Родительский дом - начало начал.
классный час (2,3 класс) по теме

Ситуационный классный час с родителями, построенный по технологии индивидуального рефлексивного самовоспитания (О. С. Анисимов, П. Г. Щедровицкий), включает много познавательного материала, психологические мини-тренинги, музыкальный, видео-ряды. Целевые установки связаны, прежде всего, с профилактикой асоциальных явлений.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon roditelskiy_dom.doc85.5 КБ

Предварительный просмотр:

Родительский дом – начало начал

Цели.

  • Способствовать развитию доброты и взаимопонимания в семьях учащихся.
  • Формировать культуру общения родителей и детей, культуру  восприятия учебных умений своего ребёнка.
  • Обсудить с родителями возможные пути выхода из трудных ситуаций, связанных с детьми.
  • Способствовать приобретению нового эмоционально-чувственного опыта и потребности в изменении взглядов на воспитание детей.

Оборудование: плакаты с пословицами о семье, таблички, карточки с заданиями для конкурсов, стенд с сочинениями детей и фотографиями, анкеты, тесты, памятки, выставка рисунков детей, реквизит к выступлению учащихся и конкурсам, большое сердце и маленькие сердечки из бумаги, фонограммы песен.

Участники: папы, мамы, дети, классный руководитель.

Вопросы для обсуждения:

  • На какой основе строятся отношения родителей и детей?
  • Какова роль отца в воспитании детей?
  • Как любить своего ребёнка?
  • Как любить своих родителей?

Подготовка.

  1. Подготовка писем – приглашений для родителей.
  2. Подготовка музыкального сопровождения.
  3. Подготовка карточек с заданиями и памяток.
  4. Подготовка выставки книг и журналов.
  5. Конкурс сочинений «Один день из жизни моей семьи».
  6. Оформление выставки рисунков «Как я провёл выходной день?».
  7. Подготовка сценария круглого стола. Разучивание стихов, сценок, песен с учащимися.
  8. Подготовить видео-сценки с участием родителей и детей.
  9. Подготовить презентацию к уроку.

  • «Любовь есть ключ к пониманию» К. Бальмонт.
  • «Ребенок – это цветок, красота которого зависит от ухода за ним».  В. Сухомлинский.
  • «Нет места милее родного дома». Цицерон.
  • «В семейной жизни самый главный винт – это любовь». А. П. Чехов.
  • «Любите ребенка таким, какой он есть».
  • «Семья – общечеловеческая ценность».
  • «Любить детей – это и курицы умеют, а вот воспитывать их это великое дело, требующее таланта и широкого знания жизни». М. Горький.

Родительский дом – начало начал

Ход занятия

    Под песню «Взрослые и дети» ребята с родителями входят в класс.

Вступление.

Учитель.      В нашем классе – праздник славный
                    Думаю, что нет его важней.
                    Здесь сегодня ваши папы, мамы.
                    Есть ли кто-нибудь на свете
                    Ближе и родней.

Девочка:   Всех, кого люблю я
                  И сердцем, и душой,
                  Сегодня в этом зале
                  На празднике со мной.

Мини – тренинг «Сердце» (для детей).

  • Ребята, как называют доброго человека? Какими словами? (Ласковый, нежный, умный, вежливый, красивый душой, человечный, милый, толератный и т. д.) А ещё этого человека называют «сердечный». У него доброе сердце. А ведь тепло и любовь к другим исходит от сердца.
  • Посмотрите, какое оно большое. Почему? Правильно, оно полно добра и любви…
  • Как вы думаете, чьё это сердце? (Наших мам и пап.) 

      -  В большом сердце мам и пап всегда найдётся место каждому из вас, поэтому все ваши маленькие сердечки и поместились на большом сердце. (Учитель переворачивает сердце, на обратной стороне -  маленькие сердечки с лицами детей). Уважаемые родители, посмотрите, что у нас получилось. Это общая радость того, что мы все вместе.

  - Значит,  о ком мы будем говорить? ( О мамах, папах, семье).

Итак, тема нашего классного часа:

 «Родительский дом – начало начал».

Вопросы для обсуждения, которые мы будем рассматривать:

  • На какой основе строятся отношения родителей и детей?
  • Как любить своего ребёнка?
  • Как любить своих родителей?

