Секреты здорового образа жизни
классный час (3 класс) на тему

Данный классный час проводится для того, чтобыпомочь учащимся выяснить, что является непреложными условиями здо­рового образа жизни, и какие факторы  отрицательно влияют на наше здоровье. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon Наше здоровье в наших руках.50.5 КБ

Предварительный просмотр:

Кирпу Людмила Ивановна

Учитель начальных классов МБОУ «ООШ» города Котовска Тамбовской области.

Работаю учителем начальных классов 22 года. В своей работе активно применяю современные педагогические технологии. На конкурсный отбор в сборник творческих произведений «Вселенная Учитель» представляю классный час на тему «Наше здоровье в наших руках». Считаю данную проблему в настоящее время актуальной. Думаю, что многие учителя начальных классов смогут воспользоваться данным ресурсом для проведения классных часов и внеклассных мероприятий.

КЛАССНЫЙ ЧАС

«Наше здоровье в наших руках»

            (для учащихся 3 класса)

     Цель: помочь учащимся выяснить, что является непреложными условиями здо ровья и что мешает быть здоровым.

Оборудование:

1. Карточки одинакового размера с надписями: «Здоровье =», «Рациональное питание +», «Активная деятельность +», «Положительные эмоции».

2. Макеты (муляжи) или рисунки про дуктов питания (яйца, хлеб, крупы, овощи (свекла, морковь, картофель, огурцы, поми доры и т.д.), фрукты (яблоки, груши, апель сины и т.д.), творог, жвачки, чипсы, паке тик сухариков, бутылка газировки и т.д.

3. Карточки с рисунками лекарствен ных растений (малина, шиповник, алоэ, подорожник и т.д.).

4. Таблица «Органы пищеварения».

5. Сообщения, подготов ленные учащимися:

— «Почему нельзя есть на ночь»;

— «Удивительная травка»;

— «Зачем нужна зарядка? Какой она должна быть?»;

— «Если трудно встать на зарядку...»;

— «Зачем нужно закаливание»;

— «Как правильно закаливаться»;

— «Удивительные точки».

Ход классного часа

Ведущий. Всем известна пословица: «Деньги потерял — ничего не потерял, время потерял — много потерял, а здоро вье потерял — все потерял». Почему так говорят? (Ответы детей: «Нездоровый человек не может полноценно жить, ра ботать, учиться, радоваться жизни. Ему мешают боль, болезнь» и т.д.) Сегодня мы познакомимся со слагаемыми здоровья и выясним, что мешает нам быть здоро выми людьми. Ребята, а что нужно для того, чтобы быть здоровым человеком? (Ответы: «соблюдать режим дня, зани маться спортом, правильно питаться» и т.д.)

Итак, назовем первую необходимую предпосылку здоровья.

I. Рациональное питание. (На доске лист с рисунком и надписью: «Любой жует, да не любой живет».)

Ведущий. На первом месте, конечно, должно быть правильное, рациональное, т.е. разумное, питание. Мы то, что мы едим. Другими словами, наш организм состоит из того, что мы потребляем в пищу. А что мы едим? (Ребята перечисля ют продукты питания.)

1. Игра «Полезные и вредные продук ты». На столе разложены макеты или ри сунки продуктов питания, творог, жвачки, чипсы, пакетик сухариков, бутылка газировки и т.д.

Задание. Разделите продукты питания: в одну сторону — безусловно вредные, а в другую — нужные и полезные для орга низма.

2. Игра «Витамины». Ребята вынима ют поочередно из коробки муляжи или рисунки продуктов питания и рассказы вают, чем полезен данный продукт и ка кие в нем витамины. Выигрывает тот, кто ни разу не ошибется.

Ведущий. Важно не только то, что мы едим, но и в какое время. Принимать пищу нужно 4—5 раз в день маленькими порциями, ни в коем случае не переедая на ночь. Почему все в один голос утверж дают, что это вредно? Давайте выясним.

3. Сообщение учащегося «Почему нельзя есть на ночь?»

Посмотрите на рисунок: желудок, две надцатиперстная кишка, печень, желчный пузырь, поджелудочная железа — это наши органы пищеварения. Как они ра ботают? Пища попадает в желудок, и там перевариваются самые крупные куски. Потом она отправляется в двенадцатипер стную кишку, где уже происходит полное переваривание пищи и разложение на та кие мельчайшие частички (о них мы уз наем в VIII классе), которые могут погло щаться кровью и питать наш организм. Для того чтобы пища переработалась, нужны специальные вещества — желчь и поджелудочный сок. Печень вырабатыва ет желчь и хранит ее в желчном пузыре. Как только пища попадает в двенадцати перстную кишку, желчный пузырь сокра щается, и желчь по протоке попадает в двенадцатиперстную кишку, а в это же время поджелудочная железа выделяет сок. Начинается процесс пищеварения. Все прекрасно! Но все дело в том, что наша двенадцатиперстная кишка ложит ся спать вместе с нами, «засыпает», т.е. перестает работать.

