ОРГАНИЗАЦИЯ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ В РАМКАХ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС НОО
статья (1 класс) по теме

Свистунова Татьяна Георгиевна

Проблема  использования свободного времени подрастающего поколения в целях всестороннего воспитания и развития всегда были насущными для общества. Воспитание детей происходит в любой момент их деятельности. Однако наиболее продуктивно это воспитание осуществлять в свободное от обучения время. Таким образом, внеурочная деятельность младших школьников должна быть направлена на их культурно-творческую деятельность и духовно-нравственный потенциал, высокий уровень самосознания, дисциплины, способность сделать правильный нравственный выбор.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon statya.doc102.5 КБ

Предварительный просмотр:

Свистунова Татьяна Георгиевна,

МОУ «Каслинская СОШ №27»

учитель начальных классов

ОРГАНИЗАЦИЯ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ В РАМКАХ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС НОО

             Проблема  использования свободного времени подрастающего поколения в целях всестороннего воспитания и развития всегда были насущными для общества. Воспитание детей происходит в любой момент их деятельности. Однако наиболее продуктивно это воспитание осуществлять в свободное от обучения время. Таким образом, внеурочная деятельность младших школьников должна быть направлена на их культурно-творческую деятельность и духовно-нравственный потенциал, высокий уровень самосознания, дисциплины, способность сделать правильный нравственный выбор.

Модель внеурочной деятельности нашей школы основана на двух основных типах:

  • модель дополнительного образования (на основе институциональной и муниципальной системы дополнительного образования детей и учреждений культуры – Центр детского творчества, Дворец культуры  им.Захарова, Детская Центральная библиотека, Центральная библиотека, Каслинский музей художественного литья, кинотеатр «Россия»);
  •  оптимизационная модель (на основе оптимизации всех внутренних ресурсов образовательного учреждения – программа воспитывающей деятельности для младших школьников «Лукоморье», воспитательные программы классных руководителей и т.п.).

В ходе научно-педагогических исследований прошлых лет выделены несколько направлений, которые органично легли в традиционные разделы воспитательной работы школы и находят своё отражение во внеурочной деятельности (нравственное, эстетическое, гражданско-правовое, интеллектуальное, трудовое, экологическое, оздоровительное, военно-патриотическое).

В школе создана прочная система воспитательной деятельности.

Можно сделать вывод о том, что педагогический коллектив вышел на качественно новый уровень подхода к воспитанию.

 Прежний богатый опыт, потребность учащихся в освоении многомерности мира, осознание ими собственного «Я» в этом мире, необходимость в духовном развитии – все это позволило сделать поворот в воспитательной работе, сосредоточить усилия на личности ребенка, провести его через те культурологические сферы, которые рождают в человеке добрые черты, высоконравственные потребности.

За основу взяты следующие воспитательные технологии:

- «Программа возрождения традиций российской культуры» (разработана школой совместно с Р.А.Литвак);

- «Технология КТД» (И.П.Иванов, В.А.Караковский);

- технология саморазвития личности (Г.К.Селевко);

- игровые технологии (Н.Е.Щуркова);

- гуманистическая концепция А.Маслоу и др.

Сегодня ведущей целью воспитания для педагогического коллектива является идеал личности, способной принимать решения в ситуациях морального выбора, нести ответственность за эти решения перед собой и обществом, которому требуется человек с высоким чувством самосознания.

Как он будет общаться со своим «Я», с друзьями, с родными, как найдет себя, будет ли стремиться к интеллектуальному, духовному, физическому развитию – главные вопросы для педагогов школы.

   Школа работает по трём уровням результатов внеурочной деятельности школьников:

1-й уровень – школьник  знает и понимает общественную жизнь;

2-й уровень – школьник ценит общественную жизнь;

3-й уровень – школьник самостоятельно действует в общественной жизни.

Внеурочная деятельность направлена на развитие воспитательных результатов:

  • приобретение учащимися социального опыта;
  • формирование положительного отношения к базовым общественным ценностям;
  • приобретение школьниками опыта самостоятельного общественного действия.

При организации внеурочной деятельности используются авторские программы педагогов школы,  призеров областного этапа конкурса «Самый классный классный» (клуб «Мы вместе», курс «Многоцветные кружева Каслей»)        

 

План внеурочной деятельности

основной образовательной программы начального общего образования МОУ «Каслинская СОШ №27»

на 2011-2015 учебный год

Направление внеурочной деятельности

Содержание и  форма деятельности             (факультатив, кружок и др.)

