Нравственное воспитание учащихся начальной школы
методическая разработка (4 класс) на тему

Голодова Людмила Васильевна

Нравственное воспитание- одна  из самых важных задач школы. В статье говорится о том,как происходит становление и развитие детского коллектива.

Диагностика нравственной воспитаности учащихся. Диагностика этики поведения.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon nravstvennoe_vospitanie_mladshih_shkolnikov.doc53.5 КБ

Предварительный просмотр:

Нравственное воспитание младших школьников.

Нравственное воспитание личности ребёнка – одна из самых важных задач школы.  В процессе нравственного воспитания школа формирует у младшего школьника чувство патриотизма, товарищества, активное отношение к действительности, глубокое уважение к людям труда.

Я рассмотрела уровни нравственности по Кольбергу. Оказывается, дети до 10 лет относятся к преднравственному уровню.

 Преднравственный уровень  включает 2 стадии: на первой стадии ребенок оценивает поступок как плохой или хороший в соответствии с правилами, усвоенными им от взрослых, он склонен судить о поступках по важности их последствий, суждения выносятся в зависимости от того вознаграждение или наказание может повлечь за собой этот поступок.

На второй стадии суждение о поступке выносится в соответствии с той пользой, которую из него можно извлечь, и ребенок начинает судить о поступках по обусловившим их намерениям, понимая, что намерения важнее результатов совершенного поступка (“автономная мораль”).

Вначале ребенок совершает нравственные поступки ради одобрения взрослых. Само поведение еще не вызывает положительных переживаний. Но постепенно нравственный поступок сам по себе начинает радовать ребенка. В этом случае требования взрослых, усвоенные ребенком правила и нормы начинают выступать в форме обобщенной категории “надо”. При этом “надо” выступает для ребенка не просто как знание, что надо так поступать, а как непосредственное эмоциональное переживание необходимости поступить так, а не иначе. Дети в этом возрасте способны переживать стыд, недовольство собой без всякого влияния взрослых. Аналогично, совершая поступок согласно требованиям чувства долга, ребенок переживает радость, гордость. Именно эти чувства побуждают ребенка совершать нравственные поступки. Задача учителя и классного руководителя состоит в том, чтобы создать условия для упражнений ребенка в нравственном поведении. Постепенно такое поведение приобретет характер привычки.

Опираясь на психологические особенности детей данного возраста, я для работы выбрала типы занятий: беседы, диспуты, практикум (разыгрывание различных ситуаций, чтение и обсуждение литературных произведений.  

Для нравственного формирования личности исключительно важны самостоятельные действия ребёнка. Когда ученик действует только по указанию учителя и взрослых и под их наблюдением, он учится, прежде всего, послушанию. Даже в младших классах следует избегать давать детям лишь готовые решения. Это влечёт за собой отрыв воспитания от жизни. Поэтому воспитательный процесс должен быть построен так, чтобы предусмотреть ситуации, в которых ребёнок получает возможность сделать самостоятельный выбор поступка. Словом, ученик должен научиться правильно действовать, когда за ним не наблюдают, когда от него не требуют отчёта.

Накапливая собственный нравственный опыт, ребёнок может ошибиться, неправильно поступить. Воспитатель должен помочь ему осознать и пережить ошибочность, безнравственность его поступка; разумеется, надо помочь ему не только исправить поведение, но и повлиять на направленность мотивов, вызвавших то или иное действие. Здесь мне помогают уроки нравственности, нравственные беседы, этические диалоги. Например, в этом году я запланировала беседы «Отчего зависит моё настроение», «Учусь понимать людей», «Вредные привычки», «Дружить – значит открыть своё сердце другу», «Рыцарский турнир вежливости»…, Диспуты: «Умеем ли мы общаться», «Умею ли я сказать «Нет!», диагностику нравственности, индивидуальные беседы.

Нравственное воспитание младшего школьника происходит главным образом и прежде всего в процессе обучения. Учение ребёнка только при поверхностном подходе может показаться делом сугубо индивидуальным. На самом деле урок – место разнообразных коллективных действий и переживаний, накопления опыта нравственных взаимоотношений. На уроках дети приучаются к самостоятельной работе, для успешного осуществления которой необходимо соотносить свои усилия с усилиями других, научиться слушать и понимать своих товарищей, сопоставлять свои знания со знаниями остальных, отстаивать мнение, помогать и принимать помощь. На уроках дети могут переживать вместе острое чувство радости от самого процесса получения новых знаний, огорчения от неудач, ошибок. В воспитательном отношении все предметы, которые изучаются в школе, одинаково важны. Разнообразие предметов даёт возможность каждому ребёнку проявить в учении сильную сторону своей индивидуальности. Все сильные стороны личности ребёнка проявляются, прежде всего, в учебном процессе, когда каждый ребёнок становится более знающим и умеющим в какой-то области, на каком-то уровне.  Моя задача – развивать эти способности и во внеурочное время. Мои ребята с удовольствием принимают участие в конкурсах рисунков, во всероссийских конкурсах, поделок, готовят номера художественной самодеятельности, участвуют в проведении классных часов.