Что же происходит? Желудок отправ ляет пищу на доработку в двенадцатипер стную кишку, а она уже спит. Кишка рас тянута, сигнал дан: желчный пузырь и поджелудочная железа выделяют желчь и поджелудочный сок, но двигаться им не куда — кишка спит и не сокращается, и они возвращаются обратно. Желчь заста ивается в желчном пузыре, сгущается и постепенно каменеет. А ферменты подже лудочной возвращаются обратно и прини маются «переваривать» ткани самой под желудочной железы. В итоге железа вос паляется (диагноз — панкреатит), а в худ шем случае может омертветь (диагноз — некроз).

Получается, что пока человек спит, в его организме идет настоящая химичес кая война. Поэтому не зря врачи говорят, что последний раз пищу нужно прини мать минимум за два часа до сна, чтобы она полностью переработалась и наш ор ганизм ночью спокойно отдыхал.

И конечно, огромное значение имеет качество водопроводной воды, которую мы пьем, используем для приготовления пищи. Качество ее в разных городах и тер риториях различно. Причин здесь много.

Поэтому в очень многих семьях воду очищают с помощью различных фильтров от вредных примесей. Кто из вас это де лает? Какие фильтры вы используете?

Ведущий. Если мы недостаточно сле дим за своим здоровьем, то обязательно заболеваем и... лечимся. А чем лечимся? Какие вы знаете лекарства? (Называются разные таблетки.) А какие природные ле карства вам известны? (Называются ма лина, шиповник, алоэ, подорожник и т.д.) Послушайте рассказ об удивительно по лезной травке, по которой мы ходим и не замечаем ее, а если будем о ней знать, то и в аптеку реже ходить придется.

4. Сообщение учащегося «Удивитель ная травка».

Эта травка растет у нас под ногами. Она самая обыкновенная. Ее можно встретить и в деревне, и в городе. Назы вают ее по-разному: птичий горец, гусят ник, трава-мурава, птичья гречишка, а по - научному ее называют спорыш. Ходим мы по ней, не замечаем и серьезной ее не счи таем. А ведь она удивительная целительница и помогает при болезнях желудка, кишечника. Спорыш — это эффективное противовоспалительное, антисептическое средство, а при гриппе и ангине — силь ное жаропонижающее. Витаминов в ней больше, чем в малине, аскорбиновой кис лоты больше, чем в черной смородине, поэтому она помогает при авитаминозе (3).

5. Игра «Зеленая аптека».

Задание: выбрать те растения (карточ ки с иллюстрациями), которые нам помо гут при:

· порезе пальца;

· простуде;

· нехватке витаминов.

Итог. Итак, рациональное питание — это потребление чистых, натуральных продуктов, лечение природными лекарст вами и обязательное соблюдение режима питания.

На доске появляются карточки «Здоро вье = рациональное питание +».

II. Активная деятельность. (На доске лист с рисунком и надписью: «Жизнь — это движение».)

Ведущий. Все мы знаем, что нужно каждый день делать зарядку. А как пра вильно ее делать?

1. Сообщение учащегося «Зачем нуж на зарядка? Какой она должна быть?»

Ведущий. Проблема часто не в том, что не хочется делать зарядку, а в том, что очень не хочется вставать рано. Так что же делать?

2. Сообщение учащегося «Если трудно встать на зарядку...».

Ведущий. Итак, мы делаем зарядку. А где ее лучше делать? ( На свежем воздухе.) Это уже закаливание. Чем оно полезно? Как правильно этим заниматься? Давай те послушаем.

3.Сообщение учащегося «Зачем нуж но закаливание?».

4.Сообщение учащегося «Как правиль но закаливаться».

Ведущий. Послушайте рассказ об уди вительных точках, при воздействии на которые наш организм становится креп че, повышается иммунитет.

5.Сообщение учащегося «Удивитель ные точки».

Ведущий. Ну и конечно, соблюдение личной гигиены — это тоже активная ра бота над своим здоровьем. Что такое ги гиена? (Ответы учащихся.) Вы соблюдаете те ее? Давайте поиграем в игру «Незаконченное предложение». Я начну, а цепочке продолжайте.

6. Игра «Незаконченное предложение»

Я аккуратный, чистоплотный человек. Я умею следить за собой, потому что я взрослый, мне 8 лет. Я соблюдаю правила личной гигиены.

Утром я ...

В школе я ...

Когда прихожу из школы ...

А вечером я всегда ...

Существует прекрасное выражение: «В жизни все в твоих руках — держи их в чистоте!»

Итог. Соблюдение личной гигиены закаливание, зарядка — все это составляющие активной деятельности.

На доске появляются карточки «Здоровье = рациональное питание + акт деятельность + »

III. Положительные эмоции. (На доске лист с рисунком и надписью: «Добро, которое ты делаешь от сердца, ты делаешь всегда себе». Л.Н.Толстой.)