Количество часов по классам

Ι

ΙΙ

ΙΙΙ

ΙV

Общеинтеллектуальное

Кружок  «Я – эрудит»

1

1

1

1

Общекультурное

«Путешествие по стране этикета»  (курс)

1

1

1

1

Клуб «Мы вместе»

1

1

1

1

Социальное

Комплексная программа «Древо ремесел»:

Кружок «Бумажная пластика»

1

1

1

1

Кружок «ИЗО»

1

1

1

1

Кружок «Веселые клубочки»

1

1

1

1

Духовно-нравственное

«Многоцветные кружева Каслей» (курс)

1

1

1

1

Кружок «Азбука нравственности»

1

1

1

1

Спортивно-оздоровительное

«Час здоровья» (курс)

1

1

1

1

Народные игры «Час досуга»

1

1

1

1

ИТОГО

10

10

10

10

Характеристика основных направлений                                                              внеурочной деятельности

В рамках общеинтеллектуального направления предусмотрен кружок «Я - эрудит».  Этот курс  предлагает учащимся компетентностно-ориентированные задания  на эрудицию и логику, формирует умение решать проблемы и учит работать с информацией. В течение учебного года школьники готовятся к участию в многоступенчатом дистанционном конкурсе «Эрудит-марафон учащихся»(ЭМУ).                                                                                  Цели:                                                                                                               - стимулировать личностное развитие каждого ребенка;                                                                           - создать и поддерживать развивающую образовательную среду для младших школьников в течение учебного года;                                                                                                                                                - формировать ключевые компетенции младших школьников (важнейшее составляющее ФГОС  II поколения) и сопровождать динамику системой мониторинга.                                              

Общекультурное направление  реализуют:

1) Курс «Путешествие по стране этикета». Актуальность и социальная значимость данного курса состоит в том, что он призван помочь растущему человеку в постижении норм человеческих отношений и на их основе искать путь самовоспитания, саморазвития. Курс предполагает активное включение в творческий процесс учащихся, родителей, учителей.

Цель: освоение учащимися норм нравственного отношения к миру, людям, самим себе.

2) Клуб «Мы вместе». Его программа опирается на использование групповых форм творческой деятельности детей. 

 Цель: формирование у детей навыков общения, эффективного взаимодействия и сотрудничества.

 Программа  включает задания разных типов (учебные и игровые; такие, для выполнения которых надо рисовать, конструировать, мастерить поделки, сочинять тексты и т.д.). Однако чем бы ребята не занимались, критерием оценки успешности работы будет их умение договариваться между собой и дружно трудиться для достижения общей цели. Программа определяет способ организации работы детей.

Социальное направление внеурочной деятельности представлено комплексной программой «Древо ремесел», включающей 3 составляющих:

- Кружок «Бумажная пластика»;

- Кружок «Изобразительное искусство»;

- Кружок «Веселые клубочки».

Актуальность и педагогическая целесообразность программы заключается в её ориентации на личность ребёнка, в предоставлении права каждому обучающемуся освоить тот уровень программного материала, который соответствует его индивидуальным особенностям и способностям, а также в доступных материалах, позволяющих ребёнку реализовать творческий выплеск и освоить практические азы декоративно-прикладного и изобразительного творчества.

Цель программы: Социальная адаптация и развитие детей через практическую творческую деятельность в декоративно-прикладном и изобразительном видах искусства.

Программу «Древо ремесел» реализуют педагоги дополнительного образования (Центр детского творчества), занимаясь с детьми 3 часа в неделю.

        Духовно-нравственное направление отражают:

1) Кружок «Азбука нравственности». Актуальность программы определена тем, что одной из важнейших задач образования в настоящее время является освоение детьми духовных ценностей, накопленных человечеством.

Цель программы: воспитание нравственных чувств и этического сознания  у младших школьников.

2)  Программа курса «Многоцветные кружева Каслей» разработана в качестве инструмента познания своей малой родины.

Целью программы является – содействие становлению личности младших школьников, развитию их творческих способностей через ознакомление с нравственным, духовным, историческим, эстетическим наследием малой родины.