В конце занятия все должны будут уметь на них ответить.

                   Основная часть

- От каких слов образовалось слово «семья»? (семь и я)

- Ребята, дело в том, что издавна в России  семья обязательно должна была состоять из не менее,  чем семерых родственников: мама, папа и пятеро детей. Ни в одном языке мира слово семья не образовано от этих слов. (Привести пример).

  -  Как вы думаете,  что такое семья?

  • Счастливая семья - это когда все вместе собираются по вечерам и рассказывают о том, как провели день.
  • Семья – это маленькое государство родственников.
  • Когда в доме тепло и уютно.
  • Когда никто не кричит и не включает телевизор на всю громкость.
  • Когда все друг о друге заботятся.
  • Семья – дружная компания родственников.

- Какие пословицы о семье вы знаете? (Семья вся вместе – душа на месте и др.)

- Вот высказывания о семье великих людей:

  • «Любовь есть ключ к пониманию».  К.Бальмонт.
  • «Нет места милее родного дома». Цицерон
  • «Ребенок – это цветок, красота которого зависит от ухода за ним».  В.Сухомлинский.
  • «Любите ребенка таким, какой он есть».
  • «В семейной жизни самый главный винт – это любовь».  Чехов А. П.
  • «Любить детей – это и курицы умеют, а вот воспитывать их это великое дело, требующее таланта и широкого знания жизни». М. Горький.

- У казанской поэтессы Наили Ахуновой определение семьи звучит так:

(читают родители) (НРК)

1. Моя семья – моё убежище,

    Моя берлога, крепость, лежбище.

2. Маяк, заметный среди шторма

    Моё спасение от бури.

3. Мой верный поводырь и страж,

    Мой светлый мир, где мне неведом страх.

- Художники в своих произведениях тоже изображали семью, отношения в семье.

Демонстрация картин на слайдах. С. Иванов «Семья», «Опять двойка» и «Прибыл на каникулы» Ф. П. Решетников.

                       

- Посмотрим по словарю (ребенок читает определение).

- Если заглянуть в словарь Даля, то там определение семьи звучит так: это совокупность близких родственников, живущих вместе.  Из каких родственников может состоять семья?

(…)

Игра- тренинг.

- У кого есть старший брат или братишка -  покажитесь!

- У кого бабушки и дедушки живут рядом – поднимитесь!

- У кого есть сестры и сестрички – поднимитесь, покрутитесь!

- У кого есть сын – улыбнитесь!

- У кого есть дочь – поклонитесь!

- Кто любит своих пап, мам, сыночков, дочек – руками как крыльями взмахни, ещё раз наверх подними, тихонько на голову положи. Вот какие мы молодцы! Потому что любим друг друга!

- Ребята, мы только что в словаре В. Даля прочитали, что семья – это родственники, живущие вместе. Неужели этого достаточно, просто жить вместе? (..) Или нужно что-то ещё? (..)А что еще нужно для того, чтобы семья была действительно настоящей, мы уточним в ходе классного часа. Мы подумаем, какие могут быть взаимоотношения в семье между детьми и родителями. И построим мир семьи – дом, каким мы его представляем.

Сценка. Девочка и мальчик.

Выбегают мальчик и девочка.  (Учитель строит фундамент дома)
1-й мальчик.
Наш звонок ужасно звонкий,
Вылетаю в коридор…
У меня с одной девчонкой
Завязался разговор…
- А мой папа - чемпион!
Ходит он на стадион:
Он кидает кверху гири -
Будет самым сильным в мире!
Девочка. 
Хоть мужчины и сильны -
Не умеют печь блины…
Вы, мужчины, недотепы,
Вас воспитывать, учить,
И петрушку от укропа
Вы не в силах отличить!
Кстати, дома кто стирает?
Богом вам талант не дан…
Телевизор «потребляя»,
Вы ложитесь на диван!
Мальчик. 
От мужчины нету толку?!
Это нам талант не дан?!
Кто прибил для книжек полку?
Починил на кухне кран?
Девочка. 
Борщ варить вам неохота,
Не пожарите котлет…
Вам удрать бы на работу,
Ну, а больше толку нет!
Мальчик. 
Ты, колючая заноза,
Плохо знаешь нас, мужчин,
То и дело льете слезы
И к тому же без причин…
Ты колючие слова говоришь, робея…
Папа в доме голова!
Девочка. 
А мама в доме - шея!
2-я девочка.
                        Нет, решать не надо в споре,
                        В коридорном разговоре,
                        Кто сильней и кто важней…
                        Просто… мама всех нежней!
(Исполняется песня «Мама – первое слово» или другая полюбившаяся песня о маме).   