Становление и развитие детского коллектива, формирование в нём нравственных взаимоотношений – процесс сложный и длительный, требующий постоянного внимания педагога.

Надо помочь детям почувствовать коллектив как целое, научить их дорожить его интересами. Коллектив должен заботиться о каждом своём товарище, знать об условиях, в которых он живёт, способствовать его хорошему самочувствию, удовлетворению его интересов и развитию способностей. Школьник должен чувствовать себя в коллективе защищённым от несправедливости и обиды, видеть, что он не безразличен коллективу, поэтому я включила в свою работу совместные классные дела. Вместе с детьми мы планировали работу на год, составили перечень правил поведения в школе, вывели законы нашего коллектива (в классном уголке), распределили поручения.

В нравственном воспитании младших школьников определяющее значение имеет личный пример учителя, его отношение к детям. Даже в мелочах, в манерах дети стараются подражать своему учителю. Если для отношений между учителем и учениками характерны душевность, отзывчивость, заботливость, такими же будут отношения учеников между собой.

Я считаю, что учителю следует избегать общих оценок личности каждого ученика. Школьника можно хвалить или осуждать за его поступок, но не следует оценку конкретного факта переносить на его личность в целом и говорить, что он вообще хороший или, наоборот, во всем плохой.

Домашняя обстановка и отношения в семье оказывают большое влияние на нравственное развитие школьника. Вот почему важно учить родителей воспитанию детей. За нравственным развитием ребенка требуется следить так же тщательно, как и за его успехами в чтении, письме, математике. Планируя работу с родителями, обязательно включаю: родительские собрания на воспитание нравственности детей, где родители делятся своим опытом; посещения семей; индивидуальные беседы с родителями; совместную подготовку и проведение праздников. Я знаю, что родители мне всегда помогут и это очень важно.

Задача нравственного воспитания состоит в том, чтобы социально необходимые требования общества превратить во внутренние стимулы личности каждого ребёнка, такие, как долг, честь, совесть, достоинство. Я уверена, что наша совместная работа ,принесёт хорошие результаты.

 Приложение№1.

Диагностика нравственной воспитанности

             Методика №1: Диагностика нравственной самооценки

Инструкция: Учитель обращается к ученикам со следующими словами: "Сейчас я прочитаю вам 10-ть высказываний. Внимательно послушайте каждое из них. Подумайте, насколько вы с ними согласны (насколько они про вас). Если вы полностью согласны с высказыванием, оцените ваш ответ в 4-е бала; если вы больше согласны, чем не согласны – оцените ответ в 3-и бала; если вы немножко согласны – оцените ответ в 2-а бала; если вы совсем не согласны – оцените ответ в 1-н бал. Напротив номера вопроса поставьте тот бал, на который вы оценили прочитанное мной высказывание".

Пример:

1.                      - 3;

2.                      - 4 и т.д.

Текст вопросов:

1.                      Я часто бываю добрым со сверстниками и взрослыми

2.                      Мне важно помочь однокласснику, когда он попал в беду

3.                      Я считаю, что можно быть не сдержанным с некоторыми взрослыми

4.                      Наверное, нет ничего страшного в том, чтобы нагрубить неприятному мне человеку

5.                      Я считаю, что вежливость помогает мне хорошо себя чувствовать среди людей

6.                      Я думаю, что можно позволить себе выругаться на несправедливое замечание в мой адрес

7.                      Если кого-то в классе дразнят, то я его тоже дразню

8.                      Мне приятно делать людям радость

9.                      Мне кажется, что нужно уметь прощать людям их отрицательные поступки

10.                  Я думаю, что важно понимать других людей, даже если они не правы

Обработка результатов:

Номера 3, 4, 6, 7 (отрицательные вопросы) обрабатываются следующим образом:

· Ответу, оцененному в 4 балла, приписывается 1 единица,

· в 3 балла – 2 единицы,

· в 2 балла – 3 единицы,

· в 1 балл – 4 единицы.

В остальных ответах количество единиц устанавливается в соответствии с баллом. Например, 4 балла – это 4 единицы, 3 балла – 3 единицы и т.д.

Интерпретация результатов:

От 34 до 40 единиц – высокий уровень нравственной самооценки.

От 24 до 33 единиц – средний уровень нравственной самооценки.

От 16 до 23 единиц – нравственная самооценка находится на уровне ниже среднего.

От 10 до 15 единиц – низкий уровень нравственной самооценки.

Методика №2: Диагностика этики поведения

Инструкция:

Учитель объявляет детям: "Я прочитаю вам пять незаконченных предложений. Вы должны подумать и каждое из этих предложений дописать сами. Переписывать первую часть предложений не надо".

