Самоанализ воспитательной работы в начальных классах
статья (3 класс) на тему

Чермошенцева Елена Анатольевна

В помощь классному руководителю при составлении самоанализавоспитательной работы в начальных классах.

Скачать:


Предварительный просмотр:

МОУ «Первомайская  средняя общеобразовательная школа »

Самоанализ

воспитательной работы

учителя начальных классов

Чермошенцевой

Елены Анатольевны

Первомайский  2009

     

     Воспитание человека всегда было сложной задачей. Сегодня  время требует от воспитателей строить воспитательные отношения на основе принципов гуманистической личностно ориентированной педагогики, видеть смысл воспитательной деятельности не в формировании личности ребёнка по какому-либо заданному образцу, а в мобилизации внутренних сил ученика для работы по самосовершенствованию, не в решении своими действиями проблем, а в актуализации и поддержке их собственных устремлений в преодолении трудностей, возникающих на их жизненном пути. Учителю начальной школы доверена ответственная работа по формированию у учащихся качеств, которые помогут в будущем ученику состояться во взрослой жизни.

Моя воспитательная работа с детьми начинается с того, что я сначала чётко представляю себе, чего же хочу добиться от детей на данном этапе времени, какими хочу увидеть их в конце года, что могу изменить и чего ни в коем случае не должна делать.

На основе анализа за прошедший год, с учетом позитива и негатива в своей работе определяю воспитательные задачи, серьёзно подхожу к определению содержания работы с детьми. К планированию,  осуществлению, анализу работы, подведению итогов привлекаю ребят и родителей. Совместной деятельности учеников и взрослых придаю особое значение. «От сотрудничества – к сотворчеству!» - считаю правилом работы. Поэтому к делам своего класса привлекаю родителей, библиотекаря, медработников, ветеранов Великой Отечественной войны, инспекторов ГИБДД, работников МЧС,  священнослужителей, педагогов музыкальной школы.

Для меня, как для классного руководителя, очень важно, какие взаимоотношения рождаются в процессе воспитательной деятельности. Поэтому занимаюсь мониторингом воспитанности, анализирую межличностные отношения, по необходимости оказываю помощь сама и привлекаю школьного психолога к этой работе.

Межличностные отношения в классном коллективе – это показатель успешности воспитания. «Цель истинного воспитания – не только в том, чтобы заставить людей делать добрые дела, но и находить в них радость; не только быть чистым, но и любить чистоту; не только быть справедливым, но и жаждать справедливости» (Д. Рескин)

Я хочу, чтобы мои дети стали самостоятельными и самодеятельными личностями, понявшими свою самоценность, достигшие самоопределения, самоутверждения путём саморазвития и самореализации.

Всё это, на мой взгляд, и есть главная цель воспитания – счастливый человек!

В связи с этим ставлю следующие задачи:

  • формирование личности классного руководителя;
  • создание условий для формирования личности каждого учащегося;
  • формирование нравственно-ценностных взглядов учащихся;
  • организация всех видов деятельности, которые помогли бы раскрыться индивидуальностям в моём классе.

В деятельности воспитания опору и помощь вижу со стороны родителей. И не скрою, что в этом мне очень повезло. Ни одного мероприятия, ни одной задумки они не оставили без внимания.

     Наша школа работает по программе «Волшебные острова». Учащиеся поделены на экипажи; плавание происходит на корабле «Непоседы». От острова к острову плывут экипажи, где их ждут общешкольные мероприятия.    

     Классный актив – моя следующая опора, так как   реально действует самоуправление. Во главе класса стоит Президент. Он избирается тайным голосованием. Ему в работе помогают Министры  (труда, спорта, культуры и т.д.) (Схема самоуправления прилагается на стенде).

Воспитательная работа в классе ведётся по нескольким направлениям.

  • Воспитание познавательной самостоятельности.

 Как уже сказано, в классе развито самоуправление. В содержание этой работы входят развитие у учащихся умения самостоятельно планировать, анализировать, выполнять и оценивать результаты своей деятельности. Приобщение детей к научным и культурным ценностям через посещение музеев, театров, проведение экскурсий.

  • Нравственное воспитание.

Работая в данном направлении, проводим коллективные беседы на нравственную тему («Доброе слово, что ясный день», «Урок вежливости», «Будь человеком», «Лучшее слово о дружбе», «Друг в моей жизни»), праздники («Чтобы радость друг другу дарить, надо добрым и вежливым быть», «Школа хороших манер», «Мамин праздник», «В мире рыцарей немного – шире рыцарям дорогу!», «Богатырские забавы»); встречи с работниками культуры (Мичуринский драматический театр, музыкальная школа). Стараемся помнить о гражданской позиции (беседы «Символы России», «Я – человек и гражданин, хотя и маленький», «Урок гражданина», «Мои права и обязанности»). Организуем встречи с интересными людьми (встреча с ветеранами Великой Отечественной войны, с работниками ГИБДД для изучения правил дорожного движения); помогаем школе в соблюдении порядка и чистоты.

