока:

Дидактические: -познакомить с поделочными камнями, используемыми для изготовления предметов искусства, с новой техникой работы с пластилином «русская мозаика».

-формирование у учеников интереса к истории;

Развивающие: способствовать развитию творческих способностей детей; развивать умения самостоятельно выполнять изделия; совершенствовать технику работы с пластилином;

Воспитывающие: - воспитывать бережливость, аккуратность, дисциплинированность.

Ресурсы урока: презентация, раздаточный материал, пластилин, стека, коробочка для изготовления шкатулки, клеенка (подкладной лист).

Предварительная работа: изготовление коробочки.

ХОД УРОКА

Этапы урока

Задачи этапов урока

Методы и приемы работы

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

Форма организации учебной деятельности

Дидактические средства, интерактивное оборудование

Формы контроля, самоконтроля и взаимоконтроля

Планируемые результаты

Предметные

Метапредметные

Личностные

Организационный этап

Беседа.

Здравствуйте ребята! Присаживайтесь! Меня зовут Марина Владимировна. Сегодня урок технологии проведу у вас я. Ребята давайте проверим свои рабочие места. Уберите всё лишнее, на парте должны лежать только: клеенка, пластилин, стека, коробочка.

Приветствуют учителя. Проверяют готовность к уроку.

   Фронтальная

Фронтальная

Готовность к учебной деятельности.

Регулятивные

Осуществлять само контроль.

Проявляют организованность и дисциплинированность на уроке.

Подготовка к изучению нового материала через повторение и актуализацию опорных знаний

Познакомить с новым материалом

Беседа.

Вспомним: что такое полезные ископаемые?  

Как их добывают?

Как транспортируют?

На какие группы можно разделить полезные ископаемые?

Какие полезные ископаемые вы знаете?(гранит, глина, природный газ, мел, песок, торф и т.д).

Молодцы, правильно ответили на все вопросы.

-Полезные ископаемые - это природные образования, которые человек добывает и использует для различных целей (для своей пользы).

-Из недр или с поверхности земли.

-По нефтепроводам или в цистернах.

- Твёрдые, жидкие и газообразные.

       Фронтальная

Презентация

Фронтальная

Коммуникативные:

Умение слушать другого, выражать свои мысли.

Осознание учащимися социальной и практической значимости учебного материала.

Сообщение темы, цели, задач урока и мотивация учебной деятельности

Мотивировать обучающихся к выполнению учебной деятельности

Беседа

Ребята, а о чем можно сказать: музыкальная, малахитовая? 

Как вы думаете, что мы будем изготавливать на уроке? 

Как можно назвать подражание чему-либо? 

Итак, сегодня мы будем изготавливать имитацию малахитовой шкатулки из пластилина с техникой «русской мозаики».

Шкатулки наши будут не простые, а специальные, для выставки.

О шкатулке.

Будем изготавливать шкатулку.

Имитация

Фронтальная

Фронтальная

Оценивать свои способности в учебной деятельности.

Коммуникативные

Уметь точно выражать свои мысли.

Познавательные

Уметь строить цепь рассуждений.

Осознавать себя частью коллектива

Ознакомление с новым материалом

Учить осознавать и осмысливать факты и основные идеи изучаемого материала;

систематизировать знания и умения учащихся и применять их на практике;
овладеть методикой воспроизведения полученных знаний.

Эвристический

Диалогический

Сейчас я расскажу вам немного о камне малахите. (Приложение 1)

А сейчас я покажу вам различные малахитовые шкатулки.

Физминутка «Кузнечики»

Поднимайте плечики,

(энергичные движения плечами)

Прыгайте, кузнечики,

Прыг-скок, прыг- скок.

Стоп! Сели,

Травушку покушали,

Тишину послушали.

(приседания)

Выше, выше, высоко

Прыгай на носках легко.

(прыжки на месте)

Фронтальная

Презентация

Индивидуальная и фронтальная

Коммуникативные:

Умение слушать другого

Осознавать свои трудности и стремиться к их преодолению.

Первичное осмысление и закрепление связей и отношений в объектах изучения

Закрепить в памяти учащихся те знания и умения, которые необходимы им для самостоятельной работы;

Эвристический

Практический

Давайте начнем работу.

Какого цвета понадобится пластилин?

Давайте повторим правила работы с пластилином.

  1. Работай на подкладном листе.
  2. Разомни пластилин.
  3. Упавший пластилин нужно немедленно поднять.
  4. После работы протри руки тряпкой или бумагой, затем вымой.

Какой инструмент мы используем при работе с пластилином? 

Повторим правила работы со стекой.

  1. Стека должна лежать в правом углу парты.
  2. Во время работы не подноси стеку близко к глазам, не размахивай ею.
  3. Держи стеку как ручку.

Приступим к работе.

Этапы работы:

  1. В первую очередь мы кладем подкладной лист на парту, достаем из коробочки нужные брусочки пластилина.
  2. Затем от каждого брусочка стекой отрезаем небольшие кусочки.
  3. После этого мы раскатываем каждый кусочек, примерно одного размера.
  4. Когда мы получили из каждого цвета пластинки, мы кладем, их друг на друга и плотно сворачиваем в трубочку.
  5. Разрежьте полученный брусок на тонкие пластинки, имитирующие рисунок малахита, с помощью стеки.
  6. Прикрепите пластинки к стенкам и крышке коробочки, повторяя технику «русской мозаики».

-зеленый цвет, белый и черный

Повторение правил

Стека

Выполнение работы

Фронтальная Индивидуальная

Аудиокомпозиция

Презентация

Индивидуальная и фронтальная

Уметь передать цветовую гамму малахита с помощью пластилина.

Проявить фантазию.

Регулятивные: организовывать рабочее место, поддерживать порядок на нем во время работы, убирать в конце, оценивать результат своей деятельности.