Ведущий. Зная все это, не все и не да стараются изменить свой образ у. (т.е. то, как мы живем каждый день), же нам мешает? Какую причину вы считаете главной?

(Ребята перечисляют: отсутствие времени, лень и т.д. Идет обсуждение.)

Да, конечно, лень, но с ней способна справиться только личная воля чело Нужно поставить перед собой цель и биваться ее во что бы то ни стало. Не кий философ Ницше сказал: «Тот, кто знает, зачем жить, может вынести любое как». Но бывает, что человек на протяжении долгого времени находится в переживании, стрессе, волнении или на кого-то сердится, кому-то завидует, даже злорадствует. Другими словами, он испытывает отрицательные эмоции. А они-то, оказывается, очень вредны для здоровья. Чтобы человек был здоровым, он дол большую часть жизни испытывать положительные эмоции. Конечно, обстоятельства бывают разные, всегда может произойти то, что принесет грусть, печаль иногда и горе.

А что зависит от самого человека? Что может и должен делать сам человек, чтобы иметь не только физичес кое, но и психическое здоровье?

(Надо быть добрыми, помогать друг дру гу, говорить друг другу комплименты...).

1. Игра «Давайте говорить друг другу комплименты». По кругу ребята кидают друг другу мяч, делая комплименты. Кто не находит нужных слов — выбывает из игры.

Ведущий. Прочитайте высказывание Д.С.Лихачева (на доске)'. «Чтобы не попа даться в сети стресса, нужно уметь уп равлять своими чувствами». Сделать это бывает непросто. Давайте представим раз личные ситуации.

2. Разыгрывание ситуаций.

1. Вы пришли с улицы на три часа позже, чем обещали; вас встречает рас серженная мама, готовая вас отругать. Ваши действия (помните: не должно быть отрицательного эмоционального всплеска).

2. Вы получили двойку, и, может быть, вам за нее попадет. Что вы скажете роди телям? А как бы вы поступили на месте родителей?

3. Предложите свои ситуации и их ре шение.

Итог. Вывод напрашивается сам: «Доб ро, которое ты делаешь от сердца, ты де лаешь всегда себе» (Л.Н.Толстой). Дошло до нас и мудрое наставление древнего китайского философа Конфуция: «Посту пай по отношению к другим так, как ты бы хотел, чтобы поступали по отношению к тебе». Положительные эмоции — это третье слагаемое здоровья.

На доске появляются карточки «Здоро вье = рациональное питание + активная деятельность + положительные эмоции».

А в заключение познакомьтесь с самым лучшим рецептом здоровья и счастья: «Возьмите чашу терпения, влейте в нее полное сердце любви, добавьте две горсти щедрости, посыпьте добротой, плесните немного юмора и добавьте как можно больше веры. Все это хорошо перемешай те. Намажьте на кусок отпущенной вам жизни и предлагайте каждому, кого встре тите на своем пути» .

Литература.

1. Никитина Н.Н., Шустова И.Ю. Технологии организации коллективного взаимодействия школьников. - Ж. Классный руководитель, № 6, 2004, № 2, 2005.

2. Никитина Н.Н., Сидорова Н.В., Сущик О.Н. Методические рекомендации по организации коллективного планирования деятельности школьников. - Магадан, 1991.

3. Поляков С.Д. В поисках педагогических инноваций. - М., 1993.

4. Шишарина Н.В. Как подготовить и провести классный час. - Ж. Классный руководитель, № 2, 2005.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация "Здоровье-это здорово!"к окружной конференции "Мы за здоровый образ жизни".

Презентация-отчёт по профилактике здорового образа жизни на конференции....

ФОРМИРОВАНИЕ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ. ФАКТОРЫ, ОПРЕДЕЛЯЮЩИЕ ЗДОРОВЫЙ ОБРАЗ ЖИЗНИ

Здоровье - бесценное достояние не только каждого человека, но и всего общества. При встречах, расставаниях с близкими и дорогими людьми мы желаем им доброго и крепкого здоровья так как это - осн...

Материал к разработке уроков «Здоровые дети - в здоровой семье» «Здоровый образ жизни семьи - залог здоровья ребенка»

В настоящее время остро встала проблема болезненности населения. Все чаще и чаще мы узнаем о болезнях, которые добавляет нам экология, загрязненность воды, ненатуральные продукты. Ребенка надо приучат...

Программа по формированию здорового образы жизни "Мой выбор - здоровый образ жизни"

Программа помогает формирования у подрастающего поколения установок на ЗОЖ, на возрождение духовных традиций русского человека, на воссоздание авторитета семьи. Она направлена на решение задачи не тол...

Сказка о здоровом образе жизни: Колобок или путь к здоровому образу жизни"

Конспект внеклассного заняти о здоровом образе жизни...

«Секреты здорового образа жизни»

Данное занятие реализуется в рамках кружка «Школа докторов природы» и кружка «Хореография». Занятие призвано привить детям навыки осознанного выбора полезных продуктов для свое...