Классный час во 2 классе на тему: "Заколдованное сердце"
классный час (2 класс) по теме

Ихсанова Мадина Гарифовна

 

«Развитие сферы межличностных отношений младших школьников».

В младшем школьном возрасте у ребенка формируется готовность к участию в новой форме общения со сверстниками, взрослыми, требующая высокую степень произвольности.          

Но у большинства детей в этот период обнаруживаются тенденции к эгоцентрическому типу межличностных отношений. Это значит, что, не смотря на то, что ребенок выполняет определенные действия (например, помогает) для другого, такая помощь не обусловлена сочувствием к другому. Скорее, он выполняет действия, значимые и привлекательные только для себя самого. А неадекватные  отношения ребенка в общении являются показателем неблагополучия  в личностном развитии.

Поэтому выявлять проблемы, определять трудности в общении детей, организовывать развивающую работу по формированию  межличностных отношений учащихся помогает  мне психолого-педагогическая диагностика.

Основными показателями  в развитии межличностных отношений  являются:

1. Особенности восприятия ребенком другого человека.

 2. Способность соотносить свои интересы, желания, ценности с таковыми у других людей.

            Для решения указанных задач на классных часах, на уроках здоровья, во внеурочной деятельности  я использую групповые ролевые игры, которые обеспечивают развитие положительного эмоционального отношения ребенка к сверстникам и взрослым.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon ihsanova_klassnyy_chas_zakoldovannoe_serdce_vo_2klasse.doc249 КБ

Предварительный просмотр:

«Развитие и коррекция сферы межличностных отношений младших школьников».

В младшем школьном возрасте у ребенка формируется готовность к участию в новой форме общения со сверстниками, взрослыми, требующая высокую степень произвольности.        

Но у большинства детей в этот период обнаруживаются тенденции к эгоцентрическому типу межличностных отношений. Это значит, что, не смотря на то, что ребенок выполняет определенные действия (например, помогает) для другого, такая помощь не обусловлена сочувствием к другому. Скорее, он выполняет действия, значимые и привлекательные только для себя самого. А неадекватные  отношения ребенка в общении являются показателем неблагополучия  в личностном развитии.

Поэтому выявлять проблемы, определять трудности в общении детей, организовывать развивающую работу по формированию  межличностных отношений учащихся помогает  мне психолого-педагогическая диагностика.

Основными показателями  в развитии межличностных отношений  являются:

1. Особенности восприятия ребенком другого человека.

 2. Способность соотносить свои интересы, желания, ценности с таковыми у других людей.

        Для решения указанных задач на классных часах, на уроках здоровья, во внеурочной деятельности  я использую групповые ролевые игры, которые обеспечивают развитие положительного эмоционального отношения ребенка к сверстникам и взрослым.

  1.                               Классный час во 2 классе по теме:  «Заколдованное сердце»

Цель игры: выявление сформированности и развития детского коллектива. 

Задачи игры:         - диагностика и развитие внутригрупповых отношений;

- умение работать в группах, по заданию;

- диагностика и развитие эмоциональных отношений как внутри группы,  так между детьми и взрослыми;

- диагностика статусного положения детей в группе.

Эта игра дает возможность:

  • увидеть и развивать взаимоотношения детей внутри группы;
  •  развивать умения обсуждать и решать поставленные задачи;
  •  выявить статусное  положение ребенка в группе;
  •  выявить учеников, готовых брать на себя функции организатора;
  •  определить способы решения конфликтных ситуаций, общую атмосферу класса и эмоциональные отношения, как в группе,  так и в отношениях с педагогом;
  •  раскрыть  индивидуальные особенности детей и особенности всего класса.

Материалы к уроку:

1. Набор карточек с заданиями для учащихся (на усмотрение учителя).

2. Набор карточек со строками стихотворения (заклинание).

3. Музыкальное сопровождение.

4. Две полоски бумаги.

5. Письмо для класса.

6. Обруч.

Приглашенные: учителя начальных классов, учителя среднего и старшего звена.

Ход игры:

  1. Организационный момент.

Психологический настрой учащихся к деятельности.

Учитель: - Добрый день, дорогие ребята!  Давайте,  скажем: «Здравствуйте!» – руками. Скажем: «Здравствуйте!» – глазами. Скажем: «Здравствуйте!» мы  - ртом, станет радостно кругом. Я очень рада  видеть вас вновь на нашем очередном классном часе! Скажите, пожалуйста, нравятся ли они? (Ответы детей). А чему же мы учимся на них? (Ответы детей).