Применяет для решения учебных и практических задач различные умственные операции (сравнение, обобщение, анализ.).

Подведение итогов урока

Способствовать применению знаний, умений, навыков в разных условиях;
применить дифференцированный подход.

Рефлексия — самоанализ и самооценка своей деятельности. 

Диалогический

А сейчас давайте проведем выставку уже готовых изделий. Те, чьи работы готовы, выйдете к доске.

Молодцы, садись на свои места.

Как называется изделие, которое вы сегодня делали?

Какие материалы потребовались для изготовления?

Чему вы научились при выполнении работы?

Итак, ребята, все молодцы, все хорошо потрудились.

Спасибо за урок! Вы можете быть свободны, после того как приведете свое рабочее место в порядок.

Демонстрируют свои работы.

Отвечают на вопросы.

Фронтальная

Фронтальная

Представить готовое изделие.

Регулятивные: 

Учиться

совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку

деятельности класса на уроке.

Стремиться иметь достаточно высокий уровень учебной мотивации, самоконтроля и самооценки.

Приложение 1

Малахит-ярко-зелёный красивейший поделочный камень, является гордостью коллекции уральских самоцветов. Возможно, он не так популярен и востребован при изготовлении ювелирных украшений, как, например, янтарь, зато каждый ребёнок в России слышал о нём с детства, благодаря знаменитой сказке П.П. Бажова о Хозяйке Медной горы и упомянутой им малахитовой шкатулке. 

Малахит, один из главных минералов меди, содержит 57 % чистого металла. Кроме меди, в его состав входят кислород, углерод и вода. Образуется он чаще всего там, где медные руды выходят на земную поверхность.

Именно Уралу принадлежит монополия на лучшие сорта поделочного малахита. Здесь его добывали издавна. 

Самой ранней малахитовой поделке 10 500 лет! Это скромная, простой овальной формы подвеска, найденная в одном из погребений неолитического могильника в долине Шанидар (Северный Ирак). В те времена в нём ценилась скорее не красота, а польза.

Но наибольшей известностью пользуется Малахитовый зал Эрмитажа, который после пожара в 1837 г. был реставрирован. Малахитовые камины, колонны зала изумительны по красоте и рисунку. По краям царских врат Исаакиевского собора в Санкт-Петербурге стоит восемь малахитовых колонн — по четыре с каждой стороны — высотой около 10 м и диаметром 42 см.

Еще в древности из малахита изготавливали украшения, амулеты, обереги. Этот самоцвет считался популярным в Китае и Индии, а в Древнем Египте модницы из малахитового порошка изготавливали для себя тени для век. Со временем из малахита стали делать и шкатулки.

Запасы уральского малахита были настолько велики, что мастера просто выбрасывали малахитовую крошку, засыпая ею ямы на мостовых. Но все рано или поздно иссякает. Так случилось и с уральскими месторождениями. К концу XIX-началу ХХ веков малахитовые шахты практически опустели. На сегодняшний день встретить уральский малахит – большая редкость.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Малахитовая шкатулка

Слайд 2

Полезные ископаемые - это природные образования, которые человек добывает и использует для различных целей.

Слайд 12

Правила работы со стекой Стека должна лежать в правом углу парты. Во время работы не подноси стеку близко к глазам, не размахивай ею. Держи стеку как ручку.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта и презентация урока математики 4 класс " Задачи на движение"

Технологическая карта урока математики "Задачи на движение" 4 класс по УМК "Начальная школа 21 века"...

Конспект + презентация к уроку технологии 4 класс "Малахитовая шкатулка"

КОНСПЕКТ ПО ТЕХНОЛОГИИ Тема урока : Полезные ископаемые. Изделие «Малахитовая шкатулка».Изделие, выполняемое на уроке: Шкатулка в технике мозаикаЦель урока: изготовление «малахи...

Технологическая карта и презентация урока технологии "УМК Школа России" 1 класс Тема урка: "Текстиль. Швейные приспособления. Аппликация из ткани «Гриб»"

Цель деятельности учителя:формирование у обучающихся представления о видах ткани, их строение и свойства, а также о правилах работы со швейными инструментами и приспособлениями.Задачи урока:Дидактичес...

Технологическая карта и презентация урока технологии "УМК Школа России" 1 класс Тема урока Образец, анализ конструкции образца изделия. Изделие по образцу. Изделие: "Закладка для книги"

Цель:формирование у обучающихся умений изготовления закладки для книги.Задачи:Дидактические:1.Расширить представление о правилами бережного отношения с книгой;2.Познакомить обучающихся с понятием о за...

Технологическая карта и презентация урока технологии "УМК Школа России" 1 класс Тема урока Прогнозирование порядка действий в зависимости от желаемого результата. Аппликация: "Подснежники"

Цель:формирование у обучающихся умений прогнозирования порядка действий в зависимости от желаемого результата и выполнения аппликации: подснежники, согласно составленному плану.Задачи:Дидактические:1....

Технологическая карта и презентация урока технологии "УМК Школа России" 4 класс Тема урока: Конструирование динамической игрушки из бросового материала» Изделие: «Дед мороз»

Цель:освоение технологии конструирования динамической игрушки из бросового материала.Задачи:Дидактические:1.Освоение приёмов работы с бросовым материалом.2.Изготовление изделия из бросового материала....

Технологическая карта и презентация урока технологии "УМК Школа России" 4 класс Тема урока: Оразец, анализ конструкции образца изделия. Изделие по образцу из бумажных салфеток» Изделие: «Сердце для мамы»

Цель: освоение технологии работы с бумажными салфетками.Задачи:Дидактические:1.Освоение приёмов работы с бумажными салфетками2.Изготовление изделия из бросового материала Развивающие:1....