Урок риторики в 4 классе "Напиши мне письмо"
классный час (4 класс) по теме

Коробкова Елена Александровна
Задачи данного урока:
  1. Познакомить учащихся со значением переписки в современной жизни людей;
  2. оказать учащимся, что письмо – это разновидность текста, имеющего свою структуру и стилистические особенности;
  3. Познакомить учащихся с правилами и вежливыми формами переписки;
  4. Познакомить учащихся с историей возникновения письменных принадлежностей;
  5. Научить учащихся подписывать конверты;
  6. Показать литературные примеры написания писем;
  7. Воспитывать уважительное и доброжелательное  отношение к людям;

     

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok__pisma.doc93 КБ

Предварительный просмотр:

4 «М» класс, средняя школа №15

учитель: Коробкова Елена Александровна

факультатив «Риторика»

Тема: «Напиши мне письмо».


Тема:

«Напиши мне письмо…»

Цели:

  1. Познакомить учащихся со значением переписки в современной жизни людей;
  2. Показать учащимся, что письмо – это разновидность текста, имеющего свою структуру и стилистические особенности;
  3. Познакомить учащихся с правилами и вежливыми формами переписки;
  4. Познакомить учащихся с историей возникновения письменных принадлежностей;
  5. Научить учащихся подписывать конверты;
  6. Показать литературные примеры написания писем;
  7. Воспитывать уважительное и доброжелательное  отношение к людям;
  8. Воспитывать интерес к эпистолярной литературе.

Оборудование:

  1. Выставка книг следующих писателей: Э.Успенского, В.Даля, Ж.Верна.
  2. Конверты, открытки, фотографии;
  3. Образцы писем;
  4. Папирус, перьевые ручки, чернила;
  5. Таблица «Схема текста письма»;
  6. Карточки с деформированными текстами.
  7. Мультфильм «Трое из Простоквашино».
  8. Аудиокассета «Весёлые уроки радионяни».

Используемая литература

  1. Т.А.Ладыженская «Речь. Речь. Речь.» / М., 1990г.
  2. Ж.Верн «Дети капитана Гранта» / «Элен-Квадра», 1993г.
  3. Э.Успенский «Дядя Фёдор, пёс и кот» /  С.-Петербург, 1995г.
  4. Э.Успенский «Неприятности в Простоквашино» /  «Планета детства», 2002г.
  5. Энциклопедия этикета /  «Научная книга», 1998г.
  6. «Диво, 93» (чудеса, рекорды, достижения) / «Русская книга», 1993г.
  7. В.Даль «Иллюстрированный словарь живого русского языка» / «Нева», 2001г.

I. Вводная беседа.

- Ребята, сейчас я вам загадаю загадку, а вы попробуйте догадаться, о каком предмете идёт речь?

«Маком по белой земле посеяно,

далеко вожено,

а куда пришло,

там и взошло».

- Догадались? (выслушиваются ответы детей)

- Действительно, в этой загадке говорилось о ПИСЬМЕ. (обсуждение загадки)

- Да, много загадок существует о письмах. Какие вы знаете?

  • Белое поле, чёрное семя, кто его сеет – тот и радуется.
  • Без крыльев, а летит.

              Без языка, а говорит.

  • Без ног приходит, без языка рассказывает.

- Но именно ту, которую я вам загадала, можно встретить в качестве определения слова «письмо» в книге «Словарь великорусского языка» известного учёного, прекрасного знатока русского языка, фольклора – Владимира Ивановича Даля, известного под псевдонимом Казак Луганский.

- Ребята, кто из вас помнит, в какое время жил этот писатель? (1801-1872 гг.)

- Да, это было давно. В то время эпистолярный жанр (умение писать письма) был очень популярен. Почему? (Не было современных средств связи: телефона, телеграфа, телефакса, Интернета…)

II. Постановка проблемного вопроса и сообщение темы урока.

- Как вы думаете, писать письма – это актуально в наши дни? Разве это современно?

- Давайте сегодня на уроке попробует убедиться в том, что письма очень важны и необходимы в нашей жизни.