В результате реализации программы для воспитанников созданы условия, которые содействуют развитию индивидуальных и творческих способностей личности, усвоению нравственного, духовного, исторического и эстетического опыта поколений на основе активного использования культурного наследия малой родины.

Спортивно-оздоровительное направление представлено:

1) Курсом «Час  здоровья». Данная программа направлена на формирование, сохранение и укрепления здоровья младших школьников в основу которой положены культурологический и личностно-ориентированный подходы. Программа носит  образовательно-воспитательный характер и направлена на осуществление следующих целей:

- формировать установки на ведение здорового образа жизни и коммуникативные навыки, такие как, умение сотрудничать, нести ответственность за принятые решения;

- развивать навыки самооценки и самоконтроля в отношении собственного здоровья;

- обучать способам и приемам сохранения и укрепления собственного здоровья.

2) Народные игры  «Час досуга».

 Русские народные игры, развлечения наиболее привлекательны и доступны для освоения младшими школьниками, так как соответствуют психологическим особенностям детей этого возраста: обладают эмоциональной насыщенностью и способны активизировать интеллектуальную сферу ребенка как личности.  

Основной целью программы является воспитание национального самосознания в области образования на основе возрождения традиционной и развития современной игровой культуры, духовное совершенствование физически здоровой личности учащегося начальной школы, расширение его историко-культурного кругозора. Программа курса способствует повышению двигательной активности детей, дополняя «Час здоровья».  

           В школе созданы условия для внеурочной деятельности обучающихся и организации дополнительного образования. Вся система работы школы по данному направлению призвана предоставить возможность:

- свободного выбора детьми программ, объединений, которые близки им по природе, отвечают их внутренним потребностям;

- помогают удовлетворить образовательные запросы, почувствовать себя успешным, реализовать и развить свои таланты, способности.

- стать активным в решении жизненных и социальных проблем, уметь нести ответственность за свой выбор;

- быть активным гражданином своей страны, способным любить и беречь свою родину, занимающим активную жизненную позицию в борьбе за сохранение мира на Земле.

Увеличение числа детей, охваченных организованным  досугом, воспитание уважительного отношения к родному дому, к школе, городу, воспитание у детей толерантности, навыков здорового образа жизни, формирование  чувства гражданственности и патриотизма, правовой культуры, осознанного отношения к профессиональному самоопределению, развитие социальной культуры учащихся через систему ученического самоуправления и реализация, в конечном счете, основной цели  – достижение учащимися необходимого для жизни в обществе социального опыта и формирование в них принимаемой обществом системы ценностей.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ОРГАНИЗАЦИЯ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ В РАМКАХ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС НОО( проект)

Эффективность системы воспитания и социализации младших школьников может быть существенно повышена при создании особого уклада школьной жизни, частью которого является внеурочная деятельность. Внеуроч...

Отчет по теме самообразования "Организация внеурочной деятельности младших школьников в рамках реализации ФГОС"

Отчет включает в себя задачи внеурочной деятельности, формы организации внеурочной деятельности, методические материалы по организации внеурочной деятельности в образовательных  учреждениях...

Доклад "Организация внеурочной деятельности младших школьников в рамках реализации ФГОС."

Внеурочная деятельность является составной частью учебно-воспитательного процесса и одной из форм организации свободного времени обучающихся. Сегодня она понимается преимущественно как деятельность, о...

ОРГАНИЗАЦИЯ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ В РАМКАХ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС НОО

Проблема  использования свободного времени подрастающего поколения в целях всестороннего воспитания и развития всегда были насущными для общества. Воспитание детей происходит в любой момент их де...

Организация внеурочной деятельности младших школьников в рамках реализации ФГОС НОО

Доклад- презентация на тему "Организация внеурочной деятельности младших школьников в рамках реализации ФГОС НОО"...

Организация внеурочной деятельности младших школьников в рамках реализации ФГОС.

Внеурочная деятельность является составной частью учебно – воспитательного процесса и одной из форм организации свободного времени обучающихся. Заинтересованность школы в решении проблемы внеуро...

Организация внеурочной деятельности младших школьников в рамках реализации ФГОС.

Современные процессы, происходящие в жизни нашего общества привели к    процессу формирования и реализациисовременной модели образования, обеспечивающей повышение доступности качественн...