 - Давайте повторим девиз наших занятий « Я умею думать,

                                        Я умею рассуждать.

 Что полезно мне для жизни,

То и буду выбирать!»          

- Вот и сегодня мы с вами будем продолжать учиться думать, рассуждать, решать проблемы, работать в коллективе и, конечно же, дружно жить.

II.  Постановка цели урока.

        - Ребята! Сегодня к нам на классный час пришли познакомиться с вами  все учителя нашей школы. Давайте,  представимся им.  (Дети называют свои фамилии и имена.)

        - А теперь, уважаемые учителя,  пожалуйста,  представьтесь  нашим ребятам и назовите свой преподаваемый  предмет.

 (Очередь знакомиться доходит до директора школы, но он сидит с опущенной головой,    задумчивый, безразличный ко всем,  не обращает ни на кого  внимания).  

  • Ребята, это директор нашей школы (Ф.И.О.), но почему-то он молчит и не реагирует на наши слова.  Как вы думаете, почему?   (Выслушиваются мнения детей).

- Ребята, здесь рядом  какое - то письмо. Да оно адресовано нам, давайте,  быстрее     его прочтем. (Чтение письма учителем):                                                                  

«Ребята, Ваш директор школы заколдован злой Бабой-Ягой. Если его не расколдовать, то он никогда не сможет стать таким, каким был прежде. Школа ваша закроется,  учиться  вы никогда не сможете, так как школа без директора существовать не может.

 Но мы хотим помочь  и посоветовать Вам, как  нужно расколдовать вашего директора.  Если  согласны,  то Вам,  нужно будет пройти через суровые испытания и выполнить ряд очень сложных заданий. Если вы не испугаетесь и сумеете преодолеть эти трудности, то  Ваш директор станет таким, как и прежде, а вы,  как и раньше будете продолжать   учиться в своей школе.    

Ваши друзья».

   - Ребята, что же нам делать?   (Ответы детей).

  • Но готовы ли вы к преодолению трудностей? Не боитесь ли злой Бабы – Яги? Ведь она и нас может заколдовать?  (Ответы детей). 
  • Хорошо! Тогда быстрее  приступаем к выполнению заданий, чтобы быстрее расколдовать нашего директора и спасти  школу.

III. Решение поставленных задач.

1 задание:        «Изобрази заколдованного человека».  

Цель:  Постараться испытать  чувство сострадания к человеку, попавшему в беду, вызвать желание и стремление ему помочь.

           (Чтение детьми задания).        «Ребята! Посмотрите, пожалуйста, на нашего директора и скажите, что может, означать выражение «заколдованный человек»? (Ответы детей)

(Грустное выражение лица, не слышит, не обращает внимания, не понимает людей, ко всем  равнодушен).

- Внимание! Чтобы понять состояние директора, сейчас вам нужно попробовать изобразить  «заколдованного  человека». (Дети изображают «заколдованного» человека»).

  • Каково было вам в таком состоянии?  (Плохо).
  • Ребята, теперь вы понимаете, что нашему директору также очень плохо. Нужно быстрее спешить на помощь!

2 задание «Волшебные полоски». Групповая работа.

Цель:  пронаблюдать, как ребята распределяют между собой роли: кто подает полоски, кто стелет их на пол, кто расправляет, чтобы все могли   поместиться, кто контролирует процесс, осуществляет своевременную помощь детям.

        

Чтение письма: «Ребята, Ваш директор заключен в заколдованный обруч, вам надо как можно быстрее освободить его от него. Для этого нужно добраться по двум волшебным полоскам бумаги до обруча, взять его и вынести  из класса. Передвигаться  нужно только по полоскам, но так, чтобы все  уместились на каждой из них. Помните, на пол ступать нельзя. Если нарушите эти правила, то путь придется начинать заново».

(Звучит музыка.  Дети самостоятельно,  без учителя,   договариваются, распределяют роли, обязанности, передвигаются по полоскам к обручу и  убирают его по назначению).

        - Молодцы, ребята, справились еще с одним заданием.

Посмотрите на директора, есть ли изменения в его поведении?   (Подняла голову).

 3 задание «Живая картина». Работа в парах.

Цель:  Выявить, кто из детей пользуется  большим  авторитетом среди одноклассников, кто меньшим, а у кого существуют серьезные проблемы в отношениях с классом. Как проходит совместное обсуждение: удается ли детям договориться друг с другом, кто из ребят руководит процессом, кто конфликтует, кто разрешает конфликты и т. д.