Тема нашего урока так и будет называться «Напиши мне письмо…»

III. Актуализация знаний детей.

- Кто уже получал письма? От кого? О чём вы узнали из писем?

- Сохраняются ли у вас в семье чьи-либо письма? Если сохраняются, то почему?

- Давайте вспомним, какой путь совершает письмо.

АДРЕСАНТ

ПИСЬМО

КОНВЕРТ

ПОЧТОВЫЙ ЯЩИК

ПОЧТА

ПОЧТАЛЬОН

АДРЕСАТ

(Далее работа на уроке ведётся по схеме.)

- АДРЕСАНТ – это отправитель письма. Им может быть каждый из нас.

  АДРЕСАТ – получатель письма.

- Около пяти с половиной тысяч лет назад люди додумались, как говорить с теми, кто далеко, и даже с теми, кто ещё не родился. Они придумали, как собирать и хранить звуки. Они придумали письмо.

- Рисунчатое письмо было первым шагом к современной письменности. Люди научились общаться с помощью рисунков, но всё было не так просто, как хотелось. Пользуясь рисуночным письмом, никто не мог быть уверен, что будет правильно понят всеми, особенно если изображать одни только предметы. Но как же передать чувства и мысли – то, чего глазами не увидишь? Очень часто пишущий имел в виду одно, а читающий совсем другое. Об этом забавно рассказал в одной из своих сказок Редьярд Киплинг. Сказка эта называется «Как было написано первое письмо».

(Далее на уроке рассказывает сказку ученик, в руках у него рисунок к сказке.)

«… Дело было в далёкие «дописьменные времена» в одном первобытном племени. Одна Девочка-которую-нужно-было-хорошенько-отшлёпать-за-то-что-она-такая-шалунья, или попросту Таффи, отправилась с отцом на реку за раками. По дороге у отца сломалось копьё, и они решили передать с Незнакомцем, идущим по направлению в их племени, письмо для матери, чтобы она прислала другое копьё. На куске берёзовой коры Таффи процарапала акульим зубом такие рисунки: папу со сломанным копьём, другое копьё, которое нужно принести, самого незнакомца с копьём в руке, чтобы он не забыл его принести. Чтобы он легче нашёл дорогу, девочка нарисовала бобров, которые встретятся на пути. А на последнем рисунке она изобразила маму с копьём в руке. Таффи думала, что на картинке всё было понятно. Однако незнакомец прочёл по-другому: отцу Таффи – вождю племени – грозит опасность. (За врагов с копьями он принял бобров, которых девочка нарисовала много…) И уж совсем плохо получилось, когда письмо попало к маме. Она подумала, что Незнакомец проткнул её мужа копьём, сломал его руку, напугал девочку и целая шайка злодеев (в виде бобров) подкрадывается к Таффи и мужу сзади (она тоже приняла бобров за врагов). Ох, и досталось же Незнакомцу от разъярённых женщин этого племени. А тот ничего не мог им объяснить: ведь он не знал их языка. Оказывается, написать письмо – это только полдела; нужно ещё уметь правильно его прочитать.

Когда недоразумение выяснилось, все долго смеялись, а потом главный вождь племени сказал: «О Девочка-которую-нужно-было-хорошенько-отшлёпать-за-то-что-ты-такая-шалунья, ты сделала великое открытие!.. Придёт день, когда люди назовут его умением писать!»

- Современные письма очень отличаются от самых первых.

IV. Знакомство со структурой письма и правилами его написания.

- Если вы внимательно слушали сказку Р.Киплинга, то запомнили, какие письменные принадлежности использовала Таффи? (кора берёзы и акулий зуб)

- На доске зашифрованы названия принадлежностей, которые  использовали и используют люди для написания писем.

- Давайте попробуем их разгадать.

АМАУБГ (БУМАГА)

МАНПЕГТЕР (ПЕРГАМЕНТ)

РАПСИУП (ПАПИРУС)

РЕОП (ПЕРО)

КУРАЧ (РУЧКА)

НИЛАРЕЧ (ЧЕРНИЛА)

(Дети рассказывают факты из истории изобретения бумаги, показывают папирус)

БУМАГА.

