Система работы по гражданско-патриотическому воспитанию
материал на тему
Доклад опирается на Концепцию духовно-нравственного развития и воспитания учащихся. Проанализирована работа школы по разным направлениям.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
sistema_raboty_mou_sosh.doc | 82 КБ |
Предварительный просмотр:
Система работы МОУ СОШ №14 по гражданско-патриотическому воспитанию учащихся
заместитель директора по ВР Н.В. Ерасова
Муниципальное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа №14 г.о. Коломна
«Величие народа не измеряется его численностью;
единственной мерой служит его умственное развитие
и его нравственный уровень»
В. Гюго
Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России гласит: «Ребёнок школьного возраста наиболее восприимчив к эмоционально-ценностному, духовно-нравственному развитию, гражданскому воспитанию. В то же время недостатки развития и воспитания в этот период жизни трудно восполнить в последующие годы».
Отсутствие идеалов в обществе, как мы сейчас видим, привело к нравственному опустошению людей. Из нашей речи исчезли слова: добро - как источник радости; милосердие как милость в сердце; благодать, которая вызвана добрыми делами и любовью к близким. Люди стали нетерпимы друг к другу, жестокосерднее, исчезла духовность, не стало доверия друг к другу, хотя идеалом нашей страны всегда были святость, духовность и любовь к Родине.
Поэтому задача духовно-нравственного воспитания подрастающего поколения имеет чрезвычайную значимость и является одним из приоритетных направлений воспитательной работы нашей школы. Система духовно – нравственного воспитания основывается на программе развития школы, на Концепции духовно-нравственного воспитания и включает следующие направления:
-обращение к духовно – нравственным традициям и ценностям своего народа;
-формирование потребности в здоровом образе жизни;
-воспитание патриотизма и гражданственности;
-художественно-эстетическое развитие детей;
-сотрудничество семьи и школы.
Наша школа ставит перед собой цель: формирование личности выпускника, уважающей себя, осознающей свою ценность и ценность других, способной принимать верное решение в ситуациях нравственного выбора и нести ответственность перед собой и обществом, личность со сформированными жизненными приоритетами, ценностями.
Для достижения максимального результата мы работаем над решением данной проблемы на методических объединениях, на педагогических советах. За последние три года на заседания педагогического коллектива школы были вынесены такие проблемы как «Молодежная субкультура и ее влияние на личность», «Гражданско-патриотическое воспитание учащихся на уроках и во внеурочной деятельности», «Культура образовательной среды школы».
Духовно-нравственное воспитание осуществляется как в рамках учебной, так и внеурочной деятельности.
В учебной деятельности через:
- возможности учебных предметов. Воспитательные задачи интегрируются в содержание учебных предметов. Традиционно велико воспитательное значение литературы, истории, граждановедения, отечественной и мировой художественной культуры. Ребят также вдохновляет коллективный вид сотворчества с педагогами, в нем раскрывается самобытность и уникальность каждого ребёнка и в полной мере реализуется педагогический принцип партнёрства и доверия;
- повышение воспитательного потенциала урока;
- введение в учебно-воспитательный процесс учебного курса «Духовное краеведение Подмосковья»;
- участие в ежегодных Духовно-исторических Филаретовских чтениях, которые проводятся Управлением образования совместно с Коломенским благочинием.
Воспитательная деятельность опирается на классных руководителей, родителей и систему дополнительного образования. Реализуется воспитательная система, включающая в себя патриотическое воспитание, духовно-нравственное, гражданско-правовое, художественно-эстетическое, спортивно-оздоровительное. С 2006 года школа осуществляет интеграцию основного и дополнительного образования, опираясь на богатые традиции. Мы изучаем работы современных педагогов А.П. Ершовой, В.М. Букатова, которые разрабатывают социо-игровые формы обучения школьников. Кандидат педагогических наук А.П.Ершова посещает школу с мастер-классами для наших учителей, активно участвует в мастер-классах в рамках Всероссийской творческой лаборатории «Пока горит свеча», которую мы проводим вот уже 11 лет.
Базовые ценности духовно-нравственного воспитания находят свое отражение в содержании внеурочных воспитательных мероприятий: праздников, викторин, выставок, игр, экскурсий, разнообразных десантах, благотворительных, экологических, военно-патриотических мероприятиях, а также в деятельности кружков, секций, студий. Большие возможности для решения воспитательных задач предоставляет наша уникальная система дополнительного образования школы, основанная на школьных традициях. Она позволяет развивать интерес к изучению отдельных предметов, выполняет немаловажную роль в развитии творческих способностей, умений и навыков в художественной деятельности. С 2000 года мы являемся городской экспериментальной площадкой, а с 2008 года школа является Федеральной экспериментальной площадкой ИХО РАО по художественно-эстетическому направлению и развиваемся в русле национальной образовательной инициативы «Наша новая школа».