  • Воспитание личностных качеств.

Воспитание личностных качеств происходит посредством развития индивидуальных интересов и способностей. Так как в классе дети очень разные, а каждый имеет индивидуальные способности и интересы, воспитательную работу строю таким образом, чтобы каждый занимался тем, что ему нравится и что хорошо удаётся.

В классе есть дети, которые обладают артистическими данными. Они реализуют свои данные на сцене. Принимают активное участие в общешкольных мероприятиях (праздники «Мы любим вас, учителя», «Материнские обереги» и т.д.).

Есть ребята, которые хорошо рисуют. Для них в классе проводится персональная выставка «Юный художник».

Таким образом, для каждого ученика подобрано такое дело, в котором он  показыва6ет себя с лучшей стороны.

  • Воспитание коммуникативных умений.

Дети учатся общаться между собой, со старшими и младшими; учатся  работать в командах; приобретают умение руководить при организации отдельных мероприятий (игры «Что? Где? Когда?», «Поле чудес», «Счастливый случай», «Слабое звено», различные викторины)

Особое внимание уделяется взаимоотношениям ребёнка в семье, поэтому одним из направлений воспитательной работы является тесное взаимодействие с семьями учащихся (встречи, беседы, лекции, диспуты, консультации). Для развития коммуникативных умений важны традиционные дела класса – «День именинников», «Огоньки», концерты для родителей, совместные встречи с бывшими учениками – выпускниками начальной школы.

Основным в данном направлении воспитательной работы является умение и желание дойти до каждого ученика, помочь ему найти себя, повысить самооценку, найти свой путь в жизни. Эту задачу решаю, создавая такие жизненные ситуации, в которых ребёнок мог бы показать себя и свои способности: коллективные дела, субботники, посещение больных товарищей, оказание различной помощи школе, классному руководителю и одноклассникам.

  • Воспитание творчества.

Одно из главных направлений в моей работе – творчество, которое помогает раскрытию ребёнка как разносторонней творческой личности, сплочению детей. Используя их природные и приобретённые способности, умения, навыки, проводим праздники («Новогодние забавы у ёлки», «Прощай, первый класс!»,  «В стране Грамотеев»); концерты «От всей души»; участвуем в районных конкурсах «Утренняя звезда», «Крещенский вечерок». Творчество ребят проявляется при проведении конкурсов рисунков различной тематики, конкурсов чтецов, поделок («Город мастеров»),

Ребята посещают танцевальный кружок, спортивные секции, музыкальную школу.

Основным объектом воспитания является ребёнок как носитель нравственных ценностей, со своими качествами и проявлениями своего «Я». Моя воспитательная работа должна быть сосредоточена вокруг этого «Я», каким бы разным оно ни было в многоликом классе.

Как собрать 18 «Я» в один кулак, как их заинтересовать своими увлечениями, задумками, идеями, направить их в верное русло воспитания?  Моя задача – наладить духовный контакт с детьми. Поверить им в себя.

Учитывая формы и методы в воспитательной деятельности, я должна ставить задачи соответственно духу времени, вводить новаторские идеи и, не оглядываясь, может быть, рискуя, но помнить главную заповедь: «Не навреди!». Не навредить ребёнку, а значит, нашему и его будущему.

                       Используемая литература

«Воспитание в начальной школе».Сборник материалов Всероссийского материала. г.Рязань2003      


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа по воспитательной работе в начальных классах "Волшебные острова"

Программа по воспитательной работе в начальных классах....

Система воспитательной работы в начальных классах "Формирование "Я"-концепции"

 Подготовка национальной элиты – молодых людей, способных занимать ключевые места в управлении государством, экономике, культуре – одно из приоритетных направлений построения национальной модели образ...

Воспитательная работа в начальных классах

Создание условий для приобретения обучающимся позитивного социального опыта и оказание помощи ребенку в овладении естественными процессами своего развития...

План воспитательной работы учителя начальных классов.

Данная презентация содержит материалы для папки классного руководителя....

Программа воспитательной работы в начальных классах

Программа воспитательной работы "Театрально-коммуникативная деятельность как смыслообразующий фактор воспитательной системы"...

Воспитательная работа учителя начальных классов

Воспитательный процесс в школе очень трудоемкое дело, поэтому хочу предложить материалы воспитательных дел и программу воспитания и социализации для первоклассников (в соответствии с требованиями ФГОС...

Программа воспитательной работы учителя начальных классов на 1-4 классы

Программа составлена с расчётом на четыре года, с 1 по 4 класс....