1. Сейчас, даже трудно представить, что раньше бумаги не было вовсе. Люди использовали много разных материалов, прежде чем была изобретена бумага.

В древнем Пергаме научились выделывать кожу животных так, чтобы на ней можно было писать. Она была эластичной, её можно было сгибать, но это был очень дорогостоящий материал, и он не мог быть использован для массового употребления.

В школах писали на деревянных дощечках, покрытых воском.

Египтяне создали для письма особый материал – папирус. Папирус – это высокая осока, растущая на болотах Верхнего Нила. Волокна его стеблей разрезались, склеивались и прессовались. Готовые листы подклеивали один к другому, и получался свиток, на котором писали. Чтобы удобнее было хранить написанное, его сворачивали в трубочку. Папирус был дёшев, и поэтому его использовали довольно часто.

Но люди не останавливались на достигнутом. В конце концов они додумались и до бумаги. К сожалению, нельзя точно сказать, когда это было, и кто её изобрёл. Предполагают, что она родом из Китая. Сначала тонкие листы изготавливали из волокон тутового дерева, а потом из хлопчатобумажных и льняных тряпок. Лучшая писчая бумага изготавливается из тряпичного сырья и в наши дни.

И вот на берегах рек стали строить большие бумажные мельницы, похожие на мукомольные. В 1564 году появилась и в России первая бумажная фабрика.

Существует много разных сортов бумаги: и тонкая, и толстая, и шершавая, и гладкая.

- Какую бумагу вы будете использовать для написания письма?

Правило 1

Бумага должна быть безупречно чистой. Неряшливо выглядят письма на листках, вырванных из тетради. Если письмо занимает несколько отдельных листков, их следует пронумеровать.

РУЧКИ И ЧЕРНИЛА.

2. (У каждого ребёнка на столе текст)

«…Раньше, как известно письма писали перьями, взятыми у птиц. В основном использовали гусиные, но и встречались и перья воронов и павлинов. Чтобы подготовить перо к письму, его сначала очищали в раскалённом песке, затем обрезали под определённым углом и затачивали. Причём от того, как обрезано и заточено перо, во многом зависело качество написанного. При этом следует учесть, что в дело годились не любые перья из крыла, а всего два-три. Какие же стаи гусей надо было разводить?

Потом все стали писать металлическими перьями. Делали их из стали, серебра и даже из золота. Стоили они дорого, и обладатели таких перьев нередко вставляли их в палочку, украшенную алмазами. Знатные люди украшали именные перья своими гербами.

Только к  началу 20 века стальное перо перекочевало в школьный портфель. Долгие годы школьники на уроках чистописания, окуная ручку в чернила, выводили с нажимом.

 Но вскоре у перьевой ручки появился мощный конкурент – шариковая ручка. Считается, что её изобрёл венгерский химик Биро. Он имел странную привычку записывать результаты своих опытов на чём попало: на доске, на столе, стенке вытяжного шкафа, спичечном коробке. Потом он с трудом разбирался в своих записях: ведь не все материалы хорошо воспринимают грифель карандаша. Тогда химик начал экспериментировать и … изобрёл шариковую ручку с густой пастой. Это произошло в 1938 году.

Всевозможных ручек придумано бесчисленное множество: с календарём, электронными часами и даже с миниатюрной вычислительной машиной…»

- Сегодня у вас появится возможность попробовать написать пером. Уверяю, что это не просто. Почему? (чернила долго сохнут, можно поставить кляксу, перепачкаться и т.д.)

- Нелёгкое дело – писать пером. Недаром говорится: «Что написано пером, не вырубишь топором».

Правило 2

Любое письмо должно быть написано чисто и аккуратно. В тексте не допускаются подчистки и исправления.

СТРУКТУРА ПИСЬМА.

Учащимся предлагается схема текста письма.

Возможные части текста письма.

Примеры.

1. Обращение.

Мои дорогие друзья!

Любимая моя мамочка!

Уважаемый…

2.Начальная фраза о состоянии переписки.

Получила твоё письмо…

Давно не было от тебя письма…

Решила Вам написать…

3.Основное содержание письма,  сообщение о новостях.