На базе школы работают четыре Образцовых детских коллектива Российской Федерации – вокальный «Роса» рук. И.В.Родионова, театральный «Парадокс» рук. Е.А.Пирожкова, хореографический «Импульс» рук. В.Б.Логачев, и ИЗО «Волшебные краски» рук. Т.В.Соколова. Деятельность Образцовых коллективов оказывает мощное воспитательное воздействие на всех участников образовательного процесса.
Кроме четырех Образцовых студий в дополнительное образование школы входят разнообразные кружки:
- Краеведческий «Православная Коломна». Используя местное окружение, проводятся экскурсии на природу, в музеи, храмы для воспитания достойного гражданина нашей малой Родины.
- Экологический. Ежегодно принимаем участие в акциях «Сделаем наш город чище», «Остановим мусорное нашествие».
- Рукоделие. Мир духовных ценностей нельзя навязать ребенку. Эти ценности приобретаются их собственными усилиями.
- Патриотический. Его работа идет в школьном музее «Истории коломенского комсомола» рук. Е.А.Юшина. Музей существует с 1986 года и объединяет детей 5-х - 11-х классов.
Лекторская группа музея затрагивает самые различные темы, ведется исследовательская работа. На открытые уроки приглашаются ветераны войны, участники локальных войн, труженики тыла, ветераны труда, которые делятся впечатлениями из прошлого и учат учеников любви к отечеству. Сотрудничество музея со школьной библиотекой привело к созданию дискуссионного клуба «Росток» - цель которого воспитание гражданина с активной жизненной позицией, живущего в соответствии с ценностями демократического общества. Вопросы патриотического воспитания решаются в тесном контакте с учителями истории. Регулярно проводятся устные журналы, посвященные знаменательным датам нашей истории. Традиционными стали мероприятия, посвященные битве под Москвой, Дню Победы, дню славянской письменности. Большой интерес у учащихся вызывают вечера-встречи, уроки мужества, различные дискуссии.
Базовые ценности не локализованы в содержании отдельного учебного предмета, формы или вида образовательной деятельности. Они пронизывают весь учебный процесс, весь уклад школьной жизни, всю многоплановую деятельность школьника как человека, личности, гражданина.
В МОУ СОШ №14 постоянно проводятся общешкольные тематические классные часы, беседы, часы общения, клубные часы, семейные праздники, экскурсии, походы, совместные выставки, творческие встречи, конференции, индивидуальные консультации, дни открытых дверей, лекторий и практикумы для родителей. Классные руководители ежегодно участвуют в реализации социальных проектов, формируя активную гражданскую позицию учащихся, воспитывая чувство гордости за свою школу, город. Многое зависит от личности педагога, который поведет за собой ребят. Говоря о нравственном примере педагога, следует вспомнить А. Дистервега, выдающегося немецкого педагога, который считал, что «ценность школы равняется ценности ее учителя". Нравственность учителя, моральные нормы, которыми он руководствуется в своей профессиональной деятельности и жизни, его отношение к своему педагогическому труду, к ученикам, коллегам – все это имеет первостепенное значение для духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся. Никакие воспитательные программы не будут эффективны, если педагог не являет собой пример нравственного и гражданского поведения.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Система гражданско-патриотического воспитания младших школьников
Гражданско-патриотическое воспитание позволяет решить назревшие нравственные и социальные проблемы в воспитании младших школьников, устранить противоречия между стремлением шко...
Доклад «Воспитательная система класса как основа системно-деятельностного подхода в процессе гражданско-патриотического воспитания учащихся начальной школы»
Обобщение опыта по теме...
Система гражданского-патриотического воспитания учащихся
Патриотическое воспитание осуществляется через систему традиционных мероприятий и внедрения новых форм работы. ...
Гражданско-патриотическое воспитание в образовательной системе «Детский сад 2100»
Материал раскрывает содержание,цели и задачи гражданско-патриотического воспитаняе в образовательной системе «Детский сад 2100»...
Система работы по гражданско-патриотическому воспитанию гвардейского класса начальной школы в условиях внедрения ФГОС.
Обобщение опыта...
«Гражданско-патриотическое воспитание в системе развития обучающихся с ОНР»
ГРАЖДАНСКО-ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ Гражданско-патриотическое воспитание в условиях современной России объективно является и признано госуд...
Об итогах семинара «Формирование системы духовно-нравственного и гражданско-патриотического воспитания в общеобразовательных организациях. Возрождение духовно-нравственного наследия на основе традиций отечественной культуры»
В ходе семинара участники посетили различные мероприятия с использованием новых методик и форм проведения:- урок по Основам православной культуры в 6 классе «Святоотеческое предание как нр...