        «Ребята, какое время года сейчас? Где больше всего люди любят находиться весной: дома или в садах и огородах?

 Вот сейчас вам и нужно будет изобразить живую картину весенних  полезных,  добрых дел на огородах. Чтобы выполнить это задание, нужно разбиться на пары, решить, какой вид труда будете изображать жестами, а затем, сообща,   обсудить, нет  ли совпадения, и кто что будет показывать. А отгадывать  «картины весеннего труда » будут наши гости –  учителя старшего звена школы».

(Звучит музыка, дети создают пары и каждая из них изображает свою «весеннюю картину» труда движениями и жестами, а гости раскрывают и называют ее замысел. Н-р, копают огород, поливают и т.д.).

  • Молодцы! А теперь обратите внимание на (Имя, отчество директора.). Произошли ли какие-либо изменения в его поведении или состоянии? (Обращает внимание, слышит, реагирует).
  • Значит, наша помощь помогает. Давайте поспешим выполнить следующее задание.

4 задание «9 карточек». Индивидуальная работа.

Цель:  Выявить  уровень притязаний, реакцию класса или отдельных  учащихся в данной ситуации; развивать умения детей разрешать конфликты,  воспитывать чувство терпимости друг к другу, умение прощать проступки другого  и находить правильные способы решения различных проблем.

        Чтение задания: «Ребята! Далее мы предлагаем вам выполнить 9 заданий, но они разные по сложности.

В карточке №1 – очень легкое задание, во второй – труднее, в третьей еще труднее, и т.д., а в карточке № 9 – самое сложное.  Сейчас каждый для себя решает, какая карточка ему по силам. Затем вы договариваетесь, кто  какую  себе возьмёт.    Называете свой номер  учителю, он записывает его на доске. Также  обсуждаете, кому нужно предоставить карточку   «Помощь учителя» или «Помощь друга».  Затем  приступаете к выполнению заданий. После  выполнения, совместно проверяете их решение».

(Звучит мелодия, дети выбирают,  решают каждый свое задание, затем задания  проверяются).

        Карточки - задания:

  1. Отметь кружочком правильный ответ:

А) 70 – 46 =24                     Б) 76 – 40 = 34                               В) 85 +15 = 90

  1. Отметь правильный перенос слова:

А) У – читель                     Б) Учи – тель                                В) У чител –ь

  1. Реши анаграммы и запиши их:

Д р ж а б у (дружба)                           П м о щ ь о (помощь)

  1. Выдели два слова в скобках, наиболее подходящих для слова перед скобкой:

Игра (игроки, хоккей, правила, футбол, стадион).

  1. Какое слово лишнее, подчеркни.

Казань, Москва, Алеша, Нижнекамск.

  1. Вставь пропущенную букву, назови орфограмму: тра…ка - …….
  2. Определи связь слов, допиши четвертое слово:

Школа : обучение  =  больница : ?                      Труд : польза  =  лень : ?

  1. На столе было 5 стаканов смородины. Дети съели 2 стакана. Сколько стаканов осталось?(5, стаканы не едят).
  2. Найди закономерность и продолжи ряд чисел: 1, 2, 3, 5, 8, 13, 21, . , . , . , .  .  

 (Проверка заданий).

  • Ребята, посмотрите и скажите,  меняется ли состояние человека, которому помогают в беде?

    (Человек начинает смотреть и видеть вокруг себя красивые поступки, вещи, видит доброе отношение людей к себе, ему становится радостнее, и он сам к ним  начинает хорошо относиться).

  1. задание «Противоположные слова». Работа в группе.

Цель: Интересно пронаблюдать за тем, кто из ребят возьмет инициативу в свои руки: будет зачитывать слова, вести обсуждение, записывать ответы. Важно также обратить внимание на поведение других детей.

        « К данным на листочке словам нужно подобрать антонимы, а одному из учеников  их записать:

Грусть -                         Болезнь -                         Враг -

Лень -                                 Трусливость -                 Ненависть -

Зло -                                 Несчастье -                  

(Звучит  легкая  музыка.  Дети  выбирают ведущего, обсуждают задание  сообща, но записывает один из  них).

- Ребята, сейчас проверим, как вы выполнили это задание. Я буду читать слова, которые написаны на листочке, а вы должны дружно назвать  его антоним.  (Проверка задания).

- Посмотрите теперь, какие изменения произошли с нашим директором?