У нас много новостей…

Я хочу рассказать Вам…

Опишу тебе, как идёт моя жизнь в школе и дома…

4. Вопросы адресату.

Как ты живёшь?

Как твоё здоровье?

Какие у тебя новости?

5. Благодарности.

Спасибо за внимание…

Спасибо, что ты прислала…

6. Просьбы.

Я прошу тебя ответить на моё письмо…

Прошу писать мне… Жду ответа…

7. Приветы.

Передай большой привет…

8. Прощание.

До свидания…

До скорой встречи…

9. Подпись. Дата и место написания.

Крепко обнимаю…

Помню и благодарю…

20 апреля 2006года

Москва

Работа в парах.

- Герои книг Эдуарда Успенского часто писали письма. Предлагаю вам восстановить текст письма, которое написала одна из героинь, пользуясь предложенной схемой.

(Учащимся предлагается деформированный текст письма из книги Эдуарда Успенского «Неприятности в Простоквашино»)  

Твоя любимая тетя Тамара.

Париж.

Дорогой дядя Фёдор!

Елисейские поля.

Я нашла для тебя то, в чём ты больше всего нуждаешься – складную карманную огородную лопату. Она хороша тем, что умещается в нагрудном кармане пиджака. В любой момент за полчаса её можно собрать из разных частей и пустить в ход. И весит она совсем немного – всего три килограмма.

Нахожусь в трудной и ответственной поездке во Франции. Решила тебе написать.

Передавай привет Матроскину и Шарику.

Желаю тебе хороших урожаев.

(Пронумеруйте части в нужном порядке.)

Правильный вариант:

Дорогой дядя Фёдор!

Нахожусь в трудной и ответственной поездке во Франции. Решила тебе написать.

Я нашла для тебя то, в чём ты больше всего нуждаешься – складную карманную огородную лопату. Она хороша тем, что умещается в нагрудном кармане пиджака. В любой момент за полчаса её можно собрать из разных частей и пустить в ход. И весит она совсем немного – всего три килограмма.

Желаю тебе хороших урожаев.

Передавай привет Матроскину и Шарику.

Твоя любимая тетя Тамара.

Париж. Елисейские поля.

-Догадались, кто прислал это письмо дяде Фёдору? (Тётя Тамара. Она была большим деятелем в Государственной Думе, ездила по разным странам и отовсюду по почте присылала дяде Фёдору семена и разные огородные сюрпризы.)

 И самому дяде Фёдору приходилось не раз писать письма. И не всегда это проходило без курьёзов. Посмотрим, как это было.

 (Просмотр отрывка из мультфильма «Трое из Простоквашино» - как дядя Фёдор пишет письмо)

-Какую главную ошибку допустили герои мультфильма?

Правило 3

 Не торопись сразу отправлять письмо. Сначала перечитай и проверь его внимательно.

Проверка домашнего задания.

- Дома вам предлагалось написать свои письма членам семьи, своему другу, учителю, президенту… Давайте их послушаем. (дети зачитывают свои письма)

Вывод: у каждого письма своя история.

V. Как правильно отправить письмо. Правила оформления конверта.

- Каждый из вас принёс своё письмо в конверте. Конверты бывают разные по размеру и назначению. (учитель показывает плакат, на котором изображены разные конверты)

- Что за необычное письмо, сложенное «треугольником»?

- Это письмо, присланное с фронта. Вот уж где целая история. (рассказ о письмах с фронта и зачитывание одного из них)

Практическая работа №1:

- Давайте научимся складывать такие письма.

 О чём может рассказать конверт? (адресах отправителя и получателя)

- Что такое индекс?

  • Первые три цифры обозначают область, город.
  • Три другие – почтовое отделение.
  • Например: 601500. 601 – г.Гусь-Хрустальный, Владимирской области, 500 – номер почтового отделения.

Практическая работа №2:

Пользуясь перьевой ручкой, укажите индекс на конверте и адрес получателя письма. (Дети выполняют задание под песню на слова Э.Успенского из аудиокассеты «Радионяня».)

