Занятие на тему «Поступки твои и других (их оценка)»
план-конспект урока (2 класс) по теме

Целью данного занятия является: научить детей давать нравственную самооценку поступкам, показать, с каких позиций можно оценивать поступки окружающих.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon zanyatie_postupki_tvoi_i_drugih.doc47.5 КБ

Предварительный просмотр:

Занятие на тему «Поступки твои и других (их оценка)»

Цель: научить детей давать нравственную самооценку поступкам, показать, с каких позиций можно оценивать поступки окружающих.

Начинаю беседу с вопросов: «Ребята, как вы думаете, надо ли оценивать поступки других людей? Как это следует делать?», далее могу остановиться на анализе содержания народной мудрости - соответствующих пословиц и поговорок: «На всё бывает причина», «Был бы снежок, так скатаем комок», «В лес дров не возят, в колодец воды не лют» и т.д. Работа над содержанием пословиц поможет детям убедиться в том, что, прежде, чем оценивать чей-либо поступок, надо попытаться понять, почему человек поступил именно так. Обидеть может поступок близкого человека, но, разобравшись в причинах поступка, можно прийти к выводу, что он был прав. Бывает даже стыдно, что, проявив поспешность, плохо о ком-то подумал.

  • Важно осознать с каким чувством оцениваешь поступки другого: с искренним стремлением во всём разобраться, желанием понять причины, заставившие человека поступить тем или иным образом. Но прежде чем оценивать чьи-либо поступки, надо научиться правильно оценивать собственные.

В беседе с детьми я выясняю, все ли они умеют это делать, всегда ли это получается. Обращаю внимание на те события из жизни класса, которые побудили детей дать оценку поступкам окружающих. Дети вспоминают, какими были эти оценки.

  • Умению оценивать поступки других можно научиться, анализируя ситуации. Наташа опоздала на урок. Как, по вашему мнению, должен поступить учитель? Серёжа нечаянно сломал любимую папину ручку. Как ему быть? А папе?

В совместной работе выделяются правила «Не»:

- Прежде чем оценивать поступки других, научись оценивать свои.

- Не делай вывода, не узнав причины.

- Не будь категоричен в оценках, попытайся сначала понять другого человека.

Правила «Не» можно вывести из правил «Да». Например:

Правила «Да»

Правила «Нет»

Учись честно оценивать свои поступки и дела

Не спеши давать оценку поступкам других

Сначала узнай причину поступка, а потом давай оценку

Не узнав причины, не делай вывода

Попытайся понять другого человека, почувствуй его настроение

Не будь категоричен в своих оценках

Дидактические материалы

Задания.

1. Соедини стрелками (можно разного цвета) качества человека и соответствующие пословицы:

Леность

Дружелюбие

Болтливость

Деловитость

Усердие

Любознательность

Старательность

Трудолюбие

Сообразительность

Честность

(При возникновении затруднений я помогаю учащимся)

  1. Прочти стихотворение и ответь на вопрос, какие ещё важные слова надо говорить каждое утро.

Если даже плохая погода,

Метель, дождь, сыро и грязно,

Стоит сказать: «Доброе утро», -

И сразу станет теплее и радостнее.

  1. Ответь на вопрос: «У тебя есть друзья?»

Одного из них, самого близкого, нарисуй. Рядом напиши слова, которые характеризуют его.

  1. Ответь, какие поступки твоего друга тебе нравятся, а какие нет. Назови

их.

  1. Вспомни случаи, когда ты был не прав, плохо отзываясь о друге. Почему так произошло? Может быть, ты не знал причин его необычного поведения?

Например, ты и твой друг договорились поиграть во дворе. Ты ждёшь, а его всё нет. Наконец он появился, но пробежал мимо, что-то крикнув. На другой день ты, обиженный, с ним не разговариваешь, решив, что он плохой. А позже выяснилось, что у него потерялся младший брат, которого он и разыскивал.

  1. Вспомни, когда ты сам неправильно оценил поступок товарища.

Какое правило отсюда следует? (Чтобы правильно оценить поступок другого, надо знать настоящие причины этого поступка.)

  1. Подумай, правильно ли дети оценили своего товарища Серёжу.

Серёжа был очень нелюдим.

Ох, как бы подружиться с ним?

А может быть, напрасный труд?

Его не зря Ежом зовут.

И вот уже под Новый Год Узнали о Еже,

Что Ёжик с матерью живёт

В подвальном этаже, Что нет отца, а мать больна.

Давно уж не встаёт она.

Ответы на вопросы:

Что означают слова «был очень нелюдим»? Почему Серёжа был нелюдим? Какие обязанности дома должен выполнять Серёжа? Что сделали бы вы, узнав о трудной жизни Серёжи?

  1. «Доскажи словечко».

Чтобы научиться правильно оценивать себя и других, нужно быть... (Каким?) Для этого выбери и подчеркни, а также допиши нужные слова: справедливым, весёлым, честным, аккуратным, ловким,...

  1. Подчеркни правильный вариант продолжения предложения. Для того, чтобы оценивать поступки других, надо...
  • уметь оценивать свои поступки;
  • любить давать оценки поступкам;
  • узнать причину поступка.

Народная мудрость

Как аукнется, так и откликнется.

Иголка маленькая, да больно колет.

Из обрубков бревна не составишь.

Не ошибается тот, кто не работает.

Утро вечера мудренее...

Задания и вопросы:

Объясни значение этих пословиц и поговорок. Какая из них тебе понравилась больше всех? Почему?

(На занятии используются тексты Ф. Кривина, В. Осеевой, А. Барто, К. Ушинского).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Родительское собрание по теме « Книга - твой лучший друг»

Целью методической разработки родительского собрания по теме «Чтение – лучшее учение» в начальных классах малокомплектной школы, учитель Белянцева Светлана Вячеславовна, является привитие любви к чтен...

Занятие по теме "Поступки.Привычки.Характер".

Задачи занятия: научить детей оценивать свои поступки и поступки своих товарищей, формировать нравственные суждения, учить анализировать и делать выводы....

Родительское собрание во 2 классе на тему: «Книга-твой лучший друг»

Умение работать с книгой очень важный "инструмент" для сегодняшнего ученика. Если ребенок будет любить читать, то сможет и работать с книгой, как источником информации. Работать над этой проблемой дол...

Сценарий тематического занятия на тему "Имя твое неизвестно, подвиг твой бессмертен", посвященное Дню Неизвестного солдата

Занятие посвящено Дню Памяти Неизвестного солдата. Подготовлено в формате виртуальной экскурсии по памятным местам Успенского района....

Классный час на тему: "Поступки твои и других"

Цель: научить детей давать нравственную самооценку поступкам, показать, с каких позиций можно оценивать поступки окружающих....

Профилактическое занятие "Буллинг или как наши слова и поступки влияют на других людей"

В 1-4 классах на тематическом классном часе или в рамках внеурочной деятельности предлагается к проведению занятие на развитие толерантного отношения к друг другу, уважения, дружественной атмосферы в ...

Классный час по теме "Книга-твой лучший друг!"

Проводится в 1 класс с целью расширения  кругозора детей, пополнения  словарного запаса, способствования  воспитания бережного отношения к книге;развитию  сценических способн...