( Он улыбается, слышит нас,  ему уже гораздо лучше).

  Последнее 6 испытание «Волшебное заклинание».

Чтение письма: «Ребята, молодцы!  Но, чтобы до конца освободить директора от злых чар Бабы-Яги, нужно правильно собрать записи на данных полосках,  расшифровать и прочитать волшебное заклинание, которое Баба – Яга специально запутала. Для этого надо  каждому посмотреть на свой номер, найти предыдущий, договориться,  кто за кем будет  говорить, быстро встать по порядку в одну шеренгу и правильно прочесть заклинание».  

(Дети из разрозненных строк собирают и читают вслух волшебное заклинание):

                «Потрудились мы как нужно,

                Трудности прошли все дружно,

                Стоит вместе нам сплотиться,                                                                 Может чудо получиться».

  • Ребята, посмотрите, точно -  получилось чудо!

(Директор в это время встает, улыбается, протягивает руки  к детям,  идет и показывает, что любит их, благодарит за помощь,  обнимает, говорит добрые слова).

Директор: «Спасибо, дорогие ребята, ведь вы спасли не только меня, но и нашу школу, теперь мы все вместе дружно, спокойно, сможем работать и учиться  дальше».

IV. Обобщение урока:

         1). - Ребята, как вы думаете, что  же помогло вам преодолеть все трудности, испытания, помочь нашему директору и победить зло?                                                

(Предполагаемые ответы  детей:  Знания, дружба;   умение договариваться;  обсуждать проблемы и  совместно их   решать;  взаимопонимание;  внимание, любовь и сочувствие к людям,  поддержка их в трудную минуту;  и т.д.).        

- Ребята,  но может ли еще кто-нибудь оказаться на месте директора, которому сегодня было так плохо?

         (Ответы детей: любой человек: и взрослые, и дети).

- Правильно, а теперь повторим еще раз наш девиз: «Я умею думать,

                                        Я умею рассуждать.

 Что полезно мне для жизни,

То и буду выбирать!».

- Было ли вам полезно занятие и чему вы научились? (Ответы детей).

- А сможете ли вы теперь сами, без посторонней помощи, определить, какому человеку плохо и кто  нуждается в  помощи? А как вы это поймете? (По выражению лица, по его поведению, состоянию).

- Правильно, ребята, по выражению лица человека сразу можно определить, у кого какое состояние и кто нуждается  в помощи. Посмотрите, например,  на наших учителей, как вы думаете, какое у них настроение сейчас? (Ответы детей). Как вы догадались?

Посмотрите друг на друга, что вы можете сказать о состоянии ваших товарищей?        

- Молодцы, так давайте же всегда будем внимательны не только к себе и своим друзьям, но и к взрослым, которые  иногда   также могут нуждаться в вашей помощи и поддержке.

Успехов Вам, ребята, в ваших добрых делах!

Звучит музыка, все рады, высказывают свои мнения об уроке.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План-конспект урока (3 класс) на тему: "Заколдованное сердце"

Конспект занятия коррекции поведения воспитанников по отношению к другим людям....

Сценарий классного часа в 1 классе "Пусть дружат наши сердца" (1 сентября)

Весёлые стихи, песни, загадки делают первую встречу и знакомство учащихся со школой,  учителем и одноклассниками лёгкими и непринуждёнными....

Классный час о доброте "Золотые ключики к сердцам" 2 класс

Классный час о доброте " Золотые ключики к сердцам" 2 класс...

Классный час 1 класс Тема: «Как хорош тот, у кого умная голова и доброе сердце».

Классный час 1 класс Тема: «Как хорош тот, у кого умная голова и доброе сердце».Цели: познакомить детей с литературными произведениями, которые...

Классный час в 3 классе на тему «Услышать сердце человека»

Классный час в 3 классе на тему «Услышать сердце человека»Задачи:Помочь детям усвоить нравственные нормы, сформировать у них нравственные установки.Познакомить с понятиями «воспитанность», «такт», «ми...

Классный час 2 класс " С Победой в сердце!"

В ходе классного часа дети знакомятся с понятием слова "победа", вспоминают о победе своих предков над немецко - фашистскими захватчиками, подводят итоги личных побед и ставят перед собой но...

Занятие в группе продленного дня Тема "Заколдованный карлик или зелёный верблюд»

В данной разработке представлен проект для 2 классов.Тема проекта: заколдованный карлик или зелёный верблюдВид проекта (по всем основаниям): творческий проект, краткосрочный, индивидуальный, межпредме...