- Какое значение имеет марка на письме? (Письма – маленькие путешественники. Как и  каждому  путешественника, письмам нужны проездные билеты. Поэтому каждый, кто посылает письмо, должен купить ему почтовую марку. Почтовые марки были придуманы 150 лет тому назад в Англии. Марки являются предметом коллекционирования. Людей, которые коллекционируют марки, называют филателистами.)  

VI. Встреча с работниками почтамта.

- После составления текста и заполнения конверта письма опускают в почтовые ящики, а затем отвозят на почту.

- Сегодня на нашем уроке присутствуют работники почтамта. Давайте проведём с ними блиц-опрос. (проводят дети)

  • Является ли работа почтальона в современное время очень популярной?
  • Какими самыми главными качествами должен обладать почтальон?
  • Что такое авиаконверт, почему на нём написаны три цифры 555?
  • Если мы отправим письмо без конверта в виде треугольника, дойдёт ли оно?
  • Что, кроме письма можно положить в конверт?
  • Где можно узнать индекс города?
  • Какие технические средства  используются на почте?

- В качестве почтальона могут быть не только люди, но и животные. Каких вы знаете?

  • Голуби обладают способностью легко  находить путь к дому и развивают скорость до 130 км/час.
  • В произведении Ж.Верна «Дети капитана Гранта» акула стала обладательницей бутылки, в которой были запечатаны документы.

Учёные используют бутылки и специальные пластмассовые карточки для того, чтобы определить направление морских и океанических течений.

- Но никто лучше, чем человек с работой почтальона точно не справляется.

VII. Итог урока.

- К сегодняшнему уроку вы написали письма, узнали, как правильно оформляются конверты.

- У меня три больших конверта. Давайте, разделим ваши письма на три группы по  адресату и посмотрим, кому же больше написано писем.

- Как вы думаете, для кого более ценными окажутся ваши письма? (ответы детей)

- Известный поэт говорил: «Письма – словно пёстрые, живые и разноголосые птицы, летят со всех концов страны. А, подлетев к дому, на мгновение замирают и, сложив крылья, доверчиво, будто в скворечник, впархивают в гостеприимную теплоту и сумрак почтового ящика…»

Как мало всё же человеку надо!

Одно письмо. Всего-то лишь одно.

И нет уже дождя над мокрым садом,

И за окошком больше не темно…

Зажглись рябин весёлые костры,

И всё вокруг вишнёво-золотое…

И больше нет ни нервов, ни хандры,

А есть лишь сердце радостно-хмельное!

Ия теперь богаче, чем банкир.

Мне подарили птиц, рассвет и реку,

Тайгу и звёзды, море и Памир.

Твоё письмо, в котором целый мир.

Как много всё же надо человеку!

- Не забывайте о письмах – этом старинном способе общения людей, пишите письма!!!



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок риторики по теме "Роль речи в организации совместной деятельности"

Конспект урока риторики в 1 классе по теме "Роль речи в организации совместной деятельности" с использованием игровой  технологии и исследовательских методов обучения....

Уроки риторики во 2 классе

Презентация  задумана как проводник по урокам риторики. Она ненавязчиво поддерживает  общую линию урока....

Урок риторики в 4 классе на тему "Знаки вокруг нас"

На этом уроке ребята познакомятся с дорожными, товарными, денежными, языковыми знаками, знаками почтовой оплаты, знаками различия и отличия, а также со знаками зодиаков и жестов....

Методическая разработка урока риторики в 4 классе по теме:

Цель урока:Знакомство детей с письмом как средством культурного общенияЗадачи:·        Дать информацию о письме как о средстве культурного общения;·...

Разработка урока риторики в 4 классе. Тема урока "Речевые жанры. Рассказ."

Цель; Познакомить детей с новым речевым жанром- рассказом.Формирование умения строить текст, правильно выделять части в текксте.Развитие речи. эстетического вкуса, художественных способностей.Воспитан...

Урок риторики. 2 класс Тема урока: "Общение". ________________________________________

Цели: познакомить учащихся со словесными и несловесными средствами общения;показать значение общения в жизни людей;закрепить положительны отношения в общении друг с другом;формировать дружеские взаимо...