 - На маме держится весь дом, хозяйство. Строим фундамент нашего дома.

Учитель: 

Шли мы в школу, дождик капал,
И сказал мне Паша вдруг:

Мальчик: 

Папа мой – не просто папа, –
Он мне самый лучший друг!
Мы с ним маме помогаем,
Пол паркетный натираем!
Свет погас – все сразу тут
Папу нашего зовут.
Он приёмник тёте Клаше,
Старенькой соседке нашей,
Починил, потом помог
На двери сменить замок!
Во дворе качели – мостик
Сделал папа для ребят.
“Золотые руки просто!” –
Все соседи говорят.

 Учитель. Шли мы в школу, дождик капал, Регина сказала мне вдруг:

 Д. Папа мой – не просто папа, –
   Он мне самый лучший друг!

    Может он в футбол играть, Может книжку мне читать.

    Может суп мне разогреть, Может мультик посмотреть.

    Может поиграть он в шашки, Может даже вымыть чашки.

    Может рисовать машинки, может рисовать картинки,

    Может прокатить меня вместо быстрого коня.

    Может рыбу он ловить, Кран на кухне починить,

    Для меня всегда герой – самый лучший папа мой.

 Исполнение песни: « Мой папа» чистопольского композитора  Ларисы Кулибиной. (НРК)

           

Учитель: Очень часто папы помогают готовить домашние задания своим чадам. Давайте посмотрим со стороны, как это происходит.

Сценку показывает одна семья.

Мама: 

Пошёл Серёжа в 1-ый класс
С Серёжей не шути
Считать
Умеет он у нас
Почти
До десяти!
Не грех такому мудрецу
Задрать курносый нос!
Вот как-то за столом отцу
И задал он вопрос:

Мальчик:

Два пирожка тут, папа, да?
А хочешь на пари –
Я доказать могу всегда,
Что их не два, а три!
Считаем вместе:
Вот один,
А вот и два, смотри!
Один да два!
Как раз и будет три!

Папа: 

Вот молодец!
И в самом деле, три!
И потому
Я два возьму,
А третий ты бери!    
  Строим каркас дома.

 Чтение стихотворений  о папах, мамах, семьях.

 «А можно мне рассказать о своей семье?»  ( Есть ли приёмные семьи?)

- Чего не хватает в нашем доме (или кого) вы мне ответите после песни.

Учитель исполняет песню «Губки бантиком» из репертуара Кристины Орбакайте поднимает всех в круг танцевать.

- Кого называют цветами жизни? (Детей?) Вот и в нашем доме будут окошки с цветами.

- Кто желает мне помочь украсить дом цветами.

-«Ребенок – это цветок, красота которого зависит от ухода за ним».  Василий Александрович  Сухомлинский.

Мальчик:

Старший брат сестру качает:
– Баюшки-баю!
Унесём отсюда кукол,
Баюшки-баю!
Уговаривал девчушку:
(ей всего-то два годка!)
– Спать пора,
Уткнись в подушку,
Подарю тебе я клюшку,
Встанешь ты на лёд.
– Баю-баюшки, не плачь!
Подарю футбольный мяч
Хочешь, будешь за судью
Баю-баюшки-баю!
Старший брат сестру баюкал:
– Ну не купим мяч.
Принесу обратно кукол,
Только ты не плачь.
Ты не плачь, не будь упрямой,
Спать пора давно…
Ты пойми – я папу с мамой
Отпустил в кино.

Учитель. Вот какие заботливые бывают старшие братья и сестры.   Это очень важно в семье взаимопомощь, взаимопонимание,  взаимовыручка. К сожалению, так бывает не всегда. Вашему вниманию предлагается стихотворение, в котором может кто-нибудь узнает себя и подумает над своим поведением.