Текст:

1.                      Когда я вижу кого-то из ребят в нелепой ситуации, то я…

2.                      Если кто-то надо мной смеется, то я…

3.                      Если я хочу, чтобы меня приняли в игру, то я…

4.                      Когда меня постоянно перебивают, то я…

5.                      Когда мне не хочется общаться с одноклассниками, я…

Интерпретация:

Первый вопрос: отрицательный результат проявляется, если в ответе присутствуют: равнодушие, агрессия, легкомысленное отношение. Положительный результат: помощь, сочувствие.

Второй вопрос: Отрицательный результат: агрессия, разные способы психологического подавления. Положительный результат: отсутствие реакции, уход от ситуации; высказывание своих чувств, мнения без грубости и агрессии.

Третий вопрос: Отрицательный результат: Давление, агрессия, хитрость. Положительный результат: Самоутверждающее поведение, построенное на равноправных отношениях, открытая позиция.

Четвертый вопрос: Отрицательный результат: Отсутствие всякой реакции, агрессия, раздражение, угроза, давление. Положительный результат: Высказывание своего пожелания, мнения, чувств, отношения без агрессии и грубости.

Пятый вопрос: Отрицательный результат: Грубость, агрессия, нетактичность. Положительный результат: Тактичное, мягкое, понятное высказывание своего пожелания.

 

Методика №3: Диагностика отношения к жизненным ценностям

 

Инструкция:

"Представьте, что у вас есть волшебная палочка и список 10-ти желаний, выбрать из которых можно только 5-ть" Список учитель заранее выписывает на доске.

Список желаний:

1.                      Быть человеком, которого любят

2.                      Иметь много денег

3.                      Иметь самый современный компьютер

4.                      Иметь верного друга

5.                      Мне важно здоровье родителей

6.                      Иметь возможность многими командовать

7.                      Иметь много слуг и ими распоряжаться

8.                      Иметь доброе сердце

9.                      Уметь сочувствовать и помогать другим людям

10.                  Иметь то, чего у других никогда не будет

Интерпретация:

· Номера отрицательных ответов: №№ 2, 3, 6, 7, 10.

· Пять положительных ответов – высокий уровень.

· 4-е, 3-и – средний уровень.

· 2-а – ниже среднего уровня.

· 0-1 – низкий уровень.

Методика №4: Диагностика нравственной мотивации

Инструкция:

"Я прочитаю вам 4-е вопроса. Вам нужно выбрать из четырех данных на них ответов один"

Вопросы:

1.                      Если кто-то плачет, то я.

o Пытаюсь ему помочь.

o Думаю о том, что могло произойти.

o Не обращаю внимания.

2.                      Я с другом играю в бадминтон, к нам подходит мальчик лет 6-7, и говорит, что у него нет такой игры.

o Я скажу ему, чтобы он не приставал.

o Отвечу, что не могу ему помочь.

o Скажу, чтобы он попросил родителей ему купить такую игру.

o Пообещаю, что он может придти с другом и поиграть.

3.                      Если кто-то в компании расстроился из-за того, что проиграл в игру.

o Я не обращу внимания.

o Скажу, что он размазня.

o Объясню, что нет ничего страшного.

o Скажу, что надо лучше научиться этой игре.

4.                      Ваш одноклассник на вас обиделся вы:

o Подумаю о его чувствах и о том, что я могу сделать в этой ситуации.

o Обижусь в ответ.

o Докажу ему, что он не прав.

Обработка результатов:

Ключ положительных ответов: 1-а, 2-г, 3-в, 4-а.

Далее учитель подсчитывает сумму положительных ответов, данных учеником.

· 4 бала – высокий уровень

· 2, 3 бала – средний уровень

· 0, 1 бал – низкий уровень


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Нравственное воспитание учащихся начальной школы.

Статья раскрывает  истоки формирования  нравственного воспитания младших школьников....

Духовно-нравственное воспитание учащихся начальной школы на уроках чтения

Проблемы духовно-нравственного воспитания на уроках чтения в начальной школе....

Программа комплексных мероприятий по духовно-нравственному воспитанию учащихся начальной школы «Русь Златоглавая. Ты – её частичка».

Срок реализации программы 4 года, возраст воспитанников 7-10 лет.С первого класса ребята принимают участие в работе школьного духовного центра «Светоч», проводятся факультативные занятия «Изучаем осно...

Духовно-нравственное воспитание учащихся начальной школы

Основная цель: развитие и воспитание функционально грамотной личности, человека нравственного, культурного, деятельного созидателя, гражданина, усвоившего общечеловеческие и национальные ценности....

Нравственное воспитание учащихся начальной школы

Нравственное воспитание личности ребёнка – одна из самых важных задач школы. И это закономерно, потому что в жизни нашего общества всё более возрастает роль нравственных начал, расширяется сфера дейст...

Духовно – нравственное воспитание учащихся начальной школы. Классный час

Душа каждого человека – зародыш прекрасного цветка, но расцветёт ли она, зависит от духовности и нравственного воспитания и образования, полученного человеком в семье и школе....