Сочинение

Витёк склонился над столом
И сжал виски руками.
Он сочиненье пишет:
“Как я помогаю маме”.
То ручку погрызёт Витёк,
То засопит, угрюмый.
Названье есть, а дальше что?
Попробуй-ка, придумай!
Но тут из кухни мама вдруг
Негромко сына кличет:
Мама:
Витюнчик! Сбегай в магазин.
Мне соли бы и спичек.
Витя:
Что ты! Ведь я над сочиненьем бьюсь,
Ещё полно работы!
Ведущая:
Примолкла мама и сынок
В тетради вывел фразу:

“Для мамы что-нибудь купить
Всегда бегу я сразу…”
Вот приоткрыла мама дверь:
Мама: 
Витюня, ты мне нужен.
Я – в магазин. Почисть пока
Картошечки на ужин!
Витя: 
Ещё чего?
Ведущая:
Вскричал Витёк, - Мне даже слушать тошно!
Тут – сочинение, а ты
С какой-то там картошкой…
Ведущая:
Исчезла мама. А сынок в тетради подытожил:
“Я завтрак маме сам варю. Обед и ужин – тоже..”
Витя: Пять с плюсом!..
Ведущая:
…Радуется он.

- Ребята, правильно ли поступил Витя?

Наша повседневная жизнь наполнена различными ситуациями, которые порой кажутся нелепыми и смешными, но разрешить их довольно непросто. Здесь важно найти наиболее эффективный выход из создавшегося положения. Прошу Вас обсудить их и ответить на поставленные вопросы.

Ситуации для обсуждения команде «Ай да папы!»

Видео 1.

Ребенок подходит к маме, которая работает за компьютером, просит помочь сделать уроки. Мама отталкивает его, говорит, что ей некогда. Ребенок подходит к папе, просит поиграть с ним. Отец отказывается, смотрит телевизор.

- Эта ситуация часто встречается в наше время из-за нехватки времени. – Как бы вы поступили  (поступаете) в данной ситуации? Расскажите о роли отца в данной ситуации.

Переиграем. Видео.

Ситуации для обсуждения команде «Ай да мамы!»

            Видео 2.

Девочки идут из школы и обсуждают, что будут делать дома. Одна из них говорит, что мама сегодня приехала, и сейчас девочка сообщит ей новости за 3 дня. Но как только девочка входит в дом, мама быстро спрашивает об оценках, ругает за неряшливый вид и отправляет делать уроки, ссылаясь на свою усталость. Огорчённая девочка уходит в свою комнату.
- Проанализируйте ситуацию.

 Переиграем. Сценка.

  1. У ребёнка нет желания делиться с вами своими мыслями и бедами и слушать то, что говорите ему вы.
    - Как поступить?
  2. Вы не узнаёте своего сына. Он стал грубым, агрессивным, а порой даже жестоким. О нём говорят вам посторонние люди, иногда это прорывается и в ваш адрес.
    - Что делать?
     

Ситуации для обсуждения обоим командам

Видео 3.

Мальчик поздно возвращается домой. Родители, заждавшись, налетают на него с упрёками и криками, не давая ему высказаться. Мальчик уходит спать, так и не объяснив ничего родителям.
- Найдите выход из данной ситуации.
 

Помните! Ваш ребенок должен быть дома не позднее10 часов вечера по закону РФ 71.3. Только вы в ответе за своих детей.

Учитель. Старайтесь не упустить момент, когда вы нужны детям, когда они тянутся к вам, хотят обсудить с вами важные для них вопросы. Порой ребята в силу каких-то обстоятельств не могут с вами поделиться своими мыслями, им кажется, что взрослые их не поймут.

Сценка «Нет у родителей с детьми взаимопонимания».

Девочка 1. Увы! Родители подчас совсем не понимают нас…

Мальчик 1. 

Придя с работы, папа мне говорит с порога:
- А ну, дневник давай-ка! – и смотрит строго-строго.

Мальчик 2. 

Спешу к друзьям, случается, ведь ждут, прошли все сроки!
Шагну – навстречу мама: - Куда ты? А уроки?

Девочка 2. 

И так – весь день, до вечера: - Уселась? Делать нечего?
Ты что ж не почитаешь? Всезнайкой себя считаешь?

Мальчик 1. - Ты мылся? Чистил зубы? Ложись! Опять проспишь!..

Мальчик 2. Ну, как, вы мне ответьте, терпеть мученья эти?

Девочка 1. 

Ведь мы-то взрослых не корим, когда захочется вдруг им
Сидеть без дела целый час или когда им не до нас.

Девочка 2. 

Не только в будничные дни совсем не слышат нас они,
Но даже в выходные – как будто неродные!..

Девочка 1. 

Возможно, знает кто-нибудь, как мамам, папам намекнуть,
Чтоб нас они не дёргали, а то задёргать долго ли?

Мальчик 1. К чему нас так испытывать – воспитывать, воспитывать?

Девочка 2. 

Подобная забота совсем не обязательна:
Должны же мы хоть что-то решать самостоятельно!

Мальчик 2. Неужто не удастся нам уверить в этом пап и мам?

Девочка 1. Увы! Попробуй их пройми – напрасные старания…

Все. Нет у родителей с детьми взаимопонимания!

Учитель. Извечный вопрос «отцов и детей» приходится решать почти в каждой семье. И этот процесс протекает крайне болезненно в семьях, где нет контакта с ребёнком, где сын или дочь с горечью говорят: «Родители меня не понимают».

- Уважаемые взрослые, была ли в вашей жизни ситуация, когда дети хотели сделать что-то хорошее, а вы не поняли и расценили их поступок иначе?

- Вернемся к вопросам, поставленным в начале занятия.

- На какой основе строятся отношения родителей и детей? (…)

- Роль отца в воспитании детей. (…)

- Как любить своего ребёнка?(…)

- Как любить своих родителей? (…)

Учитель. Вот и получился у нас дом. Красивый. Чем же  он наполнен? Внимательно послушайте стихотворение Л. Сусловой и постарайтесь ответить.

А дом заставленный добром, - еще не дом.

И даже люстра над столом, - еще не дом.

И на окне с живым цветом - еще не дом.

Когда вечерняя сгустится темнота,

Так эта истина понятна и проста-

Что от ладоней до окна наполнен дом

Твоим теплом.

- О каком же тепле идет речь? (…….)

Ребята выходят  к доске, выкладывают лучики солнышка и собираются в круг, приглашая своих родителей.

- Из ваших слов получилось солнышко, которое всегда будет греть семейный очаг. Посмотрите ещё раз друг на друга, улыбнитесь друг другу. Вспомните тему нашего часа общения. Как хорошо, когда все вместе, на душе тепло, уютно. Нынешний год в Республике Татарстан объявлен годом здоровья. Здоровье ребенка, в том числе и эмоциональное, его умение учиться во многом зависит  от взаимоотношений в семье. Надеюсь, что сегодня вы унесете с собой полезную информацию и приятные воспоминания.

- Милые папы, милые мамы, как хорошо, что вы рядом сейчас.

- За то, что вы самые лучшие на свете, вам весёлую песенку дарят дети.

- От плохого настроения превосходно лечит пение.

- Станет легче в час любой, если песенка с тобой.

- Ну а вы не отставайте, своим детям помогайте.

Учитель раздает памятки родителям и детям.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Родительское собрание "Семья - начало всех начал"

Собрание для родителей и детей....

Родительское собрание "Родительский дом - начало начал"

Разработка  собрания родителей совместно с учащимися...

Родительское собрание "Родительский дом-начало начал"

Формирование уважительного отношения детей к своим родителям и родителей к своим детям; развитие  интереса  к истории своей семьи, семейным традициям; сплочение классного коллектива, к...

Родительское собрание "Родительский дом - начало начал"

Родительское собрание, посвященное семье....

Родительское собрание "Родительский дом - начало начал".

Разработка родительского собрания поможет учителю подготовитьи провести  собрание в нетрадиционной форме....

Родительское собрание «Родительский дом, начало - начал».

Собрание разработано на основе технологий Всероссийской образовательной программы «Мой выбор» с использованием  активных и интерактивных  методик. Такая деятельность ведёт к взаимопониманию,...

Родительское собрание "Родительский дом - начало начал"

Данный материал я использовала для мастер-класса в конкурсе "Самый классный классный"...